Отчёт о работе школьной библиотеки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчёт о работе школьной библиотеки



 

Наряду с единицами и показателями учета работы библиотеки, отраженными в соответствующих ГОСТах, в планах и отчетах библиотеки большое значение имеют дополнительные показатели (не требующие единообразия в учете). К ним относятся, например, данные о тематике и эффективности книжных выставок, “недель”, декад и месячников книги; данные о состоянии каталогов и картотек, об организации координации и кооперации работы с другими библиотеками, о работе читательской общественности, о повышении квалификации сотрудников библиотеки, а также все мероприятия “паблик рилейшнз”, то есть связей библиотеки с общественностью. К числу вышеперечисленных показателей относится все, что библиотека делала в интересах рекламы и создания положительного имиджа данной библиотеки и образовательного учреждения.

При составлении отчета необходимо помнить, что работу библиотеки характеризуют не только абсолютные показатели (количество читателей, книговыдач, число проведенных мероприятий и т. д.), но и относительные и средние величины, позволяющие анализировать основные тенденции развития библиотеки или целой библиотечной сети. В школьных библиотеках чаще всего для анализа состояния дел и сравнения одной школьной библиотеки с другими библиотеками данного типа применяют следующие относительные и средние величины:

” книгообеспеченность, то есть среднее число библиотечных книг (за исключением учебников) на одного читателя определяется путем деления числа книг, числящихся в библиотеке, на число читателей;

” посещаемость, то есть среднее число посещений библиотеки одним читателем определяется делением общего количества посещений библиотеки на число читателей. (Необходимо учитывать специфику библиотеки образовательного учреждения, обслуживающей разные возрастные группы, характеризующиеся различной скоростью и интенсивностью чтения. Посещаемость становится особенно ярким показателем, если ее исчислять отдельно для начальной школы, учащихся 5-9 классов и для старшеклассников.);

” обращаемость, то есть среднее число выдач одной книги; она определяется делением количества книговыдач на количество книг (документов) в фонде библиотеки (Обращаемость литературы для младших школьников, как правило, значительно выше из-за небольшого объема книг для малышей и их частого обмена. Вследствие этого, кроме общего показателя обращаемости, целесообразно вычислять данный показатель и по возрастным группам читателей аналогично показателю посещаемости.);

” читаемость, то есть среднее число книг, выданных одному читателю, определяется путем деления количества книг, выданных за год, на число читателей библиотеки.

 

Помимо средних показателей и относительных величин, определение которых доступно всем библиотекарям, в статистических отчетах библиотек применяют и некоторые другие показатели. Например, исчисляют нагрузку на одного библиотекаря (вычисляется как отношение числа читателей или книговыдач к числу библиотечных работников), процент учащихся и учителей, привлеченных к постоянному пользованию библиотекой и др. Все эти показатели в сопоставлении друг с другом и с данными социологических исследований, определяющих меру удовлетворенности всех групп читателей библиотечным обслуживанием, позволяют делать выводы, необходимые для улучшения работы школьных библиотек.

Отчет библиотеки – это не только свод статистических показателей и перечисление проведенных мероприятий. Правильно составленный отчет должен являться документом, который можно использовать в организации связей библиотеки с общественностью (PR). В этих целях он должен включать в себя разделы о неразрешенных проблемах библиотеки, о потенциальных возможностях ее развития при оказании той или иной поддержки, материалы (аналитические, исследовательские) о характере и тенденциях изменения чтения школьников. Отдельный раздел может быть посвящен сотрудничеству родителей с библиотекой, проблемам семейного чтения.

Показатели библиотечной статистики за _______ учебный год.

Литература:

1. Журналы “Школьная библиотека” №8/2004, №4/2000, №9/2004, №4/2001

2. Краткий справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова при участии Т. И. Поляковой, Ю. В. Лисовской. – СПб: Профессия, 2001.

3. Планирование и отчётность в работе школьной библиотеки: Методические рекомендации/ М. С. Андреева и др. – М.: ООО “Чистые пруды”, 2005. – 32с. (Б-ка “Первого сентября”, серия “Библиотека в школе”)

4. Планирование работы библиотеки общеобразовательного учебного заведения: Методические рекомендации для заведующих библиотеками/ Сост. В. Б. Антипова. – Псков: ПОИПКРО, 2004.


Схема проверки школьной библиотеки:

1. Сведения о библиотечных работниках, штатах

*Ф. И.О. зав. библиотекой ОУ

Образование по диплому

Стаж работы в данной должности

Разряд оплаты; доплаты за дополнительную деятельность

Сведения о прохождении курсов повышения квалификации

*Ф. И.О. библиотекаря ОУ

Образование по диплому

Стаж работы в данной должности

Разряд оплаты; доплаты за дополнительную деятельность

Сведения о прохождении курсов повышения квалификации

* соответствие кол-ва работников библиотеки штатному расписанию

2. Местонахождение библиотеки

3. Режим работы библиотеки

Наличие вывески о режиме работы библиотеки ОУ

Отработка часов в соответствии с трудовым законодательством РФ

4. Куратор библиотеки

5. Материальная база библиотеки

Площадь библиотеки

Структура библиотеки; помещение для учебников

Обеспечение бибтехникой, бибмебелью, компьютером, ТСО

6. Основные показатели библиотеки:

- количество читателей;

кол-во посещений за год;

читаемость;

книговыдача за год (без учебников);

обращаемость фонда (без учеб.); книгообеспеченность

7. Дизайн библиотеки:

- использование альбомов, плакатов, муляжей и т. д.;

- оформление книжных выставок, полочных разделителей;

- расстановка библиотечной мебели

- рекламная продукция (наличие логотипа библиотеки, реклама массовых мероприятий, оформление библиографических списков и т. д.)

