Трансперсональный этап психосинтеза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансперсональный этап психосинтеза



КРИЗИС ДУХОВНОГО РОСТА

К. Юнг в свое время писал: «Быть „нормальным" — идеал для неудачника, для всех тех, кому еще не удалось подняться до уровня общих требований. Но для тех, чьи способности много выше среднего, кому не трудно было достичь успеха, выполнив свою долю мирской работы, для таких людей рам­ки нормы означают прокрустово ложе, невыносимую скуку, адскую беспросветность и безысходность. В результате многие становятся невротиками из-за того, что они просто нормаль­ны, в то время как другие страдают неврозами от того, что не могут стать нормальными» (Роузен, 1997, с. 40).

Тот факт, что различные психические функции человека взаимосвязаны, не означает, что они интегрированы в гармо­нично функционирующий организм. Конфликт— это тоже взаимосвязь: две враждующие армии взаимодействуют друг с другом.

Один из распространенных внутренних конфликтов — ам­бивалентность (двойственность) отношений к кому-либо или к чему-либо. Это приводит человека ко многим противоре­чивым поступкам. Другой конфликт — между стремлением к безопасности (конформность, инертность) и стремлением к росту, самоутверждению. Источником конфликта может слу­жить также пробуждение новых потребностей, которые входят в противоречие со старыми. Таким образом, то, что называется «органическим единством», — это чаще всего цель человека, а не насущное его состояние (Кондратенко, Донской, 1997).

Формирование новой личности вокруг нового центра является фундаментальной трансформацией, изменением вза­имоотношений всех структур психики. Часто такая трансфор­мация проходит несколько критических стадий, которые могут сопровождаться нервными и психическими расстройствами.

Р. Ассаджиоли выделяет четыре возможных критических стадии (Бадхен, Коган, 1998):

1) кризис перед духовным пробуждением;

2) кризис, обусловленный духовным пробуждением;

3) реакции на духовное пробуждение;

4) процесс преображения.

Первая стадия характеризуется тем, что у человека появля­ется общее чувство неудовлетворенности. Возникает ощущение, что чего-то в жизни недостает, но непонятно — чего именно. Постепенно прибавляется ощущение неподлинности, пусто­ты повседневной жизни. Личные дела утрачивают ценность. Возникают вопросы о смысле своей жизни, о смысле жизни всего человечества, о чрезмерном количестве страданий на Земле и т. п. Часто в эти моменты люди неверно истолковывают свое состояние, считают его отклонением от нормы, стараются бороться с собой, вернуться в «реальность». Многие старают­ся вести более активный образ жизни, как-то отвлекаться от непрошенных мыслей. Но как они ни стараются, состояние тревоги нарастает, ощущение внутренней пустоты становится невыносимым.

В этот период могут появиться опасения сойти с ума, ведь то, чем раньше жил человек, обесценилось, а новое еще не появилось. Бывает, он даже не подозревает о том, что такие проблемы возможно решить. В это же время может проявиться и нравственный кризис, человек испытывает чувство вины и муки раскаяния. Может возникнуть глубокая депрессия и даже мысли о самоубийстве.

Это очень общая схема переживаний. В действительности многие люди вообще не испытывают столь острые чувства, некоторые мучаются сомнениями интеллектуального порядка и метафизическими проблемами.

Все эти проявления напоминают симптомы, сходные с симптомами обычных психических заболеваний или погранич­ных состояний. Кроме того, стресс и переутомление, связанные с подобными состояниями, порождают в некоторых случаях физиологические изменения: нервное напряжение, бессонницу, расстройства пищеварения, кровообращения, работы желез внутренней секреции и т. д.

При тщательном анализе симптомов в процессе углублен­ного изучения личности пациента можно выявить природу и уровень внутреннего конфликта.

Р. Ассаджиоли считал, что природа патогенного конфликта в корне отличается от конфликта, связанного с необходимо­стью личностного роста.

В первом случае конфликт возникает либо между «нор­мальными» органическими влечениями, либо между этими влечениями и несбалансированным «Личным Я», либо между «Личным Я» и внешним миром, например, с родственниками, с друзьями, на работе и т. д. Часто эти конфликты имеют ре­грессивный характер и связаны с возвращением к более ранней стадии развития. Многим из таких пациентов не удалось из­бавиться от эмоциональной привязанности к родителям, у них проявляется инфантильная зависимость от них или других лиц. Иногда люди сознательно или неосознанно ищут убежище в болезни или недомогании, не желая выполнять требования обычной семейной или общественной жизни. В других случаях причиной расстройства становятся эмоциональные потрясения или тяжелая утрата, с которой человек не хочет смириться.

