Условия возникновения психоаналитической ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия возникновения психоаналитической ситуации



Работа психоаналитика заключается в создании ситуации, которая максимально способствует проявлению у пациента различных реакций переноса и возникновению инсайта.

Кроме этого необходимо, чтобы пациент установил и поддер­живал особый вид взаимоотношений с психоаналитиком — так называемый рабочий альянс. Рабочий альянс предполагает со­знательную готовность пациента к кооперации с аналитиком, его способность-следовать инструкциям. При этом происходит сотрудничество между разумным наблюдающим, анализирую­щим Эго пациента и анализирующим Эго аналитика.

Условием формирования такого рабочего альянса является частичная идентификация пациента с аналитиком, когда тот пытается понять поведение пациента. Р. Гринсон убежден, что пациенты, которые не могут отделить разумное наблюдающее Эго, не будут способны поддерживать рабочие отношения, и на­оборот (Гринсон, 1994). Рабочий альянс — это рациональный, десексуализированный, деагрессированный феномен переноса, к которому неспособны нарцисстические люди.

Пациент должен логично по порядку описывать свои чувства, мысли, поступки, стремясь сдерживать при этом свои действия. Он должен выражать свободные ассоциации, быть способным частично регрессировать, слушать и понимать аналитика, ре­флексировать, размышлять и интроспектировать. Он должен также уметь обращаться к прошлому, наблюдать за собой тогда и теперь, фантазировать и связно рассказывать обо всем этом.

Многие психоаналитики считают, что сама по себе ана­литическая ситуация (при которой пациент лежит на кушетке, визиты происходят достаточно часто, лечение длительно, а спо­койствие и опытность аналитика дают возможность говорить на любые темы) и специфические аналитические процедуры помо­гают формированию рабочего альянса. Кроме этого, сенсорная изоляция, которой подвержен лежащий на кушетке пациент, вызывает у него чувства одиночества, фрустрации и желание объектных отношений. При этом в результате внимания со стороны психоаналитика к нуждам пациента происходит вза­имодействие с воспоминаниями о близости между матерью и ребенком. Психоаналитическое лечение является длитель­ным — пациенту обычно требуется от 3 до 5 лет работы.

Рабочая ситуация, возникающая в психоанализе, состоит, как правило, из трех элементов: пациент, аналитик и окружа­ющая среда.

От особенностей пациента зависит множество нюансов анализа. Например, 3. Фрейд считал, что нарцисстический невроз, в отличие от невроза переноса, не излечивается. В со­ответствии с воззрениями психоаналитиков, психоаналитиче­ская терапия может быть применима при тревожной истерии, конверсионной истерии, обсессивно-компульсивном неврозе, психоневротических депрессиях, неврозах характера и психо­соматических заболеваниях. Психоанализ противопоказан при различных формах шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. При импульсивных неврозах, перверсиях, пагубных привычках, правонарушениях и пограничных случаях вопрос о применении психоанализа должен решаться индивидуально. Каждый человек имеет различные ресурсы, и именно их запас является определяющим фактором при назначении терапии.

В центре терапии должна быть личность в целом, а не ее патологии. Не менее важна готовность клиента к специфиче­ским требованиям психоаналитической терапии, так как она бывает не только длительной, но и дорогой и болезненной. Иначе говоря, у самого пациента, а не у его близких, должна быть сильная мотивация. Конфликты, переживаемые пациен­том, должны вызывать достаточно сильные страдания, чтобы желание избавиться от них помогло ему выдержать все труд­ности лечения. Поэтому людям, испытывающим мазохистские импульсы, психоанализ тоже не рекомендуется, так как они могут привязаться к боли, причиняемой анализом.

Решение пройти курс психоанализа не должно быть свя­занным с профессиональным развитием, исследованием или удовлетворением познавательного интереса — в этих случаях человек будет сопротивляться анализу. Глубоко проанализиро­вать можно только того, кто ощущает себя пациентом. Он будет стремиться войти в психоаналитическую ситуацию и работать в ней, принимать все отношения, возникающие между ним и аналитиком, вызывающие эмоции и чувства, и реагировать здесь и сейчас на все интенсивно, гневно, яростно, но при этом не разрушая ни себя, ни ситуацию в целом. Только тогда все чувства, сопротивления и защиты станут предметом анализа. Иначе говоря, депривация, фрустрация, депрессия, тревога, через которые проходит пациент в психоанализе, — это нор­мально для психоаналитической ситуации.

