Себестоимость как комплексный экономический показатель работы предприятийморского транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Себестоимость как комплексный экономический показатель работы предприятийморского транспорта



Введение

Для производства конкурентоспособной продукции предприятие вкладывает средства в производственные факторы. При приобретении предприятием оборудования, инструмента, материалов денежные средства на покупки составляют расходы или затраты предприятия. Выплаты денег из кассы или банковского счета в этом случае носит название платежа.

Когда говорят об использовании производственных факторов, речь идет об издержках производства.

Издержки предприятия - это денежное выражение использования производственных факторов для выпуска и реализации продукции, оказания услуг.

В рыночной экономике различают явные (бухгалтерские), вмененные и безвозвратные издержки. Денежные расходы на оплату труда, приобретение сырья и материалов, амортизацию основных фондов и другие, необходимые для осуществления производства и реализации продукции, составляют явные издержки предприятия. Поскольку они рассчитывайся на основе финансовых отчетов, их называют еще бухгалтерскими. Совокупность всех явных издержек образует себестоимость продукции, а разница между ценой реализации и себестоимостью - прибыль.

Себестоимость -- это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Определение себестоимости морских перевозок

Пользуясь системой рассмотренных показателей работы флота, установив его провозную способность, можно определить объем работы, которую выполняет морской флот и степень его технических средств. Однако этим недостаточно характеризуется работа морского транспорта. Процесс перевозки грузов, как и всякий производственный процесс, связан с затратой живого и овеществленного труда, который можно исчислить в натуральном и денежном выражении. Размер таких затрат в денежном выражении, приходящихся на единицу выполненной морским транспортом работы, называется себестоимостью морских перевозок.

Себестоимость перевозок - один из основных показателей работы морского транспорта. Находясь в зависимости от технических и экономических факторов, определяющих перевозки, себестоимость является важнейшей характеристикой этого процесса, позволяющей судить об экономической эффективности работы морского транспорта.

Себестоимость морских перевозок фактически складывается ю расходов на перемещение грузов морскими судами, расходов на перегрузочные работы в морских портах и из так называемых косвенных расходов на содержание аппарата управления морским транспортом, на подготовку кадров морского флота.

Ниже будет рассмотрена себестоимость перемещения грузов морскими судами, т.е. единицы транспортной работы судна (группы судов), или себестоимость морских перевозок.

Себестоимость морских перевозок исчисляется как отношение расходов по эксплуатации судов к объему транспортной работы, проделанной этими судами.

Себестоимость 1тонно-мили:

себестоимость перевозки 1 т груза:

где расходы по эксплуатации судов при перевозке грузов (прочие обозначения известны).

В работе эксплуатационного аппарата определение себестоимости перевозок морского транспорта занимает весьма важное место. Решение большинства оперативных вопросов организации работы флота и в первую очередь подбор судов для отдельных рейсов и линий невозможен без учета показателей себестоимости.

Показатели себестоимости перевозок являются объектом анализа при оценке работы судов.

Запасы

Другой существенной статьёй расходов является приобретение запасов, таких как запасные части, палубное оборудование и оборудование для машинного отделения, смазочные и другие материалы, инвентарь. К наиболее ёмкой части этих расходов относятся смазочные материалы, так как современные суда с дизельными двигателями на ходу могут потреблять до нескольких сотен литров смазочных материалов в сутки. Расходы на запасные части и сменное оборудование возрастают при увеличении возраста судна.

Расходы на содержание экипажа судна RЭКС. Численность экипажа морского судна устанавливается штатным расписанием. Она зависит от некоторых технических характеристик судна - тоннажа и длины судна (при определении численности палубной команды), мощности и типа машин, механизмов (при определении численности машинной команды).

В целях иллюстрации зависимости численности экипажа судна от его длины и мощности главного двигателя приведем такую империческую формулу:

где Э - численность экипажа;

L -длина судна, м;

N - мощность главного двигателя, л.с;

С - постоянный член (величина его колеблется от 7 до 15).

На основе статистических данных может быть дана и такая зависимость численности экипажа от грузоподъемности:


где Э - численность экипажа;

L -длина судна, м;

N - мощность главного двигателя, л.с;

С - постоянный член (величина его колеблется от 7 до 15).

На основе статистических данных может быть дана и такая зависимость численности экипажа от грузоподъемности:

где Ад - месячный фонд основных должностных окладов:

TЭ.МЕС - эксплуатационный период в месяцах;

kДОП- коэффициент, учитывающий различные доплаты к основным окладам;

kПР - коэффициент, учитывающий премии за выполнение плана перевозок, за

отличное состояние судна, и т.п.;

АОПТ- годовой фонд оплаты отпусков, исчисляемый в зависимости от

окладов и продолжительности отпусков;

АСВ - фонд оплаты сверхурочных работ и выходных дней;

АД - месячный фонд должностных окладов экипажу, оставленному на судне на период ремонтов;

tРЕМ- ремонтный период в месяцах (в целых и дробных значениях);

kНАЧ- коэффициент, учитывающий начисления на все виды заработной

платы (на социальное страхование, пенсионный фонд - всего 37% от

штатного фонда заработной платы);

Э - численность экипажа во время эксплуатации судна;

АСТ - месячный фонд столового довольствия в период эксплуатации суд

- месячный фонд столового довольствия в период ремонта судна;

Э' - численность экипажа во время ремонта.