Во втором случае конфликт порождается пробуждением новых стремлений, интересов нравственного, религиозного или духовного свойства. Подобные конфликты, наоборот, имеют прогрессивный характер, связаны с переходом на новый этап развития. Они "возникают из-за активизации возможностей сверхсознательного и противоречий, неизбежно возникающих при этом со «средней» и «низшей» частями личности.

Очевидно, что психотерапия, рассчитанная на пациентов с внутренними конфликтами разных типов, должна существенно различаться. Задача терапевта, работающего с пациентами, испытывающими патогенные конфликты, — в том, чтобы помочь им освободиться от внутренних запретов, страхов, ин­фантильной зависимости. Надо помочь им найти собственный путь от эгоцентричного, эмоционально искаженного видения человеческой жизни к объективному, здравому и разумному взгляду на нее, к осознанию наличия в ней обязанностей и обязательств.

При работе с пациентами, переживающими конфликты личностного роста, гармония достигается путем правильного усвоения привходящих сверхсознательных энергий. Здесь недостаточно только личностного этапа психосинтеза, как в первом случае, необходимы и трансперсональный, и духовный. Лечение таких пациентов методами, подходящими первой группе, будет просто вредным, особенно, если психотерапевт игнорирует или отрицает существование и возможность само­постижения. Вместо того чтобы помочь пациенту раскрыть в себе новую личность, он может настроить его на еще большее укрепление старой и, следовательно, еще больше обострить внутренний конфликт.

Если пациент испытывает конфликты обоих типов, следует ориентироваться по ситуации. Достаточно часто при неравномерном развитии смешиваются регрессивные и про­грессивные симптомы. Недоразвитые части личности встре­чаются у большинства лиц, стоящих на Пути (Кондрашенко, Донской, 1997).

Следующая критическая стадия трансперсонального этапа — кризис, обусловленный духовным пробуждением. Подобный кризис переживают те, у кого произошел прорыв в «защите» поля сознания «Личного Я», и поток новой ин­формации из ранее недоступных областей бессознательного изливается на осознаваемую территорию.

Если кризисы, переживаемые перед духовным пробуж­дением, существуют достаточно обособленно и занимают ведущую позицию только в начале процесса трансформации, то кризисы, связанные с самим духовным пробуждением, с ре­акциями на духовное пробуждение и с фазами преображения могут протекать фактически одновременно, формируя общее специфическое состояние человека в этот период.

Хотя на пути духовного развития существуют болезненные моменты, это не значит, что люди, вступившие на путь само­постижения, более подвержены психическим расстройствам. Многие люди проходят путь духовного развития плавно и гар­монично. Расстройства, связанные с самопостижением, легче поддаются коррекции, так как в этих случаях у пациентов уже задействованы психические функции высшего порядка, к ним можно обращаться, чтобы убедить человека принести необхо­димые жертвы для разрешения конфликта или подчиниться требуемой дисциплине.

В большинстве случаев человек способен назвать ситуацию или событие, с которого начался духовный кризис. Это может быть какой-то внешний фактор — болезнь, катастрофа, опе­рация, экстремальная физическая нагрузка или долгое время, проведенное без сна. Обстоятельства такого типа ослабляют тело, снижают психологическую сопротивляемость и напоми­нают о хрупкости человеческой жизни, о смерти.

У женщин кризис трансформации может начаться после рождения ребенка, поскольку роды — это ситуация, несущая в себе потенциальную угрозу жизни. В каждом рождении при­сутствует элемент смерти.

Кризис может быть вызван сильными переживаниями, связанными с важной утратой (конец значимых любовных отношений, смерть близких), финансовым крахом, неудача­ми. Началом кризиса могут послужить также переживания, вызванные употреблением психотропных веществ, сеансом психотерапии, гипноза и т. п. Очень драматичными, но в то же время облегчающими доступ к глубоким трансцендентным состояниям, могут быть духовные кризисы, возникающие у людей, побывавших на границе жизни и смерти.

Благодаря широкому диапазону факторов, запускающих духовный кризис, можно предположить, что эти факторы связаны с готовностью индивида к внутренней трансформа­ции, которая оказывается в эти моменты более важной, чем внешние стимулы.

