Методы психологического воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологического воздействия



К методам психологического воздействия относят: психологическое заражение, внушение, подражание и убеждение.

Заражение – это психологическое воздействие, основанное на бессознательной, невольной подверженности индивида эмоциональному влиянию в условиях непосредственного контакта. Это самый древний вид психологического воздействия, он находится вне осознания и в основе его лежит перманентная готовность организма к разрядке. Человек, являющийся источником заражения,  должен обладать сильным эмоциональным настроем, чтобы «заразить» окружающих его людей, которые также не осознают, что является объектом воздействия. Этот метод воздействия «работает» в основном в массах людей, например, спортивные болельщики, религиозные приверженцы, фанаты на концертах, а также в ситуациях паники или массовой агрессии.Б.В.Поршнев открыл закономерность действия механизма заражения: чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь стихийных эмоциональных переживаний, тем, следовательно, слабее механизм заражения.

Внушение – способ целенаправленного психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и логике, которая содержит готовые выводы.  К основным закономерностям внушения относят следующие: эффективность внушения снижается с увеличением социального опыта, индивиды более скептически относятся к этому способу воздействия. Люди утомленные, ослабленные физически более внушаемы. Решающим условием эффективности внушения является авторитет руководителя, т.к. возникает доверие источнику информации. Кроме того, жесткая категоричность заявлений и требований, а также их повторяемость, ритм подачи внушающей информации (реклама) усиливают эффективность внушения. Также существует самовнушение, это внушение какой-либо информации самому себе.

Подражание - способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека (субъекта психологического воздействия), в частности его движений, манер, действий, поведения и т.д. Человек сталкивается с данным методом воздействия в самом раннем возрасте, когда, подражая родителям, говорит первые слова, и затем по мере взросления подражает различным навыкам и нормам поведения. Также существует такая разновидность подражания, как подражание своим кумирам, лидерам или известным и успешным личностям. В рекламе активно используется данная разновидность подражания, когда для рекламирования того или иного товара приглашаются, например, звезды шоу-бизнеса или спорта.

Убеждение - метод психологического воздействия на сознание пациента посредством изменения его собственных прежних суждений. Целью убеждения является принятие объектом самостоятельного решения на основе полученной информации.  Убеждение – единственный из видов воздействия преимущественно интеллектуального плана. Основой убеждения является аргументация. Но для достижения эффективности убеждения субъект должен иметь некий авторитет в глазах объекта, должен уметь установить контакт, вызвать доверие, говорить искренне и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей убеждаемого.

 

 

Группа как продукт межличностных взаимодействий. Особенности социально-психологического взаимодействия в организации

 

Понятие социальной группы

Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям.

Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Каждый человек входит во множество групп, он не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. И ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности.

Компонентами социальной группы являются цели, совместная деятельность, отношения, материальная среда, общие нормы, санкции, групповые ритуалы и так далее, и они определяют меру ее устойчивости. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив - наиболее значимые для личности социальные группы. Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер развития и социальную адаптацию личности.

В больших социальных группах люди слабо связаны между собой и не знают друг друга лично, объединить их могут психологические феномены, массовидные явления психики, например, паника, мода, стереотипы, распространение слухов. К этой категории относятся два вида человеческих общностей: 1) это сравнительно кратковременные объединения большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-то определенному поводу и демонстрирующие совместные действия. Сюда можно отнести толпу, публику, аудиторию. 2) группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества: долговременные, устойчивые в своем существовании (социальные классы, различные этнические группы (в том числе нации), профессиональные группы, демографические, половозрастные группы (например, молодежь, женщины, пенсионеры и т.д.). Большие социальные группы исследуют в основном социологи, в то время как малые социальные группы находятся в ведении психологии.

Наиболее значимые в жизни человека группы - малые группы. Малая группа - достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Малой группой можно считать микрогруппу, состоящую из двух или трех человек (диады и триады), это ее нижняя граница. За верхний предел малой группы исследователи принимали число 7±2, которым обозначается объем восприятия, т.е. число объектов, которые могут быть восприняты одновременно. Но малая группа функционирует в системе общественных отношений (например, школьный класс, студенческая группа), задана в каком-то конкретном размере, и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять как «верхний».

Рис. 22. Малая группа как продукт межличностных социально-психологических взаимодействий

Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель. Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида.

Если индивид ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то группа в данном случае является референтной. Ориентируясь на группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.

 

 

Классификация малых групп

 

Большое количество различных социальных групп обусловило существование большого количества типологий групп. Эти классификации основаны на следующих критериях:  количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д.

 

Рис. 23. Виды малых групп

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей - на реальные и номинальные, по значимости - на референтные и группы членства. По количеству членов выделяют большие группы и малые группы. Участников малой группы группы обычно связывает общее дело, а также чувства уважения, дружбы, любви, симпатии.

Рис.24. Семья – это малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, детьми, родителями и ближайшими родственниками

В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации малых групп.

Во-первых, группы делятся на формальные и неформальные.

Формальная группа – это группа, сформированная на основании каких-либо документов, например, штатное расписание, приказ о зачислении (рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.). Другими словами, формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.

Неформальная группа – это группа, сформированная на основании личных привязанностей, симпатий, общих потребностей, которые невозможно удовлетворить в формальной группе. Неформальные группы складываются и возникают стихийно, в них нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, заранее не предписаны ни роли, ни статусы. Неформальная группа может создаваться внутри формальной (группировки в классе) или сама по себе (компания, играющая в пляжный волейбол; компания друзей, работающих в разных местах, и т.д.).

