Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этические концепции медицины.
Гиппократовский корпус
Знаменитого врача и мыслителя Древней Греции Гиппократа, жившего в 460 – 370 гг. до н. э., считают «отцом медицины». Аристотель (384 – 322 до н. э.) считал Гиппократа «величайшим врачом», а известный историк медицины Людвиг Эйдельштайн сообщал о том, что истинная слава пришла к Гиппократу позже – во времена другого великого врача, римлянина Галена (ок. 130 – 210 н. э.) Гиппократ родился на острове Кос (Малая Азия). К его имени добавилось определение эскулап, врач. Заметим, что «эскулап» произошло от корня «Асклепий» (имени одного из Богов). Жители острова Кос полагали, что они ведут свое происхождение от самого Бога Асклепия и потому считаются эскулапами, которым врачебная наука передавалась по наследству – от поколения к поколению. Игорь Моисеевич Кветной, член-корреспондент РАЕН, профессор, в книге «От Гиппократа до Хьюмтрена» пишет: «Все жители острова Кос были врачами... Таким образом, жизненный путь Гиппократа был предопределен еще до его рождения». И далее, высоко оценивая его поистине величайшее врачебное искусство, автор констатирует: «Ни жители Коса, ни родители Гиппократа, конечно, представить себе не могли, что их сын и земляк прославит свой город в веках, станет самым знаменитым врачом Древней Греции. Слава Гиппократа пережила века, его имя стало символом медицины. Медицины не культовой и обрядовой, а научной и профессиональной». Именно Гиппократ, как считает И. М. Кветной, заложил базу той врачебной методологии, которая послужила основой для появления научной медицины. До нас дошло немного сведений о земной жизни Гиппократа. Известно, что его отец, считавшийся потомком Геракла, тоже занимался врачебной практикой. Гиппократа отдали в школу врачевания в Косе, в которой он обучался по всем правилам того времени. После окончания школы юный эскулап совершил паломничество по различным местам Греции, во время которого он имел возможность общаться с широко известными людьми, в частности, с философом Демокритом. Это общение обогатило мировоззренческие и духовнонравственные позиции Гиппократа. Врачебной науке Гиппократ отдал 40 лет своей жизни. И. М. Кветной пишет: «Через всю его практику и философские размышления о медицине проходит красной нитью одна мысль – медицина является искусством, и, хотя он и заложил в нее научные основы, тем не менее, всю свою жизнь Гиппократ утверждал это и проповедовал главный принцип врачебного искусства – практику, повседневную работу у постели больного. «Опыт – истинный учитель врача»,– говорил он своим ученикам».
Гиппократ оставил своим последователям и потомкам много трактатов, в которых он рассматривал этиологию самых разных болезней, делился опытом врачевания, открывая своим ученикам основы целительской методологии. Уделял он внимание и специальной подготовке молодых эскулапов. Сочинения по общей медицине и трактаты с этическими аспектами медицины, написанные самим Гиппократом, а также другими врачевателями и мыслителями, разделяющими его воззрения, вошли в известный свод под названием «Гиппократовский корпус». Он составлен примерно из 60 сочинений, представляющих собой медицинские трактаты, которые были собраны под именем Гиппократа. Большая часть этих сочинений была составлена между 430 и 330 гг. до н. э. Поскольку трактаты написаны неоднородным стилем и имеют противоречия, то ученые-медики и специалисты различных областей знаний, работавшие над ними в качестве комментаторов, высказали предположение, что их авторами были разные исследователи, жившие во времена Гиппократа. Позже некоторые из ученых предположили, что эти медицинские трактаты написали в течение нескольких поколений семеро Гиппократов – члены одного семейного рода. «Гиппократовский корпус» состоит из следующих разделов: «Этика и деонтология», «Общая медицина», «Теория медицины. Анатомия. Физиология. Патология», «Частная патология и терапия», «Хирургия», «Глазные болезни», «Акушерство и гинекология», «Детские болезни»... «Гиппократовский корпус» открывается знаменитой «Клятвой Гиппократа», состоящей из 8 положений. «Клятва» пронизана исключительной преданностью врачебному искусству, почтением к Богам и состраданием к людям.
Клятва Клянусь врачом Аполлоном, Асклепием, Гигинеей и Панакеей, а также всеми богами и богинями, делая их свидетелями, исполнять по силам и разумению моему данную клятву и письменное обязательство: считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев, и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и все прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому.
Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости. Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария. Чисто и свято я буду проводить свою жизнь и свое искусство. Я не буду производить камнесечения, предоставив это людям, занимающимся таковым. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больных, будучи далек от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, как свободными, так и рабами. Чтобы при лечении, а также вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая все это постыдным для разглашения. Мне, исполняющему и не нарушающему клятву, да будет счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
Многие исследователи считали автором «Клятвы» самого Гиппократа. В книге «Гиппократ. Этика и общая медицина» (ред. С. Ю. Трохачева), сказано: «"Клятва" фиксируется в источниках, начиная с I в. Скрибоний Ларг впервые в античности упоминает это сочинение. Он считал, что Гиппократ, основатель врачебной профессии, сделал "Клятву" основой медицинского образования и, таким образом, обратил своих учеников в сторону гуманности». В некоторых греческих рукописях, относящихся к Средневековью, обнаружили христианский вариант Гиппократовской присяги. Гиппократовская «Клятва» послужила образцом для написания аналогичных текстов в самых разных культурах. В трактатах, вошедших в «Корпус» («О враче», «О благоприличии», «Наставления», «Об искусстве»), особое место уделено обязанностям врача, этическим аспектам медицины, а также медицине как искусству. В своей книге «О благоприличии» Гиппократ писал: «...Врач-философ равен Богу». Он считал, что между медициной и мудростью не должно быть различия. Мудрость, по его мнению, заключается в том, чтобы исследовать все то, что сотворено и дано человеку природой. Он писал: «…Должно… перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость». В том же трактате читаем: «Врачи склоняются перед богами, ибо в медицине нет чрезвычайного могущества». В трактате «Закон» сказано: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств». Древние врачи были убеждены в том, что вершина врачебного искусства – это восстановление организма собственными силами. И в основе этого утверждения – многовековой и даже многотысячелетний опыт истинных врачевателей и мыслителей, живших среди разных наций и народностей. В обязанности врача эпохи античности входило следующее:
• не снабжать никого смертельным ядом; • не предоставлять абортивные средства; • не вступать в полемику с родственниками больного; • хранить в тайне сведения о больном, не подлежащие разглашению; • не заниматься самовосхвалением; • обращаться к коллегам в трудных случаях; • быть умеренным в оплате за услуги, при необходимости предоставлять таковые безвозмездно; • быть чистым и порядочным в личной жизни, т. е. быть философом в высоком смысле этого слова; • соблюдать опрятность в одежде, не употреблять благовоний и вина при пациенте. В книге «О враче», авторство которой приписывают Гиппократу, говорится о внешности и о внутренних качествах врача, о том каким должен быть врачебный кабинет, что собой представляют медицинские инструменты и об искусстве хирурга при операциях. Автор, например, пишет: «Во всем том, что требует хирургического воздействия, сечения или прижигания, рекомендуются в равной мере скорость и медленность, ибо есть нужда в той и другой. Именно: у кого операция делается одним сечением, разъятие тканей следует делать быстро; так как оперируемым приходится страдать, причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро. Но где необходимо делать многие сечения, там должно употреблять медленную работу рук, ибо скорость причиняет непрерывную и большую боль; медленность же доставляет некоторое ослабление боли у оперируемых». В том же трактате содержится глава, в которой говорится об опухолях (или нарывах) и язвах. Гиппократ считает, что они представляют особую сложность в лечении: «Что касается опухолей (нарывов) и язв, которые принадлежат к более серьезным болезням, то здесь мы должны бороться за наибольшее искусство и умение разрушать опухоли и препятствовать их сгущениям; затем стягивать их в место видное и как можно более узкое, и само возрастание делать равномерным во всей опухоли, ибо если оно не будет равномерным, то есть опасность, что она прорвется и сделается трудноизлечимой, превратившись в язву. Итак, должно достигать равномерности, делая все одинаково зрелым, и как не вскрывать прежде времени, так и не допускать, чтобы само собой прорвалось». Гиппократ приводит классификацию язв, которые, так же как и опухоли, с трудом поддаются лечению. Он пишет: «Язвы имеют, по-видимому, четыре способа распространения: один – в глубину, таковы фистулезные язвы и скрытые под рубцом, внутри полые; другой – когда они стремятся кверху, это те, которые имеют сверху выросшее мясо. Третий род – в ширину, это так называемые ползущиe. Четвертый путь –...он один, кажется, имеет движение по природе. Вот таковы-то страдания плоти».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.01 с.) |