Для таких кризисов характерно проявление различных травматических воспоминаний. Этот процесс по своей приро­де имеет целительное значение. Однако большое количество психологического материала, выплывающего на поверхность из бессознательного, начинает влиять на повседневную жизнь человека. Это связано не с содержанием переживаний, а с контекстом, в котором они принимают патологический ха­рактер.

Китайский иероглиф для слова «кризис» состоит из двух знаков: один обозначает «опасность», другой — «возможность». Признание двойственности природы духовных кризисов — опасности и возможности — имеет важные теоретические и практические последствия.

Изменения сознания при духовных кризисах качест­венно отличаются от таких изменений при органических психозах. Духовный кризис обычно осознается человеком. При этом очень важно видеть отличия между внутренним миром и внешним, осознавать, что изменения относятся в первую очередь к внутренним процессам, и не считать, что причины внутренних переживаний кроются только во внеш­них обстоятельствах.

Можно выделить наиболее общие переживания, которые выходят на поверхность из сложного и запутанного внутреннего мира личности во время процесса трансформации (Грофф С, Грофф К., 1996).

Большинству людей во время трансформации приходится погружаться в так называемые «темные области бессознатель­ного», прежде чем они достигнут состояния свободы, света и умиротворения. Обычная повседневная деятельность может ка­заться в это время очень трудной или вызывать депрессию.

Внутренние противоречия настолько насыщены эмоция­ми, энергией, что бывает трудно отделить живые и яркие обра­зы внутреннего мира от внешней реальности. Бывает сложно сконцентрировать внимание на внешней деятельности. Могут появиться тяжелое чувство страха, ощущение собственного безумия, озабоченность смертью, хотя эти состояния часто неизбежны, необходимы и целительны. Из бессознательного на поверхность вырывается большое количество подавленных ранее эмоций и воспоминаний. Многие воспоминания содер­жат в себе страх, стыд, одиночество.

Острая форма духовного кризиса, и постепенное, не вы­зывающее особого беспокойства постижение глубин бессозна­тельного происходят на трансперсональном этапе психосинтеза. Главной же целью психосинтеза является достижение «Духов­ного Я», то есть прохождение этапа духовного психосинтеза

ДУХОВНЫЙ ЭТАП ПСИХОСИНТЕЗА

Примером упражнения, которое обычно относят к духов­ному этапу психосинтеза, является «Цветение розы» (Ассаджи-оли, 1994). С древних времен и на Востоке и на Западе опре­деленные цветы считались символами Высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был «Золотой цветок», в Индии и на Тибете — лотос, в Европе и Персии — роза. Иллюстрациями этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров; «вечная роза», воспетая Данте; роза, изображенная в середине креста, — символ целого ряда духовных традиций.

Обычно «Духовное Я» изображается в виде уже распустив­шегося цветка, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и про­буждать силу. Но еще более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ розы — развитие от бутона до раскрывшегося цветка. Упражнение выполняется в следующем порядке.

Упражнение 4

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он находится в вашем сердце, в самой середине. Он еще совсем закрыт, нахо­дится в зеленой чашечке, но на самом верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре осознания.

3. Зеленая чашечка начинает очень медленно раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно отходят друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще ос­таются закрытыми. Чашелистики раскрываются, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Лепестки начинают медленно раскрываться, разворачи­ваться до тех пор, пока не превращаются в полностью распустившийся цветок... Почувствуйте, как пахнет роза, ощутите характерный, только ей одной присущий аромат. Вы глубоко вдыхаете его, он наполняет ваши легкие, и вам становится очень легко дышать, как будто вмес­те с ароматом вы вдыхаете чистый горный воздух. Вы дышите полной грудью, вам легко, и ваше настроение улучшается.

5. Теперь представьте, что на розу упал сверху, с небес, луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... Удержите в цен­тре внимания розу, освещенную солнцем. Она в вашем сердце, и вы чувствуете, как тепло оттуда разливается по вашему телу.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите, как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

Может быть, тот, кто находится в центре розы, скажет вам что-то очень важное или вы сами спросите его о чем-либо. Внимательно выслушайте его слова.

7. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе, что вы стали этой розой. Осознайте, что мудрое существо всегда с вами, что вы в любое время можете обратиться к нему. Символически — вы и есть эта роза, этот цветок. Сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную, дает вам возможность развить в себе вашу истинную сущность.