Специфика анализа состоит в том, что пациент по просьбе аналитика должен регрессировать и прогрессировать, быть пассивным и активным, снимать контроль и поддерживать его, отказываться от реальности и сохранять контакт с ней. Выполнение таких противоположных действий требует от пациента пластичности Эго, чтобы принимать во внимание свои ограничения, расширяя тем самым границы Эго (Гринсон, 1994; Фрейд 3., 1989). Пациент должен понимать аналитика, быть способным к эмпатии и уметь контролировать себя после сеанса. Он должен быть честным и способным рассказывать о различных эмоциях. Импульсивные люди, не способные про­тивостоять фрустрациям и болезненным аффектам, — плохие пациенты для психоанализа (Гринсон, 1994).

Пациент должен рефлексировать не только во время се­анса, но и после него, до следующего сеанса. Он должен быть искренним и одновременно наблюдать за собой, не превращая свою жизнь в бесконечный аналитический сеанс и существенно не меняя своей реальности до конца анализа.

Для успешного анализа большое значение имеют и вне­шние факторы. Недопустимо, чтобы клиент страдал от тяжелой болезни, находился в кризисной ситуации или на пике люб­ви. Также желательно, чтобы анализу не мешали назойливые родственники, родители или супруги пациентов. И кроме того, необходимы деньги и время.

Ввиду достаточно большого количества ограничений для анализа, проще определить противопоказания, чем показания. Поэтому, по мнению 3. Фрейда (1989), необходим «пробный анализ», проводимый в течение нескольких недель для «зон­дирования» ситуации. Р. Гринсон (1994) предлагает следующую стратегию:

1)сказать пациенту о том, что психоанализ— лучшее ле­чение для него, выслушать его реакцию и подождать его решения;

2) объяснить ему роль свободных ассоциаций и предложить поработать этим методом;

3) помочь ему осознать необходимость выбора психоанализа после некоторой совместной работы.

 

 

АНАЛИЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Между сопротивлением, защитой, функциями Эго и объ­ектными отношениями существует тесная взаимосвязь.

Под анализом сопротивления подразумевают четыре различные процедуры — интерпретацию, конфронтацию, прояснение и проработку.

Интерпретация — исключительно важный инструмент психоаналитической техники. Интерпретировать — значит делать подсознательные и предсознательные психические про­явления сознательными. С помощью интерпретации пациент осознает источник, форму, причину и значение любого психи­ческого события. Для этого необходимо соблюдение главного условия — то, что интерпретируется, должно быть сначала прояснено и продемонстрировано. С этой целью аналитик использует свои знания, эмпатию, интуицию, фантазию.

Таким образом, конфронтация и прояснение — необходимые дополнения к интерпретации. Иногда пациент не нуждается в психоаналитике для конфронтации и прояснения, потому что способен сделать это сам.

Тщательная проработка — это регулярные интерпретации, ведущие пациента от первоначального понимания частного явления к последующим изменениям в поведении, которые завершают аналитическую работу.

Резюмируя, зафиксируем все шаги анализа сопротив­ления:

1) осознать сопротивление;

2) продемонстрировать сопротивление пациенту — то есть способствовать тому, чтобы сопротивление стало демон­стрируемым;

3) прояснить мотивы и формы сопротивления: а) какой специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться; б) какое специфическое инстинктивное побуждение является причиной болезненного аффекта в, данный момент; в) какие конкретные форму и метод па­циент использует для выражения своего сопротивления;

4) интерпретировать сопротивление: а) какие фантазии или воспоминания являются причиной аффектов и побужде­ний, которые стоят за сопротивлением; б) как история и бессознательные объекты этих аффектов и побуждений связаны с сопротивлением во время анализа, вне анализа и в прошлом;

5) интерпретировать форму сопротивления: а) как сопро­тивление влияет на деятельность во время анализа и вне его; б) как развивалось сопротивление и какие цели оно преследовало в настоящем и прошлом пациента;

6) тщательно проработать и повторить шаги 4а, 46, 5а, 56. Психоаналитик должен знать и всегда удерживать в уме проявления пациента, противостоящие процедурам анализа. Эти проявления классифицированы Р. Гринсоном (1994) сле­дующим образом:

1) защитные маневры бессознательного Эго;

2) страх изменений и необходимость безопасности, которые побуждают инфантильное Эго не изменять привычные невротические структуры;

3) необходимость страданий, которую испытывает иррацио­нальное Супер-Эго, чтобы искупить бессознательную вину;

4) враждебный перенос, мотивирующий пациента мешать планам психоаналитика;

5) сексуальный и романтический переносы, которые ведут к ревности и фрустрации, а потом и к враждебному переносу;

6) мазохистские и садистские импульсы, которые толкают пациента на различные болезненные удовольствия;

7) импульсивность, которая побуждает пациента быстро достигать удовлетворения;

8) вторичные выгоды от невротического заболевания, кото­рые заставляют пациента «привязываться» к неврозу.

