Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с состояниями, сопряженными с нарушением сенсорной интеграции и детей, имеющих иные трудности в развитии и поведенииСтр 1 из 10Следующая ⇒
Рабочая программа Педагога-психолога Сенсорная интеграция Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с состояниями, сопряженными с нарушением сенсорной интеграции и детей, имеющих иные трудности в развитии и поведении Разработана Педагогом-психологом Ратовой И.В. Домодедово 2017 СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Проблемы с сенсорной интеграцией в той или иной степени встречаются сегодня довольно часто. Однако, зачастую родители не всегда могут понять, что же на самом деле происходит с их ребенком и как ему помочь. В основе теории сенсорной интеграции лежит системный подход к функционированию мозга. Сенсорная интеграция – это метод, направленный на психическую активизацию афферентных структур. Цель данного метода коррекции – научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов. Сенсорная интеграция- основа для работы сенсорных системы. Интегрировать- означает собрать воедино разные части, заставить работать более слаженно как единая система. Сенсорная интеграция – упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение.
Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств. Речь идет о следующих системах: - вестибулярная система- система поддержания равновесия; - тактильная система - система кожной чувствительности - экстероцепция; - проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - восприятие собственной позы и движения. Вестибулярная система располагается рядом с органом слуха во внутреннем ухе. Его высокочувствительные рецепторы воспринимают все перемещения в пространстве и «проверяют», должны ли они вызывать определенную двигательную реакцию, чтобы человек сохранял равновесие и не спотыкался при ходьбе. Вестибулярная система вместе с другими органами чувств (например, проприоцепцией и зрением) сообщает нам, как мы двигаемся: быстро или медленно, вперед или назад, вверх или вниз, вправо или влево, вокруг горизонтальной или вертикальной оси либо не двигаемся вовсе. Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в самой тесной связи со зрением и системой, оценивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожилий и связок (проприоцепция). Разумеется, в этом процессе задействованы и все прочие органы чувств В первые семь лет жизни ребенок учится ощущать свое тело и окружающий мир, «обретать почву под ногами» и эффективно перемещаться в этом мире. Он узнает, что означают разные звуки, учится разговаривать сам, приобретает навыки взаимодействия с физическими силами планеты, а также с многочисленными предметами и другими людьми. Каждый из перечисленных объектов дает ребенку некую сенсорную информацию, и чтобы ее использовать и эффективно взаимодействовать с миром ребенок должен развивать сенсорную интеграцию.
Функции, связанные с сенсорной интеграцией, развиваются в естественном порядке, и у всех детей их развитие идет в определенной последовательности. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако все идут по одному и тому же пути. Значительные отклонения от обычной последовательности в развитии сенсорной интеграции позднее приводят к появлению проблем в других сферах жизни. Знание о данной подходе помогает увидеть связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что многие поведенческие трудности, проблемы в обучении и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания нейропсихологов, педагогов-психологов и системных занятий по нейрокоррекии. Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно приходится развивать её по-разному взаимодействуя с окружающим миром. Основой сенсорной интеграции является самовосприятие: ощущение от прикосновения, ощущение положения тела в пространстве, ощущение внутренних органов ощущение от мышц и суставов (проприоцепция), движение и равновесия (вестибулярная система). В основе самовосприятия лежат 5 органов чувств (зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и вкус). Вершиной системы сенсорной интеграции являются развитая эмоциональная сфера, высшие психические функции и речь. Дисфункция сенсорной интеграции – это состояние, когда головной мозг не способен воспринимать информацию одновременно от нескольких сенсорных систем. Можно выделить три типа дисфункции сенсорной интеграции: повышенная чувствительность, пониженная чувствительность, сенсорный поиск (например, у аутистов). Выделяют состояния, сопряженные с нарушением сенсорной интеграции: задержка психического развития; трудности в обучении; аутизм; страхи, беспокойства, тревога; сложности социальной адаптации; неврозы, вестибулярные нарушения; одаренность; СДВГ; депрессия. Планируемые результаты освоения программы Занятия в сенсорной комнате ориентированы на развитие и коррекцию следующих сфер ребенка: эмоционально-волевую, коммуникативную, высшие психические функции и моторику. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей: - снятие психоэмоционального напряжения; - саморегуляция и самоконтроль; - умение управлять своим телом, дыханием; - умение передавать свои ощущения в речи; - умение расслабляться, освобождаться от напряжения; - формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; - уверенность в себе. Содержательный раздел Содержание психолого-педагогической работы в сенсорной комнате Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. · Структура занятий гибкая, разработанная с учетом особенностей детей (возрастных, медико-психологических), она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии. · Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. · Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.
· Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций. Методы работы в сенсорной комнате:
· дыхательные упражнения; · релаксационные упражнения; · беседы и наблюдения; · музыкотерапия. Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:
Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств. Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, «красивая пища для глаз» - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза. Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме: · осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; · улучшают состояние иммунной системы; · регулируют функции многих гормонов; · задают и поддерживают ритм суточных колебаний; Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:
· КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует; · ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует; · ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует; · ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает; · СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции. · ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение. Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм. Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль. Поэтому, если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются различные колыбельные: «Спи, моя радость, усни» (Моцарт - Флис), «Сон приходит на порог» (Дунаевский - Лебедев-Кумач), «За печкою поет сверчок» (Островский - Петрова), «Колыбельная Светланы» и т.п.
Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. «Ария из сюиты № 3», медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. «Аве-Мария», 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. «Каватина Нормы»; Вивальди А. «Зима»; Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, «Июнь» и «Октябрь» из цикла времена года и др. Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма. К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию. Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. «Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия. Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания. Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. Можно выделить два направления в данной работе: · Развитие рецепторов, содержащихся в коже; · Развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях. Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши). На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев. Они дают возможность освоения новых ощущений, что особенно важно для слабовидящих и слабослышащих детей. Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками - великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. В Сенсорной комнате можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию. Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку. Для детей, имеющих проблемы внимания, не стоит класть в мешочек много предметов. Для начала можно положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимулы. Программа коррекционно – развивающих и психопрофилактических занятий в сенсорной комнате. Все занятия данной программы имеют следующую структуру: 1. Ритуал начала занятия. 2. Игровое задание на развитие психических процессов. 3. Релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение. 4. Ритуал окончания занятия. Приведенные ниже занятия проводятся индивидуально, либо с малой группой детей (2-3 ребенка, в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся нарушений). Длительность занятия – 20-30 минут (в зависимости от возраста). Предлагаемое содержание занятий является примерным и может варьироваться в зависимости от возрастных особенностей и психосоматического состояния детейю
Литература 1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 2. Айрес Э.Джин. Ребенок и сенсорная интеграция.- М.: Изд. Теревинф, 2012. 3. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».- М.: Изд. Каро, 2005. 4. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель 2009. 5. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; |юй; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. 6. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации 4-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2010. 7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 8. Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград: Учитель, 2014.261 с. 9. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2004. 10. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: учебно-методическое пособие/Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. - СПб.:ХОКА, 2007. 11. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. Волгоград: Учитель, 2014. - 127 с.
Приложение 1. Сидя
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.067 с.) |