8. Теперь представьте себе, что вы стали всем розовым кус­том... Ощутите, как ваши корни уходят глубоко в землю и питаются ее соками... Ваши листья и цветы тянутся к солнцу, получая энергию и тепло от его света.

9. Осознайте, что вокруг вас растут другие розовые кусты, другие растения и деревья, которые живут за счет той же энергии, являются частью той же планеты, частью чего-то большего. Сосредоточьтесь на этом переживании всеобщей гармонии... Потом, когда вы будете готовы, откройте глаза.

10. Возможно у вас возникнет желание записать свои впечат­ления. Вспомните разговор с все понимающим, любящим существом, все пережитые ощущения.

Главной целью духовного этапа психосинтеза является служение. Часто при практике развития личности понятие слу­жения ошибочно вводится еще до того, как завершается работа на личностном и трансперсональном уровнях. В результате человек начинает переживать служение как нечто навязанное, имеющее отношение к чувству вины и стыда, внутреннему или внешнему насилию, рационализации добра.

Истинное служение — это глубочайший инстинкт и по­требность «Духовного Я». По мере развития человека в нем постепенно зреет естественное стремление приносить пользу окружающим, всему миру, Богу.

Переживание служения коренится в самом бытии, в от­крытости человека жизни, в равновесии между полученной и отданной любовью, в признании, что любая жизнь священна (Бадхен, Коган, 1998).

Служение можно наблюдать у детей, еще не утерявших связи со своим естеством, и у взрослых, восстановивших эту связь. Состояние служения абсолютно естественно, но, к сожа­лению, у многих оно заблокировано. Тем не менее у человека есть возможность вспомнить свою истинную природу и цель в жизни. Психосинтез и психология духовного измерения напоминают нам об этом.

Находя Божественное Единое как внутри, так и за пре­делами себя, мы в очередной раз получаем подтверждение единого принципа:

Одна луна отражается в разных местах

на поверхности вод, и все луны, отражающиеся в воде,

соединяются в единой Луне.

Юнь-Чи Та-Ши

 

  ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

1. Выберите из перечисленного ниже то, что непосредственно относится к абстрактной модели психики Р. Ассаджиоли, и дайте характеристику этим понятиям: архетип, «Личное

Я», Супер-Эго, коллективное бессознательное, Самость, низшее бессознательное, высшее бессознательное, средний уровень сознания, «Духовное Я», среднее бессознательное, пространство сознания, центр «Я», поле сознания, личное пространство.

2. Нарисуйте абстрактную схему взаимоотношений психи­ки, личности, тела, высшего «Я» в контексте психологии духовного измерения.

3. Каковы отличия между личностным, трансперсональным и духовным этапами психосинтеза? Обоснуйте ответ.

а) Различаются количеством привносимой в сознание информации;

б) различаются качеством привносимой в сознание ин­формации;

в) различаются тем, что не на всех этапах происходит осознание новой информации.

4. Может ли человек жить без субличностей? Обоснуйте ответ.

а) Нет, так как человек в жизни всегда играет разные роли;

б) может, но после длительной работы над собой;

в) обычно люди живут без субличностей, пока не узнают об их существовании.

5. К психотерапевту пришли два пациента.

Первый сообщил следующее: «В течение трех недель у меня были странные переживания. Мое тело было заряжено невероятной энергией. Мне казалось, что она движется вдоль моей спины, временами это было очень болезненно. У меня были трудности с засыпанием, часто среди ночи необъяснимое беспокойство охватывало меня. Было такое ощущение, что я пришел откуда-то издалека, но я не знал, откуда именно. Меня посещали видения ситуаций, которые, как мне казалось, относились к другим культурам и временам. Иногда я видел сияющий свет или образы богов, демонов и других персонажей волшебных сказок. Мне кажется, что я какой-то особенный, что подобное больше ни с кем не происходило. Не сошел ли я с ума?»

Второй пациент рассказал следующее: «Мой сосед, види­мо, решил меня уничтожить. Он накачал отравляющий газ в мой подвал через трубу, которую тайно проложил. Он отравляет мою воду и пищу. Я перестал быть хозяином в своем доме, так как сосед везде расставил подслушивающие устройства. Я чувствую, что моя жизнь под угрозой. Все это часть сложного заговора, поддерживаемого мафией. Я мешаю им, потому что мои высокие моральные принципы портят их планы. Жаль, что мне никто не верит, может быть, хоть вы убедите моих родных, что я не сумасшедший?»

