Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Руководство и лидерство в организации
3.2.1. Теории лидерства Лидер (от англ. leader — ведущий) - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Рассмотрим теории лидерства. В 1930-50х годах появилась «теория личностных качеств» или «харизматическая теория» (от слова «харизма»,). В соответствии с этой теорией лидером может быть не любой человек, а только тот, кто обладает определенным набором врожденных личностных качеств. Сначала было несколько таких качеств, затем – несколько десятков, потом их количество стало исчисляться сотнями. Если объединить и отфильтровать большинство выделенных качеств, то получится примерно такой список: это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Но, как показывает практика, не существует такого набора личных качеств, который присутствует абсолютно у всех эффективных лидеров. Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Несостоятельность данной теории вызвала к жизни следующую волну исследований, которая получила название поведенческий подход. Согласно этому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому при описании этого подхода анализируется понятие «стиль руководства» (манера поведения руководителя) и рассматриваются такие важные категории управления, как автократический стиль, демократический стиль, стиль, ориентированный на работу, и стиль, ориентированный на человека. В тридцатых годах ХХ века К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный, демократический и попустительский. Если лидер стремится концентрировать власть в своих руках, берет на себя всю полноту ответственности за результаты, оставляет за собой решающее слово в любом вопросе, то возникает один из крайних типов лидерства – авторитарный. На противоположном полюсе располагается другой крайний тип – тип либерального лидера (его еще обозначают как попустительский тип). Он склонен скорее наблюдать за деятельностью подчиненных, оставаясь в стороне, чем управлять процессом; он в максимальной степени делегирует другим ответственность и при принятии решений часто идет у них на поводу. В результате выделения крайних типов возникли представления о континууме стилей руководства.
Внутри этого континуума располагаются различные варианты третьего основного стиля лидерства – демократического. Демократический лидер старается создать такую ситуацию, при которой люди могли бы реализовать себя в работе, он заинтересован в росте совместно с сотрудниками. Этот лидер стремится прийти к объективным оценкам, поэтому он обсуждает с персоналом решения и учитывает их мнение. Открытия, сделанные в рамках поведенческого подхода, подводят к выводу, что нельзя отыскать или вычислить оптимальный стиль руководства, одного «оптимального» стиля руководства не существует. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также наличие необходимой информации. Так появился ситуационный подход к лидерству, согласно которому лидером становится тот человек, который имеет способности, опыт и свойства, необходимые для оптимального разрешения возникшей в группе ситуации. Выдвижение в позицию лидера происходит на основе ценностного обмена во внутригрупповом взаимодействии людей. Основной чертой лидера является олицетворение ценностей, мотивов и стремлений членов группы. Каждый раз группа выдвигает специфические требования к лидерству, и поэтому оно может переходить от одного человека к другому, т.к. в одних случаях необходим эмоциональный лидер, в других – деловой и т. п. Таким образом, каждая из представленных теорий закрывает некоторую часть проблемы, но не дает целостности. Ни одна из них не была до конца принята и подвергалась критике, но результаты всех так или иначе использовались и используются в практике. На сегодняшний день нет единой теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение теоретиками и практиками феномена лидерства и фигуры лидера.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.003 с.) |