Игра плюс знания плюс сказка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра плюс знания плюс сказка



СОДЕРЖАНИЕ

1.Игра плюс Знания плюс Сказка…………………………………………….…….3

2.Этапы проведения путешествия по верёвочному лабиринту……………..........6

3.Конкурсы-разминка «Какая мы команда?»……………………..………………..7

4.Подготовительная работа…………………………………………………………9

5.Варианты препятствий на маршруте.…………………………………………...20

6.Карточки  и сувениры для лабиринта…………………..………………………27

6.1.Вопросы и ответы для ловушки «Удивительные насекомые»……….28

    6.2.Хвостатая викторина и приметы от Лесовичка……………………..…29

    6.3.Викторина «Комариный писк»…...……………………………………30

    6.4.Задания для ловушки «Занятия Бабы Яги»……………………….........31

    6.5.«Тёмная лошадка»……………………………………………………….32

7.Маршрутный лист………………………………………………………………..33

8.Сказки и рассказы о насекомых…………………………………………………34

 


ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

ПО ВЕРЁВОЧНОМУ ЛАБИРИНТУ

1. Команды могут быть сформированы заранее или непосредственно перед входом в лабиринт. Команд должно быть две: одна начинает путь с того места, где расположен вход в лабиринт, другая – где расположен выход, они движутся навстречу друг другу. Состав команд одинаковый - по 5-10 человек. Лучше, если состав команд будет разновозрастным, непредсказуемым, основанным на случайном выборе. Это усиливает психологическую разгрузку участников. Для деления на две команды можно использовать различные игры и варианты: «Четные-нечетные», «Девочки-мальчики» и др.

2. Команда выбирает капитана, может придумать себе название. При спорном вопросе, кого выбрать капитаном, можно провести для претендентов дополнительные мини-соревнования, например, кто быстрее преодолеет маршрут бегом: два участника бегут навстречу друг другу, заодно все ребята могут увидеть предстоящий маршрут. Кроме спортивных состязаний для будущих капитанов можно устроить интеллектуальную разминку – кто быстрее ответит на вопросы на смекалку и т.п.

3. Не только маршрут ограничен верёвкой. Вход в лабиринт команды начинают только связавшись друг с другом одной верёвкой.

Варианты связывания могут разные:  1) связаться верёвкой любым способом друг с другом, 2) соединиться при помощи перекрещённых рук, которые нельзя расцеплять во время движения по маршруту, 3) участники встают в колонну вплотную друг к другу, веревка затягивает петлей правые ноги каждого на уровне щиколотки, 4) игра «Скоростное шитье» и др.Команде-победителю даётся один дополнительный балл или право на одну ошибку.

В игре «Скоростное шитьё» двум капитанам команд дается задание: пришить как можно быстрее свою команду друг к другу, в качестве иголки выдается ложка с привязанной к ней бечевкой, а прошивать надо будет через ремешки, петли на одежде и т.д.

Примечания. На роль «головы» - капитана команды хорошо выбрать уравновешенного и заботливого человека, чтобы обеспечить успех прохождения маршрута и комфорт всех участников. Как правило, это задание позволяет подчеркнуть ответственность каждого за самочувствие партнёров, даже если они находится в хвосте команды. Участники приходят к пониманию большого значения взаимной заботы и внимания друг к другу «в мелочах» для успеха общего дела.

4. Путешествие по лабиринту. Участникам приходится преодолевать препятствия, демонстрировать свою ловкость. Но физические упражнения далеко не являются основой путешествия. Важное внимание следует уделить подбору интеллектуальных заданий-ловушек, вопросов на смекалку, на поиск способов выхода из трудных ситуаций и т.п.Все задания должны быть достаточно веселые и не обязательно требовать от участников хорошей физической формы.Необходимы игровые упражнения, которые хорошо обучают взаимодействию и налаживают взаимопонимание.Так что, как говорится, могут играть все «от мала до велика».

