Школа – это, прежде всего книга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа – это, прежде всего книга.



В. Сухомлинский

 

На современном этапе проблемы культурной компетентности, грамотности, образования, культуры чтения становятся особенно значимыми и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Педагоги и библиотекари являются теми специалистами, которые, как правило, играют в решении этих проблем ключевую роль.

Департамент образования города Москвы разработал программу мероприятий по поддержке и пропаганде чтения в образовательных учреждениях города Москвы на 2009-2011 годы. Цели программы: повышение грамотности и общекультурного уровня учащихся образовательных учреждений округа; формирования духовно-нравственных ориентиров и исторического мышления; стимулирование образования детей как необходимого условия развития нации; поднятие престижа чтения в обществе.[1]

Для реализации целей и задач программы библиотекарь, используя дифференцированный подход к каждому читателю, помогает в формировании направленности разных читательских интересов:

- Учебная (в помощь школьной программе, «деловое чтение» учебной литературы);

- Художественная (чтение художественной литературы по «программе» и «досуговое»);

- Профессиональная (чтение учителей в помощь самообразованию, учебе, подготовке к урокам, (методика), чтение литературы для проведения классных часов).

Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, родителей, выпускников для создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия.

Основные направления деятельности школьной библиотеки

Информационная работа.

• Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов.

• Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся.

• Информационное обслуживание родителей.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов:

Составление заказа на УМЛ.

Методический бюллетень

Участие в проведении предметных недель

Оформление тематических выставок, выставок новинок

Участие в работе методического совета школы (подбор материала при работе над методической темой школы, подготовка проведения пед. советов, заседаний МО)

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся:

Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале

Обслуживание читателей по МБА

Подбор литературы для написания проектов, рефератов, докладов, сообщений ит. д.

Оказание помощи в подготовки к общешкольным и классным мероприятиям.

Информационное обслуживание родителей:

Предоставление информации о пользовании библиотекой учащимися ЦО

Оформление тематических выставок для родителей

Выступление на родительских собраниях.

Воспитательная работа

• Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя (обучение пользованию книгой и др. носителями)

• Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы (беседы, диспуты, викторины, литературно-музыкальные композиции, БУ и др.)

• Популяризация литературы библиотечными формами работы.

• Создание актива школьной библиотеки.

• Совместная работа с детскими библиотеками, педагогическими классами, психологической службой школы, школьным музеем.

Межбиблиотечная связь.

• Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д.Ушинского.

• Республиканская детская библиотека

• Библиотека Московского городского Дворца детского(юношеского) творчества.

• Центральная Городская Детская Библиотеке им. А. П.Гайдара.

• Библиотека №193 им. А. А.Ахматовой

• Библиотека № 202 им. Ю. А.Гагарина

• Муниципальная библиотека «Внуково»

Совместная работа с издательским Домом «Первое сентября»

• Ежегодное участие в Педагогическом марафоне

• Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

• Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Порфолио»

• Обучение на курсах повышения квалификации для работников образования «Педагогический университет»

• Посещение ярмарки «Учительская книга» (встречи с авторами и издателями)

Совместная работа с ОМЦ

Получение методических рекомендаций:

ü По реализации нормативных актов

ü По составлению плана работы школьной библиотеки на текущий год с учетом главной темы года и знаменательных дат

ü По проведению библиотечных мероприятий

ü По подготовки к конкурсам и фестивалям округа и города

ü Проведение и посещение семинаров

Работа нашей библиотеки была обобщена на окружном семинаре зав. школьными библиотеками «Школьная библиотека как поддержка воспитательной функции семьи в развитии семейного чтения.» Главную цель семинара – возрождение традиций семейного чтения как составная часть процесса духовно-нравственного воспитания личности и культуры семейных отношений. Был обозначен для обсуждения круг основных задач:

§ Создание условий для общения родителей и детей в библиотеке;

§ Организация ознакомления родителей с основами педагогической и возрастной психологии, педагогики, с детской литературой;

§ Формирование культуры чтения.

Работа по пропаганде ББЗ

Творческая деятельность уч-ся.

В своей работе я использую различные формы работы, но особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся, так как путь к книге через собственное творчество – старый и очень эффективный путь, весьма востребованный в эпоху «нечтения».

Эта книга, издательство «Сытин и К°» 1853 г., была подарена нашей школьной библиотеке жительницей аэропорта «Внуково», заслуженной учительницей, Лахтиной Л. В.

Познакомившись на библиотечных уроках с этой книгой, учащиеся написали проект:– «И. Д.Сытин: книгоиздатель, меценат, просветитель?». Авторы проекта, Фаталиева В. И Сидоркина А., были награждены почетной грамотой по итогам окружного конкурса проектных работ «Эврика» секция «Библиофил», а также были награждены по итогам городского конкурса по мировой художественной культуре «Культура 21 века: между прошлым и будущим». Эта работа была представлена на окружном семинаре в рамках повышения квалификации библиотекарей, методистов, учителей литературы РФ.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся.

 

Перефразируя слова академика СИ. Вавилова «…современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Следовательно, возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников выступают библиотеки.

 

На базе школьной библиотеки был разработан тематический план БУ по информационной грамотности.

Тематический план работы кружка «Информина» (развитие ИГ у уч-ся 5-7 кл.)

(1 раз в неделю по 1,5 ч.; 51 час в год)

 

Наша библиотека стремится создать условия для полноценного удовлетворения запросов учащихся, учителей, используя при этом различные формы: выставки, викторины, обзоры, выпуски рекламных изданий, пополнение тематических папок, картотек. Фонд библиотеки открыт для свободного доступа. Читатели могут сами выбирать на полке справочные пособия по различным разделам школьной программы. К услугам читателя предложены тематические картотеки: «Книги обо всем на свете», «Школьнику о вредных привычках», «Люблю тебя, мой край родной». «Экология – зона тревоги», «Кем быть». Большим спросом пользуются тематические папки: «Великой победе посвящается», «Поэты серебряного века», «В помощь классному руководителю».

Услугами библиотеки пользуются не только учащиеся, но и, конечно же учителя — предметники, классные руководители. С большим интересом они пользуются рубрикой «Для Вас педагоги» – где представлены новинки методической литературы. Помощь библиотекаря самая разнообразная – подбор материалов к уроку, участие в подготовке выставок и бесед, обзоров и викторин. Традиционно в нашей школе проходят предметные недели, и библиотека принимает активное участие в этих мероприятиях: например, к «Неделе английского языка» – представлена книжная выставка и ее обзор «Английские писатели нашего детства». К «Неделе математики» – обзор литературы «Занимательная математика» и книжная выставка «Математика – царица всех наук»

Школьные библиотеки занимают особое место в библиотечной сети, так как они призваны не просто обслуживать процесс обучения в общеобразовательных учреждениях, но и осуществлять педагогический процесс формирования информационной культуры и участвовать в создании единого информационно-библиотечного образовательного пространства учреждения. Это является кардинальным отличием школьного библиотекаря от библиотекарей других систем и ведомств. Школьный библиотекарь, наряду с узкопрофессиональными знаниями, должен обладать высокой эрудицией, быть хорошим организатором, уметь владеть детской аудиторией, разбираться в педагогике и школьной психологии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.01 с.)