Расходы на топливо

Затраты на топливо являются значительной частью рейсовых расходов. Судовладелец не имеет возможности влиять на цены бункерного топлива, но может контролировать уровень его потребления.

Уровень потребления топлива, прежде всего, зависит от типа и мощности судовой энергетической установки, её технического состояния, вида и сорта топлива, коэффициента использования мощности двигателя, Объём потребления топлива зависит также от состояния корпуса судна и эксплуатационной скорости.

При проектировании судна скорость полного хода устанавливается с учетом существующего в момент проектирования соотношения уровней фрахтовых ставок, определяющих доходы, и цен на буккер, во многом определяющих расходы. Если реальные условия эксплуатации судна отличаются от принятых при проектировании, то экономичная скорость может быть ниже технической скорости. В этом случае при работе на сниженной скорости происходит экономия расходов на топливо из-за снижения сопротивления движению. Объём потребления топлива пропорционален кубу эксплуатационной скорости.

где:

- q - фактическое потребление топлива, т/сут.;

- v - фактическая эксплуатационная скорость;

- q*- потребление топлива, соответствующее технической скорости;

- v*- техническая скорость.

Степень b для дизельных двигателей равна приблизительно трём. Отсюда следует, что уровень потребления топлива существенным образом зависит от скорости. Например, для балкера класса Panamax снижение эксплуатационной скорости с 16 до 11 узлов приводит к экономии потребления топлива в сутки на 2/3 (таблица 2.1). Более подробно вопрос оптимизации эксплуатационной скорости судов будет рассмотрен ниже.

При любой скорости объем потребления топлива зависит от конструкции корпуса судна и его состояния. Между доковыми ремонтами нарост на корпусе судна увеличивает его сопротивление движению, сокращая скорость до двух или трёх узлов. Даже при регулярной постановке в сухой док состояние корпуса ухудшается с возрастом судна, так как его поверхность очищалась и перекрашивалась много раз. Этот недостаток в определенной мере устраняется при использовании специальных красок, которые снижают уровень загрязнения корпуса между постановками в сухой док.

Таблица 2

 
Скорость, узл. Потребление топлива для главного двигателя,  
  тонн/сут.  
16 55  
15 45  
14 37  
13 29  
12 23  
11 18  
     

Учитывая эти переменные, можно сделать вывод, что уровень потребления топлива для судов одинакового размера и при одинаковой скорости может быть различным. Например, потребление топлива для двух балкеров класса Panamax может отличаться на 20-30%, в зависимости от возраста судна и состояния корпуса. Стоимость бункера:


Таблица 3

 
Бункер на 7 сентября 2007  
СОРТ РОТТЕРДАМ ФУДЖАРАХ ПИРЕЙ СИНГАПУР  
380cst: $367.00 $397.00 $388.00 $381.00  
180cst: $386.00 $409.00 $415.00 $391.00  
MGO: $645.00 $702.50 $702.50 $652.50  
           

Расходы на топливо и смазку RТ. В эту статью расходов входи]- стоимость топлива, смазочных и обтирочных материалов.

Стоимость топлива и смазочных материалов принимается в соответствии с нормами расхода топлива и смазки на ходу и стоянке, которые устанавливаются пароходством для каждого судна. При определении расходов на топливо должно быть установлено количество расходуемого топлива и стоимости 1 т данного топлива; упрощенная формула для расчета суммы годовых расходов имеет вид

где - средняя стоимость 1т топлива;

gTX - норма расхода натурального топлива в ходовые сутки, т;

gT.CT - то же в стояночные сутки.

Страхование

Обязательной статьей текущих расходов является страхование. Наибольший удельный вес занимают расходы по страхованию корпуса и механизмов судна - Hull and Machinery (H&M) и страхованию ответственности судовладельца перед третьими лицами - Protection and Indemnity (P&I). Дополнительные виды страхования могут быть связаны с военными рисками, забастовками и т.д. Страхование корпуса судна производится в специализированных морских страховых компаниях, осуществляющих имущественное страхование. Страхование ответственности перед третьими лицами производится через P&I клубы. Уровень страховой премии зависит от направления перевозок, вида перевозимого груза, флага судна, национальной принадлежности экипажа. Расходы по страхованию могут составлять до 10% текущих расходов.

Навигационные расходы

К этой статье относятся мелкие расходы по судну, такие как: снабжение водой, снабжение дезинфекционных работ, приобретение навигационных инструментов, морских карт, почтовые и канцелярские расходы, представительские расходы капитана и др. Прочие навигационные расходы RНАВ. В эту укрупненную статью обычно включаются разнообразные мелкие расходы по судну, как, например, снабжение судна водой, стоимость дератизационных и дезинфекционных работ, навигационных инструментов, приобретение морских карт и книг, стирка судового белья и спецодежды, почтово-телеграфные расходы, канцелярские расходы, представительские расходы капитана, столовое довольствие лоцманов и т.д. Являясь второстепенным видом расходов, прочие навигационные расходы могут исчисляться на основе установления по отчетным данным средних ставок на тоннаже-сутки в эксплуатации, т.е.