5. Обязательным завершением каждого путешествия по лабиринту должен стать его анализ, рефлексия (осознание). После прохождения лабиринта в группах устраивается обсуждение. Анализ каждого упражнения дает участникам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию, и как это повлияло на результат. Также обсуждается, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, что показалось интересным в заданиях, узнали ли что-либо новое, что захотелось узнать. Таким образом, рефлексия помогает участникам усвоить опыт, отыгранный в игровой форме, встроить его и перенести в обычную жизнь, сделав его реально работающим активом, а не пассивным складом знаний.

Вариант рефлексии: коллективный рисунок (эмоциональное состояние команды).На одном листе каждый ребенок что-то дорисовывает и передает другому по очереди.

Также можно поиграть в игру «Пять пальцев» - способ подведения итогов за 5 минут. Посмотреть на свою ладонь и рассказать, глядя на нее:

ü мизинец (М) – «Мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел,

ü безымянный (Б) – «Близка ли цель?»: что я сделал для команды, чтобы цель была достигнута,

ü средний (С) – «Состояние души»: каким было мое настроение, от чего оно зависело,

ü указательный (У) – «Услуга»: чем я помог другим, чем их порадовал,

ü большой (Б) – «Бодрость тела»: как я физически себя чувствовал, что я сделал для своего здоровья?

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

    Можно, конечно, организовать и провести путешествие по верёвочному лабиринту как отдельное мероприятие без предварительной подготовки и введения в тему. Но для формирования познавательной активности ребят, положительной мотивации к исследовательской деятельности и развития творческих способностей, всё же необходим подготовительный этап. Продолжительность подготовительного этапа зависит от целей, поставленных педагогом, условий проведения, возрастных особенностей участников и творческих способностей самого педагога.

На данном этапе ребят можно познакомить с теоретическими сведениями по теме путешествия, в частности,по теме «Насекомые», выяснить имеющиеся у них знания, увлечь их темой при помощи игр и занимательных заданий, выполнить творческие и практические работы, организовать и провести мастер-классы по изготовлению тематических поделок, причем, привлечь к их проведению не только педагогов, но и ребят, желающих показать своё мастерство в какой-либо области.

Хорошей формой является просмотр мультфильмов, организация тематических выставок и, конечно, непосредственное изучение природных объектов на местности и организация работы над учебными проектами.

 

Рекомендации педагогам

• Меньше учите, больше делитесь.

Педагог не только сообщает детям голые факты о природе («это муравейник»), но рассказывает им о том, что чувствует, стоя рядом с этим муравейником, как восхищается самыми трудолюбивыми существами на земле.

• Сначала наблюдайте, говорите потом.

Иногда событие, происходящее в природе, может захватить целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями.. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто в процессе близкого общения. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ребёнок лучше поймет то, что ВНЕ его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

Не расстраивайтесь, если не знаете названий каких-либо насекомых.Ребята лучше поймут, что такое «муравей», если научатся видеть, как ониживут в течение дня.

• Сосредоточьте внимание ребенка!

С самого начала задайте верный тон путешествию в природу. Займите внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. Дайте им почувствовать, что их открытия интересны и вам.

• Познание природы должно быть пронизано радостью!

Познание природы должно быть пронизано радостью как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если вам удается поддерживать атмосферу радости. Помните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что вы имеете как педагог.

• Будьте современными!

Если найдёте технические возможности, покажите ребятам презентации, видеосюжеты, мультфильмы, игры и т.п. о насекомых. Если вы ещё не слышали про сериал «Букашки» - многое потеряли. Это коротенькие истории о трудной, противоречивой жизни насекомых. Сначала просмотр сюжета, потом обсуждение проблем и вариантов их разрешения.

Объект«Муравейник»

Кто это? У муравья 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на теле делят его на несколько частей: голова, грудка, брюшко. Вот так выглядит муравей.

По своему общественному устройству муравьи - наиболее близкие к человеку существа на Земле.В муравьиных семьях существуют разделение труда, связи между особями и самоорганизация при решении сложных проблем. Мирмекология – наука о муравьях.

