Философские основы исторического материализма: цель, предмет и область применения исторического материализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские основы исторического материализма: цель, предмет и область применения исторического материализма



 

Великий переворот в общественной науке, каким явилось открытие законов исторического материализма, мог быть совершен лишь на основе высшего достижения философской мысли – на основе диалектического материализма.

Маркс и Энгельс вывели принципы диалектического материализма в результате обобщения всемирно-исторической практики и великих открытий в области естествознания, преодолев непоследовательность, ограниченность и односторонность старого, метафизического материализма, преодолев гегелевскую идеалистическую диалектику.

В отличие от всех прежних философских учений, являвшихся достоянием одиночек или небольших школ, диалектический материализм возник как теоретическое революционное знамя рабочего класса.

Коренной недостаток всего домарксовского материализма состоял в его созерцательности, в оторванности от практики. Старый материализм стремился лишь к тому, чтобы объяснить мир, тогда как перед пролетариатом встала задача не только объяснить, но и изменить мир, уничтожить капитализм, построить новое, бесклассовое, коммунистическое общество.

Диалектический материализм не был бы последовательным и революционным мировоззрением, если бы он не был распространен на познание общества, если бы он не был применен к стратегии и тактике классовой борьбы пролетариата. И, наоборот, исторический материализм был бы невозможен без диалектического материализма, без своей общефилософской, теоретико-познавательной основы.

Говоря о диалектическом материализме как принципиально новом философском направлении, Энгельс отмечал: «Люди этого направления решились понимать действительный мир – природу и историю – таким, каким он сам дается всякому, кто подходит к нему без предвзятых идеалистических выдумок; они решились без сожаления пожертвовать всякой идеалистической выдумкой, которая не соответствует фактам, взятым в их собственной, а не в какой-то фантастической связи. И ничего более материализм вообще не означает. Новое направление отличалось лишь тем, что здесь впервые действительно серьезно отнеслись к материалистическому мировоззрению, что оно было последовательно проведено – по крайней мере в основных чертах – во всех рассматриваемых областях знания». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, 1948, стр. 366.)

«Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, – из крепостничества, например, вырастает капитализм. (В. И. Ленин, Соч., т. 19, изд. 4, стр. 5.)

Итак, если приступать к рассмотрению исторического материализма как, собственно, науки, то нужно заметить, что каждая наука имеет свой особый предмет исследования. Так, например, политическая экономия изучает законы развития общественно-производственных, т. е. экономических, отношений людей. Эстетика как наука изучает закономерности развития искусства. Языкознание изучает законы возникновения и развития языка и т. д.

Каков же предмет, изучаемый историческим материализмом? Исторический материализм является наукой о наиболее общих законах развития общества. Названные выше общественные науки (политическая экономия, эстетика, языкознание) изучают развитие тех или иных отдельных сторон общественной жизни, определенных видов общественных отношений. Исторический материализм в отличие от этих наук изучает законы развития общества в целом, во взаимодействии всех его сторон. С этой точки зрения исторический материализм как наука является дисциплиной более крупной науки - собственно, истории, однако дисциплиной едва ли не важнейшей, поскольку в конечном счёте все остальные дисциплины, направления, да и сама история, пытаются ответить на вопросы как? и почему?, а исторический материализм помогает ответить на второй - на вопрос о том, что определяет характер общественного строя, чем обусловливается развитие общества, от чего зависит переход от одного общественного строя к другому, например переход от капитализма к социализму. В отличие от гражданской истории, которая призвана отобразить во всей конкретности ход событий, совершавшихся в общественной жизни отдельных стран и народов (то есть ответить на вопрос как?), исторический материализм имеет своей задачей исследование общих законов исторического процесса. Они друг без друга не могут существовать в качестве наук. Исторический материализм дает научный ответ на самые коренные, самые важные вопросы общественной науки, без выяснения которых нет возможности правильно объяснить развитие общественной жизни в целом и развитие любой из ее отдельных сторон, а история в целом является для исторического материализма источником фактического материала, позволяющего историческому материализму эти самые законы исторического развития выявлять.²

Как научная теория, дисциплина истории и полноценная наука, исторический материализм указывает путь к осознанию истории как единого, закономерного процесса, взятого во всей его многосторонности и противоречивости. Исторический материализм представляет собой цельную и стройную научную теорию, объясняющую развитие общества, переход от одного общественного строя к другому. Вместе с тем он является истинным с философской точки зрения и наиболее эффективным в своем ядре (однако совершенно не значит, что законченным в своём развитии и совершенно догматичным! как и любая наука, он должен развиваться и совершенствоваться!), научным методом изучения каждой из отдельных сторон общественной жизни, методом исследования конкретных исторических явлений и в целом – истории стран и народов.

Исторический материализм как составная часть марксизма служит научным методом для всех отраслей общественного знания. Экономист, правовед, искусствовед, историк, если они не опираются на теорию и метод исторического материализма, будут блуждать среди бесчисленных явлений общественной жизни, исторических событий, не умея за случайностями увидеть историческую закономерность, за частностями – целое, за деревьями – лес. Исторический материализм дает исследователю руководящую нить исследования, которая обеспечивает возможность свободно и сознательно двигаться в сложном лабиринте исторических фактов. Исторический материализм – это не схема, не сводка абстрактных положений, принципов, которые следует лишь зазубрить; нет, это вечно живая, творчески развивающаяся общественная теория и метод познания общественной жизни.

Ключевым же отличием исторического материализма от истории в целом, как и диалектического материализма от философии, является то, что он, как наука о законах развития общества, служит не только методом познания общества, но и методом его преобразования, методом революционного действия. Исторический материализм вооружает борцов за коммунизм знанием законов развития общества, дает им силу ориентировки, ясность перспективы, позволяет правильно разобраться в обстановке, понять смысл событий и предвидеть их дальнейшее развитие, с тем, чтобы, следуя логике исторического развития, достичь цели освобождения труда. Потому далее мы подробно рассмотрим наиболее важные моменты исторического материализма - чтобы те, кто будет осуществлять практику истории, не столкнулись с непониманием оной.

 

Ключевые тезисы исторического материализма:

 

Материалистичность истории

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.005 с.)