Личностный этап психосинтеза метод разотождествления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностный этап психосинтеза метод разотождествления



На первой стадии формирования устойчивой личности, способной адекватно выражать себя в повседневной жизни, Р. Ассаджиоли выделял два необходимых процесса, протекаю­щих практически параллельно: глубокое познание своей личнос­ти и контроль над различными ее элементами. Как на первом, так и на последующих этапах психосинтеза необходимо, чтобы рядом присутствовал специалист, уже прошедший этот путь. На первом этапе это может быть опытный квалифицированный психотерапевт или практикующий психолог. На последующих этапах необходимо присутствие Духовного Учителя, который

способен вывести блуждающего в лабиринте своей психики путника на правильную дорогу.

Первый этап предполагает использование множества практических методов, разработанных в рамках различных на­правлений практической психологии. Главное — с их помощью суметь научиться управлять характеристиками, присущими здоровой личности.

Р. Ассаджиоли выделял такие личностные характери­стики, как ощущения, эмоции-чувства, импульсы-желания, воображение, мышление, интуиция. За счет постепенного совершенствования этих характеристик человек обретает волю, без которой невозможно дальнейшее продвижение на пути к самопознанию и реализации. Ассаджиоли рассматривал волю как необходимый атрибут полноценного «Личного Я».

Исходя из принципа «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем», Р. Ассаджиоли разработал метод де-идентификации (разотождествления) (Ассаджиоли, 1997). Суть этого метода в том, что мы можем контролировать лишь то, с чем мы себя деидентифицируем, то есть то, с чем мы себя не отождествляем.

Каждый раз, когда мы идентифицируем себя со слабостью, виной, страхом и другими эмоциями, — мы ограничиваем себя. Мы говорим: «Я в унынии» или «Я раздражен», и тогда очень легко нами может овладеть депрессия. Если при тех же обстоятельствах мы скажем примерно следующее: «Меня пытается поглотить волна уныния», — бдительное «Я» не потерпит вторжения этого состояния. Оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния, не будучи поглощенным ими. Часто даже этого бывает достаточно, чтобы выиграть битву с нежелательной эмоцией.

Вот одно из многочисленных упражнений по разотождест-влению.

Упражнение 1

По Томасу, 1992.

Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколь­ко глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и ос­мысленно скажите себе следующее.

1. «Я обладаю телом, но я — не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это не затрагивает меня самого, моего подлинного «Я». Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но сам я — не оно. Я обладаю телом, но я не тело».

Теперь закройте глаза и повторите про себя общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: «я обладаю телом, но я не тело». Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт лич­ного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим частям упражнения.

2. «Я обладаю чувствами, но я — не чувства. Мои чувства многообразны, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. «Я» остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я — не гнев. Совершенно очевидно, что чувства — не я. По­скольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что сам я — не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства».

3. «Я обладаю умом, но я — не ум. Мой ум — это ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не пред­ставляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум».

Далее следует этап отождествления. Говорите себе мед­ленно:

4. «После разотождествления себя с ощущениями, чувства­ми и мыслями я сознаю, что я — центр чистого самосознания.

Я — волевой центр, способный наблюдать все свои психические функции и физическое тело, а также управлять ими и применять их». Сосредоточьтесь на основной идее: «Я — центр чистого самосознания и воли».

Цель настоящего упражнения — войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено. Таким образом, далее можно будет видоизменить упражнение, сосре­дотачиваясь на его опытном постижении, и быстро проходить этапы разотождествления:

«Я обладаю телом, но я — не тело.

Я обладаю чувствами, но я — не чувства.

Я обладаю умом, но я — не ум».

5. После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления следующим образом:

«Кто же я в таком случае? Что остается после того, как я разотождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего «Я» — это центр чистого самосознания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни; то, что дает мне чувство бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром, сознаю его устойчивость и силу».

Конечная цель данного упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы разотождествления, пребывать в «Я» столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, то при желании в любой ситуации можно будет занимать позицию стороннего наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть ситуацию, ее причины и наилучшую линию поведения в ней.

РАБОТА С СУБЛИЧНОСТЯМИ

Одним из специфических методов психосинтеза является метод работы с субличностями (Ассаджиоли, 1994).

Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, выраба­тываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокуп­ность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.

По определению П. Ферручи (Ассаджиоли, 1994) сублич­ности — это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей лич­ности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет собственные мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас — толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т. д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.

В контексте трансперсональной психологии «Личное Я» и «Духовное Я» являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями — это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное раскрытие личностного потенциала. Любая проблема рассмат­ривается как возможность внутреннего роста, а собственно ра­бота с проблемой — как непосредственное участие в раскрытии внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет выработать более позитивное отношение к нему.

Субличности являются инструментами самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. С помощью самовыражения субличности обнаруживают наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изме­нение или трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику в целом.

Согласно Г. Сликеру, формирование субличностей про­исходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются психическим наследием, уходящим корнями к родителям, их предкам и к более далеким поколе­ниям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.

Субличности кристаллизуются путем повторения приоб­ретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а так как разные субличности имеют разные желания, они часто вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные желания. Этот процесс обычно протекает бес­сознательно и сопровождается знакомым ощущением: «Я не хотел так делать и все равно сделал это снова!» (Руффлер, 1998).

