Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель проведения библиотечных уроков.
Работа включает несколько этапов. · Начало: · Цели и задачи · Оборудование · Ход урока: Этап, подготовительный. Библиотекарь вместе с классом ставит вопросы и составляет схему; Этап. Класс разбивается на маленькие Команды (по 3-4 человека) и каждая команда получает задание найти ответ на один из главных вопросов и кратко, в двух – трех предложениях, его сформулировать. Библиотекарь предлагает заранее подобранную литературу, где дети ищут ответы на поставленные вопросы. Этап. Представление найденного материала в виде говорящей словарной статьи, когда каждая группа по очереди предлагает свой ответ. Этап. Если ответы не дали полной картины, библиотекарь предлагает поставить еще вопросы, на которые нужно ответить. В конце занятия библиотекарь ставит перед ребятами вопросы, которые помогают им проанализировать процесс работы: Ø Какой из этапов работы был самым интересным? Ø Что было самым трудным? Ø Достигли ли поставленной цели? Ø Хотели бы вы поработать над аналогичным проектом?
АЛФАВИТНЫЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГИ: урок информационной культуры для учащихся 7-8 кл. (2 часа) Шпилевая Н. М., методист Лаборатории учебно-методического сопровождения образовательного процесса ЗОУО ДО
Цель: Развитие библитечно-библиографической грамотности учащихся Задачи: 1. Закрепить изученный материал: понятие «каталог», особенности алфавитного каталога, алгоритм поиска. 2. Познакомить со структурой Алфавитного и Систематического каталога, Алфавитно-предметного указателя. 3. Объяснить предназначение алфавитного и систематического каталога. 4. Закрепить алгоритм поиска в Алфавитном и Систематическом каталоге. 5. Познакомить с основными разделами ББК. Оборудование: Слайдпроэктор, экран, Таблицы ББК, каталожные карточки, плакаты: Схема библиографического описания книг, Алгоритм поиска в алфавитном каталоге, каталожная карточка. На доске написаны термины: Алфавитный каталог, систематический каталог, Информационный поиск, Алфавитно-предметный указатель, таблицы ББК. Тема урока: «Общее знакомство с Алфавитным и Систематическим каталогом. ББК. АПУ- ключ к систематическому каталогу».
План урока:
1. Закрепление пройденного материала: каталог, шифр книги, каталожная карточка. II. Объяснение нового материала: 1. Особенности Алфавитного каталога. 2. Объяснение понятия и структура Систематического каталога. 3. История создания системы классификации. 4. Основные разделы ББК. 5. АПУ – ключ к систематическому каталогу. III. Заключение. Домашнее задание
Ход урока:
I. Вступление Слово библиотекаря: На прошлом занятии мы познакомились с первыми библиотеками. Огромное количество книг в древних библиотеках привело к тому, что возникли первые каталоги. Вопрос учащимся: - Что такое каталог? - Ответы учащихся: - Перечень книг, имеющихся в библиотеке. Вопрос: - Когда возникли первые каталоги? Какие древнейшие каталоги нам известны? Ответы учащихся: - Библиотечные каталоги возникли в глубокой древности. - Древнейший из известных каталогов – «Перечень ящиков, содержащих книги в больших свитках из кожи» (Эдфу, Египет, 18 в. до н. э.) содержал опись храмовой библиотеки, находящейся в 34 ящиках, и был выгравирован на стене. - Первые каталоги появились значительно раньше, в могущественном государстве Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатейшая библиотека с тысячами глиняных табличек с письменами. - Библиотека Ашшурбанипала (Ниневия, в междуречье Тигра и Евфрата, на территории современного Ирана, 7 в. до н. э.) имела обширный каталог на глиняных табличках, выполняющих функции современных каталожных карточек. - Большой известностью пользовался каталог Александрийской библиотеки, составленный её библиотекарем, поэтом и учёным Каллимахом в 260-240 г. г. до н. э. «Таблицы» Каллимаха были одновременно и каталогом самой Александрийской библиотеки, и первым в истории сводным каталогом, т. к. содержали сведения об отсутствующих в фонде произведениях с указанием места их хранения, и древнейшей библиографической работой. - В средние века каталоги приобрели вид инвентарных описей (часто в виде книг, прикованных цепями к стеллажам библиотеки). Вопрос: - Из чего состоит каталог? - Из библиотечных карточек с описанием книг. Вопрос: - Кто предложил установить для каталожной карточки единый вид и размер?
- В 1876г. Мелвил Дьюи предложил установить для каталожной карточки единый размер и вид. Каталожная карточка М. Дьюи очень быстро была признана во всём мире в качестве стандартной. II. Объяснение нового материала: Человек не может знать все, но он может научиться искать краткий путь к нужным ему книгам и знаниям, информации. Если расположить карточки с описанием книг в алфавитном порядке, то мы получим алфавитный каталог. Пользоваться алфавитным каталогом довольно просто. Для того чтобы осуществить поиск книг по алфавитному каталогу, необходимо знать алфавит и запомнить несколько основных правил расстановки карточек Карточки в алфавитном каталоге расположены по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг, независимо от их содержания. · Алфавитный каталог дает возможность установить: 1. есть ли в библиотеке произведение, известное читателю под фамилией автора; 2. какие произведения определённого автора есть в библиотеке; 3. какие издания определенной книги есть в библиотеке; 4. в каком отделе находится нужная книга; 5. каков её шифр. Обращаться к алфавитному каталогу следует в том случае, когда нужна определенная книга. Пользование каталогами облегчается этикетками на лицевой стороне каждого ящика и разделителями в массиве карточек. Чтобы избежать ошибок и излишней траты времени полезно познакомиться с некоторыми правилами расстановки карточек в алфавитном каталоге. Как работать с алфавитными каталогами Карточки с описаниями книг расставляются в алфавитном порядке. Если книга написана одним, двумя или тремя авторами, по существующим стандартам она описывается на фамилию первого автора. Под заглавием описываются книги, имеющие четырех и более авторов или не имеющие автора (сборники, методические материалы, материалы конференций и т. д.). Пример: О библиотечном обслуживании О богах и героях Древней Греции Обнорский В. П. При совпадении первых слов, расстановка производится по алфавиту вторых, третьих и последующих слов; Карточки на книги авторов-однофамильцев расставляются в алфавите их инициалов; Иванов П. Ш. Иванов Я. К. Карточки на книги авторов с двойными фамилиями ставятся после книги автора с одной фамилией; Соколов-Микитов Если книга написана двумя и более авторами, ее можно найти по фамилии первого или второго автора, т. к. на фамилию второго автора имеется добавочная карточка; Книги, не имеющие ни индивидуального, ни коллективного автора, описанные под заглавием (книги четырех и более авторов, сборников), расставляются в алфавитной последовательности входящих в них слов; предлоги и союзы считаются отдельными словами; входящие в заглавие цифры рассматриваются в их словесном выражении; Зная правила составления библиографического описания и правил расстановки карточек, можно легко сориентироваться в каталоге.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.011 с.) |