Базовые положения гештальт-терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые положения гештальт-терапии



Контакт и уход

Под контактом понимается отношение организма к полю или, в более специфических терминах, отношение индивида со своей средой. К. Наранхо считает, что для термина «контакт с переживанием» полезно будет держать про запас слово «осо­знание» (Наранхо, 1995).

Для осмысления контакта Ф. Перлз оперирует также его диалектической противоположностью — уходом. На его взгляд, уход как таковой не является ни плохим, ни хорошим; это просто способ справиться с опасностью. Насколько уход па­тологичен, определяется тем, от чего, к чему и на какое время он осуществляется. То же относится и к контакту.

Существуют совершенно нездоровые формы контакта. Например, некоторые люди находятся в принудительном контакте с собственными застывшими идеями. Они столь же больны, как шизофреники, которые почти полностью уходят из любой ситуации. Следовательно, не каждый контакт свиде­тельствует о здоровье, так же как и не каждый уход. Одна из характеристик невротика состоит в том, что он не способен ни к хорошему контакту, ни к правильному уходу.

Контакт со средой и уход из нее, принятие и отрица­ние — наиболее важные функции целостной личности. Это позитивный и негативный аспекты психологических процессов нашей жизни. Это диалектические противоположности, части одного и того же — целостной личности.

Слои, или зоны осознавания, чувствительности

По мнению Ф. Перлза, человек всегда находится в контакте. Другое дело, насколько он осознает свои чувства, ощущения, свою внутреннюю зону. Это первый слой, куда мы можем напра­вить фокус своего внимания. Другой осознаваемый слой — это окружающая среда, мир — внешняя зона. Между этими зонами находится промежуточная, к которой можно отнести фантазии, установки, предубеждения, ожидания. Потеря контакта с самим собой и потеря контакта с миром происходит в результате фик­сации на контакте с этой средней, промежуточной зоной.

Когда человек говорит «мне холодно», или «я вижу твою улыбку», он находится, соответственно, во внутренней или во внешней зоне. Но когда он говорит «я вижу твою теплую (ра­достную, ехидную, нахальную и т. п.) улыбку», то он в средней зоне — зоне интерпретаций. В таком случае главным становится не то, что он видит на самом деле, а его страхи, предубеждения, ожидания или фантазии. Ф. Перлз полагал, что неврозы возника­ют в результате преобладающего сосредоточения на средней зоне за счет исключения из сознания событий внутренней и внешней зон. Он утверждал, что корни патологических состояний лежат в нашей тенденции фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что мы осознаем.

Когда мы находимся в средней зоне, то главным образом работаем с нашим прошлым и будущим. Мы не живем в на­стоящем и не осознаем процессов внешней и внутренней зон. Саморегуляция организма зависит от осознания настоящего и от способности жить в полной мере здесь и сейчас.

Фигура/фон

Для раскрытия этих понятий Ф. Перлз приводит следу­ющий пример. Допустим, молодой человек пришел на вече­ринку, чтобы встретиться со своей подругой. Он оглядывает собравшихся, разыскивая ее. Когда он находит подругу, она становится для него фигурой, а все остальные — фоном.

Если несколько потребностей возникают одновременно, здоровый организм действует по принципу иерархии цен­ностей. Поскольку он не способен продуктивно делать более одного дела одновременно, в первую очередь он обращается к доминирующей потребности выживания, то есть действует по принципу «сначала самое важное».

Пример: олень мчится, спасаясь ото льва. Через некоторое время он начнет задыхаться, и тогда ему придется замедлить свой бег или вообще остановиться для отдыха. В этот момент потребность в дыхании более важна, чем бег, так же, как ранее потребность убежать была важнее потребности в еде.

Формулируя этот принцип в терминах гештальт-психо­логии, можно сказать, что в каждый момент доминирующая потребность организма выходит на передний план в качестве фигуры, а остальные, по крайней мере, временно, отступают на задний план, то есть становятся фоном. Фигура — это та потребность, которая наиболее остро требует удовлетворения; она может быть, как в приведенном примере, потребностью человека сохранить свою жизнь. В менее острых ситуациях она может быть физиологической или психологической потребно­стью. В качестве фигуры (гештальта) могут выступать желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается. Он теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту.

Отношения между фигурой и фоном Ф. Перлз применяет для описания функционирования личности (Перлз, Хеф-ферлин, Гудмэн, 1993). В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, аритмическая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естест­венным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостаз. Если потребность не удовлетворена, то гештальт остается незавершенным. Неотреагированная потребность в форме незавершенного гештальта становится причиной не­вроза. Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь человеку осознать свою потребность, сделать ее более четкой (закрыть гештальт) и завершить ее (нейтрализовать), то есть выйти из тупиковой ситуации.