 

ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В книге «Введение в психоанализ» 3. Фрейд (1989) вы­деляет три группы ошибочных действий человека. К первой группе он относит: оговорки (когда человек вместо одного слова употребляет другое); описки (когда человек вместо одного слова пишет другое, что может быть им замечено или нет); очитки (когда человек читает не то, что написано или напечатано); ослышки (когда человек, не имеющий нарушения слуха, слышит не то, что говорится).

Во вторую группу ошибочных действий входят: времен­ное забывание (когда человек не может вдруг вспомнить то, что хорошо знает, и потом обычно неожиданно вспоминает, например, имя знакомого); невыполнение намерений в опреде­ленное время.

В третью группу входят запрятывания (когда человек уби­рает куда-то предмет так, что его потом невозможно найти); затеривания (когда какая-либо вещь просто вдруг исчезает, чем вызывает удивление ее владельца); ошибки-заблуждения (когда человек верит чему-то, что, как он знает на самом деле, не соответствует действительности).

Все эти действия на первый взгляд весьма несущественны. Однако, как доказал психоанализ, они не являются случайностя­ми, а представляют собой серьезные психические акты. Эти акты имеют действительный несомненный и очевидный смысл и дают интереснейший и ценный материал для понимания глубинных процессов в душе человека. Так, например, оговорка специа­листа-медика, что в городе с миллионным населением врачей, разбирающихся в анатомии носовой полости, можно сосчитать по одному пальцу, означает фактически, что есть только один человек, который в этом разбирается. Этот человек — он сам. Или слова дамы, что ее муж «может есть и пить все, что я захочу», имеют смысл — «Как он смеет хотеть? Он может хотеть съесть и выпить только то, что ему предложу я сама» (Фрейд 3., 1989).

Как доказал 3. Фрейд, эти ошибочные действия возникают вследствие противодействия двух различных взаимовлияющих намерений, мешающих проявиться одному из них— истин­ному. Это был первый теоретический вывод психоанализа по поводу ошибочных действий, о которых ранее в психологии не говорилось.

Второй вывод состоит в том, что проявления физической среды не оказывают влияния на ошибочное действие; это сугубо психический процесс, содержание и смысл которого определяет скрытое намерение.

В ошибочных действиях всегда есть нарушенное намерение и нарушающее намерение, которые вступают в определенные взаимоотношения друг с другом. Ошибочное действие воз­никает из содержания нарушенного намерения либо как-то связано с этим содержанием. Иногда ошибочное действие имеет отношение к мыслям, которые занимали человека до того, или ассоциативно связано с двумя намерениями.

3. Фрейд обнаружил, что в зависимости от специфики намерений все ошибочные действия можно разделить на три группы. К первой группе он отнес ошибочные действия, при которых человеку известно нарушающее намерение, и он чувс­твует его непосредственно перед ошибочным действием. Ко второй группе относятся ошибочные действия, при которых че­ловек признает нарушающее намерение, но не подозревает, что оно активизировалось перед ошибочным действием. К третьей группе относятся ошибочные действия, при которых человек энергично отвергает присутствие нарушающего намерения, утверждая, что оно ему совершенно чуждо.

Основной вывод: подавление намерения что-либо сделать или сказать является непременным условием возникновения ошибочного действия человека. Резюмируя, 3. Фрейд утверж­дает, что ошибочные действия можно рассматривать как ком­промисс между нарушающей и нарушенной тенденциями. Эти действия — психические акты, которые возникают благодаря наложению друг на друга двух различных намерений, при этом одно из этих намерений вытесняется. Но поскольку вытеснен­ное намерение продолжает существовать в бессознательном, где ждет возможности послать в сознание своего «заместителя», то как результат оно проявляется в нарушении другого намерения.

