О равновесии сил в организме и о лечении пищей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О равновесии сил в организме и о лечении пищей



 

В трактате «О древней медицине», авторство которой приписывают другому греческому врачевателю и мыслителю Алкмеону Кротонскому, жившему во времена Гиппократа, имеются небезынтересные сведения о равновесии сил в организме.

Алкмеон Кротонский полагал, что основой здоровья является равновесие пар сил – влажного и сухого, холодного и горячего, горького и сладкого и других пар. Стоит только какой-то из этих сил начать преобладать в организме, его здоровье тут же нарушается.

В трактате читаем: «Есть горькое, соленое, сладкое, кислое, жесткое, мягкое и многое другое, бесчисленное по числу, разнообразное по свойствам, количеству и силе. Будучи смешанными и соразмерными, эти качества не проступают и не тяготят человека. Но если какое-то из них отделится и проступит, то сделается видимым и поразит человека тяжестью. Так и виды пищи, которые нам не полезны, будучи введены в тело, вредят...».

Врачеватель античности полагает, что если соленое, кислое, сладкое, горькое... находятся в правильном соотношении, то болезнь не коснется человека. Но если в организме соотношение элементов нарушается и в нем доминирует какая-то сила либо сочетание сил, то баланс нарушается и организм становится уязвимым.

Врачи древности придавали особое значение тому, чем питается человек. Для них пища служила лекарством.

В том же трактате сказано: «...Врачу необходимо знать о природе человека и всячески стремиться узнать, если только он намерен исполнить свой долг, что представляет собой человек по отношению к пище и питью...».

Врач должен был, исследовав пациента, установить, «по каким причинам и какой части человека» не соответствует та или иная пища, и заменить ее на ту, которая более ему показана. «...Есть...виды пищи и питья, приносящие вред», – сказано в трактате. Врачеватели древности выясняли, какого меню придерживается больной, и в соответствии с его состоянием предлагали ему нужную диету. Они подбирали ему набор таких продуктов питания, которые постепенно устраняли сам корень патологии. В основном, античные врачи в своей целительской практике применяли диетотерапию и фитотерапию. К хирургическим вмешательствам они обращались только в крайних случаях, чаще всего при травмах полостей и конечностей.

Врач-мыслитель Алкмеон Кротонский считал, что особо чувствительные и восприимчивые люди наиболее подвержены недомоганиям, ибо их организм, как правило, недостаточно силен, чтобы противостоять тем или иным неблагим воздействиям: «Та человеческая природа, которая быстро и остро ощущает изменения, слабее других. А кто слаб, тот близок к болезни; кто уже болен – еще слабее и тяжелее страдает, если сделает что-то несвоевременно».

Также Алхмеон Кротонский считал, что врачебное искусство должно быть точным. Он писал: «Трудно добиться точности в искусстве. А в практике врачевания многое требует точности».

Теория гуморальной* патологии

*Гуморальный (от лат. humor – жидкость) – связанный с жидкостями животного организма – кровью, лимфой, тканевой жидкостью; гуморальные факторы, гуморальные агенты – физиологически активные вещества (напр., гормоны), образующиеся в организме и оказывающие физиологическое действие через жидкости – кровь, лимфу, тканевую жидкость.

Чтобы перейти к рассмотрению теории гуморальной патологии в ее традиционном общепринятом понимании, скажем еще несколько слов о концепции Алкмеона Кротонского.

Как уже было замечено, основная причина болезней человека, как полагает А. Кротонский, в нарушении равновесия между влажным и сухим, холодным и горячим, горьким и сладким... Если эти качества уравновешены, сбалансированы в организме, то он, как правило, здоров; если нет, то в нем имеются те или иные нарушения.

Изложенная в трактате Алкмеона Кротонского теория гуморальной патологии отличается от традиционной концепции четырех влаг организма, к которым относятся:

• желтая желчь

• черная желчь

• кровь

• флегма (с греческого – слизь, мокрота)

Традиционная концепция гуморальной патологии, на долгое время ставшая основой европейской медицины, изложена в трактате «Гиппократовского корпуса» «О природе человека». Его автором считают некоего ятрософиста*, жившего во времена Гиппократа.