Муравьи являются общественными насекомыми, образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи — бескрылые. Живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц. Существуют паразитические виды, которые обитают в гнёздах других муравьёв, муравьи-«рабовладельцы», содержащие в своих гнёздах «рабов» — муравьёв других видов. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей, другие могут считаться вредителями.

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми.

Муравьи общаются с помощью феромонов. Как и другие насекомые, муравьи воспринимают запахи своими длинными и тонкими усиками.У видов, которые добывают еду в группе, фуражир, нашедший пищу, маркирует свой обратный путь в муравейник, и по этому пути идут другие муравьи, которые также маркируют с помощью феромонов свой обратный путь в гнездо в случае нахождения еды по отмеченному маршруту. Когда источник пищи исчерпан, муравьи больше не маркируют этот маршрут, и запах постепенно рассеивается.

Муравьи используют феромоны не только для прокладывания маршрутов. Раненый муравей выделяет феромон тревоги, призывающий муравьёв издалека и заставляющий всех находящихся рядом особей атаковать врага. Некоторые муравьи используют даже «феромон пропаганды», чтобы запугать врагов и заставить их драться между собой.

Муравьиные семьи могут существовать на протяжении долгого периода времени. Королева может жить до 20 лет, рабочие особи живут от 1 до 3 лет. Самцы, однако, живут всего несколько недель.

В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.

Для самостоятельного изучения одной команде предлагается рассмотреть иллюстрацию «Муравейник в разрезе» с краткими пояснениями.

Вторая команда в это время рассматривает иллюстрацию «Жизнь в улье» с кратким описанием жизни пчёл (см. далее). Время – не более 5 минут. Затем команды рассказывают то, что наиболее запомнилось, делятся впечатлениями о прочитанном, задают друг другу вопросы, обращают внимание на то, что их удивило, что было неизвестно ранее.

 

 

Муравьи - активные хищники, но вместе с тем они держат и «домашний скот». В его роли выступает тля, причем поедают муравьи не только ее саму, но и ее выделения. Муравьи пасут тлей на близко растущих растениях, оберегают их. И по первому требованию тля выделяет им излишки нектара. Чтобы «выдоить» тлю, муравей щекочет усиками ее брюшко.

В муравейнике действует своя система наказаний. К примеру, если здоровый муравей-фуражер несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его «казнят» - убивают и самого пускают на фураж. Любопытно, что совершенно по-другому поступают муравьи с теми, кто потерял трудоспособность в результате увечья. Их кормят до тех пор, пока те в состоянии просить еду, то есть постукивать усиками по определенным участкам головы здорового муравья.

Без пагубного воздействия извне муравейник может жить вечно.
Но иногда на муравейник садится маленький жучок - ломехуза. Жучок проникает в камеру, где хранится муравьиное потомство, и откладывает туда яйца. На все попытки обитателей гнезда разобраться с чужаком он отвечает тем, что выделяет особое вещество, которое муравьи тут же слизывают и впадают в состояние эйфории. Под воздействием этого вещества они просто отходят в сторону и на время затихают.Так начинается гибель муравейника.

Рыжий лесной муравей съедает много насекомых, вредных для леса. Вокруг муравейника деревья более зеленые и более высокие, потому что муравьи оберегают их от вредителей. За день гнездо муравьев уничтожает до 100 тысяч вредных насекомых. Кроме того, эти труженики разносят семена трав и цветов. Роя подземные ходы, они рыхлят почву, перемешивают ее, обогащая органическими удобрениями. Присутствие в лесу муравьев – залог его здоровья, развития флоры и фауны.

Объект «Улей»

Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Открытие пчелы как полезного насекомого и переход к разведению пчелможно отнести к числу важных событий в истории человека.

Пчелы гнездятся в дуплах, в расселинах скал, иногда в земле. На старых пасеках на юге их поселяли в соломенных ульях, на севере - в выдолбленных колодах. Теперьпочти везде пчел держат в сборных дощатых ульях.