Это вытесненное намерение может относиться к самому человеку, месту, времени, неприятным воспоминаниям, которых человек хочет избежать, или к чему-либо другому. Психоаналитику остается только узнать, почему намерение не выражается по-дру­гому. Для этого надо спросить человека, почему он, например, сделал именно эту оговорку и что он может о ней сказать. На поставленный вопрос пациент даст первое пришедшее ему в голову объяснение. Этот ответ выявляет и раскрывает истинный смысл искомого, так как пришедшая мысль с точки зрения пси­хоанализа не произвольна, а обусловлена важными внутренними установками и ассоциативно связана со скрытым содержанием. Этот прием и его результат и есть, по мнению 3. Фрейда, психо­анализ. Особенность техники психоанализа состоит в том, чтобы получить решение загадок и проблем от самого человека.

 

 

РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ

Лишенные на первый взгляд практической значимости, сновидения, как и ошибочные действия, став объектом пси­хоанализа, позволили выявить множество новых интересных закономерностей функционирования психики (Фрейд 3., 1991; Фрейд 3., 1992).

Во-первых, эксперименты доказали, что сновидение — это способ реагирования на действующие во сне раздражители, идущие как извне, так и изнутри. Во-вторых, сновидение — это психический феномен, который продуцирует сновидец в от­вет на мешающие сну раздражители. В-третьих, сновидение переживается преимущественно в зрительных образах, сопро­вождающихся мыслями и чувствами, которые порой трудно передать словами после пробуждения.

Сновидение как целое является искаженным заменителем чего-то другого, бессознательного, и задача толкования снови­дений — обнаружить это бессознательное. Скрытое содержание сновидения можно узнать с помощью свободных ассоциаций. Психоанализ обнаружил, что сущность сновидений — не искажение. Сновидение есть прямое, неприкрытое исполне­ние желания сновидца, а функция сновидения — не нарушать сон, а оберегать его. Главную роль в сновидении играют две психические силы, одна из которых образует желание, прояв­ляющееся в сновидении, а другая искажает это желание, чтобы допустить его к сознанию. В этом контексте особый интерес представляют детские сновидения — образец сновидений без искажений или с незначительными искажениями. Эти выводы согласуются с результатами экспериментов, доказавших, что при отсутствии сновидений человек не высыпается. Главной характеристикой сновидения по 3. Фрейду является то, что оно побуждается- желанием, а исполнение этого желания ре­ализуется через содержание сновидения. То есть сновидение устраняет раздражители, нарушающие сон, путем иллюзорного переживания исполнения желания.

Процессы, вследствие которых из подавленных мыслей, соматических раздражителей, остатков дневных впечатлений формируется содержание сновидения, протекают благодаря че­тырем основным механизмам: сгущению, смещению, вторичной обработке и образному изображению мыслей (Фрейд 3., 1989). Сгущение — слияние различных представлений в одно целое — механизм работы сновидения, который является спо­собом функционирования психических процессов, например, при составлении неологизмов. Сгущение может осуществляться по-разному. Иногда из всего разнообразия сохраняется лишь один элемент (тема, персонаж и пр.), многократно встречаю­щийся в различных сновидениях. Иногда различные элементы складываются во внутренне разнородную совокупность (напри­мер, персонаж сновидения имеет черты разных людей). Иногда соединение образов может приводить к затушевыванию различий и усилению общих черт.

Цензура использует сгущение в своих целях, так как оно затрудняет толкование психических явлений. Сгущение вы­ражается в том, что пересказ сновидения есть лишь краткий перевод его скрытого содержания. Поэтому 3. Фрейд сделал предположение, что для понимания смысла сновидения надо расспросить человека, ведь он знает, что означает его снови­дение, даже если не помнит его.

Смещение — механизм работы сновидения, когда ощуще­ние напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит на другие, поначалу более слабые представления, связанные с первичными ассоциациями.

Вторичная обработка заключается в перегруппировке элементов сновидения и образовании из них более или менее

гармоничного целого.

Образное изображение мыслей — превращение мыслей в зрительные образы. Для выражения отдельных элементов сновидения, особенно абстрактных понятий, существуют специальные образы. Например, нарушение супружеской вер­ности заменяется во сне каким-либо разрывом или, например, переломом ноги.

3. Фрейд вывел три важных правила работы со снови­дениями:

1. Не обращайте внимания на то, что представляет собой сновидение, будь оно понятным или абсурдным, ясным или спутанным, так как оно все равно ни в коем случае не является искомым бессознательным.

2. Ограничьте работу тем, что к каждому элементу вызо­вите замещающие представления. При этом не задумывайтесь о том, содержат ли они что-то подходящее или насколько они отклоняются от элемента сновидения.

3. Подождите, пока искомое бессознательное возникнет само (Фрейд 3., 1991).