*Ятрософист (греч. Iatros – врач, sophists – учитель, философ) – врач и мыслитель.

Впрочем, есть версия, что автором является сам Гиппократ. В этом был убежден, например, Гален, один из самых знаменитых врачевателей Древнего Рима, живший несколько позже Гиппократа.

Как считали древние врачи и философы (ятрософисты), природа человека состоит из четырех главных жидкостей, – крови, слизи и желчи (желтой и черной).

Человек здоров, если эти жидкости качественны и находятся в правильном сочетании. И человек заболевает, если состав их ухудшается и соотношение их в организме несбалансировано.

В трактате читаем: «Тело человека содержит в себе кровь, слизь и желчь, желтую и черную; из них состоит природа тела, и через них оно и болеет, и бывает здоровым. Бывает оно наиболее здоровым тогда, когда эти части соблюдают соразмерность при взаимном смешении в отношении силы и количества и когда они хорошо перемешаны. Болеет же тело тогда, когда какой-либо из этих частей будет или меньше, или больше, или когда она отделится в теле и не будет смешана со всеми остальными, будет существовать сама по себе. То место, откуда она вышла, подвергается болезни, но также и то, куда она излилась, переполнившись, поражается болями и страданием».

Согласно данным из другого сочинения «Афоризмы» (авторство приписывают Гиппократу), каждое из 4-х «соков» обладает основным свойством: для крови характерна «влажная теплота», для слизи – «холодная влажность», для желтой желчи – «сухое тепло», а для черной желчи – «холодная сухость». При правильном смешении «соков» организм здоров, но при нарушении смешения в нем возникают те или иные неполадки, сбои.

Таким образом, врачи древности придавали особое значение составу жидкостных сред человеческого организма, их циркуляции и их взаимодействию. В трактате «О природе человека» сказано: «...Все они не суть одно, но каждое из них имеет собственную свою силу и природу».

Каждая из жидкостей при определенных условиях может вызвать в организме различные нарушения. У человека могут появляться боли, на его теле возникают многочисленные нарывы и нагноения. Как считали древние врачи и мыслители, у человека по той же причине могут образовываться язвы и опухоли.

Древние эскулапы придавали значение питанию больного, характеру его выделений, температуре его тела, его пульсу, обращали внимание и на природные факторы, такие как влажность, атмосферное давление, ветер, сухость...

Автор трактата сообщает о взаимосвязи между временами года и типами жидкостей. Так, зимою у человека увеличивается количество слизи, которая по природе своей холодна. И именно в это время в организме человека возникают «белые опухоли» и «флегматозные болезни».

Весной, когда холода ослабляются, в организме все еще много слизи, но уже возрастает приток крови: «...Увеличивается кровь как от дождей, так и от дневной теплоты, ибо ее природе наиболее соответствует это время года, как теплое и влажное». Именно весной, а также летом у людей появляются признаки дизентерии, когда из носа у них течет кровь и когда они «наиболее горячи и красны».

«Летом, – пишет автор, – кровь еще остается в силе, но в теле поднимается желчь и усиливается до осени. В период осени кровь вырабатывается в малом количестве, потому что ее природе противна осень. Но желчь летом и осенью завладевает телом».

Летом и осенью из-за избытка желчи у человека меняется цвет кожи, его лихорадит, и в полость рта выбрасывается желчь. Осенью особенно сильно и в наибольшем количестве выделяется черная желчь.

 Летом очень слабо выделяется слизь, потому что это время «вследствие сухоты и теплоты противоречит ее природе». Но когда приближается зима, то количество слизи возрастает. А желчь, охлажденная, выделяется в малом количестве.

