Формирование представлений О времени  у детей шестого года жизни   в процессе моделирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование представлений О времени  у детей шестого года жизни   в процессе моделирования



 

Радченко Ольга Валерьевна, группа 340

«Дошкольное образование»

Руководитель: Рубахина Е.А.

Уже в дошкольном возрасте детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени, чувствовать его длительность.

Сформированность временных представлений у детей дошкольного возраста является одним из самых важных направлений математического развития ребенка. Оно создает основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, влияет на воспитание таких качеств как целенаправленность, организованность, умение планировать свою деятельность, собранность и т.д.

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя показать.

Чтобы оно стало понятным и осязаемым для ребёнка, в качестве наглядного пособия используются модели, облегчающие ребёнку понимание свойств вещей и связей между ними, которые для него в обычной жизни не очевидны.

Цель: теоретическое и практическое обоснование эффективности применения моделирования в формировании представлений о времени у детей шестого года жизни

Задачи:

1. Проанализировать лингвистическую, методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей шестого года жизни

3. Раскрыть особенности формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста

4. Определить значение использования моделей в формировании представлений о времени в работе с детьми шестого года жизни

Объект: процесс формирования представлений о времени у детей шестого года жизни.

Предмет: моделирование, как средство формирования представлений о времени у детей шестого года жизни.

Гипотеза: процесс формирования представлений о времени у детей 6 года жизни будет более эффективным в том случае, если в образовательной деятельности будут использоваться объемные модели, соединяющие в себе преимущества круговой и линейной модели.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диагностика сформированности временных представлений,

Практическая значимость работы заключается в выделении педагогических условий формирования представлений о времени у детей 6 лет посредством моделирования.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе

Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями, чем дети пятого года жизни.

Социальная ситуация развития характеризуется установлением сотрудничества с взрослым, попытками воздействовать на него, активным освоением социального пространства.

В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним.

Отношение детей шестого года жизни со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее.

Ведущим видом деятельности детей шестого года жизни является сюжетно - ролевая игра, игра с правилами.

Наглядно-образное мышление является ведущим в возрасте 6 лет, однако начинают закладываться основы словесно-логического и именно в этом возрасте формируются действия моделирования.

У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени.

Дошкольников продолжают знакомить с временами года, названиями дней недели, календарем, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. 

Для формирования представлений о времени педагоги широко используют такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения.

  Важной задачей на данном возрастном этапе является формирование «чувства времени», понимание значения его в жизни людей, необратимость, непрерывность времени, которую педагог может показаться с помощью объемной модели.

Модели могут быть разной формы (круглой, прямоугольной, спиралевидной, в виде кубов), наряду с цветом можно включать различные знаки – символы, обозначающие время: числовые фигуры, цифры, буквы, слова – название, а также картинки, схематические изображения.

Объемные модели соединяют в себе преимущества круговой и линейной модели, взяв от первой принцип цикличности, а от второй – принцип линейно-ритмической смены циклов

Объемная модель времени в виде спирали является е наиболее научно-достоверной моделью, простой по форме и доступной детскому пониманию по содержанию.

Также в работе с дошкольниками по формированию временных представлений используют плоскостные модели.

Плоскостные модели являются первыми моделями, с которыми сталкивается дошкольник в процессе формирования временных представлений. В средней группе воспитатель на занятиях показывает только плоскостные модели, т. е. только одну форму движения линейную. Для этого кружки или квадраты, разные по цвету выкладывают слева направо друг за другом. Ребенок, выкладывая отдельные элементы модели, решает важную задачу: он запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность (утро, день, вечер, ночь).

Моделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год. Большую роль играет цвет. Цветовое решение модели для детей связано с той или иной окраской объектов живой и неживой природы в разное время (года, суток). В отдельных случаях цвета подбираются условно: для обозначения дней недели могут браться цвета радуги.

При помощи временных моделей очень легко научить детей использовать в речи наречие: «сначала», «потом», «раньше», «позже». Выбор модели для работы с детьми осуществляется с учетом возраста, уровня развития у них временных представлений, поставленных целей, решаемых в данный период.

Овладение детьми моделями и деятельностью моделирования осуществляется в течение достаточно длительного времени, но это в полной мере дает возможность наглядно показать детям саму суть времени, его основные свойства.

Использование моделей в формировании представлений о времени у дошкольников позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка; улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира.

Место



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.007 с.)