Межкультурное взаимодействие в организации. Толерантность как составляющая межкультурного взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межкультурное взаимодействие в организации. Толерантность как составляющая межкультурного взаимодействия



 

Для нашей страны - многонациональной, многоконфессиональной и поликультурной - проблема межкультурного взаимодействия очень актуальна. В окружающем мире, а порой и в быту, мы наблюдаем проявления культурной нетерпимости и даже межэтнической агрессии, а в политической жизни к этим явлениям добавляется еще и экстремизм. Только развитие и воспитание толерантности способствует сближению и взаимодействию национальных культур. Напротив, противопоставление национальных интересов и особенностей ведет к разобщению и конфликтам.

Термин «толерантность» происходит от латинского tolerantia и переводится как терпимость, т.е. терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Проявление толерантности вовсе не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям. Это просто проявление уважения к иному, непохожему, самобытному и т.д. Формирование толерантного взаимодействия в обществе (коллективе) – сложный и длительный процесс налаживания как межличностных коммуникаций, так и построения делового взаимодействия внутри организации (коллектива).

В последние десятилетия интерес к данной проблеме обостряется в связи с изменением мировой и региональной социокультурной ситуации, возникает  необходимость корректного решения вопросов сложной системы «человек - человек». Жить  в обществе означает служить общественным целям, но сегодняшний мир слишком часто демонстрирует нетерпимость, сегодня противостояние вдруг проявилось в общественном поведении, в движениях, в средствах массовой информации. Теперь примирение враждующих сторон и восстановление социального мира стало одним из самых сложных в человеческом сообществе процессов.

Именно поэтому все более значимой целью общества становится воспитание толерантности у подрастающего поколения как условия, способствующего эффективному межкультурному, межэтническому взаимодействию как «здесь и сейчас», так и в перспективе. Толерантность является необходимой и основной ценностью для реализации прав человека и достижения мира. В своей простейшей и основной форме толерантность - это признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности.

Таким образом, важнейшая цель воспитания толерантности заключается в подтверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой отдельной личности. Рассмотрим разные подходы к пониманию толерантности.

Во-первых, в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет разное значение. Так, в английском языке под толерантностью понимают «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французской - «уважение свободы другого, его мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В политическом плане толерантность выступает как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в пределах конституции деятельность оппозиции, способность достойно признавать свои поражения в политической борьбе.

Итак, толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов при несовпадении традиций, обычаев, привычного стиля поведения, даже внешнего вида. И даже когда невозможно взаимопонимание, толерантность в этом случае выступает как уважение к другому, к тому, кого трудно понимать и с кем трудно взаимодействовать, но это ни в коем случае не означает перехода к конфронтации и конфликтам.

Толерантность является  личностной характеристикой, и как моральное качество она выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования различных интересов и точек зрения без применения чрезвычайных мер принуждения. Существует также понятие противоположное толерантности - дискриминация. Толерантное общество формируется из отдельных личностей, способных терпимо воспринимать непохожих на них людей. Поэтому толерантность как тип индивидуальных и общественных отношений в условиях социальных и культурных различий, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать как один из основных признаков цивилизованности, уровня культуры, обязательное условие межэтнического, поликультурного взаимодействия.

Построение толерантных отношений начинается практически с первых этапов человеческой жизни: взаимодействия в детских учреждениях, школьных классах, студенческих группах, трудовых коллективах, которые являются поликультурными. И именно толерантность как качество личности может помочь в предупреждении конфликтов в отношениях между людьми разных национальностей и культур. Можно даже сказать, что толерантность означает готовность человека к взаимопониманию и дальнейшей успешной социализации в обществе.

Поликультурная среда – пространство, в котором проявляются и взаимодействуют различные культуры. К основным понятиям, определяющим межкультурное взаимодействие в коллективах, можно отнести:

социализацию как процесс адаптации человека к жизни в обществе;

компетентность – способность и умение человека решать жизненные и профессиональные задачи;

культурную компетентность - способность и умение человека понимать, уважать культуру других народов во взаимодействии с ними в разных обстоятельствах и ситуациях;

социальную компетентность –  способность человека решать задачи и проблемы, связанные с жизнью в обществе, умение выстраивать свое поведение с учетом ожиданий и представлений других людей;

коммуникативную компетентность как способность и реальную готовность к речевому общению, адекватную целям, сферам и ситуациям общения;

информационную компетентность - способность и умение человека использовать информацию и информационные технологии для решения жизненных и профессиональных задач;

национальную идентичность (национальное самосознание) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.)