Но где бы ни жили пчелы, устройство гнезда одинаковое: сверху вниз спускаются прикрепленные к потолку соты, разделенные узкими улочками, в которых круглые сутки копошатся пчелы.

На основании приведенных ниже данных сделайте вывод о жизни пчёл:

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПЧЁЛЫ По краю сотов, лениво расталкивая население гнезда, ползет толстый самец-трутень. Торжественно ходитпчелиная самка-матка, волоча длинное свое брюшко, и пчелы расступаются, давая ей дорогу. Матка - наиболее долговечная из членов пчелиной семьи, она за весь год иногда лишь трижды - и то обычно на считанные минуты – покидает гнездо: в первый раз - для учебного, ориентировочного вылета,  для ознакомления с местностью, затем при брачных полетах и, наконец, с роем, когда часть семьи переселяется. Вот пчела-сборщица, вернувшись домой со вспухшими на задних ножках цветными комочками цветочной пыльцы, поднимается на соты; перебегая от одной ячейки к другой, она отыскивает свободную и ловко, одним движением сбрасывает в нее принесенный корм. Следом сюда же подходит другая, рабочая пчела, вся в цветочной пыльце, и, уцепившись ножками за края ячейки, начинает головой трамбовать корм. Ровный гул насекомых вдруг прерывается визгливой нотой. Это четыре крыла каждой пчелы-вентиляторщицы трепещут так быстро, что проветривают улей и издают пронзительный визг, стихающий через минуту. Выбиваясь из сил, тащит из глубины гнезда труп осы пчела-санитар. Пройдя за черту летка, она, не выпуская ноши, поднимается в воздух и отлетает прочь. Вот другие пчелы - уборщицы - веерами крыльев подметают дно улья, которое безукоризненно чисто и блестит, как натертое. Если направить в улей струю клубящегося дыма, то тысяч сорок-пятьдесят живущих здесь пчел бросаются к сотам и припадают к медовым ячейкам. Этот инстинкт издавна закреплен у пчел. Почуяв дымный запах,они заправлялись медом для бегства из опасного района.  

Пчела не бывает «маленькой», «растущей». Она рождается сразу взрослой, сформированной. Молодость ее проявляется лишь в том, что она еще не отлучается из гнезда: свидетельство зрелости – первыйвылет.

В полете пчелиное крыло делает за минуту больше двадцати пяти тысячвзмахов, за секунду - четыреста сорок.

Возвращаясь в улей, рабочая пчела на лету продолжает щеточками счищать с тела и ножей (правой - с левой стороны, левой - оправа) пыльцу, которуюона на лету же спрессовывает и укладывает в особые углубления на задних ножках.Округлые комочки пыльцы (обножка) висят по бокам пчелы наподобие настоящих корзиночек и в старых детских сказках пчела с обножкой часто изображалась заботливой хозяйкой, спешащей с рынка с двумя корзинкамипродуктов.

Пчеле приходится иной разподнимать в воздух еще большие тяжести: вылетая из улья с трупом трутня,она несет почти две десятых грамма, то есть вдвое больше, чем весит сама.

В каждом уголке гнезда жизнь кипит, но суматоха на сотах, если терпеливо присмотреться к ней, перестает казаться беспорядочной. В конце концов, становится понятно, что тысячи четырехкрылатых насекомых в этомскопище связаны какими-то взаимными отношениями.

Пчелиная семья беспрерывно бодрствует. Поиски и сбор корма, выкормка личинок, доставка воды в улей иливыпаривание влаги из нектара, строительство сотов, уборка гнезда или его обогрев - семье всегда что-нибудь требуется. Одни работы ведутся только днем, другие - в основном ночью, третьи - круглые сутки. Многие процессы чередуются, некоторые идут одновременно. При этом все в улье делается только рабочими пчелами, за исключением кладки яиц, которая производится маткой. Но матка, отложив яйцо в ячейку, этим и ограничивает свою заботу опотомстве.

По аналогии можно познакомить ребят и с другими объектами тропы: «Бабочка», Кузнечик», «Паук» и др.

