Различия между взрослыми и детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различия между взрослыми и детьми



Первым ученым, повернувшим детский психоанализ в сторону изучения нормы, а не патологии, была дочь 3. Фрей­да — Анна Фрейд. Она же выявила важнейшую проблему: взрослые люди не видят существенного различия между собой и детьми (Freud A., 1965).

Это отличие в первую очередь касается мыслительных и эмоциональных процессов. В области отношений со значи­мыми людьми маленькие дети отличаются от взрослых своей эгоцентричностью. Ребенок нуждается в матери и использует ее исключительно для удовлетворения своих потребностей, а это может трактоваться взрослыми как излишний эгоизм. Ребенок не воспринимает мать как самостоятельную личность с ее интересами, привязанностями и заботами. Поэтому бо­лезнь матери, отъезд из дома или, как пишет А. Фрейд, даже ее смерть воспринимаются ребенком как лишения, выпавшие на его долю. До определенного возраста дети воспринимают появление в семье еще одного малыша как измену и предатель­ство родителей. Если ребенок заболевает, то родители, которые вынуждены его лечить, лишают любимых сладостей. Вместо этого они начинают давать ему горькие лекарства, делать уколы, превращаются в восприятии малыша во врагов и мучителей. И подобная интерпретация нормальна для ребенка.

Кроме того, существуют не только качественные, но и количественные различия между мыслительными процессами взрослых и детей. У детей наблюдается слабость вторичных процессов по сравнению с первичными. Например, страхи (первичный процесс) могут быть такими сильными, что бла­горазумие (вторичный процесс) совершенно подавляется, и ре­бенок ведет себя неблагоразумно, с точки зрения взрослых.

Имеются различия в ориентации во времени у детей и взрослых. Суть этих различий в том, что взрослые определяют временной интервал приборами для измерения времени или изменениями в окружающей природе (смена времен года, суток и т. д.). Для детей же тот или иной интервал времени измеря­ется интенсивностью их потребностей. Так, голод, усталость, желание опорожнить кишечник и мочевой пузырь не терпят у малыша отсрочки. В то же время педантичные родители могут сверяться с часами, прежде чем накормить явно голодного ребенка, для которого даже несколько минут вынужденного ожидания пищи кажутся вечностью. То есть голод или сытость позволяют ребенку безошибочно судить о длительности про­межутка времени между приемами пищи.

Иными словами, ребенок живет по принципу «хочу — дай», а взрослые — «надо» и «полезно».

Следующее различие касается сексуальной области. Например, физическая неразвитость и незрелость ребенка приводят к тому, что он переводит половые взаимоотношения между родителями на язык, соответствующий фазе прегени-тальности, на которой он находится, — трактует их как грубое нападение отца на мать.

Незнание родителями этих различий, недооценка и непонимание детских переживаний могут стать ключевым моментом в эмоциональной жизни ребенка, то есть травма­тическим событием. Это может вызвать у ребенка страхи, чувство неполноценности, задержку в развитии или привести к нарушению отношений «мать — дитя».

 

 

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В соответствии с теорией психоанализа, А. Фрейд разделя­ет психику на составные части и отдельно следит за развитием этих частей — Ид, Эго и Супер-Эго (Freud A. 1965). А. Фрейд выделила восемь стадий нормального развития ребенка.

1. Биологическое единство между матерью и ребенком — стадия, на которой нарциссизм матери распространяется на ее ребенка, когда и сам ребенок включает мать в свою нар-цистическую среду. (Нарциссизм — любовь к собственному образу. 3. Фрейд выдвигал предположение об особой стадии сексуального развития, промежуточной между аутоэротизмом и любовью, направленной на кого-то другого.)

Это первая фаза развития психики ребенка, в которой можно выделить аутический и симбиотический периоды, то есть периоды до и после рождения. В симбиотическом периоде ребенок испытывает страх разлучения и одновременно желание самостоятельности. Симбиотический период характеризуется для ребенка телесным единством с матерью, основанным на переживаниях удовольствия и неудовольствия. Он уверен, что мать чувствует его голод, усталость, боль как свои собствен­ные. И если его потребности не удовлетворяются матерью, то ребенок переживает страх, плачет, долго не может успокоиться. Если же мать и ребенок разделены, независимо от повода, ребенок может испытывать приступы страха и страдания, то есть переживает разлучение в полном смысле этого слова (это доказано еще в 1960 году в экспериментах Боулби). Поэтому А. Фрейд предупреждает о том, что на данном этапе развития разлучать малыша с матерью даже на один час опасно для последующей жизни ребенка.