В трактате читаем: «Итак, все элементы содержатся постоянно в теле человека, но только вследствие перемен года они то увеличиваются, то уменьшаются: каждый в своей пропорции и сообразно своей природе, ибо всякий год заключает в себе все элементы – и теплые, и холодные, и сухие, и влажные».

И далее сказано, что если какого-то элемента будет недоставать, то все элементы постепенно исчезнут: «…Так как вследствие одной и той же необходимости они существуют все вместе и питают друг друга взаимно, – так же точно, если будет недоставать какого-либо из тех элементов, которые органично присущи человеку, то, конечно, человек не будет в состоянии жить».

Автор делает заключение: «Как в течение года господствует то зима, то весна, то лето, то осень, так и в человеке преобладает то слизь, то кровь, то желчь, сначала желтая, а потом так называемая черная».

Автор трактата возражает против концепции, из которой явствует, что человеческая природа состоит либо из крови, либо из слизи, либо из желчи. Он считает, что человек (и животные) содержит в себе все вышеназванные жидкости – и кровь, и слизь, и желчь, желтую и черную, которые постоянно взаимодействуют между собой в организме, питают его, и не могут существовать одно без другого. Он пишет: «…Все те начала, которые, по-моему мнению, составляют человека, суть одни и те же и по установленному обычаю, и по природе… Каждое из них имеет свою собственную силу и природу».

Завершая разговор о концепции четырех «кардинальных соков», то есть гуморальной патологии, исследователем и приверженцем которой были Гиппократ и его многочисленные единомышленники и последователи, приведем убедительное высказывание австрийского современного профессора медицины Г. Глязера: «Медицинское мышление Гиппократа является не только пангуманистическим, охватывающим всего человека, весь его организм, но и панкосмическим, вовлекающим в распознавание и лечение весь мир, со всеми его явлениями природы и событиями в ней. Учение о четырех соках, то есть гуморальная патология, является его альфой и омегой. И если в настоящее время гуморальное мышление стало нужным снова, в связи с учением о внутренней секреции, то это только новая оправа и новое содержание гиппократического мышления».

 

 

Ибн Сина (Авиценна)

Великий мыслитель, ученый-энциклопедист средневекового Востока Абу Али Ибн Сина (980 – 1037) родился в селении Афшана близ Бухары, считавшейся тогда одним из культурных и научных центров всего мусульманского Востока (нынешний Узбекистан). По происхождению был согдийцем, его имя в латинской транскрипции произносилось Авиценна. И в Европе он больше известен как Авиценна.

С малых лет Авиценна отличался необыкновенными способностями. Уже к десяти годам он свободно читал Коран и знал произведения арабских классиков, достиг больших познаний в грамматике, стилистике и поэтике.

Он получил образование в Бухаре, там же начал свою деятельность в качестве врача.

Авиценна преуспел в 12 науках, но более всего он старался уделять внимание познанию естественных наук и медицины, врачебного искусства, бесплатно леча больных и постоянно совершенствуя свою врачебную практику.

Авиценна был выдающимся врачом своего времени. Когда ему было 17 лет, его пригласили к правителю страны Нуха Ибн Мансуру в целях оказания помощи, потому что тот был серьезно болен и никакие врачи не могли ему помочь. И юный врач смог исцелить занемогшего. В знак благодарности правитель оставил его при дворе и дал ему разрешение пользоваться книгами из его уникальной библиотеки, лучшей в то время на всем Ближнем Востоке.

Когда Авиценне исполнилось 22 года, он переехал в Хорезм. В течение десятилетия его исследовательская и врачебная деятельность протекала в окружении видных ученых того времени. Среди них он встречался и с Абу Райханом Беруни (973 – 1048).

К сожалению, в этот период жизни великий ученый сталкивается со многими трудностями. Примерно в 1011 – 1012 годах Авиценна вынужден был вести скитальческий образ жизни. Преследуемый правителем Газны Султаном Махмудом, он переезжает из Хорезма в Хорасан, затем направляется в Хамадан и далее поселяется в Исфагене. До конца жизни Авиценна не имел возможности вернуться на родину. Он умер в 1037 году в возрасте 58 лет от колита. Был похоронен в г. Хамадане (территория Ирана).