Исходя из своей идеи происхождения элементов содер­жания сновидения, 3. Фрейд утверждает, что в каждом сно­видении можно найти связь с переживаниями предыдущего дня, и рекомендует начинать толкование сновидения с этих исследований. Если сновидение вспомнилось неточно, то, возможно, произошли искажения. Главное — не исключать ни одной мысли при анализе собственных и чужих сновиде­ний, помня, что критическое возражение никогда не бывает правильным. Мысли, которые хочется подавить, являются са­мыми важными, решающими для раскрытия бессознательного. Иногда рассказ о пришедших по поводу сновидений мыслей может быть длиннее рассказа о самом сновидении.

То, что пациент рассказывает о сне, называется явным содержанием сновидения, а то, к чему он приходит в резуль­тате анализа, — скрытыми мыслями сновидения. Отношения между этими содержаниями могут быть разными. Из всей массы бессознательных мыслей в явное сновидение проникает лишь их часть, как намек на них, как лозунг или сокращение в телеграфном стиле. Задача толкования — восстановить целое по частям.

При работе со сновидениями необходимо также учи­тывать, что, по-Фрейду, содержание сновидений происходит из реальных переживаний. Во время сна эти переживания воспроизводятся и вспоминаются, хотя после пробуждения человек может отрицать это. -

Одним из источников материала для сновидений служат события детских лет, которых человек в состоянии бодрствова­ния может не помнить. Осознаваемые во время бодрствования мысли могут быть отодвинутыми на задний план, но воспро­изводиться в сновидении. В основном же то, что занимает нас днем, владеет нашим мышлением и в сновидении (известна же пословица; курица видит во сне просо). 3. Фрейд ссыпа­ется на исследования Пильца, который доказал, что ночью, в глубоком сне, репродуцируются впечатления последнего времени, а ближе к утру— более ранние (Фрейд 3., 1992).

В психоанализе принято считать, что сновидение никогда не занимается пустяками, так как якобы невинные сновидения оказываются серьезными после их толкования.

Все источники сновидений разбиты в психоанализе на че­тыре группы:

1) объективные внешние чувственные раздражения;

2) субъективные внутренние чувственные раздражения;

3) органические внутренние физические раздражения;

4) чисто психические раздражения.

 

 

ТИПИЧНЫЕ СНОВИДЕНИЯ

Несмотря на то что психоанализ не может истолковать сновидения другого человека, если тот сам не желает выяснить свои бессознательные мысли, все же существуют сновидения, которые проистекают из одинаковых для всех людей источни­ков и имеют одинаковое для всех значение. Такие типичные сновидения заставляют признать факт существования симво­лической связи сновидения и бессознательного. Вот некоторые из типичных сновидений.

Человек видит себя нагим, в нижнем белье или в одежде, в которой имеется какой-то непорядок. Он испытывает при этом стыд, смущение и хочет спрятаться, но не может, а окружающие совершенно безразличны к его виду. Такое сновидение — резуль­тат воспоминания детства, когда любой ребенок спокойно появ­лялся неодетым на людях, не вызывая у них особого возмуще­ния. Этим сновидением на символическом уровне удовлетворя­ется нереализованная эксгибиционистская потребность.

Сновидения по поводу смерти близких людей делятся на две разновидности:

1) сновидения, в которых сновидец не испытывает тяжелой скорби и, проснувшись, удивляется своей «бесчувственности»;

2) сновидения, в которых горе утраты заставляет сновидца плакать, и он может даже проснуться со слезами. Сновидения первой разновидности не являются типичны­ми. Они предназначены для прикрытия удовлетворения какого-то другого желания и имеют скрытый смысл. Если спросить сновидца, о том, кто был еще одним персонажем — участником сюжета этого сна, то окажется, что там был кто-то значимый для него. И именно ради исполнения желания, связанного с этим персонажем, и снится этот сон.

Сновидение же с болезненными переживаниями по поводу смерти близкого человека означает то, о чем говорит его со­держание, — желание, чтобы этот человек умер, хотя сновидец будет протестовать против такого толкования. Однако хотя бы однажды этот человек все же испытывал подобное желание. В детстве все люди эгоистичны и стремятся к удовлетворению своих потребностей. Поэтому даже искренне любящие своих близких взрослые имеют неосознанные злые желания, прояв­ляющиеся в подобных сновидениях, тем более что для ребенка слово «умереть» равнозначно слову «уйти».

