Индивидуальный предприниматель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный предприниматель



Субъектом локального нормативного регулирования является работодатель (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

До внесения изменений в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) наименование и содержание ст. 372 ТК РФ предусматривали процедуру учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации, что приводило к выводу о невозможности для работодателей - физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, принимать локальные нормативные акты.

После принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ правом принятия локальных нормативных актов наделены все работодатели, указанные в ст. 20 ТК РФ, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Соглашаясь с позицией законодателя, А.Ф. Нуртдинова указывает, что исключение работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, из числа субъектов локального нормотворчества связано с отсутствием у таких работодателей коллектива работников, выполняющих взаимосвязанные трудовые функции, требующие организации трудового процесса[31].

Однако в юридической литературе встречаются и иные точки зрения. Так, Е.А. Ершова указывает, что число работников, работающих у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, может и превышать число работников индивидуального предпринимателя, в связи с чем предлагает обязывать любого работодателя, являющегося физическим лицом, принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы права, в случае заключения трудового договора с определенным числом работников (например, с 30 и более работниками)[32].

Принятие локальных нормативных актов названо в ст. 22 ТК РФ в числе основных прав работодателя (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Соответственно, именно работодателем как обладателем соответствующего права должен решаться вопрос о том, реализовывать ли такое право и каким образом.

Однако положения некоторых статей ТК РФ изложены таким образом, что предполагают наличие определенного локального нормативного акта у каждого работодателя, не закрепляя при этом напрямую обязанность его принятия.

Например, в соответствии со ст. 86 ТК РФ работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Статьей 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Соответственно, обоснованным является вопрос о том, чем является принятие локального нормативного акта - правом работодателя или его обязанностью?[33].

По мнению А.Ф. Нуртдиновой, у любого работодателя (за исключением работодателя - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) должен существовать минимально определенный внутренний правопорядок, который включает нормы труда, систему оплаты труда, порядок индексации заработной платы, режим рабочего времени и времени отдыха, правила охраны труда, перечень обязанностей работников применительно к должностям.

Установление такого правопорядка следует рассматривать как обязанность работодателя, поскольку в противном случае регламентация трудовой деятельности и условий труда будет страдать пробельностью, которая сделает практически невозможным управление процессом труда[34].

Однако такой вывод должен приводить к возможности привлечения работодателя к юридической (в том числе административной) ответственности при отсутствии у него локального нормативного акта, обязательность принятия которого определена законом, а также к возможности осуществить установленными законом способами понуждение к исполнению установленной обязанности.

Следует отметить, что в судебной практике встречаются примеры действий государственных инспекций труда, пытающихся привлекать работодателя к административной ответственности за отсутствие в локальном нормативном акте определенных положений.

Так, например, известны случаи привлечения работодателей государственной инспекцией труда к административной ответственности за отсутствие в таком локальном нормативном акте как правила внутреннего трудового распорядка положений об обязанностях и ответственности работников[35]. При этом суд не исследовал вопрос о том, привело ли отсутствие этих положений к нарушению прав какого-то конкретного работника или нескольких работников.

В других случаях суд указал, что невключение в Правила внутреннего распорядка указания на то, что 6 и 8 января являются новогодними каникулами, не свидетельствует о нарушении работодателем установленных государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, так как не повлияло на трудовые отношения, связанные с реализацией предусмотренных трудовым законодательством прав граждан, включая и их право на охрану труда. Указанные дни являются новогодними каникулами в соответствии с положениями ст. 112 ТК РФ, которые не могут быть изменены локальным нормативным актом.

Некоторые ученые также поддерживают идею об обязательности отдельных локальных нормативных актов работодателя и утверждают, что обязательными для принятия каждым работодателем являются следующие локальные нормативные акты:

1) штатное расписание;

2) правила внутреннего трудового распорядка;

3) должностные инструкции;

4) положения об оплате труда, инструкции по охране труда;

5) положения о комитетах и комиссиях по охране труда[36].

Другие ученые склоняются к выводу об отсутствии обязанности работодателя принимать локальные нормативные акты.

Так, Е.Б. Хохлов указывает, что в настоящее время издание ни правил внутреннего распорядка, ни вообще каких бы то ни было локальных нормативных актов не является обязанностью работодателя, что является серьезным упущением со стороны государства[37].

М.В. Лушникова, А.М. Лушников указывают, что работодатель по общему правилу не обязан принимать локальные акты, за исключением инструкций по охране труда, но полагают, что разрабатывать и вводить в действие локальные нормативные акты работодателя заставит "сама жизнь", для того чтобы использовать предоставленные работодателю полномочия и обеспечить реализацию многих отсылочных статей ТК РФ[38].

Практика применения трудового законодательства также говорит об отсутствии обязанности работодателя по принятию локальных нормативных актов. В частности, судебные органы, скорее, исходят из недопустимости вмешательства иных органов или лиц (в том числе и суда) в процесс принятия работодателем локального нормативного акта.

Требования к форме локального нормативного акта ТК РФ не установлены, поэтому работодатель вправе определить ее самостоятельно.

В кадровой практике получили распространение такие локальные акты, как положения (например, положение об оплате труда, положение о структурном подразделении организации), правила и инструкции[39].

К числу локальных нормативных актов, как правило, принимаемых работодателем, относятся:

а) правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ч. 4 ст. 189 ТК РФ);

б) документ, регламентирующий порядок хранения и использования персональных данных работников, например положение о персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ). Согласно п. 8 ст. 86 ТК РФ работники должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, и об их правах и обязанностях в этой области. Кроме того, об издании локальных актов по вопросам обработки персональных данных говорится и в ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";

в) системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования (в том случае, если они не урегулированы коллективным договором, соглашениями (ст. 135 ТК РФ));

г) локальные нормативные акты, устанавливающие правила применения в организации отдельных режимов рабочего времени (например, положение о ненормированном рабочем дне, если работникам организации трудовым договором установлен такой режим (ст. ст. 57, 101 ТК РФ), локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);

е) положение о порядке проведения аттестации в той части, в которой проведение аттестации не урегулировано законодательством (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). Законодательством РФ обязательность прохождения аттестации установлена только в отношении отдельных категорий работников (например, авиационного персонала);

ж) документы по охране труда и пожарной безопасности: правила и инструкции по охране труда (п. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ); перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, если работодателем принято решение не проводить такой инструктаж в отношении работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов; инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390)[40].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.007 с.)