Воспитание толерантности в коллективе и обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание толерантности в коллективе и обществе



 

Для современного общества характерен новый взгляд на образование и его функциональную роль в жизни людей. Воспитание культуры, толерантности и согласия стало сегодня одной из важнейших задач системы образования и общества в целом. В поликультурном обществе возникает множество проблем, связанных с необходимостью сосуществования, взаимодействия и сотрудничества людей разных культур, взглядов и мировоззрений, с необходимостью нахождения общего языка. Человечество видит их решение в понятии толерантность, как принятии и понимании современного мира в его культурном и социальном многообразии. В широком плане толерантность реализуется через диалог культур, как взаимообмен традициями, ценностями, пониманием мира, способами его постижения. Из-за чрезвычайного ускорения процессов взаимодействия и взаимовлияния различных народов, цивилизаций, усиления процессов миграции, проблема толерантности приобрела общемировой характер. Не случайно международное сообщество Организация Объединенных Наций стремится развивать и распространять идеи и принципы толерантности.

Анализ современной социокультурной ситуации позволяет сделать вывод, что нужно развивать и воспитывать, прежде всего, этническую толерантность, поскольку человек, который толерантно относится к другому этносу (народу), с пониманием и уважением будет относиться к его культуре, традициям, религии и т.д. Внешне этническая толерантность проявляется в выдержке, самообладании, способности индивида долго воспринимать необычные (неприятные) воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. При этом этническая толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью, так как вхождение личности в новую этническую среду и взаимодействие с представителями других народов часто ставят перед ним определенные трудности, сопровождаются появлением состояния неопределенности.

Проблема развития толерантности реализуется на концептуальном, образовательном, воспитательном и личностном уровнях. На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает формирование такого качества личности, как конфликтоустойчивость, которое играет важную роль как в межличностных, так и в межнациональных отношениях. Практика показывает, что конфликтоустойчивая личность характеризуется конструктивным урегулированием отношений и умением сдерживать противоречия в проблемной ситуации. Поэтому конфликтоустойчивость является важным качеством решения непростых вопросов в межнациональных отношениях. Конфликтоустойчивая личность обладает способностью профессионально подойти к решению проблемных вопросов и умело оказать содействие в реализации конструктивного межнационального взаимодействия. Поэтому конфликтоустойчивость является необходимым качеством современного специалиста в любой области. 

Рассматривая формирование толерантного поведения на уровне студенческой среды, следует заметить, что основы толерантного поведения вырабатываются не только во время целенаправленных действий и мероприятий, обучающих умению сочувствовать, сопереживать, выражать свои чувства и мысли без агрессии и насилия. Основой формирования толерантного сознания и поведения является, прежде всего, повседневная жизнь человека и его общение в студенческом (а в дальнейшем и трудовом) коллективе. Научиться конструктивному взаимодействию в студенческой среде на основе равенства и согласия, умению разрешать конфликтные ситуации - значит обеспечить комфортную созидательную атмосферу, которая станет основой успешного обучения и дальнейшего, уже зрелого, профессионального сотрудничества. Толерантность может превратиться в одну из основных ценностей в сознании человека только при условии совместных усилий по ее формированию со стороны общественных институтов – семьи, школы, образовательных учреждений, а в дальнейшем поддержки и закрепления толерантности руководством различных организаций.

3.1.5. Национальные особенности деловой культуры  

 

Российские компании сотрудничают с зарубежными компаниями или работают совместно с иностранными партнерами, привлекают иностранные инвестиции. Для достижения эффективного взаимодействия с иностранными партнерами, прежде всего, необходимо принять, что все мы разные, понять, в чем заключаются основные различия и постараться максимально учесть их на этапе подготовки. Тогда мы сможем осознанно управлять своими действиями и словами, и тем самым влиять на качество и эффективность взаимодействия.