«Счастье подобно бабочке,чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает.Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи,оно придет и тихонько сядет вам на плечо»

А где дом у бабочки? У муравья дом - …(муравейник). У пчелы - …(улей). Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать мир.

ВАРИАНТЫ ПРЕПЯТСТВИЙ НА МАРШРУТЕ

    Подбор «препятствий» зависит от возраста участников, цели и задач мероприятия, тематики вопросов в «ловушках», погодных условий и времени года, а также времени, отведенного на проведение.

    Виды препятствий:

- спортивные, подвижные конкурсы и игровые задания;

- интеллектуальные викторины по теме, в данном случае «Насекомые», и задания на смекалку;

- сказочные задачки и вопросы;

- игры на сплочение.

 

Спортивные и подвижные конкурсы и игровые задания

«Лесные запасы» («Шишкобол»)

Все живые существа, насекомые не являются исключением, делают пищевые запасы. Ребятам предлагается заняться тем же.

На ветку дерева или куст необходимо повесить корзинку на высоте метра над землей. Можно поставить корзинку на землю недалеко от лабиринта. Задача детей — с определенного расстояния попасть в корзинку шишкой. Надо набрать как можно больше шишек.

Запасы шишек для конкурса можно сделать перед тем, как команда связывается верёвкой (проблема: шишек желательно набрать больше, а руки могут быть заняты и в карманы много не входит да и пачкать не надо бы), или прямо на маршруте возле корзины, если позволяют природные условия.

«Паутина»

На небольшом расстоянии над землей натянут сложнаяниточная паутина с колокольчиками, необходимо её пройти, переступая, пролезая, перепрыгивая, но,не задев ни одного колокольчика.

Паутина может быть:

а) вертикальная, б) горизонтальная.

«Меткий стрелок»

Команды стоят в шеренге напротив друг друга. Расстояние между ними 3-4 метра. От дерева к дереву или от стены к стене натянута веревка, на которой на ленточке висят 6-8 погремушек. Игроки по очереди бросают мяч средней величины, стараясь попасть в погремушку. Побеждает команда, у которой большее число попаданий  за время проведения задания – 2 минуты, по одной минуте на команду.

 «Навигатор»

Полоса препятствий: перекладины, бревна, узкий проход между двумя деревьями, через корни и т.д., прохождение которой осуществляется участниками таким образом: первым двум участникам команды завязываются глаза (платки для задания находились на очередной «ловушке» лабиринта), остальные участники – «навигатор», они голосом дают команды, руководствуясь которыми всей группе надо преодолеть часть лабиринта до следующей «ловушки» (на пути движения должны быть препятствия: природные или искусственно созданные).

«Болото»

Импровизированное «сухое болото» из деревянных кочек, которое необходимо преодолеть командой, с определенными «усложнениями», например, не разнимая рук всей цепочки участников и т.п.

 «Передал – садись»

На пути команды встречается размеченный участок, через который надо переправиться. Переправа проходит следующим образом. Участники в командах уже построены в колонну при прохождении лабиринта. Первый, капитан, перепрыгивает препятствие, становится на расстоянии 2 м, лицом к команде. Он бросает мяч следующему участнику, который ловит его и возвращает мяч обратно капитану, присаживаясь на корточки. Капитан бросает мяч следующему участнику и т.д., пока не присядет на корточки вся команда. Оценивается не только быстрота, но и наименьшее падение мяча.

«Кольцеброс»

1) На деревянном «большом» щите закреплены 16 мишеней-шурупов, на которые необходимо набросить имеющиеся кольца.

2) Можно использовать другие приспособления, например, в виде разноцветной гусенички, если задания связаны с темой «Насекомые».

«Бурелом»

Необходимо преодолеть завал из бревен, веток, камней, освободить связанного «пленника» (куклу и т.п. объект) за максимально короткое время.

«Петельки»

Участники по очереди друг за другом пролезают во все петли на пути.

«Пробеги»

    Необходимо пробежать между раскачиваю-щимися мешками, чтобы они не задели участника.