где SНАВ - средняя отчетная ставка прочих навигационных расходов на 1 тоннаже сутки по флоту пароходства, подсчитываемая по формуле:

Для характеристики структуры эксплуатационных расходов по флоту приведем состав их по одному из пароходств Украины.

Таблица

 
Укрупненные статьи расходов Удельный вес статьи в % от общей суммы эксплуатационных расходов  
Амортизация флота 27,2  
Текущий ремонт 7,3  
Материалы и износ малоценного инвентаря 4,1  
Содержание судовых 'экипажей 20,2  
Топливо 19,5  
Косвенные расходы 9,3  
Судовые сборы, агентирование и прочие навигац. расходы 12,4  
Итого 100  
     

Отсюда видно, что расходы на амортизацию флота и содержание экипажей судов имеют наибольший удельный вес в общей смете эксплуатационных расходов.

Введение

Для производства конкурентоспособной продукции предприятие вкладывает средства в производственные факторы. При приобретении предприятием оборудования, инструмента, материалов денежные средства на покупки составляют расходы или затраты предприятия. Выплаты денег из кассы или банковского счета в этом случае носит название платежа.

Когда говорят об использовании производственных факторов, речь идет об издержках производства.

Издержки предприятия - это денежное выражение использования производственных факторов для выпуска и реализации продукции, оказания услуг.

В рыночной экономике различают явные (бухгалтерские), вмененные и безвозвратные издержки. Денежные расходы на оплату труда, приобретение сырья и материалов, амортизацию основных фондов и другие, необходимые для осуществления производства и реализации продукции, составляют явные издержки предприятия. Поскольку они рассчитывайся на основе финансовых отчетов, их называют еще бухгалтерскими. Совокупность всех явных издержек образует себестоимость продукции, а разница между ценой реализации и себестоимостью - прибыль.

Себестоимость -- это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость как комплексный экономический показатель работы предприятийморского транспорта

Стоимость продукта (продукции) определяется количеством труда, затраченного обществом на его (ее) изготовление. Количество затраченного общественного труда измеряется в денежной форме, следовательно, и стоимость, определяется этими затратами, выражается в денежной форме. Совокупные затраты общественного труда на производство продукции образуют стоимость.

Стоимость продукта (продукции) включает в себя три составные части

где С - стоимость израсходованных средств производства, воплощающих в себе

прошлый труд;

V - стоимость вновь затраченного труда;

m- прибавочная стоимость- стоимость прибавочного продукта (чистый

доход общества).

Себестоимость включает в себя только стоимость израсходованных средств производства и труда; в нее не входит прибавочная стоимость.

В народном хозяйстве Украины, в т.ч. и на морском транспорте, при исчислении себестоимости, помимо стоимости средств производства и необходимого труда, включается часть стоимости продукта для общества в виде отчислений на социальное страхование работников.

Себестоимость - один из важнейших показателей, наиболее полно отражающий деятельность предприятия. Она отражает' уровень технической вооруженности и производительности труда, использования основных фондов и оборотных средств, уровень организации и управления производством.

Различают общую и индивидуальную себестоимость, плановую и отчетную.

Общую себестоимость рассчитывают по отрасли в целом и по группе предприятий (пароходств, портов, судоремонтных предприятий).

Индивидуальную себестоимость определяют по каждому предприятию, отдельным его подразделениям и видам деятельности.

Плановую себестоимость продукции исчисляют на основе прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, технических норм использования рабочего времени, оборудования, строгого режима экономии в расходах по управлению и обслуживанию производства.

Отчетную себестоимость определяют по фактическим затратам на производство и реализацию продукции, фактические затраты могут быть ниже или выше плановых. Причинами отклонений фактических затрат от плановых могут быть улучшение или ухудшение уровня использования основных и вспомогательных материалов, основных фондов, рост производительности труда и др.

Процесс транспортировки грузов, как и всякий производственный процесс, связан с затратами живого и овеществленного труда. Размер этих затрат (в денежном выражении), приходящихся на единицу выполненной морским транспортом работы, называется себестоимостью транспортировки грузов. Затраты на транспортировку грузов складываются из трех частей: затрат на погрузку в порту отправления, перевозку и разгрузку в порту назначения. Затраты на погрузку и разгрузку планируют и учитывают по портам; они входят в себестоимость погрузочно-разгрузочных работ. Затраты же, связанные в перевозкой, планируют и учитывают по флоту и включают в себестоимость морских перевозок. Себестоимость морских перевозок исчисляют как отношение расходов, связанных с эксплуатацией судов, к объему транспортной работы, выполняемой ими в течение определенного периода (в тоннах или тонно-милях).

Себестоимость характеризует затраты в денежном выражении приходящиеся на 1 т перевезенного груза или на 1 т-милю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.035 с.)