Этические концепции медицины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические концепции медицины.



Гиппократовский корпус

 

Знаменитого врача и мыслителя Древней Греции Гиппократа, жившего в 460 – 370 гг. до н. э., считают «отцом медицины». Аристотель (384 – 322 до н. э.) считал Гиппократа «величайшим врачом», а известный историк медицины Людвиг Эйдельштайн сообщал о том, что истинная слава пришла к Гиппократу позже – во времена другого великого врача, римлянина Галена (ок. 130 – 210 н. э.)

Гиппократ родился на острове Кос (Малая Азия). К его имени добавилось определение эскулап, врач. Заметим, что «эскулап» произошло от корня «Асклепий» (имени одного из Богов). Жители острова Кос полагали, что они ведут свое происхождение от самого Бога Асклепия и потому считаются эскулапами, которым врачебная наука передавалась по наследству – от поколения к поколению.

Игорь Моисеевич Кветной, член-корреспондент РАЕН, профессор, в книге «От Гиппократа до Хьюмтрена» пишет: «Все жители острова Кос были врачами... Таким образом, жизненный путь Гиппократа был предопределен еще до его рождения».

И далее, высоко оценивая его поистине величайшее врачебное искусство, автор констатирует: «Ни жители Коса, ни родители Гиппократа, конечно, представить себе не могли, что их сын и земляк прославит свой город в веках, станет самым знаменитым врачом Древней Греции. Слава Гиппократа пережила века, его имя стало символом медицины. Медицины не культовой и обрядовой, а научной и профессиональной». Именно Гиппократ, как считает И. М. Кветной, заложил базу той врачебной методологии, которая послужила основой для появления научной медицины.

До нас дошло немного сведений о земной жизни Гиппократа. Известно, что его отец, считавшийся потомком Геракла, тоже занимался врачебной практикой. Гиппократа отдали в школу врачевания в Косе, в которой он обучался по всем правилам того времени. После окончания школы юный эскулап совершил паломничество по различным местам Греции, во время которого он имел возможность общаться с широко известными людьми, в частности, с философом Демокритом. Это общение обогатило мировоззренческие и духовнонравственные позиции Гиппократа.

Врачебной науке Гиппократ отдал 40 лет своей жизни.

И. М. Кветной пишет: «Через всю его практику и философские размышления о медицине проходит красной нитью одна мысль – медицина является искусством, и, хотя он и заложил в нее научные основы, тем не менее, всю свою жизнь Гиппократ утверждал это и проповедовал главный принцип врачебного искусства – практику, повседневную работу у постели больного. «Опыт – истинный учитель врача»,– говорил он своим ученикам».

Гиппократ оставил своим последователям и потомкам много трактатов, в которых он рассматривал этиологию самых разных болезней, делился опытом врачевания, открывая своим ученикам основы целительской методологии. Уделял он внимание и специальной подготовке молодых эскулапов.

Сочинения по общей медицине и трактаты с этическими аспектами медицины, написанные самим Гиппократом, а также другими врачевателями и мыслителями, разделяющими его воззрения, вошли в известный свод под названием «Гиппократовский корпус». Он составлен примерно из 60 сочинений, представляющих собой медицинские трактаты, которые были собраны под именем Гиппократа. Большая часть этих сочинений была составлена между 430 и 330 гг. до н. э.

Поскольку трактаты написаны неоднородным стилем и имеют противоречия, то ученые-медики и специалисты различных областей знаний, работавшие над ними в качестве комментаторов, высказали предположение, что их авторами были разные исследователи, жившие во времена Гиппократа. Позже некоторые из ученых предположили, что эти медицинские трактаты написали в течение нескольких поколений семеро Гиппократов – члены одного семейного рода.

«Гиппократовский корпус» состоит из следующих разделов: «Этика и деонтология», «Общая медицина», «Теория медицины. Анатомия. Физиология. Патология», «Частная патология и терапия», «Хирургия», «Глазные болезни», «Акушерство и гинекология», «Детские болезни»...

«Гиппократовский корпус» открывается знаменитой «Клятвой Гиппократа», состоящей из 8 положений. «Клятва» пронизана исключительной преданностью врачебному искусству, почтением к Богам и состраданием к людям.

 

 

Клятва

Клянусь врачом Аполлоном, Асклепием, Гигинеей и Панакеей, а также всеми богами и богинями, делая их свидетелями, исполнять по силам и разумению моему данную клятву и письменное обязательство: считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев, и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и все прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому.

 Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости.

Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария.

