Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с состояниями, сопряженными с нарушением сенсорной интеграции и детей, имеющих иные трудности в развитии и поведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с состояниями, сопряженными с нарушением сенсорной интеграции и детей, имеющих иные трудности в развитии и поведении



Рабочая программа

Педагога-психолога

Сенсорная интеграция

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с состояниями, сопряженными с нарушением сенсорной интеграции и детей, имеющих иные трудности в развитии и поведении

Разработана

Педагогом-психологом

Ратовой И.В.

Домодедово 2017


СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………….................………..................5
1.2. Цели и задачи реализации программы……………………………………5
1.3. Принципы и подходы формирования программы…………..…..............6
1.4. Планируемые результаты освоения программы ………………………..10
2. Содержательный раздел 2.1. Содержание психолого-педагогической работы в сенсорной комнате…. 2.2.Методы работы в сенсорной комнате…………………………………….. 2.3. Календарно-тематическое планирование…………………………………. 3. Организационный раздел 3.1.  Учебно – методическое и информационное обеспечение программы……81 3.3.Использованная литература……………………………………..…..………..82 4. Приложения Приложение 1. Упражнения по нейрокоррекции…………………………………… Приложение 2. «Гимнастика для глаз» в стихах……………………………………. Приложение 3. Упражнения на межполушарное взаимодействие………………… Приложение 4. Упражнения по вестибулярной гимнастике………………………. Приложение 5.
 
 
 
 

 

Пояснительная записка

Проблемы с сенсорной интеграцией в той или иной степени встречаются сегодня довольно часто. Однако, зачастую родители не всегда могут понять, что же на самом деле происходит с их ребенком и как ему помочь. В основе теории сенсорной интеграции лежит системный подход к функционированию мозга. Сенсорная интеграция – это метод, направленный на психическую активизацию афферентных структур. Цель данного метода коррекции – научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов.

Сенсорная интеграция- основа для работы сенсорных системы. Интегрировать- означает собрать воедино разные части, заставить работать более слаженно как единая система. Сенсорная интеграция – упорядочение, организация ощущений, получаемых от разных органов чувств, позволяющее создавать адекватный ответ, то есть обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение.

Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы вос­приятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.

Речь идет о следующих системах:

- вестибулярная система- система поддержания равнове­сия;

- тактильная система - система кожной чувствительности - экстероцепция;

- проприоцептивная система - система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) - восприятие собст­венной позы и движения.

Вестибулярная система располагается рядом с органом слуха во внутреннем ухе. Его высокочувствительные рецепторы воспри­нимают все перемещения в пространстве и «проверяют», должны ли они вызывать определенную двигательную реакцию, чтобы человек сохранял равновесие и не спотыкался при ходьбе. Вестибулярная система вместе с другими органами чувств (например, проприоцепцией и зрением) сообщает нам, как мы двигаемся: быстро или медленно, вперед или назад, вверх или вниз, вправо или влево, вокруг горизонтальной или вертикаль­ной оси либо не двигаемся вовсе.

Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в самой тесной связи со зрением и системой, оце­нивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожи­лий и связок (проприоцепция). Разумеется, в этом процес­се задействованы и все прочие органы чувств

В первые семь лет жизни ребенок учится ощущать свое тело и окружающий мир, «обретать почву под ногами» и эффективно перемещаться в этом мире. Он узнает, что означают разные звуки, учится разговаривать сам, приобретает навыки взаимодействия с физическими силами планеты, а также с многочисленными предметами и другими людьми. Каждый из перечисленных объектов дает ребенку некую сенсорную информацию, и чтобы ее использовать и эффективно взаимодействовать с миром ребенок должен развивать сенсорную интеграцию.

Функции, связанные с сенсорной интеграцией, развиваются в естественном порядке, и у всех детей их развитие идет в определенной последовательности. Одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако все идут по одному и тому же пути. Значительные отклонения от обычной последовательности в развитии сенсорной интеграции позднее приводят к появлению проблем в других сферах жизни.

Знание о данной подходе помогает увидеть связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что многие поведенческие трудности, проблемы в обучении и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания нейропсихологов, педагогов-психологов и системных занятий по нейрокоррекии.

Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью к интеграции, им все равно приходится развивать её по-разному взаимодействуя с окружающим миром. Основой сенсорной интеграции является самовосприятие: ощущение от прикосновения, ощущение положения тела в пространстве, ощущение внутренних органов ощущение от мышц и суставов (проприоцепция), движение и равновесия (вестибулярная система). В основе самовосприятия лежат 5 органов чувств (зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и вкус).

Вершиной системы сенсорной интеграции являются развитая эмоциональная сфера, высшие психические функции и речь.

Дисфункция сенсорной интеграции – это состояние, когда головной мозг не способен воспринимать информацию одновременно от нескольких сенсорных систем. Можно выделить три типа дисфункции сенсорной интеграции: повышенная чувствительность, пониженная чувствительность, сенсорный поиск (например, у аутистов).

Выделяют состояния, сопряженные с нарушением сенсорной интеграции: задержка психического развития; трудности в обучении; аутизм; страхи, беспокойства, тревога; сложности социальной адаптации; неврозы, вестибулярные нарушения; одаренность; СДВГ; депрессия.

Планируемые результаты освоения программы

Занятия в сенсорной комнате ориентированы на развитие и коррекцию следующих сфер ребенка: эмоционально-волевую, коммуникативную, высшие психические функции и моторику.

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- саморегуляция и самоконтроль;

- умение управлять своим телом, дыханием;

- умение передавать свои ощущения в речи;

- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- уверенность в себе.

Содержательный раздел

Содержание психолого-педагогической работы в сенсорной комнате

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

· Структура занятий гибкая, разработанная с учетом особенностей детей (возрастных, медико-психологических), она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.

· Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

· Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.

· Психологическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Методы работы в сенсорной комнате:

  • сказкотерапия, арттерапии с импровизацией;
  • психогимнастика;
  • элементы психодраммы;
  • игры на развитие навыков общения;
  • игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • ролевые игры;

· дыхательные упражнения;

· релаксационные упражнения;

· беседы и наблюдения;

· музыкотерапия.

Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:

Упражнения на мышечную релаксацию Снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.
Дыхательная гимнастика Действует успокаивающе на нервную систему.
Глазодвигательная гимнастика Активация энергетического потенциала организма
Вестибулярная гимнастика Стабилизация энергетического потенциала организма
Мимическая гимнастика Направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.
Двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку Способствует межполушарному взаимодействию.
Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи. Способствует развитию произвольности

 

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.

Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, «красивая пища для глаз» - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.

Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:

· осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;

· улучшают состояние иммунной системы;

· регулируют функции многих гормонов;

· задают и поддерживают ритм суточных колебаний;

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

· КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;

· ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;

· ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;

· ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;

· СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.

· ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.
Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.
С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.
По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д.

Поэтому, если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются различные колыбельные: «Спи, моя радость, усни» (Моцарт - Флис), «Сон приходит на порог» (Дунаевский - Лебедев-Кумач), «За печкою поет сверчок» (Островский - Петрова), «Колыбельная Светланы» и т.п.

Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. «Ария из сюиты № 3», медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. «Аве-Мария», 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. «Каватина Нормы»; Вивальди А. «Зима»; Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, «Июнь» и «Октябрь» из цикла времена года и др.
К активизирующим музыкальным произведениям относят, например, произведения В. Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта»; П. Чайковского - вальсы из балетов, «На тройке» из «Времен года», отрывок из финала 4-й симфонии; М. Глинки «Романсы»; А. Вивальди «Весна»; Л. Боккерини «Менуэт» и др.

Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.

К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. «Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.

Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.

Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.

Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. Можно выделить два направления в данной работе:

· Развитие рецепторов, содержащихся в коже;

· Развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях.

Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши).

На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев. Они дают возможность освоения новых ощущений, что особенно важно для слабовидящих и слабослышащих детей.

Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками - великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата.

В Сенсорной комнате можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию. Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку. Для детей, имеющих проблемы внимания, не стоит класть в мешочек много предметов. Для начала можно положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое.

Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимулы.

Программа коррекционно – развивающих и психопрофилактических занятий в сенсорной комнате.

Все занятия данной программы имеют следующую структуру:

1. Ритуал начала занятия.

2. Игровое задание на развитие психических процессов.

3. Релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

4. Ритуал окончания занятия.

Приведенные ниже занятия проводятся индивидуально, либо с малой группой детей (2-3 ребенка, в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся нарушений). Длительность занятия – 20-30 минут (в зависимости от возраста). Предлагаемое содержание занятий является примерным и может варьироваться в зависимости от возрастных особенностей и психосоматического состояния детейю

 


 

 

№ занятия Содержание Дата
1. 1. Знакомство с волшебной комнатой и её хранительницей -Черепахой. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. «Яйцо Кислинг». 2. Игра-путешествие: · в напольные сенсорные дорожки; · ребристый мостик; · балансировочная дорожка. 3. Игры: • центр, развивающий активность; • запутанная спиралька; • двойная запутанная спиралька; • центр тактильности; • световой куб; • аквалампа. 4. Релаксация «Отдых в лесу»: • мягкое напольное и настенное покрытие; 5. Ритуал окончания занятия. Игра «Прощание с веселками».     1 неделя сентября
  2. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Быстро - медленно»: • напольные сенсорные дорожки. 3. Игра «Найди шарик» (сухой бассейн). 4. Игра «Ловец шариков». • центр, развивающий активность. 5. Упражнение «Танец шариков»: • «Жар-птица». 6. Релаксация «Звездное небо»: • мягкое напольное и настенное покрытие; • зеркальный шар. 7. Ритуал окончания занятия.     2 неделя сентября
3. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Упражнение «В сказочном лесу»: • растение-фонтан. 3. Игра «Прокати шарик»: • запутанная спиралька. 5. Игра «Слушай и лови»: • двойная запутанная спиралька. 6. Игры в центре тактильности. 7. Игра «Море шариков»: • сухой бассейн. 8. Ритуал окончания занятия.     3 неделя сентября
  4. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Кто за кем?»: • напольные сенсорные дорожки. 3. Упражнение «Прыг-Крыг». 4. Игры с водяными игрушками: • центр, развивающий активность. 5. Игра «Найди по цвету». 6. Упражнение «Мой любимый цвет»: • аквалампа. 7. Релаксация «Отдых на море»: - мягкое напольное и настенное покрытие; • мягкий остров; • зеркальный шар. 8. Ритуал окончания занятия.   4 неделя сентября
  5. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Обезьянки»: • зеркало. 3. Игра «Клоуны»: • зеркало. 4. Игра «Веселая зарядка»: • мягкое напольное и настенное покрытие. 5. Игра «Камень - звезда»: • мягкое напольное и настенное покрытие. 6. Ритуал окончания занятия.       1 неделя октября
6. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра-путешествие: • сенсорные напольные дорожки. 3. Игра «Опиши предмет»: • центр спокойных игр. 4. Игра со световым кубом. 5. Игра «Прогулка по четырем временам года»: • балансировочная доска. 6. Упражнение «Танец шариков»: • аквалампа. 7. Ритуал окончания занятия.     2 неделя октября
7. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра-путешествие: • сенсорные напольные дорожки; 3. Игра «Прогулка по четырем временам года»: • балансировочная доска. 4. Тренинг творческих тактильных восприятий: • центр спокойных игр. 5. Игра «Найди и покажи»: • центр спокойных игр. 6. Релаксация «Отдых у водопада». 7. Ритуал окончания занятия.     3 неделя октября
8. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Рассказ «Как побороть страх». 3. Беседа о страхах. 4. Упражнение «У страха глаза велики». 5. Изотерапия «Рисуем свой страх». 6. Упражнение «Уничтожим свой страх». 7. Упражнение «Ха!». 8. Ритуал окончания занятия.       4 неделя октября
9. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Беседа. 3. Игра «Путешествие по лабиринту»: • куб «Твизлер». 4. Игра-путешествие: • сенсорные напольные дорожки. 5. Игра «Будь внимателен»: • растение-фонтан. 6. Релаксация «Отдых в лесу». 7. Ритуал окончания занятия   1 неделя ноября
10. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Кто за кем?»: • сенсорные напольные дорожки. 3. Игра с водными игрушками «Надень кольцо»: • центр, развивающий активность. 4. Упражнение «Прокати и поймай шарик»: • запутанная спиралька. 5. Упражнение «Пройти по лабиринту»: • куб «Твизлер». 6. Игра «Солнечный зайчик»: • зеркальный шар; • проектор. 7. Ритуал окончания занятия.     2 неделя ноября
11. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Тренинг творческих тактильных восприятий: • центр спокойных игр. 3. Упражнение «Танец шариков»: • аквалампа. 4. Игра «Упрямая подушка»: в мягкие подушечки. 5. Упражнение «Море шариков»: в сухой бассейн. 6. Релаксация «Отдых на Море». 7. Ритуал окончания занятия.     3 неделя ноября
12. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Пройди по дну ручья»: малый бассейн с водой. 3. Игра «Быстро - медленно»: • сенсорные напольные дорожки. 4. Упражнение «По следам»: • балансировочная дорожка. 5. Игра «Дыши и думай»: • сухой бассейн. 6. Упражнение «Танец шариков»: • аквалампа. 7. Релаксация «Летняя ночь». 8. Ритуал окончания занятия.   4 неделя нотября
13. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Отгадай настроение»: зеркало. З. Упражнение «Узнай звук»: • набор «Узнай звук». 4. Игра на воображение: этюд «Холодный твердый лед», этюд «I'орячий пирожок». 5. Этюд «Ежик», этюд «Маленький котенок». 6. Игра е3вездный зайчик». 7. Релаксация «Отдых в волшебном лесу». 8. Ритуал окончания занятия. ­     1 неделя декабря
14. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Тепло - холодно»: • малый бассейн. 3. Игра-путешествие: · напольные сенсорные дорожки. 4. Игра «Наблюдай, слушай»: • запутанная спиралька. 5. Игра «Где, какого цвета шарик?»: • двойная запутанная спиралька. 6. Упражнение «3накомство с цветом»: • аквалампа. 7. Игра «Дыши и думай»: • сухой бассейн. 8. Ритуал окончания занятия.     2 неделя декабря
15. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Упражнение «Обезьянки»: зеркало. 3. Игра «Кто за кем?»: • сенсорньre напольные дорожки. 4. Упражнение «По кочкам»: • балансировочная доска. 5. Игра «Прокати и поймай шарик»: • запутанная спиралька; в двойная запутанная спиралька. 6. Игра «Улыбка». 7. Релаксация «Бабочка». 8. Ритуал окончания занятия.   3 неделя декабря
  16. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Найди и покажи»: • центр тактильности. 3. Прыжки на батуте. 4. Игры на воображение: • сухой бассейн. . 5. Упражнение «Мой шарик»: • аквалампа. 6. Релаксация «Рыбка». 7. Ритуал окончания занятия.   4 неделя декабря
17. 1. Ритуал начала занятия. 2. Упражнение «Угадай настроение»: • зеркало. 3. Беседа о «цветах» настроения. 4. Изотерапия «нарисуй цвет своего настроения». 5. Цветотерапия: • аквалампа. 6. Релаксация «Радуга». 7. Ритуал окончания занятия.   3 неделя января
18. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «В сказочном лесу»: • растение-фонтан. 3. Игра-путешествие: • напольные сенсорные дорожки. 4. Игра «Через речку»: • ребристый мостик. 5. Игры на снятие агрессивности: «Уходи, злость, уходи!»: • сухой бассейн. 6. Упражнение «Кто быстрее?»: • куб «Твизлер». 7. Ритуал окончания занятия.     4 неделя января
19. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Клоуны»: • зеркало. 3. Упражнение «Лабиринты»: 4. Плавание в сухом бассейне. 5. Игра «Опиши предмет»: • центр спокойных игр. 6. Игра «Мой любимый запах»: • ароманабор. 7. Релаксация «Летняя ночь». 8. Ритуал окончания занятия.   1 неделя февраля
20. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2 Сказкотерапия: • растение-фонтан. 3. Игра «Найди и покажи»: • центр тактильности. 4. Игра «Угадай предмет»: • центр спокойных игр. 5. Игра «Дыши и думай»: • сухой бассейн. 6. Релаксация «Волшебный сон». 7. Ритуал окончания занятия.     2 неделя февраля
21. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Быстро - медленно»: • сенсорные напольные дорожки; • ребристый мостик. 3. Игра «Четыре стихии»: • балансировочная дорожка. 4. Игра «В сказочном лесу»: • растение-фонтан. 5. Сказкотерапия: • растение-фонтан 6. Упражнение «По лабиринту с закрытыми глазами»: • куб «Твизлер». 7. Релаксация «Радуга». 8. Ритуал окончания занятия.     3 неделя февраля
22. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Тепло - холодно»: • малый бассейн. 3. Игра «Кто за кем?»: • сенсорные напольные дорожки. 4. Тренинг творческих тактильных восприятий. 5. Цветотерапия: • аквалампа. 6. Релаксация «Летняя ночь». 7. Ритуал окончания занятия.   4 неделя февраля
23. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Упражнение «Обезьянки»: • зеркало. 3. Упражнение «Опиши предмет»: • центр спокойных игр. 4. Игра «Прокати и пойми»: • запутанная спиралька. 5. Игра «Слушай и лови!»: • двойная запутанная спиралька. 6. Упражнение «Мой страх исчезает». 7. Релаксация «Волшебный сон». 8. Ритуал окончания занятия.   1 неделя марта
24. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Глазодвигательная гимнастика. 3. Игра «Птички у водопада»: • растениё-фонтан. 4. Игра на развитие воображения. 5. Упражнение «Море шариков»: • сухой бассейн. 6. Релаксация «Отдых на море». 7. Ритуал окончания занятия.   2 неделя марта
25 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Упражнение «Обезьянки»: • зеркало. 3. Упражнение на батуте. 4. Игра «Улыбка». 5. Игры с калейдоскопом и звучащими игрушками: • центр, развивающий активность. 6. Игра «Найди и покажи»: • центр спокойных игр. 7. Игра «Камень - звезда. 8. Ритуал окончания занятия. 3 неделя марта
26. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2 Игра «Смотри. Слушай. Делай» • сухой бассейн 3. Игра «Светофор»: • центр тактильности. 4. Упр. с пузырьковой колонной. 5. Игра «Дыши и думай»: • сухой бассейн. 6. Релаксация «Волшебный сон». 7. Ритуал окончания занятия.   4 неделя марта
27. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Снежный ком»: 3. Упражнения с сенсорными мешочками (в парах, в круге) 4. Плавание в сухом бассейне. 5. Работа на сенсорных ковриках. 7. Релаксация «Летняя ночь». 8. Ритуал окончания занятия. 1 неделя апреля
28. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Снежный ком»: 3. Упражнения с сенсорными мешочками (в парах, в круге) 4. Плавание в сухом бассейне. 5. Работа на сенсорных ковриках. 7. Релаксация «Звездное  небо». 8. Ритуал окончания занятия. 2 неделя апреля
29. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Квадратное дыхание». 3. Игра «Смотри. Слушай. Делай» в круге. 4. Игра «Лови цвет». 5. «Светофор»: • центр тактильности. 6. Упр. с пузырьковой колонной на развитие речи 7. Релаксация «Волшебный сон». 8. Ритуал окончания занятия.   3 неделя апреля
30. 1. Ритуал начала занятия. Приветствие словами, ладошками, пальчиками. 2. Игра «Снежный ком». 3. Глазодвигательная гимнастика. 4. Упражнения с сенсорными мешочками (в парах, в круге) 5. Плавание в сухом бассейне. 6. Работа на сенсорных ковриках. 7. Релаксация «Звездное  небо». 8. Ритуал окончания занятия. 4 неделя апреля

 


 

Литература

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психо­логам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Айрес Э.Джин. Ребенок и сенсорная интеграция.- М.: Изд. Теревинф, 2012.

3. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».- М.: Изд. Каро, 2005.

4. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Волгоград: Учитель 2009.

5. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распо­знать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; |юй; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010.

6. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации 4-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2010.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

8. Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи. Волгоград: Учитель, 2014.261 с.

9. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психо­логическое здоровье дошкольников. - М.: Генезис, 2004.

10. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: учебно-методическое пособие/Под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. - СПб.:ХОКА, 2007.

11. Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы. Волгоград: Учитель, 2014. - 127 с.

 


 

Приложение 1.

Сидя

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.067 с.)