В каком случае можно предположить состояние духовного кризиса?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ассаджиолы Р. Психосинтез: теория и практика. М.: Рефл-бук, 1994.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997.

13. Бадхен А. А., Коган В. Е. Психосинтез и другие инте-гративные техники психотерапии. М.: Смысл, 1998.

4. Грофф С, Грофф К. Неистовый поиск себя. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996.

5. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: учебное пособие. 2-е издание, Мн.: Высшая школа, 1997.

6. Роузен Д. Дао Юнг. Путь целостности. К.: София, 1997.

7. Томас Д. Практика психосинтеза: упражнения, направ­ленные на развитие личности и достижение духовного роста. Пер. Г. П. Хлуновской. СПб.: МНПО «Жизнь»; Ферро-логос, 1992.

8. Руффлер М. Игры внутри нас. Пер. с англ. Т. Чхеидзе. М.: Изд-во института психотерапии, 1998.

9. Федорова Г. М., Бажурина В. Б. Наше тело — наш учи­тель// Журнал практического психолога. 1999. №7—8.

Глава 3 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Фредерик (Фриц) Соломон Перлз родился в 1893 году в Германии в небогатой еврейской семье. Он не был наделен особыми талантами и способностями, но всегда отличался эксцентричностью. Ф. Перлз окончил медицинский институт в Берлине и, освоив психоанализ, практиковал индивидуальную психотерапию. После прихода к власти Гитлера эмигрировал в ЮАР. Там во время войны был призван на службу в госпи­таль. В этот период Ф. Перлз стал отходить от психоанализа и разрабатывать новое направление психотерапии.

В 1942 году в возрасте 49 лет Ф. Перлз написал свою первую книгу «Эго, голод и агрессия», в которой были зало­жены основы этого нового направления. Примечательно, что первоначально она имела подзаголовок «Пересмотр теории и метода Зигмунда Фрейда». Так что 1940-е годы можно считать временем появления концепции гештальт-терапии. В 1946 году в возрасте 53 лет Ф. Перлз эмигрировал в США. Официальное крещение гештальт-терапии произошло в 1953 году, когда в Нью-Йорке вышла книга «Гештальт-терапия». Широко извест­ным Ф. Перлз стал позже, во времена контркультуры конца 1960-х годов. Он и его последователи оказали огромное влияние на всю психотерапию. Умер Ф. Перлз в 1970 году.

Термин «гештальт-терапия» был выбран самим Ф. Перлзом. На этот счет среди специалистов есть два мнения. Первые счи­тают, что название точно отражает сущность концепции. Другое мнение: термин достаточно тривиален, подобран случайно и не стоит искать в нем глубокий смысл. «Гештальт» — немецкое слово, для которого трудно найти точный эквивалент в других языках. Гештальт — это и паттерн, и структура, и конфигурация, и определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность.

Следует отметить, что большинство идей гештальт-терапии не новы. Данный подход связан с другими теориями человече­ского поведения и психотерапевтическими практиками. В нем интегрированы некоторые идеи гештальт-психологии К. Коф-фки, понимание связи психики и тела В. Райхом, теория поля, экзистенциальная философия, восточные религиозные учения, медитации, психоделический опыт и многое другое. Только благодаря личностным особенностям Ф. Перлза и его опыту работы, гештальт-терапия приобрела такую весьма своеобраз­ную форму. В этом заключается основная предпосылка данного подхода, состоящая в том, что факты, восприятия, поведение или феномены приобретают свою специфику и определенное значение благодаря такой организации (Перлз, 1998).

Мастерство в «наведении мостов через переправы» имело решающее значение для синтеза терапии новой волны. В то же время сам Ф. Перлз утверждал, что он не является создателем метода. «Я лишь открыл то, что уже есть, что существует», — го­ворил он. Как психоанализ в свое время, гештальт-подход стал революцией в психотерапии. У специалистов появился новый инструментарий для решения затруднений человека. Теперь психотерапия стала короче по времени и эффективней, чем прежде.

Гештальт-терапию Ф. Перлз определяет как одно из трех направлений экзистенциальной терапии. Два других, по его словам, это дизайн-терапия Л. Бинсвангера и логотерапия В. Франкла (Перлз, 1998). Все эти школы занимаются вопро­сами экзистенции, то есть существования человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.044 с.)