Как выдающийся ученый Авиценна преуспел во всех областях знаний того времени – философии, логики, физики, астрономии, психологии, химии, математики, этики, литературы, языкознания. Но прославился он благодаря своим трактатам, посвященным общим и частным вопросам медицины. Авиценна, как указывают источники, является автором 450 сочинений, из которых до наших дней дошло около 240.

Основной труд Авиценны – «Канон врачебной науки». Это одна из самых знаменитых книг в истории мировой медицины. Автор работал над ней в течение 20 лет, ее объем 200 печатных листов.

     З. Бабаханов в предисловии к книге Авиценны «Трактат по гигиене» пишет: «"Канон врачебной науки", представляющий собой подлинную энциклопедию медицинской науки своего времени, – вершина научных трудов Ибн Сины, принесший ему многовековую славу во всем культурном мире. В течение 500 лет "Канон" служил настольной книгой для врачей многих стран Азии и Европы».

«Канон» представляет собой фундаментальный свод всех достижений арабской медицины на то время. Он включает в себя 5 книг.

В 1-й книге излагается общая теория целительства, медицины, даны основы анатомии и физиологии, переданы причины и механизмы заболеваний, а также их профилактика. В книге Авиценна рассматривает медицину как науку, которая направлена на решение двух вопросов – как сохранить здоровье и как вернуть его, если оно уже потеряно.

Во 2-й книге представлено учение Авиценны о лекарствах, их природе и методике их применения.

В 3-й книге уделяется внимание тем разделам патологии и терапии, в которых отводится место описанию отдельных болезней и их лечению. Эта книга самая большая по объему, она содержит 22 раздела.

В 4-й книге уделяется внимание хирургии и дается описание различных опухолей, а также заразных болезней. В ней приводятся сведения о лечении вывихов и переломов, дается общее представление о лихорадке (кризисах при болезнях), рассматривается учение о ядах.

В 5-й книге дается описание «сложных» лекарств, а также снова говорится о ядах и противоядиях.

И.М. Кветной в книге «От Гиппократа до Хьюмтрена» пишет: «Оригинальный, блестяще выполненный труд Авиценны не знает равных себе в истории медицины. Произведенное им впечатление во всем мире было огромным, еще в XVII веке это было одно из основных фундаментальных медицинских руководств в странах Старого и Нового Света.

После выхода «Канона» Авиценну стали называть «князем врачей». И это справедливо до сих пор. Авиценна прославил себя в веках. Его «Канон» до сих пор активно изучается и используется в медицинской практике (особенно в странах Востока)».

Кандидат философских наук Ольга Трефилова в статье «Бесценный Авиценна» (МК «Здоровье», 2002, № 3) пишет: «Авиценна был гигантом в пульсовой диагностике, которой посвящено 19 параграфов одного раздела «Канона». Он описал 48 разновидностей пульса, в частности, "дрожащий", "затухающий хвост", "пульс газели", "волнообразный", "муравьиный"».

Автор статьи отмечает, что Авиценна оставил очень точное описание таких трудноизлечимых болезней, как менингит, сахарный диабет, плеврит. Также он указал на заразность чумы и оспы. Впервые он открыл червеобразный отросток, аппендикс, и обратил внимание на то, что причиной аппендицита является его воспаление.

Авиценна, как сообщает О. Трефилова, первым проводил исследование больных, отравившихся опием и гашишем. Он описал фазы умирания при резком прекращении употребления наркотиков и советовал лечить наркоманов постепенным снижением дозы.

Авиценна, сказано в публикации, очень подробно описал операции камнесечения и трахеотомии (разрез гортани). Он впервые предложил использовать женский волос для наложения шва при операции на глазу и из свиной щетины при операции на прямой кишке, а также он рекомендовал применять катетер из кожи животных.

