Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды лидерства в организации
В психологии приняты различные классификации лидеров: По направленности деятельности выделяются: · деловой лидер - отличается умением лучше других решать организационные задачи, компетентностью, у него есть авторитет, опыт и т.п.; · эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта. По характеру деятельности выделяются: · универсальный лидер и ситуативный лидер – неустойчивая позиция, временная, связанная с определенной ситуацией, например при всеобщей растерянности во время пожара. Ситуативное лидерство может быть и деловым, и эмоциональным. Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера по содержанию деятельности: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер- эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности). Но наиболее общеупотребительной является классификация лидеров по стилю управления: • авторитарный - лидер с абсолютной властью, не нуждающийся в том, чтобы консультироваться с другими членами группы при принятии решений; единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарные лидеры часто встречаются как в военных режимах и в криминальных группировках, так и в некоторых коммерческих организациях, в молодежных группировках и пр. • демократический – привлекает весь коллектив к принятию решений, учитывает мнение других, старается быть объективным; противопоставляется авторитарному лидеру; • либеральный - старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне.
По сферам деятельности можно выделить: · Политический лидер - это глава, формальный или неформальный руководитель ("вождь") государства, политической группы (группировок), общественно-политической организации или движения; ведущее лицо политического процесса, осуществляющее объединение и сплочение политических сил, задающее направление деятельности государственным и общественно-политическим институтам, политическим движениям. · Социальный лидер (Social leader) - сотрудник организации, главная задача которого заключается в установлении и поддержании конструктивных взаимоотношений членов группы. Лидер – член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых ситуациях, и этот человек занимает вершину на иерархической лестнице статуса и престижа членов организации. Возможно, поэтому у многих людей и возникает желание быть лидером. Но одного только желания оказывается недостаточно, т.к. лидером его должны принять и признать все члены своей группы. Как же приобрести позицию лидера? Есть два пути: захватить ее или выдвинуться. Захватить лидерство можно в случае, если группа находится на стадии формирования или пребывает в совершенно новой ситуации, в которой прежний лидер оказывается несостоятельным. Тогда благодаря своей компетентности в той или иной области, соответствующей сложившейся ситуации человек может захватить роль лидера. Опасность такого способа заключается в том, что как только ситуация изменится и существовавшая опасность исчезнет, обязательно найдется другой член группы, который захочет «командовать». Поэтому более надежным, и в то же время более длительным является путь выдвижения в лидеры. Он соответствует требованию «ты – группе, группа – тебе». Когда в критических для группы условиях один из членов берет на себя заботу о всеобщем благополучии, он, безусловно, выдвигается группой в позицию лидера. Итак, выдвижение в позицию лидера обусловлено главным образом вкладом члена коллектива в эффективность его функционирования. Это основное условие восприятия человека в качестве лидера.
Лидерство имеет определенную структуру. В системе неформальных, неофициальных отношений есть разные уровни. Некоторые отношения носят преимущественно деловой характер и связаны с решением стоящей перед группой задачи – так называемые деловые неформальные отношения, они возникают в трудовом процессе. Другой тип неформальных отношений носит преимущественно эмоциональный характер. Он связан не только и не столько с процессом труда, сколько с различными формами межличностного общения членов коллектива (обсуждение житейских и т.п. проблем). В этом случае мы говорим о системе отношений неформального эмоционального плана. Кроме того, коллектив может состоять из нескольких микрогрупп, а в них часто имеются свои лидеры. И они порой способны оказывать значительное влияние на жизнь коллектива, царящую в нем атмосферу, особенно в тех случаях, когда та или иная группировка занимает в коллективе доминирующую позицию. Итак, лидерство – это процесс психологического влияния одного человека на других. Таким образом, управленческую деятельность в организации может осуществлять не только руководитель, но и лидер. В идеале эти две роли выполняет один и тот же человек, но так, к сожалению, бывает не всегда. Если руководитель и лидер – это два разных человека, встает вопрос об их взаимодействии. Конечно, руководителю необходимо уметь контактировать с лидером хотя бы только потому, что он оказывает определенное влияние на коллектив или какую-то часть его членов. Впрочем, существует немало руководителей, стремящихся тем или иным способом избавиться от претендентов на профессиональное лидерство. Но лидерство – не помеха руководству. Чем больше лидеров в коллективе, тем он сильнее, трудоспособней, ярче, тем больших успехов можно добиться с таким коллективом. Новая концепция лидерства, возникшая в XXI веке, гласит, что на своем рабочем месте лидером должен быть каждый. Именно лидер проявляет максимальную ответственность за дело и заинтересованность в его результате. Рис. 21. Лидерство и руководство
Лидерами рождаются или становятся? Психология давно делает попытки дать ответ на этот важный вопрос с научной точки зрения. Едины ученые лишь в одном: человека можно обучать методам эффективного лидерства, но только при условии истинного желания обучаемого!
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.005 с.) |