Во-вторых, группы бывают открытые и закрытые.

Открытые группы устроены так, что одни члены уходят, на их место приходят другие. Меняются не только члены группы, но и руководители. Таким образом, производственные коллективы можно рассматривать как открытые группы.

Закрытые группы формируются одномоментно для выполнения какой-либо специфической задачи. После ее выполнения группа перестает существовать. Примером может служить учебная группа.

В третьих, социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть:

социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т.п. объединения); 

асоциальной – ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.);

антисоциальной (преступные группы).

Малой группе присущи следующие признаки:

• совместная деятельность или непосредственное общение членов группы;

• осознание отдельными индивидами своей принадлежности к группе (чувство «мы»);

• наличие между индивидами определенных отношений;

• психологическая и поведенческая общность людей в группе (общность цели, интересов, норм, установок, нравов и т.д.).

Любой человек всегда является членом нескольких групп – учебной, профессиональной, возрастной и половой, формальной и неформальной и т.п. Выполняя различные социальные функции, человек формируется как бы в пересечении этих групп.

 

Групповые феномены

Психологи выявили, что люди ведут себя совершенно по-разному, если действуют в группе или в одиночку.

Д. Майерс и др. исследователи вывели несколько групповых феноменов:

1. Феномен социальной фасилитации: факт присутствия других людей во время выполнения деятельности благотворно сказывается на решении простых и привычных задач, улучшает результат данной деятельности (при выполнении знакомой или простой работы).

2. Феномен социальной ингибиции – тенденция ухудшения деятельности  в присутствии других людей. Возникает обычно при выполнении незнакомой или сложной работы. Ухудшаются чувствительность, концентрация внимания и генерирование идей.

3. Феномен социальной лености. Люди прилагают меньше усилий, когда работают в группе, т.к. личная ответственность за результат деятельности в группе размыта, не определяется четко.

4. Феномен деиндивидуализации: утрата самосознания и боязни оценки, когда нормативное сдерживание значительно ослабевает (или почему вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку). Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль поглощает Личность. Этот феномен приводит к принятию группой более рискованных решений, т.к. размыта личная ответственность.

5. Огруппление мышления. Характерно для сплоченных групп. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате – неправильные решения. Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения.

5. Феномен влияния меньшинства: меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем колеблющееся большинство.

Влияние группы на индивида

 

Социально – психологические особенности поведения личности в малой группе можно раскрыть через понятие социальной роли.

Рис. 25. Социальная роль

 

Зависимость между принадлежностью к группе и поведением индивида определяется:

– характеристикой поступков, соответствующих ожиданиям группы в различных ситуациях, и сложившимися в группе интересами;

– положительной оценкой поведения со стороны группы;

– стремлением индивида сохранить в группе свой престиж, уважение и авторитет;

– ролевой позицией индивида в группе и оценкой своего положения в ней.

В социальной психологии влияние группы на индивида рассматривается как феномен группового давления или его еще называют феноменом "конформизма". Само слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Г. Андерсена о голом короле. Конформность – психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, мера подчинения индивида групповому давлению.

В работах последних лет часто употребляется термин "социальное влияние". Противоположными конформности являются понятия "независимость", "самостоятельность позиции", "устойчивость к групповому давлению". Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки – в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке – три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков на правой карточке равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно.

Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ("наивного субъекта"), Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам "подставной" группы отрезка на левой карточке они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку на правой карточке. Последним отвечал "наивный субъект", и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы.

В эксперименте С. Аша более одной трети (37%) "наивных субъектов" дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение. В последующих интервью их спрашивали, как субъективно переживалась заданная в эксперименте ситуация. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже "независимые" признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты.

Конформность, выявленная при решении задач в эксперименте С. Аша, может не иметь ничего общего с тем, как поведет себя индивид в каких-то значительно более сложных ситуациях его реальной жизни: можно легко уступить группе при сравнении длины линий, площадей геометрических фигур и пр., но сохранить независимость мнения в случае, например, конфликта с непосредственным начальником.

Другая сторона поведения личности в группе – это групповая сплоченность. Он связан с тем, насколько члены группы разделяют ее нормы, ценности, убеждения.

Рис. 26. Групповая сплоченность

 

Малая группа, являясь структурной единицей трудового коллектива организации (предприятия), прежде всего, выступает в качестве субъекта совместной деятельности. Следовательно, при анализе и характеристике малой группы следует раскрывать компоненты деятельности (цели, мотивы, предмет и др.), которые являются общими для всех работников, входящих в малую группу (первичный трудовой коллектив). Общность содержания и структуры деятельности групп порождает и общность ее психологических характеристик. К последним, в частности, относятся: групповые потребности и интересы, групповые цели, групповые ценности, групповые нормы поведения и т.д. В малой группе возникают разнообразные межличностные отношения.

Рис.27. Установите соответствие межличностных отношений в малой группе и их содержания

Структурными системообразующими компонентами выступают такие социально-психологические явления, как: внутригрупповые межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповое настроение и групповые традиции, являющиеся непосредственным отражением реальной жизни и деятельности ее членов.

Взаимоотношения в малой группе это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов. Сюда относятся такие виды взаимоотношений, как служебные, профессиональные, личные, общественно-политические (по общественным мероприятиям).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.029 с.)