Чисто и свято я буду проводить свою жизнь и свое искусство.

Я не буду производить камнесечения, предоставив это людям, занимающимся таковым.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больных, будучи далек от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, как свободными, так и рабами.

Чтобы при лечении, а также вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая все это постыдным для разглашения.

Мне, исполняющему и не нарушающему клятву, да будет счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

 

Многие исследователи считали автором «Клятвы» самого Гиппократа.

В книге «Гиппократ. Этика и общая медицина» (ред. С. Ю. Трохачева), сказано: «"Клятва" фиксируется в источниках, начиная с I в. Скрибоний Ларг впервые в античности упоминает это сочинение. Он считал, что Гиппократ, основатель врачебной профессии, сделал "Клятву" основой медицинского образования и, таким образом, обратил своих учеников в сторону гуманности».

В некоторых греческих рукописях, относящихся к Средневековью, обнаружили христианский вариант Гиппократовской присяги. Гиппократовская «Клятва» послужила образцом для написания аналогичных текстов в самых разных культурах.

    В трактатах, вошедших в «Корпус» («О враче», «О благоприличии», «Наставления», «Об искусстве»), особое место уделено обязанностям врача, этическим аспектам медицины, а также медицине как искусству. В своей книге «О благоприличии» Гиппократ писал: «...Врач-философ равен Богу». Он считал, что между медициной и мудростью не должно быть различия. Мудрость, по его мнению, заключается в том, чтобы исследовать все то, что сотворено и дано человеку природой. Он писал: «…Должно… перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость». В том же трактате читаем: «Врачи склоняются перед богами, ибо в медицине нет чрезвычайного могущества».

В трактате «Закон» сказано: «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств».

    Древние врачи были убеждены в том, что вершина врачебного искусства – это восстановление организма собственными силами. И в основе этого утверждения – многовековой и даже многотысячелетний опыт истинных врачевателей и мыслителей, живших среди разных наций и народностей.

    В обязанности врача эпохи античности входило следующее:

  • не снабжать никого смертельным ядом;

  • не предоставлять абортивные средства;

  • не вступать в полемику с родственниками больного;

  • хранить в тайне сведения о больном, не подлежащие разглашению;

  • не заниматься самовосхвалением;

  • обращаться к коллегам в трудных случаях;

  • быть умеренным в оплате за услуги, при необходимости предоставлять таковые безвозмездно;

  • быть чистым и порядочным в личной жизни, т. е. быть философом в высоком смысле этого слова;

  • соблюдать опрятность в одежде, не употреблять благовоний и вина при пациенте.

  В книге «О враче», авторство которой приписывают Гиппократу, говорится о внешности и о внутренних качествах врача, о том каким должен быть врачебный кабинет, что собой представляют медицинские инструменты и об искусстве хирурга при операциях. Автор, например, пишет: «Во всем том, что требует хирургического воздействия, сечения или прижигания, рекомендуются в равной мере скорость и медленность, ибо есть нужда в той и другой. Именно: у кого операция делается одним сечением, разъятие тканей следует делать быстро; так как оперируемым приходится страдать, причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро. Но где необходимо делать многие сечения, там должно употреблять медленную работу рук, ибо скорость причиняет непрерывную и большую боль; медленность же доставляет некоторое ослабление боли у оперируемых».

В том же трактате содержится глава, в которой говорится об опухолях (или нарывах) и язвах. Гиппократ считает, что они представляют особую сложность в лечении: «Что касается опухолей (нарывов) и язв, которые принадлежат к более серьезным болезням, то здесь мы должны бороться за наибольшее искусство и умение разрушать опухоли и препятствовать их сгущениям; затем стягивать их в место видное и как можно более узкое, и само возрастание делать равномерным во всей опухоли, ибо если оно не будет равномерным, то есть опасность, что она прорвется и сделается трудноизлечимой, превратившись в язву. Итак, должно достигать равномерности, делая все одинаково зрелым, и как не вскрывать прежде времени, так и не допускать, чтобы само собой прорвалось».

Гиппократ приводит классификацию язв, которые, так же как и опухоли, с трудом поддаются лечению. Он пишет: «Язвы имеют, по-видимому, четыре способа распространения: один – в глубину, таковы фистулезные язвы и скрытые под рубцом, внутри полые; другой – когда они стремятся кверху, это те, которые имеют сверху выросшее мясо. Третий род – в ширину, это так называемые ползущиe. Четвертый путь –...он один, кажется, имеет движение по природе. Вот таковы-то страдания плоти».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.01 с.)