Стоит отдельно отметить, что Авиценна изложил учение о психических заболеваниях, о воздействии на них факторов внешней среды. Болезни нервной системы великий врач и мыслитель разделял на болезни мозга (эпилепсия, опухоли) и болезни нервов (параличи, онемения).

Советы Авиценны

О правильном питании

 

 

• Есть нужно с аппетитом; желательно не терпеть длительно голод, так как в результате голода желудок наполняется «плохими соками».

• Для лучшего усвоения пищи следует придерживаться такого режима: кушать один раз в день, а на следующий день – два раза в день, утром и вечером.

• Зимой нужно есть горячую пищу, а летом холодную или теплую.

• Подавленное душевное состояние, а также очень интенсивные движения препятствуют пищеварению.

• Новый прием пищи должен быть после того, как желудок и тонкий кишечник будут полностью свободными. Смешивать новую пищу со старой, «не созревшей» и не переваренной, очень вредно для здоровья.

• После явного переедания на следующий день нужно оставаться голодным и долго спать в умеренно теплом помещении. Если сон не помогает, то нужно непрерывно и долго ходить.

• Оптимальным количеством съеденной пищи считается такое, при котором пища не растягивает ребер и не вызывает урчания в животе. Кроме того, после приема пищи не должно быть тошноты, упадка сил, одури, бессонницы, не должен ощущаться вкус пищи при отрыжке, не должен учащаться пульс и не должно укорачиваться дыхание.

• Если после еды появляется жар, то пищу надо съедать постепенно, малыми порциями.

• Тем, у кого в организме преобладает черная желчь, надо есть увлажняющую и умеренно согревающую пищу.

• Если в организме преобладает желчь и человек при этом занимается физическими упражнениями, то их лучше делать перед едой. Таким людям полезны ягоды, абрикосы, персики, сливы, дыня.

 • Тот, у кого образуется слишком горячая кровь, нуждается в малопитательной, но горячащей и разжигающей пище.

 • Тучным людям не следует есть сразу же после бани, а лучше выждать немного и поспать. Им полезнее всего есть один раз в день.

 • Тому, кто нуждается в укреплении тела, следует принимать особенно питательную пищу, причем, дождавшись сильного чувства голода, и затем есть понемногу, чтобы пища лучше переваривалась.

• После переполняющей желудок пищи не следует спать и не следует делать слишком активные движения. Не рекомендуется также пить много воды, так как она заставляет пищу «всплывать в желудке» и отделяет пищу от внутренних поверхностей желудка.

• Терпеть жажду и спать полезно для лиц с холодной и влажной натурой, но вредно для тех, у кого натура горячая, с преобладанием в ней желчи.

• Когда человек уже в летах, ему необходимо постепенно уменьшать количество употребляемой пищи, так как в его организме пища склонна превращаться в излишки.

• Переедание вредно. Оно вызывает уменьшение усвояемости избыточного вещества пищи и увеличивает незрелые внутренние соки. Оно образует закупорки в протоках, истощает естественные силы, вызывает раз-личные гнилостные лихорадки, воспаление седалищного нерва, подагру и боли в суставах.

• Недоедание также вредно. Это приводит к падению сил, худосочию и обмороку. У людей с холодной натурой иногда случается одна из разновидностей худосочия, называемого шай хухи («старческая сухотка»).

 

 

О питье воды

 

 

• Лучше всего для питья подходит умеренно холодная или охлажденная извне льдом вода. Нежелательно пить воду, которая охлаждается льдом, брошенным в стакан или другой сосуд.

• Вредно пить воду натощак, после физических упражнений и после бани на пустой желудок.

• Не стоит поддаваться ночной жажде, которая возникает у страдающих после слишком плотного приема пищи. Такая жажда называется ложной, а в этом случае лучше ограничиться полосканием водой рта или короткой прогулкой на свежем воздухе.

• Пить воду нужно не залпом, а мелкими глотками, особенно при ложной жажде.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.062 с.)