Для того чтобы проявить себя, субличности необходи­мы такие инструменты, как тело, эмоции и мысли. Каждая субличность, выходя на передний план в определенных об­стоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей лич­ности. Человек слышит в себе мысли: «Я хочу... Я сделаю... Я люблю...» и ошибочно думает, что он как целостная личность действительно этого хочет, любит и т. д. В действительности им управляет лишь небольшая получившая относительную автономию часть психики.

Бывает так, что человек действует вопреки своему желанию и не может повлиять на собственное поведение. Это часто сопро­вождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как колебание, сомнение, взвешивание «за» и «против». Он не слышит отдельных от себя «голосов», так как отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решение. Даже если это решение неудачное, он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, а в худшем — ищет виноватого на стороне.

На первом этапе психосинтеза методика работы с суб­личностями предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания (см. рис. 1) из среднего бессознательного, а это значит,«что, общаясь с ними, мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области «втягивается» в поле сознания легче всего. Тем не менее осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.

По примеру строения всей психики в целом М. Браун и К. Басквин выделяют у каждой субличности три уровня: под­сознание, сознание и сверхсознание (Ассаджиоли, 1994).

Выявив субличность, человек обретает возможность от­страниться от нее и наблюдать за ней со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровож­дается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: «Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?» Фактически это сама Жертва говорила за нее.

Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей повы­шается и, следовательно, увеличивается степень свободы.

Следует помнить, что не существует плохих или хороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего бытия, хотя поначалу эти составляю­щие могут казаться человеку отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют его. Тогда они навязывают ему свои стереотипы.

Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать свое «Я», свой центр лично­сти. Углубляя знакомство с субличностями, человек стремимся снова стать единым целым. Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра человек может обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям и, по возможности, не игнорировать их потребности.

Существует опасность, что человек может пуститься в бес­конечный поиск субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он ощущает утрату собственного единства. Наступает

момент, когда человек начинает воздвигать новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. По­этому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, а прежде всего в том, чтобы стать их хозяином; постепенно содействуя согласованию их интересов в рамках единого целого.

До того как человек приступил к работе с ними, сублич­ности — это миры, не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, создавая новые образования. При этом освобождается боль­шое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшей работы.

П. Ферручи видит в субличностях «падшие проявления архетипов высших качеств» (Ассаджиоли, 1994, с. 55). Сублич­ности — это низшие проявления качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную суб­личность можно рассматривать как низшую форму энергии, упрямую субличность — как низшую форму воли и т. д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством воссоединения с ним.

Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.

Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта.

Упражнение 2

1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.

2. Закрыв глаза, начните осознавать эту свою часть. Дайте возникнуть ее образу. Не следует пытаться сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем скоро возникнет. Это может быть любое живое существо, или фантастический образ, или неодушевленный предмет.

 3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыться, не вмешиваясь и не. оценивая. Помните, что даже неодушев­ленный, казалось бы, предмет в этой ситуации может стать живым существом, способным к переменам. Позвольте ему измениться, если он сам этого хочет. Почувствуйте, какое общее ощущение он вызывает у вас.

4. Теперь дайте ему выразить себя. Поговорите с ним, спросите о его потребностях (в этом мире даже неодушев­ленные предметы способны разговаривать). Перед вами ваша субличность — разумное существо, живущее своей жизнью.

5.Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Ны­тик, Артист, Дед Мороз, Скептик, «Сама знаю», «Я тебе сказал» и т. д. Опишите ее характерные черты, привычки, особенности.

 6 После того как вы назовете и опишете одну субличность, можете переходить к другим (Томас, 1992). Не всегда с первого раза получается предоставить субличюсти самостоятельность. Часто ожидание какого-то конкреного образа тормозит настоящее проявление субличности, и человек видит застывшую, созданную волевым усилием картиж Бывает, что образ не появляется вообще, и мы говорим, что не способны к такого рода упражнениям. В этих случаях можю предположить, что наше «Я» выставляет по каким-то причинам защиту от вторжения новой информации. Иногда полезно представить субличность, которая ассоциируется с этой заьштой, попробовать сначала выяснить у нее причины такого поведения и, насколько возможно, с ней договориться.

В любом случае не следует отчаиваться. Если пытаться проделывать это упражнение снова и снова, день за днем — можно довольно быстро получить желаемый результат. Кроме этоп, эффективным может оказаться прием «Если бы я увидел..» Он заключается в следующем: человек, утверждающий, что он не способен увидеть подвижный независимый образ субличности, начинает описание со слов: «Если бы я увидел свою субличность, например, страха, то я увидел бы...» и далее следует описание того, что представляется при этом человеку. По мере описания установка: «Яне могу увидеть...» уходит на второй план или совсем исчезает. Человек может сам не заметить, как его субличность «оживает».

В области работы с субличностями накопился обширный арсенал разнообразных упражнений. Но в каждом конкретном случае тренеру приходится подключать свои творческие спо­собности, чтобы помочь при необходимости, так как трудно предсказать поведение той или иной субличности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.024 с.)