2. Стадия отдельных отношений — этап развития ребенка, при котором выбор объекта его привязанности регулируется не со стороны Эго, а со стороны потребностей и инстинктов самого ребенка. То есть для ребенка предпочтительнее тот человек, который удовлетворяет его потребности. Это не проявление прагматизма или капризы, а лишь свидетельство нормального развития ребенка.

По данным зарубежных исследователей известно, что если мать не смогла стать для ребенка идеальным источни­ком удовольствия, то у ребенка может возникнуть, например, аналитическая депрессия. Это психическое расстройство, возникающее у ребенка, разлученного с матерью, после того как в течение первых шести месяцев у них были нормальные отношения. На первом месяце разлучения симптомы этой де­прессии проявляются в плаксивости ребенка, требовательности, излишней привязанности к взрослому, который с ним общается. На втором месяце разлучения с матерью дети отказываются от контакта, лежат ничком в кроватках, страдают бессонницей, теряют в весе, чаще болеют, у них усиливается задержка мотор­ного развития, возникает маскообразное выражение лица. После третьего месяца разлучения у ребенка уже устойчиво застывшее выражение лица, вместо плача — хныканье, замедляется общее развитие. Если между концом третьего и пятого месяцев ребенок возвращается к матери или найдена подходящая (с точки зрения ребенка) замена, то все расстройства очень быстро исчезают. Замечено также, что если опеки было недостаточно (опять-таки с точки зрения ребенка), то во взрослом возрасте этот ребенок будет попадать в опасные ситуации чаще, чем другие люди.

А. Фрейд считает, что в человеческом развитии физи­ческое «Я» предшествует всем остальным сторонам развития «Я». Но это не значит, что ребенок достигает своей телесной самостоятельности раньше, чем эмоциональной и мораль­ной. Чем больше ребенок находится под влиянием телесных побуждений, тем меньше он сам управляет удовлетворением своих потребностей. Единственное исключение — аутоэротика, которая позволяет ему проявлять определенную самостоятель­ность по отношению к внешнему миру.

Во всех остальных сферах деятельности (сон, прием пищи, опорожнение кишечника и мочевого пузыря, гигиена тела, предотвращение болезней и несчастных случаев) проходит до­статочно много времени, прежде чем будет снят материнский контроль, и сам человек станет контролировать себя именно так, как это делала прежде его мать.

3. Стадия объектных отношений — этап развития ребенка, когда его любовь к родителям существует и проявляется неза­висимо от того, ухаживают они за ним или нет. В этот период отсутствие телесного контакта с матерью перестает быть для малыша травматическим и ему достаточно того, что он видит и слышит свою мать. Естественное позитивное чувство к ней остается неизменным и направленным на нее.

Разлучение ребенка с объектом его любви на этой стадии переносится им легче, чем прежде. С этого периода начинают завязываться новые отношения с другими людьми. Но и на данном этапе длительность разлуки с матерью должна увели­чиваться постепенно.

4. Амбивалентные отношения анальной стадии проявля­ются в том, что любовь и агрессия, переживаемые ребенком одновременно, направлены на одного и того же человека. Ребенок одновременно и обнимает, и кусает мать или отца в порыве чувств. На этот же период приходится естественная потребность ребенка в выражении агрессии. Поэтому, если любовные стремления ребенка не находят подходящего объ­екта или если объект, на который направлены амбивалентные проявления чувств, ненадежен, то возникают нарушения в процессе смешения любви и агрессии. Это ведет в будущем к агрессивно-деструктивному поведению, которое не поддается воспитанию и требует психотерапевтического вмешательства. Излишняя привязчивость ребенка к матери есть следствие амбивалентности, а не типичное проявление избалованности ребенка, считает А. Фрейд. Поэтому нельзя грубо и резко реагировать на такую демонстрацию чувств малыша. На этой стадии он не хочет отпускать от себя родителей ни на минуту, удерживает их, когда они хотят оставить его.

С этим надо считаться и относиться к поведению ребен­ка безоценочно, не отталкивать и не оставлять его при таких проявлениях чувств. Наоборот, его надо крепко прижать к себе, успокоить и лишь потом, если удастся, оставить с другим человеком, который его отвлечет.