Противоположности

Противоположность— это единичная оценка или же континуум этих оценок. Например, «плохо» или «хорошо» представляют собой два полюса такого континуума. Согласно гештальт-теории, человек воспринимает окружающий мир через подобные противоположности (Перлз, Хефферлин, Гудмэн, 1993). Личность организована по тем же принципам. На протяжении всей жизни каждый человек испытывает про­тивоположные чувства: любит и ненавидит своих родителей; счастлив и одновременно несчастлив, когда завершает дело, которому была посвящена немалая часть жизни; благодарен людям, помогавшим ему решить проблему, и одновременно обижен на них.

Очень важно понять, что эти противоположности не явля­ются непримиримыми противоречиями, а представляют собой различия, которые могут формировать и завершать гештальт. Полностью осознавая каждую часть такой противоположности (вместо отрицания менее привлекательной ее части), человек в большей степени начинает осознавать самого себя и свои же­лания, что помогает формировать четкие гештальты, выявлять и удовлетворять свои потребности.

Наиболее распространено в гештальт-терапии противо­поставление полярных сторон нашего «Я» — «нападающего» и «защищающегося», которые должны существовать вместе. «Нападающий» подобно фрейдовскому Супер-Эго, характе­ризуется авторитарностью, самодовольством и требовательно­стью. «Защищающийся» защищается, оправдывается, чувствует свое бессилие. Как и каждая пара, они борятся за власть, стремятся контролировать друг друга. Когда «нападающий» и «защищающийся» ведут внутри нас свои баталии, мы испы­тываем чувство вины, становимся пассивными, подавленными, не способными к принятию решений.

«Понятие противоположностей можно применить и к функ­ционированию личности. Личность рассматривается как некое целостное образование, состоящее из двух компонентов — «Я» и «Оно». Когда человек действует по побуждениям из области «Я», он способен отделить себя от других. Подобный жесткий барьер в личном опыте, граница «Я», возникает для того, чтобы человек мог ощутить свою неповторимость, нетождественность остальному миру.

Когда же человек действует по побуждениям из области «Оно», он оказывается тесно связанным со своим окружением. При этом граница «Я» становится расплывчатой и гибкой, мо­жет даже появиться чувство идентичности с внешним миром. Эти взаимодополняющие друг друга аспекты функциониро­вания личности и отвечают за формирование и завершение гештальтов. Стремления из области «Я» позволяют четко вы­делить фигуру из фона, то есть формируют фигуру, стремления из области «Оно» завершают гештальт и возвращают фигуру в фоновое окружение.

Невротические уровни

В гештальт-терапии выделяют пять уровней невроза (Перлз, 1996). Они представляют собой стиль личности, с по­мощью которого энергия запирается и служит поддержанию личных притязаний. Ф. Перлз сравнивал раскрытие личности взрослого со снятием чешуек с луковицы. Для того чтобы индивиды достигли психологической зрелости, необходимо «снять» 5 «слоев» невроза:

1) обманчивый;

2) фобический;

3) тупиковый;

4) имплозивный;

5) эксплозивный.

На первом уровне человек реагирует на других стерео­типно и неподлинно. Это уровень, на котором человек играет в игры и теряет свое «Я» в ролях. Ведя себя так, словно он является какой-то другой личностью, человек пытается жить в фантазии, созданной им самим или другими людьми. Осо­знав обманчивость игр и став более честным, он испытывает неудобство и боль.

На фобическом уровне человек пытается избежать эмо­циональной боли, возникающей, когда он видит части самого себя, которые предпочел бы не видеть. Он сопротивляется тому, чтобы принять себя таким, какой он есть на самом деле. Он катастрофические боится, что если он признает свое истинное «Я» и покажет его другим, то его отвергнут.

На тупиковом уровне человек уверен, что не справится с проблемой самостоятельно. Он убеждает себя, что не имеет внутренних ресурсов и не сможет выйти из тупика без поддер­жки окружающих. Типичным поведением при этом является следующее: человек пытается манипулировать окружающими и средой, чтобы они видели, слышали, ощущали, думали и принимали решения за него. В тупике человеку может по­казаться, что он умирает, он может ощутить свое «небытие» и почувствовать, что он — ничто. Если он хочет быть живым, ему необходимо выбраться из тупика.

Если человек позволит себе испытать до конца свое «не­бытие» вместо того, чтобы отрицать его или убегать от него, он переходит на имплозивный уровень невроза. Ф. Перлз пишет, что необходимо пройти через этот уровень, чтобы обрести собс­твенное «Я». Вступая в контакт со своим «небытием» и непод­линными проявлениями, человек обнаруживает свои защитные механизмы и начинает контактировать с собственным «Я».

Ф. Перлз утверждал, что прохождение имплозивного уровня вызывает у человека ощущение наподобие взрыва. Когда он выходит на эксплозивный уровень, он избавляется от обманчивых ролей и притязаний. Он высвобождает огром­ный поток энергии, который сдерживал внутри себя, стараясь быть тем, кем не является. Чтобы стать живым и подлинным, необходимо достичь этого взрыва, который может причинять и боль, и радость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.007 с.)