«Подбери предметы»

Участник становится в круг диаметром 0,5-1 м с малым мячом в руках. Сзади него лежат 5—10 небольших предметов (лучше, связанных с темой путешествия). Участник подбрасывает мяч над собой и, пока тот находится в воздухе, поворачивается и старается поднять как можно больше предметов, лежащих на земле, а затем поймать подброшенный мяч. Надо собрать больше предметов и не потерять мяча, который может улететь за пределы лабиринта, а выходить из него связанной команде нельзя.

Викторины:

«Удивительные насекомые», «Комариный писк», «Забавная анатомия», «А у нас в муравейнике»,  «Пчёлки и их родня» и др.

Игры на сплочение

«Крик души»

По команде ведущего каждая команда выкрикивает свой девиз, название или что-нибудь другое. Кто громче крикнет, то и победил.

«Тренинг»

Сначала правой рукой быстро похлопывать себя по животу, а левой -медленно гладить затылок.

Потом наоборот: левой рукой похлопывать себя по животу, а правой - по затылку.

«Платочек смеха»

Капитан команды подкидывает платочек, и пока он летит, все должны громко смеяться. Как только платочек падает на пол, все должны замолчать. Кто не выдержит тишины и засмеется, выходит из игры.

«Игра-имитация»

    Зачитывается текст, а команда имитирует все движения. Темп быстрый. Выбирается самая артистичная команда.

    Муравей нашел былинку.                  Он сгибается под ношей,

    Много было с ней хлопот.                 Он ползет уже с трудом.

    Как бревно взвалил на спинку           Но зато, какой хороший

    И её домой несёт.                                Муравьи возводят дом.

Варианты надписей к лабиринту для обозначения точек-ловушек

Варианты карточек-заданий для точек-ловушек, основных атрибутов

Сувениры на тропе

Сердечки-сувениры

Акция «Скушай конфетку «БЕШЕНАЯ ПЧЁЛКА» и получи заряд бодрости на весь год!»

КАРТОЧКИ ДЛЯ ЛАБИРИНТА
6.1.ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ ЛОВУШКИ

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»

v И насекомое, и элемент одежды джентльмена. (Бабочка)

v Почему насекомых называют «насекомые»? (Они имеют характерные насечки на брюшке)

v Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекозы)

v У кого уши на ногах? (У кузнечика)

v Сколько крыльев у жука? (Две пары – жесткие надкрылья (защищают) и летательные крылья.)

v Талия какого насекомого является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин? (Осиная талия)

v Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза)

v У какого насекомого «жена» – «кровопийца»? (У комара, слепня, т. К. кусает только самка, а самец питается только нектаром растений)

v Что происходит с пчелой, когда она ужалит человека или животное? (Пчела умирает, т.к. жало застревает в коже, а пчела при вытаскивании жала отрывает его вместе с концом брюшка)

v Какое насекомое метит свои тропы, причём метка всегда заострена в сторону движения? (Муравей)

v Каких лесных насекомых надо охранять? (Пчел, шмелей, муравьев и др.)

v Кто купается в муравейнике? (Тетерева, скворцы, которые сами себя осыпают муравьями. Муравьиная кислота убивает паразитов птиц)

v Каких насекомых называют санитарами леса? (Муравьёв)

v Сколько глаз у пчелы? (Пять)

v Назовите самых воинственных насекомых Кузбасса. (Рыжие муравьи)

v Назовите хищницу среди мелких насекомых, живущих в гнезде? (Оса)

v Кто, имея одну ногу, ещё и свой домик на себе носит? (Улитка)

v Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Майские)

v Что является основой пищей для насекомых? (Сок и нектар растений)

v Какое насекомое называют «великим опылителем? (Пчела)

v Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Ядовитые)

v Какая бабочка по ночам грабит пчел, пьёт у них мед и жужжит по пчелиному? (Бражник мертвая голова)

v Какое насекомое один раз в своей жизни, в молодом возрасте, улетает на зимовку в жаркие страны? (Бабочка)

v Какое насекомое называют муравьиной коровой? (Тлю)

v Чем стрекочет кузнечик? (Трёт одним надкрыльем о другое)

v Как муравьи помогают узнать о приближающемся дожде? (Они закупоривают входы в муравейник)

v Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежденными ночью о приближении чужака? (Сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали, от этого хозяева и просыпались)

v Насекомое, которое бодается. (Жук-олень)

КАРТОЧКИ ДЛЯ ЛАБИРИНТА
6.2.ХВОСТАТАЯ ВИКТОРИНА и ПРИМЕТЫ от ЛЕСОВИЧКА

К чему бы это?