5. Фаллическая (Эдипова) стадия характеризуется тем, что ребенок, любя обоих родителей, все же отдает предпочтение родителю противоположного пола, проявляя отчетливое сопер­ничество в отношениях с другим. Заметив такое предпочтение, нельзя говорить об этом в присутствии ребенка и, тем более, ставить его перед выбором, заставляя ответить на вопрос: «Кого ты больше любишь — маму или папу?». В этом случае в душе ребенка идет борьба между более сильной любовью к одному из родителей и необходимостью отречься от этого чувства на словах. Он не хочет обидеть другого родителя, который ему тоже близок и необходим.

Для последующего нормального развития личности ребен­ка вредно фиксировать его внимание на чувствах и мыслях, образующихся на этой стадии. Особенностью этих чувств является их временность, что единственно нормально на этой фазе развития психики человека.

На данном этапе развития для ребенка типично быть хваст­ливым, любопытным, демонстративным. Нельзя стыдить его за это, делать ему замечания или приводить кого-либо в пример. Нужно лишь следить, чтобы эти проявления не стали чрезмер­ными. Наоборот, родителей должно насторожить отсутствие у ребенка желания похвалиться, выставить себя напоказ и т. п. Это свидетельствует о вытеснении нормальных для его возраста побуждений, на которые когда-то грубо и резко отреагировали взрослые, что и оказалось травматизирующим фактором.

А. Фрейд считает также, что утрированное «мужское», маскулинное поведение с буйной агрессивностью вызвано сверхкомпенсацией; оно выдает пережитый ребенком детский страх на фаллической стадии развития, когда дети ненасытны в своих потребностях во внимании, утешении, заботе. Также для этой стадии развития типично проявление творчества в различных сферах жизнедеятельности.

6. Латентная стадия характерна тем, что на ней затухают прегенитальные побуждения инфантильной сексуальности: ослабляется половая активность, происходит десексуализа-ция объектных отношений и чувств, начинает преобладать нежность, приостанавливается развитие сексуальности. Появ­ляется чувство стыда и отвращения, возникают нравственные и эстетические стремления, угасает эдипов комплекс. Дети, за счет вытеснений, начинают забывать первые годы своей жизни. Постепенно разочаровываясь в идеальном образе своих родителей, они переносят свои привязанности на сверстни­ков, учителей, киногероев и т. п. Если этого не произойдет, то ребенок будет испытывать проблемы при вхождении в компании, он может потерять интерес к школе, начать тос­ковать по дому.

Обычно дети фантазируют по поводу своего происхож­дения. Например, могут считать, что они приемные, глубоко и мучительно переживая «факт усыновления»; придумывают профессию, которой якобы заняты их родители; фантазируют по поводу происхождения своего рода и т. п. В этом случае не надо их одергивать, говорить, что они лгут, обижаться на недостаточное внимание к себе и т. п. Надо просто терпеливо ждать, так как если с пониманием принимать эти проявления, то, скорее всего, они бесследно пройдут. Инстинкты, подавля­емые на латентной стадии, сублимируются в художественном, интеллектуальном и ином творчестве, ценном с точки зрения общества.

7. Предпубертатная стадия — предварительная ступень собственно пубертатности. Инфантильные установки и желания 2—4 стадий обнаруживаются в ней по-новому за счет регрессий на более ранние годы жизни. Ребенок вдруг может захотеть, чтобы его завернули в одеяло и покачали как маленького, либо хочет пососать соску и т. п. Это не следствие ошибок воспита­ния и неправильного развития, а нормальные явления. В этих случаях мягко и с пониманием надо принять эти побуждения и в игровой форме осуществить их. Все это — подготовка к следующей стадии развития.

8. В пубертатной стадии у человека двойная задача — осво­бодиться от своих эдиповых привязанностей и полюбить кого-либо вне семьи. Эта первая любовь становится для человека способом утверждения собственной автономии и доказатель­ством значимости чувств за пределами семьи. Родители должны считаться с первой любовью и уважительно относиться как к самому чувству их повзрослевшего ребенка, так и к объекту его любви.

При нормальном развитии ребенка прогресс и регресс все время чередуются. Если же регрессии становятся постоянными, то они превращаются в патогенный фактор.

Не приносит пользу здоровому развитию ребенка и то, что взрослые критикуют и осуждают регрессии. Этим они способствуют тому, что, если ребенок переживает неприятные события, не поддаваясь им, у него формируются вытеснения и задержки, которые преграждают ему путь в прошлое. Это часто происходит при болезни, усталости, при засыпании, в страхе, в разлуке. Проявляется все это в той бессмыслице, которую говорят дети, в слезах, капризах, в просьбах взять на руки или завернуть как маленького в одеяло, в сосании давно забытой соски и т. п.