Более того, как правило, умирающие в типичном сно­видении — это лица одного пола со сновидцем. С позиции феномена Эдипова комплекса девочке, соперничающей с матерью за любовь отца, и мальчику, соперничающему с отцом за внимание матери, было бы «выгодно» устранение, соответственно, матери и отца. Все это может стать сюжетом типичного сновидения — смерть родителя как исполнение желания раннего детства.

Сновидения по поводу экзаменов связаны с воспомина­ниями об учебной деятельности и имеют две особенности. Первая — такие сны видят только те, кто всегда успешно сдавал экзамены в реальной жизни. Те, кто часто проваливал экзамены, снов про экзамены не видят. Вторая — эти сны человек видит, когда боится, что какое-нибудь дело ему не удастся, когда чувствует на себе гнет ответственности. При этом человек бессознательно выбирает эпизод из своей жизни, в котором страх оказывается безосновательным и ситуация успешно разрешается. Сновидение как бы говорит: «Не бойся завтрашнего дня, вспомни, как ты боялся выпускного экзамена, который ты выдержал».

Сны, в которых человек летает, парит в воздухе, сим­волизируют недостаточную защищенность и желание стать лучше. Ощущения, испытываемые во сне, проистекают для всех людей из одного и того же источника — из впечатлений детства от подвижных игр, когда взрослые, играя с детьми, подбрасывали их вверх, и они взлетали, испытывая легкий страх, головокружение и веселье.

По поводу полетов во сне у 3. Фрейда существует и иная точка зрения. Он утверждает, что, придавая половому органу самые существенные черты личности, такое сновидение при­писывает человеку способность летать, и, следовательно, это эротический сон (Фрейд 3., 1989).

Сновидения о падении большей частью связаны со страхом и символизируют нравственное падение человека, который поддался эротическому искушению.

Поскольку в сновидениях используются символы, часто означающие одно и то же, то уместно привести их самые популярные толкования по Фрейду.

Человек обычно изображается во сне в образе дома. Дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин. Дома с балконами и другими декоративными выступающими элемен­тами символизируют женщин. Короли и королевы — родителей спящего. Снящиеся разбойники, громилы, привидения — это те, кто будил ребенка, чтобы посмотреть, не испачкал ли он постель.

Все торчащие, раздутые, продолговатые, режущие и колющие предметы (палки, зонты, шары, ножи, пики, огне­стрельное оружие, деревья, горы, ключи, открывающие дверь и пр.); все, из чего льется вода (чайник, водопроводный кран, фонтан и пр.); все, что может вытягиваться (висящие лампы, выдвижные карандаши и ручки, галстук и пр.); огонь; сложные машины и инструменты (например плуг); лицо человека, нога и рука; пресмыкающиеся и рыбы; грибы; шляпа и пальто; и осо­бенно священное число «3» служат для изображения мужского полового органа.

Все, что ограничивает какое-нибудь пространство, что можно заполнить (коробки, ящики, шкафы, чемоданы, кар­маны, печки, шахты, пещеры, копи, здания, комнаты и пр.); сосуды (бутылки, чашки, кастрюли и пр.); корабль; подкова; очаг, окна, двери и ворота; стол и книга; башмак и туфля; улитка и раковина; часть лицарот; здания, сад, цветы, поля и ландшафты (кроме гор и скал) — символизируют женские половые органы. Груди и ягодицы снятся в виде яблок, а волосы на гениталиях —в виде леса и кустарника.

Лестница и восхождение по ней, раздавливание, танцы, верховая езда, угроза оружием, некоторые ремесленные работы означают половой акт, а сладости — сексуальное наслаждение. Маленький ребенок символизирует половой орган как мужчины, так и женщины, а дикие звери— чувственное возбуждение. Сновидения по поводу зубов, зубной боли 3. Фрейд тоже относит к сексуальным. Они связаны с онанистическими наклонно­стями периода зрелости (у мужчин, возможно, с подавленными гомосексуальными наклонностями). Типичными символами онанизма являются движение, скольжение или скатывание с чего-либо и обламывание веток.

Люди, которым снится, как они плавают, с удовольствием рассекая волны, обычно страдали в детстве ночным недержанием мочи и воспроизводят в сновидении забытое приятное чувство. Любые другие сновидения по поводу воды (когда бросаются в воду, выходят из воды, спасают тонущего и т. п.) связаны с рождением.

Сновидение об опоздании на поезд связано со страхом смерти. Сновидение как бы утешает: «Не бойся, ты пока не уйдешь (не умрешь)».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.045 с.)