Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские предпосылки психодрамы
Я. Морено был экзистенциалистом, преследующим идеалы субъективности и увлеченным феноменологической философией и метафизическими рассуждениями. В своих философских размышлениях Морено приходит к оптимистическому выводу: боль и смерть — это предпосылки для возникновения любви и сочувствия. Знание Морено рассматривал как расширение пределов личности, так же, как и любовь. Экзистенциальная реальность открывается только через человека. Во-первых, опыт не передается вербально, его нельзя усвоить на примере. Во-вторых, существует индивидуальный опыт (каждый в одном и том же событии переживает наряду с универсальными и некоторые уникальные ощущения). В-третьих, продукт творческой деятельности одного человека не может быть до конца познан другим. Религиозный экзистенциализм пытался восстановить утерянное во время догматических раздоров представление о Боге как об экзистенциальной целостности бытия. Я. Морено в своей психодраматической философии рассматривает Бога таким же образом. В психодраме исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе психодрамы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений человека. П. Келлерман пишет, что в экзистенциальной психодраме не существует концепций здоровья, нормы и патологии, и поэтому диагноз просто не нужен. Экзистенциальная психодрама дает «эмоциональный опыт в рамках межличностного взаимодействия со своей собственной духовной ценностью» и, таким образом, «цель психодрамы состоит не в том, чтобы дать „исцеление", а в том, чтобы просто сделать личность настолько спонтанной и творческой, насколько это возможно в рамках индивидуальности каждого из участников» (Келлерман, 1998, с. 42). Я. Морено и 3. Морено указывали на две противоположные силы, действующие в терапевтическом исследовании: субъективное состояние субъекта и объективные требования научного метода (Moreno J. L. & Moreno Z., 1959). Психодрама дает возможность исследовать и корректировать свой субъективный опыт с помощью драматизации его актуальных переживаний. Джонатан Морено (сын основателя психодрамы) охарактеризовал психодраму как форму феноменологической психотерапии. Психодрама подходит к человеку целостно, рассматривает его как комплексную, динамическую систему во взаимодействии с постоянно расширяющимся физическим, социальным и временным контекстом. Практикой интегративного сознания является встреча, экзистенциальное, или психодраматическое соприкосновение. Пропасть между субъектом и объектом, которую Л. Бинсвангер назвал «раком психологии» (Binswanger, 1964), в психодраме преодолевается за счет настройки на бытие другого человека. Расширяя свое бытие до возможности бытия других, участник психодрамы доходит до понимания бытия вообще, достигая тем самым «объективности» (Лейтц, 1994).
Психодрама подсказывает, что главное в человеческом общении — это понимание смысла, который нередко находится не в тексте, то есть не в значениях, а в подтексте. «Смысл ищется не только в словах, а в поступках, в выражении лица, в оговорках, обмолвках, в непроизвольной позе и жестах. Человеческое общение многоязычно, и оно живо своими внутренними формами. В нем используются языки жестов, действий, образов, знаков, слов, символов, а также тексты, подтексты, смыслы, значения, исполненные смысла паузы и фигуры умолчания. При этом богатстве не всегда есть уверенность в правильности понимания. Но дело не только в мере понимания, а еще и в том, что слово, (сказанное и несказанное) в человеческом общении выступает в роли социального действия» (Зинченко, Моргунов, 1994, с. 38). ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА Трудности определения метода психодрамы вызваны, во-первых, множеством противоречивых определений психодрамы, данных самим ее автором. Во-вторых, они связаны с эклектичным характером психодрамы и ее сходством с такими подходами, как терапия фиксированной роли (Kelly, 1955), обучение социальной модели (Bandura, 1971), гештальт-терапия (Perls, Hefferline & Goodman, 1973), группы встреч (Schutz, 1971), драмотерапия (Jennings, 1989; Landy, 1986) и с другими методами, основанными на действии. В-третьих, психодрама часто использует методы, которые могут существовать самостоятельно: социометрия и групповая психотерапия. Эти методы могут применяться или не применяться — в зависимости от ориентации терапевта. В-четвертых, психодраму применяют как в терапевтических, так и в нетерапевтических целях. То есть психодрама может быть использована и в исследовании себя и других людей, своих контактов с миром (экзистенциальная психодрама), и в обучении (дидактодрама, аксиодрама, «творческая драматика» и т. д.).