Если на каждой стадии развития с ребенком происходят события, соответствующие этой стадии, то он извлекает из них пользу, независимо от того, желательно или нежелательно его поведение. Если же таких событий не происходит, то даже при доброжелательной помощи со стороны родителей ребенок испытывает отвращение к ожидаемым от него ситуации или действию, и преодолеть это отвращение он не может.

В своих исследованиях А. Фрейд утверждает:

• излишняя нежность, послушность, скромность ребенка — это следствие вытесненных побуждений агрессии, жадности и упрямства;

• стыдливость и скромность соответствуют нереализован­ному желанию выделиться;

• привязанность и любовь ребенка к младшим братьям и •сестрам свидетельствуют о вытесненных зависти и рев­ности;

• отсутствие любопытства по поводу появления детей, половых различий и сексуальных взаимоотношений ро­дителей — это результат работы защитных механизмов по поводу сексуального любопытства;

• чрезмерный стыд, отвращение и жалость— следствие длительной борьбы с неприличными желаниями и жесто­костью, которые были отвергнуты. (Вот что об отвращении говорит Р. Гринсон [1994]: «Отвращение является реакцией на чувство или представление о чем-то отвратительном, что пришло в контакт с телом. Неуместное отвращение говорит о репрессированном желании коснуться или положить в рот что-то, что сознательно считается „грязным"».);

• аккуратность, опрятность, экономность, бережливость, накопительство происходят из вытесненных побуждений анальной стадии развития;

• жгучее тщеславие, импульсивное поведение — следствие фиксации на фаллической фазе;

• игра «под дурачка» — нереализованная или искаженная потребность ребенка выделиться на фаллической стадии развития;

• скука исходит из подавления мастурбационных фантазий и побуждений;

• излишняя озабоченность своим здоровьем выдает недо­статочность материнской заботы и недоверие к матери, которые были пережиты ребенком в детстве;

• отсутствие аппетита или ненасытность — нарушения пи­тания в оральной фазе развития;

• кусание, плевание, — проявление оральной агрессивности;

• жестокость, потребность разрушать есть следствие наруше­ний в отношениях «мать — дитя» на анальной стадии;

• любовь к власти, зазнайство, хвастовство — следствие нарушения отношений и нереализованных потребностей на фаллической фазе.

Способность соотносить мысли, чувства, фантазии, им­пульсы и поведение человека с его бессознательными прояв­лениями есть наиболее важное умение аналитика, основанное на четком знании и понимании теории психоанализа. Одно из таких бессознательных проявлений — механизм психоло­гической защиты.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ

Фрейдовская концепция структуры психики акцентирует внимание на явлении защиты и ее отношениях с Эго. Эго — это то личное пространство, которое должно быть защищено от любого вторжения. Именно несовместимость того или иного представления с Эго приводит к защитам (Гринсон, 1994). При­чем, если от внешних вторжений можно как-то отгородиться, то с внутренними (например, с внутренней агрессией) можно справиться только с помощью защитных механизмов.

Понятие зашиты относится одновременно и к защите чего-то и к самозащите. Можно выделить следующие элементы:

пространство защиты — психическое пространство, оказав­шееся под угрозой; персонаж, осуществляющий защитные действия; цель защиты (стремление сохранить или восстано­вить целостность Эго и избежать любого внешнего вторжения, причиняющего человеку неудовольствие); мотив защиты (то, что побуждает к защите); механизмы защиты.

Механизмы защиты относятся к процессам Эго. Они на­правляются против влечений и всего того, что вызывает тревогу из-за их несовместимости с теми или иными представлениями. Механизмы различаются по типам возникающего душевного расстройства, по зависимости от генетической стадии развития, по степени обработки защитного конфликта и пр.

3. Фрейд и А. Фрейд относят к защитным механизмам следующие: интеллектуальная деятельность, фантазирование, фиксация, вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена некогда бывшего, проекция, интроекция, об­ращение на себя, обращение в свою противоположность, субли­мация, идеализация, идентификация с агрессором, расщепление объекта, проективное самоотождествление, отказ от психической реальности, претензию на всевластие над объектом.

Ниже мы рассмотрим трактовку наиболее часто встречаю­щихся защитных механизмов по психоаналитическому слова­рю Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталис (1996) и работе А. Фрейд (1993).