Каждый народ в мире имеет свои особенности в политическом и государственном устройстве, обычаях, традициях, культуре. Это необходимо учитывать при установлении деловых отношений с учетом принятых правил поведения. Например, открытые двери рабочих помещений у жителей США воспринимаются как норма, а у немцев как высшая степень беспорядка; американцы и японцы привыкли работать в больших помещениях, где все на виду, а немцы, наоборот, при закрытых дверях; громкий разговор американца или итальянца может восприниматься англичанином как проявление невоспитанности; максимальное приближение друг к другу собеседников-латиноамериканцев вызывает стремление отодвинуться у англичан и т. д.

В процессе подготовки и ведения деловых переговоров национальные особенности проявляются уже на стадии подготовки к ним и подбора людей для их проведения, а также в степени самостоятельности принятия решений на переговорах, наиболее характерных тактических приемах. Незнание национальных особенностей делового этикета может произвести на партнеров нежелательное впечатление и затруднит взаимодействие  как на стадии переговорного процесса, так и при реализации тех или иных совместных проектов. В основе особенностей делового этикета и деловой культуры в целом лежат не только традиции, но и черты национального характера. Например:

- в североамериканской культуре проявляется ориентация на индивидуализм, на проявление себя как сильной, независимой и успешной в практической деятельности личности. Стиль делового общения американских бизнесменов отличается высокой деловой активностью, большими способностями в борьбе за прибыль, стремлением утвердить свое превосходство, исключительной уверенностью в себе, стойкостью, выживаемостью, склонностью к риску; в деловых отношениях на производстве доминирует беспрекословное подчинение и жесткая дисциплина;

 

 

- для европейской деловой культуры также характерно влияние национальной культуры и обычаев. Так, например,   немецкой деловой культуре свойственны: стремление к порядку, дисциплинированность, пунктуальность, экономность, дотошность. Очень высоко ценится профессионализм, коммуникабельность, логика в аргументации и точность в изложении фактов, честность и прямота. Англичане характеризуются деловитостью, почитанием собственности, традиций, вежливостью, законопослушанием, сдержанностью и щепетильностью в общении, пунктуальностью, умением слушать, высоко развитым чувством справедливости. Французы   славятся своейгалантностью, придерживаясь этикета, они остаются раскованными и открытыми для собеседников, очень ценят умение изъясняться и точно формулировать условия контрактов и сделок. Чувство удовлетворения у французов вызывает интерес к их культуре и языку (при этом с досадой воспринимается плохое знание французского языка).

Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности - важнейшая черта японского национального характера. Разумеется, мы не собираемся утверждать, что, например, немцы, американцы, англичане менее трудолюбивы. Однако трудолюбие немца совершенно иное. Немец трудится размеренно, экономно, у него все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением. Присущее японцам чувство прекрасного они выражают и в процессе труда. В японском языке есть специфическое выражение фурю. Оно состоит из иероглифов фу — ветер и рю — поток, понятие «ветра и потока» передает чувство прекрасного. По утверждениям японского писателя Тэцудзо Тани-кава, эстетическое чувство — это основа японского национального характера, именно та кардинальная черта, вокруг которой группируются все остальные черты. Эстетические нормы вообще в большой степени определяют жизненную философию японцев, художественный вкус пронизывает весь уклад их жизни. В результате в психологии японцев особое значение приобрела сложная социально-психологическая система, в которой понятие «мы», т. е. японцы, четко противостоит понятию «они» — все, кто не японцы. Японцы любят все конкретное, образное.

Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Исследователи отмечают в первую очередь огромные адаптационные возможности китайского генотипа: усваивая чужую, пришлую культуру, китайцы тем самым освежали, укрепляли, сохраняли неизменным дух китайской культуры, приспосабливая новое к потребностям своего общества. Главной чертой китайского национального характера считают рационализм. Ключевым словом для китайца во все времена было слово "польза". Они контролируют чувство мыслью". Отсюда сугубый прагматизм китайцев: они решают практические, конкретные проблемы. Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость, при этом непритязательность, неприхотливость, бережливость. Способность упорно трудиться очень помогает современным китайцам совершать экономический прыжок в будущее. Как негативные черты национального характера китайцев отмечается тяга к покою, нелюбовь к переменам ("Не приведись вам жить в эпоху перемен" - эти слова Конфуция широко цитируются).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.008 с.)