8. Наличие документов, необходимых для организации работы библиотеки ОУ

- номенклатура дел библиотеки ОУ: общее состояние (папки: акты приема библиотеки, приказы, инструкции, письма, учет документов по работе с читателями, дневник библиотеки, накладные, картотека учета периодики и др. (05-01-05-08)

- должностные инструкции

- положение о библиотеке

- правила пользования библиотекой

- дневник работы библиотеки

- инвентарные книги

- книга суммарного учета основного фонда

- книга суммарного учета учебного фонда

- книга суммарного учета электронных носителей

- общее состояние СБА

- тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных

9. Планирование:

- план на текущий учебный год с анализом работы за предыдущий учебный год – месячный план работы

- координация работы библиотеки с направлениями работы ОУ

-основные проблемы рабаоты библиотеки

10. Отчетность библиотеки в рамках ОУ

11. Основной фонд (без учета учебников):

- количество

- расстановка фонда в соответствии с ББК

- работа по сохранности фонда, работа с задолжниками

- пополнение фонда

- дата последнего списания

12. Фонд электронных ресурсов, аудио – видеоматериалов:

- количество

- расстановка, хранение, учет (картотека электр. Ресурсов)

- использование

13. Фонд нефондируемых изданий:

- учет

- хранение

14. Фонд периодических изданий

- оформление подписки на периодические издания

- картотека периодических изданий

- информация о поступающих в ОУ изданиях в библиотеке, учительской

- размещение и хранение

15. Фонд учебников

- количество учебников в фонде

- процент обеспеченности учебниками библиотеки ОУ

- процент обеспеченности учебниками с учетом фонда библиотеки и собственных учебников учащихся

- ведение учета учебников (картотека учебников)

- сохранность фонда, работа по его пополнению

- работа по формированию заказа на учебники

- дата последнего списания

- организация выдачи учебников

16. Справочно – библиографическое обслуживание

- выделение фонда справочной литературы

- наличие каталогов (алфавитного, систематического)

- работа по созданию электронного каталога

- наличие картотек (СКС, тематических, краеведческой, нормативной документации, отказов, сценариев)

- архив выполненных справок

17. Руководство чтением учащихся

-процент охвата систематическим чтением

- ведение тетради перерегистрации читателей

- анализ читательских формуляров

- проведение мероприятий по воспитанию культуры чтения, выявлению лучших читателей

- индивидуальное руководство чтением

18. Информационно – библиографическая работа:

- обзоры литературы

- проведение Дня специалиста, Дня информации

- библиографические списки, указатели

- выпуск буклетов, закладок и т. п.

- наличие папок накопителей

19. Планирование и проведение библиографических уроков:

- наличие плана – графика проведения библиотечных уроков, утвержденного администрацией школы

- охват всех возрастных категорий читателей

- регулярность проведения

- формы и методы проведения, учет возрастных особенностей, использование игровых моментов, дидактический материал к проведению урока

20. Организация массовой работы – выставки (охват пользователей, актуальность, наличие паспортов выставок, их организация в соответствии с целью, эффективность)

- направления, охват, формы проведения

- привлечение к проведению учащихся

- сценарные материалы

- использование мультимедиа

21. Работа с родителями

22. Изучение и анализ потребностей пользователей (анкетирование, тестирование)

23. Работа с библиотечным активом учащихся

24. Работа совета библиотеки

25. Ведение клубной, кружковой работы

26. Участие библиотеки в общественной жизни ОУ

27. Участие в районных семинарах библиотекарей ОУ

Выводы (положительный опыт работы, инновации, применение рекомендаций, полученных на курсах, семинарах, исправление недоработок, выявленных в результате предыдущих проверок)

 

 

Рекомендовано:

Нормативно-правовая базашкольных библиотек.

1. Папки: «Нормативно-правовые документы»

- Конституция РФ

- Федеральный закон об образовании

- Национальная доктрина образования

- Федеральный закон о библиотечном деле

- Областной закон о библиотечном деле

- Конвенция ООН о правах ребенка

- Манифест ЮНЕСКО о школьных библиотеках

- Концепция библиотечного обслуживания детей в России

2. Папки «Локальные акты»:

- Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения

- Примерные правила пользования библиотекой общеобразовательного учреждения

- Должностные инструкции библиотекаря – Паспорт библиотеки – Инструкция об учете библиотечного фонда – Примерный трудовой договор

- Положение о порядке обеспечения учебной литературой образовательные учреждения

3. Папка «Статистические данные работы библиотеки общеобразовательного

учреждения» – Книжный фонд, учебный фонд (количественный и качественный состав).

-Библиотечное обслуживание (процент охвата)

-Книговыдача.

-Читаемость.

-Посещаемость.

-Обращаемость фонда.

-Книгообеспеченность.

4. Папка «Анализ работы школьной библиотеки»

Папка «План работы школьной библиотеки»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.048 с.)