1. Вытеснение — это действие, посредством которого субъект старается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, вос­поминания). Возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но может стать неприятным, если учитывать другие требования. В результате вытеснения человек как бы не замечает некоторых элементов своей пси­хической жизни. Иногда по отношению к неприятным раз­дражителям, приходящим извне, вместо термина «вытеснение» используется «отрицание».

По мнению А. Фрейд, вытеснение — наиболее эффектив­ный и одновременно наиболее опасный механизм защиты. В то же время вытеснение не является лишь защитным механизмом, так как участвует в формировании бессознательного. То есть, по 3. Фрейду, суть вытеснения заключается в отстранении и удержа­нии вне сознания определенных психических содержаний. Как один из механизмов защиты, вытеснение возникает при каждом расстройстве и представляет собой в точном смысле слова вытес­нение в бессознательное. Вытеснение отличается своеобразием и четко отграничено от других механизмов защиты.

2. Регрессия — возврат к предыдущим формам прояв­ления мысли, объектных отношений, структуры поведения. Выделяют три формы регрессии. Первая — топическая, когда психическое возбуждение течет от моторного конца психи­ческого аппарата обратно к своему сенсорному концу и до­стигает системы восприятия (эта форма регрессии относится к функциям Эго, вторичным процессам, то есть к системе «Предсознание — Сознание» и к принципу реальности). Вторая форма — временная, при которой происходит возврат от более поздних к более ранним психическим структурам (относится к импульсам, целям влечения, объектным представлениям и содержанию фантазий). Третья — формальная, при которой примитивные методы изложения занимают место более зрелых форм выражения (как и топическая, относится к функциям Эго, вторичным процессам и принципу реальности). Регрессии могут происходить во всех психических инстанциях — в Ид, в Эго и в Супер-Эго.

3. Сопротивление. Под этим понимаются любые прояв­ления человека, противостоящего попыткам другого оказать на него воздействие. Причина сопротивления — угроза воз­никновения неприятных мыслей, аффектов, которые могут вызвать чувство стыда и угрызения совести, могут изменить самооценку, вызвать боязнь потерять контакт с кем-либо зна­чимым. Также в основе сопротивления может быть неосозна­ваемый страх приобрести какой-либо новый навык, умение, качество, с которым придется жить по другим правилам, что потребует усилий, времени и т. д. Страх также касается утра­ты внутреннего равновесия или угрозы постоянству внешних условий, к которым человек уже адаптировался и втайне полу­чает «выгоду» от своих страданий, неумений, болезней и т. п.

Например, тридцатилетняя незамужняя женщина, красивая, умная и образованная, отказывается от операции с целью кор­рекции ее искалеченной ноги, так как после операции может по-новому возникнуть проблема ее одиночества, которую уже нельзя будет объяснить физическим недостатком.

4. Замещение — это замена удовольствия, связанного с ослаблением напряжения, чем-то иным. Возникает в ситуации, при которой человек, чем-то сильно неудовлетворенный, вы­бирает в качестве объекта удовлетворения своей потребности что-либо ассоциативно связанное, но совершенно из другой области реальности. Например, наказанный родителями ре­бенок пинает кошку.

5. Сублимация — защитный механизм, дающий человеку возможность изменить свои импульсы и выразить их соци­ально приемлемым образом. Это здоровая и конструктивная стратегия, так как без энергетического сдерживания импульсов поведение направляется на новые цели. Например, человек с сильными садистическими наклонностями может направить свои усилия на то, чтобы стать хирургом.

6. Рационализация состоит в том, что человек бессозна­тельно подбирает удобные объяснения своему поведению, чтобы оправдать себя, вместо того, чтобы искать подлинные причины случившегося. Например, девушка, не поступив в медицинский институт, может успокаивать себя тем, что на самом деле не хотела стать врачом.

7. Проекция — это операция выделения и локализации в другом лице или предмете тех качеств, чувств, желаний и т. п., которые человек не признает в самом себе.

8. Фиксация — это прочная связь между определенными образами, возникающими в настоящем, и способом удов­летворения потребностей, усвоенным на одной из стадий психического развития в прошлом. Фиксация создает опас­ность для более поздних инстинктивных функций, является источником вытеснений и будущей регрессии. Такой механизм защиты — следствие травматических переживаний ребенка из-за чрезмерности запретов или неудовлетворения желаний на прегенитальной стадии его развития. Например, в ситуации гнева орально фиксированный человек испытывает жажду, анально фиксированный — потребность срочно опорожнить кишечник, агенитальная фиксация обнаружит себя фалли­ческим возбуждением.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.03 с.)