Большие муравьиные кучи к осени… на суровую зиму.

Комары появляются поздней осенью… зима обещает быть тёплой.

Если пчёлы летают вблизи улья… перед дождём.

Кузнечики сильно стрекочут… к хорошей погоде.

В хорошую погоду на муравейнике не видно муравьёв… к ненастью.

Если бабочка залетает в комнату и садится в тёмный угол… перед самой грозой.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ЛАБИРИНТА
6.3.ВИКТОРИНА «КОМАРИНЫЙ ПИСК»

Сколько у комаров крыльев?

А) два; б) три; в) четыре; г) шесть. (Комары – подотряд насекомых отряда двукрылых)

► Чем пищит комар?

А) связками; б) крыльями; в) лапками; г) хоботком. (Комары, делая до 600 взмахов крыльев в секунду, издают писк)

Какие комариные особи нападают на людей?

А) только самки; б) только самцы; в) и самки, и самцы. (Кровь, а точнее белки крови, необходимы им для того, чтобы организм насекомого смог сформировать и отложить яйца.Особи мужского пола – вегетарианцы, они питаются соком и нектаром растений.)

► У кого из этих людей, находящихся рядом, больше шансы быть укушенным комаром?

А) маленький ребёнок; б) высокий плотный отец; в) замерзшая худенькая мама.

(Насекомые не способны воспринимать мир, как человек, они находят потенциальный источник питания по теплу и облаку углекислого газа, выделяемого при дыхании. То есть замёрзший человек комаров заинтересует в разы меньше, чем разогретый и слегка вспотевший. Кстати, влага на коже – дополнительный стимул-бонус для насекомых. А у маленького ребёнка шансы спастись выше, если рядом его папа. Комара привлечет, в первую очередь, более крупная добыча.)

► Редкий комар долетит до… Продолжите фразу.

А) до 2-го этажа; б) до 4-го этажа; в) до 6-го этажа; г) до 7-го этажа. (Это связано с тем, что порывы ветра не позволяют насекомым подняться высоко, комаров просто сдувает.А потому такая статистика: 1-й этаж – 70-80% комаров, 2-й этаж – 20% комаров, 5-й этаж – 0,5% комаров, 7-й и выше – комаров нет.)

► Вставьте пропущенное слово в филиппинскую загадку о комаре: «Когда он молчит, он приносит …»

а) радость; б) здоровье; в) несчастье; г) жар. (Комары – переносчики малярии, от которой ежегодно умирает свыше 1 млн.человек. Перестал пищать, значит, уже сел и сосет кровь.)

► Как называется большущая компания комаров и их кровососущих родственников?

А) свара; б) гнус; в) камарилья; г) смрад. (Гнус)

► Какое их этих растений называют «комариная смерть»?

а) кувшинка; б) репейник; в) зверобой; г) росянка. (Кувшинка – это растение-хищник, болотное насекомоядное растение.Эти растения поедают комаров, и те не разносят заразу.)

► Какой из героев пушкинских сказок превращался в комара?

А) Елисей; б) Салтан; в) Гвидон; г) Руслан. (Гвидон)

► Как в русской сказке «Теремок» звали комара?

А) Рычун; б) Летун; в) Пискун; г) Баюн. (Комар-пискун)

► Кто поженил муху и комара?