Психодрама — слово, состоящее из двух корней: «психо» — от греческого psyche — «душа» и «драма» — «действие» — «один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения... изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой» (Советский энциклопедический словарь, 1989, с. 414). Словарь-справочник по психологии характеризует психодраму как «метод психотерапии, входе которого клиент с помощью ведущего группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношение к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действия структурируются так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные эффектные поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы» (Дьяченко, Кандыбович, 1998, с. 209-210). ПСИХОДРАМА И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ Можно ли рассматривать психодраму как игру*. На этот вопрос трудно ответить, не определив понятие игры. Некоторые последователи Я. Морено считают, что психодраму не стоит рассматривать как обыкновенную игру, связанную с миром фантазий, оторванную от «реальной» жизни (Барц, 1997). Из-за того, что психодрама основана на теории ролей, ее нередко отождествляют с ролевыми играми. Такая позиция значительно сужает понятие «психодрама». Возможно, это объясняется применением ролевых игр в тренинговых группах, целью которых является саморазвитие и самосовершенствование их участников. В таких тренингах популярны! игры с сюжетами, заданными тренером, а не представляющими психическую реальность участников. Эффективны ролевые игры и в психотерапии. Чтобы разграничить то, что называют «ролевыми играми», и психодраму, нужно вспомнить, что в основе возникновения ролевых игр заложены три подхода: психодрама Я. Морено;! терапия фиксированной роли Дж. А. Келли и репетирование поведения, которое традиционно ассоциируется с именами Дж. Вольпа и А. Лазаруса. Если психодраму рассматривать в аспекте терапии поведения, то игры в психодраме сопоставимы с имитационными играми: представляемое поведение может быть как естественным, "истинным выражением индивидуальности «актера», так и имитацией чужих реакций. Э. Барц (1997) справедливо называет психодраму «игрой в глубокое». Психодрама трактуется как метод углубленного анализа поведения человека, причем цель этого анализа заключается в выявлении «межличностного базиса» личности. Психодрама не должна быть игрой, то есть деятельностью, имеющей смысл только в данный момент, в ответ на сиюминутную потребность. В психодраме развертывается определенное психодраматическое действие, тогда как в игре его нет. Сюжет психодрамы заставляет соблюдать дисциплину. В частности, поэтому ведущий должен следить, чтобы психодрама не превращалась в игру. В игре роли, хотя и носят фиктивный характер и не требуют полного отрешения от всего остального, являются стереотипными. Человек, играя, приспосабливается к той или иной фиктивной ситуации, что препятствует спонтанному самовыражению. Человек, «играющий» в психодраме, выкладывается значительно меньше, чем в реальной жизни.
Роль, которую играют в психодраме, должна интенсивно проживаться. Тогда она позволяет разобраться в значении того, что характерно для повседневного бытия человека. Участник психодрамы соотносит роль со своими возможностями, реалистично оценивая свой внутренний потенциал. Игра в данном случае — нечто большее, чем способ человеческого поведения, потому что благодаря особому бытию в игре устраняются сопротивления терапии, формируется атмосфера доверия. Игра охватывает всего человека. По словам Шиллера, «он бывает вполне человеком тогда, когда играет». Схожей психодраму с игрой делает и то, что «игра — это деятельность ради действия, имеющая смысл, но не имеющая цели». Ведущий психодрамы, по словам Г. Лейтц, «привносит цели терапии в игру и сводит игру участников психодрамы к терапевтическим целям» (Лейтц, 1994, с. 54). Психодрама — это феерия разнообразных ролей, некоторые из них синтезируются, другие уточняются или переопределяются. Это новые и старые, ригидные и гибкие, потенциальные и сознательно избираемые роли, отражающие в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования человека. Играть — означает освобождаться от препятствий, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться ими по своему усмотрению, царствовать, быть господином, быть свободным. Играть — значит быть. Эта игра особенно целительна для исполняющих ее, поэтому в психодраме важно быть участником. В психодраматической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. В то же время психодрама — это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний, что помогает им проживать, прорабатывать их, благодаря эмоциональной вовлеченности и в драму протагониста, и в свои проблемы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.006 с.) |