История изучения темы педагогического опыта в педагогике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История изучения темы педагогического опыта в педагогике



В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. п.

Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей — это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве. Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития, только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом основании они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них — признание совершенства художественной деятельности ребенка. Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала "Творчество", открывшаяся статьей известного художника Н. Н. Жукова "Нет, это искусство". Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чем еще в сороковых годах предупреждала Е. А. Флерина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную

 

 

деятельность. Обучение "засушило" детское творчество. Н. П. Сакулина, признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой — помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, Е. А. Флериной и др., она признавала своеобразие

детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин "творчество", ограничивая его словом "детское" (7). Н. А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, Н. П. Сакулина рассматривает как непременные составные творчества (7). В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова "детское". Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы — понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. В последние годы намечается своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему взрослых — только в плане обеспечения постепенного взросления детей. Ценности мира детства важны и для взрослых. Известный психолог Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие — способ существования личности. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

,,Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого

человека будет душа художника. Иначе говоря,

когда каждый будет находить радость в своем труде,,.

Роден.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Учитывая тот факт, что планирование включает лишь формирование умения работать кистью, возникает вопрос о внедрении методики рисования нетрадиционными способами в процесс обучения не отходя от программы, то есть в свободное от специально-организованной деятельности время. Нетрадиционные техники рисования формируют у детей не только технические навыки рисования, но учат создавать их свои неповторимые образы, повышают интерес к рисованию, развивают воображение и творческие способности. Овладение нестандартными способами искусства побуждает детей к творческим поискам, развивает чувство цветовосприятия,композиции.                                                                               Главная цель работы в вопросе по использованию нетрадиционных техник рисования для развитиятворческих способностей детей - развитие творческих способностей, средствами нетрадиционных техник, помочь детям реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.                                                                                               Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:       Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;            Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности.                                                  Разработать и реализовать комплекс занятий для детей дошкольных групп по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.                                                                                                                   Чтобы работа по данной проблеме велась системно и планомерно, было создана

ü предметно развивающая среда в группе (уголок творчества по изодеятельности: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты различных форм, раскраски различного тематического содержания, образцы работ с использованием нетрадиционных техник рисования);

ü подобран дидактический материал по ознакомлению и закреплению знаний цветов;

ü организованна совместная деятельность педагога с детьми по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования (дидактические игры, игры-занятия, выставки рисунков в группе);

ü проведена работа с родителями (консультации, выставки детских работ, тематическое родительское собрание);

 

 

1.3. Основные понятия, термины в описании

Педагогического опыта.

Акварельные краски- водяные краски

Альбом для рисования - переплетенные листы для рисования

Бумага - материал в виде листов для письма, рисования

Гуашь - водная краска обладающая большими красящими возможностями.

Иллюстрация - рисунок, фотография поясняющая текст.

Искусство – художественное творчество.

Карандаш – инструмент применяемый для письма, рисования.

Кисть – инструмент для нанесения на бумагу краски и других жидкостей, из пучка мягких волосков на рукоятке.

Мазок – позволяет выделить форму объекта, цвет.

«Нетрадиционный» - подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Палитра - доска для смешивания красок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.01 с.)