А) Ч. Дарвин; б) И. Павлов; в) И. Мечников; г) К. Чуковский. (К.Чуковский в сказке «Муха-Цокотуха»)

► В стихотворении К. Чуковского медведи ехали первыми на велосипеде, вторым ехал кот задом наперёд, комарики третьими. А на чём они ехали?

А) на деревянной лошадке; б) на бумажном кораблике; в) на воздушном шарике; г) на ярком фонарике. (На воздушном шарике)

► Как сделана работа, если о ней говорят: «Комар носу не подточит»?

а) очень быстро; б) плохо; в) очень хорошо; г) необычно. (Нельзя ни к чему придраться.)

► Как называются химические и природные вещества (а так же ультразвуковые приборы), отпугивающие, но не уничтожающие комаров?

А) репелленты; б) респираторы; в) антиперспиранты. (От латинскогоrepello, репелленты – отталкиваю, отгоняю.)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛОВУШКИ «ЗАНЯТИЯ БАБЫ ЯГИ»

Разминка от Бабы Яги

    Команда передвигается пешком. Надо ответить на вопросы: «На чем передвигиль Барон Мюнтгхаузен? (На ядре) Старик Хоттабыч? (На ковре-самолете) Емеля? (На печи) Иван Царевич? (На сером волке)

«Подарок на день рождения»

    Все участники команды находят как можно больше оригинальных, практичных, остроумных и т.п. вариантов ответов на вопрос «Как я могу использовать эту ПОЛЕЗНУЮ вещь, которую мне подарили на день рождения: гвоздь, башмак, т.д.?».

«Почемучка» (см.выше)

«Занятия Бабы Яги»

Чем занимается Баба Яга на протяжении своей долгой жизни? Каков ее распорядок дня? Основные занятия, любимые занятия, повседневные, оригинальные и т.п. Перечислите как можно больше занятий.

Варианты интересных ответов детей: Добрыми делами.Рекламный агент.Коллекционирует костяные ноги со стразами.Мухоморный бизнес. Готовит коварные планы.Занимается аэробикой, фитнесом.Варит зелье. Кормит Иванов.Занимается шопингом. Растит кошку.Разводит говорящих котов.Играет на балалайке. Сочиняет частушки.Ходит на лесную дискотеку.Лакомится лягушками. Мастерит, чистити усовершенствует ступы. Пытается выйти замуж за Кащея. Готовит разные отвары. Сушит грибочки. Ест лук.Колдует.Сваха, гадалка.Соревнуется с нечистью.Пугает окружающих.Дрессирует и выгуливает избушку.Чешет пятку на костяной ноге.Полирует костяную ногу. Плетет из бисера и плетет козни. Вышивает крестиком длинными вечерами. Скучает на печке.Пересчитывает кости.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ЛАБИРИНТА
6.5.«ТЁМНАЯ ЛОШАДКА»

    Прочитать текст на карточке и отгадать, о каком насекомом там написано.

Я живу 3-4 года. Я самое сильное животное на Земле. Вот только крылья у меня не сохранились, да это не беда, они мне только мешали трудиться.


Ответ: рабочий муравей.

Обожаю, растения семейства крестоцветных, от их запаха я теряю голову. За это меня недолюбливает человек. Всё норовит уничтожить кладки моих яиц и моих гусениц.


Ответ: бабочка-капустница.

Я всеяден, люблю спелые ягоды и плоды, животных, кто помельче, в крайнем случае - просто зелень. Мне принадлежат рекорды по прыжкам в длину и в высоту. Я музыкант, меня называют «скрипачом».


Ответ: кузнечик.

На первоначальной стадии развития личинка этого насекомого имеет 2 сердца: одно в голове и второе в задней части тела. Кровь у нее зеленого цвета. Во взрослом состоянии она напоминает вертолет. Этот неутомимый хищник спасает нас от других назойливых насекомых: мух и комаров.


Ответ:стрекоза.

Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки.


Ответ: пчела, шмель.

С мая мы летаем над заросшими берегами рек. Добычу ловим ногами.Ноги покрыты шипами, в полёте согнуты и сближены так, что получается «ло



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.144 с.)