Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах
Пикулева Анастасия Олеговна, группа 330 «Коррекционная педагогика в начальном образовании» Руководитель: Бочкарева Н.В . Приоритетной задачей современной школы является воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и необходимость умения ориентироваться в потоке информации предъявляют высокие требования к интеллектуальным качествам личности. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не столько объем накопленных знаний, сколько умение самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности. В достижении этих актуальных задач может помочь образовательная технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее – ТРКМЧП). Цель исследования: подтверждение на практическом уровне целесообразности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие критического мышления; 2. Определить сущность ТРКМЧП; 3. Выявить методические особенности использования ТРКМЧП в начальной школе; 4. Изучить опыт работы учителей начальных классов по использованию ТРКМЧП на уроках литературного чтения; 5. Разработать технологические карты уроков литературного чтения с использованием ТРКМЧП, а также методические рекомендации для учителей начальных классов. Гипотеза исследования: в ходе исследования предполагается доказать целесообразность применения технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе для достижения требований ФГОС НОО. Методы исследования: - методы теоретического исследования: анализ литературных источников; синтез; сравнение, обобщение; - методы эмпирического исследования: наблюдение; беседа; изучение и обобщение педагогического опыта; синтез, метод внедрения результатов исследования в педагогическую практику. Анализ литературы позволил сделать следующие выводы:
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира. Технология ТРКМЧП предполагает построение урока в логике дидактического цикла: «вызов – осмысление – рефлексия». Для каждого этапа разработан богатый арсенал методов и приемов, многие из которых можно использовать уже в начальной школе, в том числе на уроках литературного чтения. Было установлено, что ТРКМЧП помогает учителю в исполнении федерального государственного образовательного стандарта НОО, способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Первым этапом практической работы по теме исследования стало изучение и анализ опыта учителей начальных классов по использованию ТРКМЧП в начальной школе на уроках литературного чтения. Было выявлено, что педагоги считают использование данной технологии достаточно актуальным. Учителя уже в начальных классах на уроках литературного чтения используют различные приемы ТРКМЧП, одним из самых популярных является прием «синквейн». На втором этапе осуществлялась разработка технологических карт уроков литературного чтения и их апробация в начальных классах. Было разработано 5 технологических карт уроков для 3-го класса: Б.С. Житков «Про обезьянку»; Н.Н. Носов «Живая шляпа»; Л.Н. Толстой «Лев и собачка»; Г.Х. Андерсен «Штопальная игла», Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Проведение уроков показало, что уроки с использованием технологии развития критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении: ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами: они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, роль учителя - в основном координирующая. Используемые приемы ТРКМЧП («Дерево предсказаний», «Синквейн», «Письмо по кругу», «Инсерт», «Фишбоун», «Прогнозирование по иллюстрации», «Толстые и тонкие вопросы», «Отсроченная догадка», «Зигзаг», «Письмо к учителю», «Кластер», «Чтение с остановками», «Двойной дневник», «Шесть шляп») способствовали успешному усвоению новых произведений. Учащиеся были активны на всех этапах урока, им были интересны предложенные задания, вследствие чего была высокая мотивация и познавательная активность.
Заключительным этапом исследовательской работы стало создание методических рекомендаций для студентов педагогических специальностей, а также для учителей начальных классов по использованию ТРКМЧП на уроках литературного чтения в начальной школе. Данная разработка получила положительную рецензию заместителя директора по научно-методической работе ЧОУ «Гимназия им. М.И. Пинаевой» С.В. Силуяновой. Проведенная работа позволила сделать вывод о том, что использование данной технологии способствует не только достижению более высокого уровня развития читательских умений младших школьников, но и стимулирует их учебно-познавательную мотивацию, способствует развитию творческого потенциала. Учащиеся начинают более творчески и независимо подходить к решению учебных задач, отходят от шаблонности действий, становятся более инициативными, изобретательными, способными к генерации идей, их продуцированию как индивидуально, так и в коммуникации с другими людьми. Практическую значимость исследования мы видим в разработке технологических карт уроков литературного чтения, а также методических рекомендаций для студентов педагогических специальностей и учителей начальных классов по использованию ТРКМЧП на уроках литературного чтения в начальной школе. Таким образом, гипотеза подтвердилась. Технологию развития критического мышления через чтение и письмо можно и нужно использовать в современной школе, начиная с младших классов, в том числе на уроках литературного чтения. Место
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.004 с.) |