Регенты современных известных хоров России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регенты современных известных хоров России



Мужской хор Института певческой культуры «Валаам» при Санкт-Петербургском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря был организован в 1990 году. Бессменный руководитель хора Игорь Владимирович Ушаков в 1984 году закончил Волгоградское Училище искусств, где его педагогом по классу хорового дирижирования был музыкант и педагог Г.А. Тер-Багдасарян. Затем, Ушаков поступил в Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) Государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова. Его педагогами-наставниками стали ведущие специалисты в области музыкального исполнительства и истории древнерусской и современной российской церковно-певческой культуры К.Н. Никитин и А.Н. Кручинина, совместное творческое сотрудничество с которыми продолжается по сей день. Обучаясь в консерватории, как хоровой дирижер, И. Ушаков одновременно занимался изучением древнерусского певческого искусства, овладев сложнейшим искусством расшифровки знаменных рукописей.

Весной 1994 года, обобщив накопленный исполнительский и исследовательский опыт, И. Ушаков создал Институт певческой культуры (ИПК) «Валаам». Его работа всецело подчинена музыкально-просветительской деятельности мужского хора Института. Именно с этого времени начинается запись и издание (на виниловых и компакт-дисках) музыкально-исторических и мемориальных программ. Хором записано более 40 различных дисков.

Указом Президента РФ - «за выдающиеся заслуги в области хорового искусства» - руководителю мужского хора Валаамского подворья И.В. Ушакову в 1992 г. было присвоено почетное звание «Заслуженный артист России»

Мужской хор «Оптина пустынь»,приСанкт-Петербургском подворье монастыря Оптина Пустынь, был создан в 1996 году. Хдожественный руководитель Александр Семенов, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности хоровое дирижирование. С 1998 - 2000 год изучал древнерусскую знаменную нотацию под руководством профессоров З. Гусейновой и А. Кручининой. Целью хора, стало освоение древнерусской певческой традиции и возвращение к жизни шедевров древнерусского певческого искусства. А. Семенов - автор множества аранжировок церковных и светских музыкальных произведений, под его руководством хором было записано более 11 компакт-дисков с концертными программами.

Праздничный хор Мужского Данилова монастыря существует с 1987 г. В 1995 году его художественным руководителем, главным дирижером становится Георгий Леонидович Сафонов. В 1964 году, закончил музыкальную спецшколу при Белорусской госконсерватории затем Музыкальную академию имени Гнесиных в Москве. С 1990 года - главный дирижер хора Московского Баховского центра, с 1991 года - художественный руководитель Московского ансамбля солистов «Русское возрождение». Принимал участие в международных съездах и конференциях по вопросам истории и стилистики церковного певческого искусства. С 1994 по 2001 год руководил хором мальчиков воскресной школы при Даниловом монастыре, с 1996-2002 год - хором донских казаков России, с 1998 - 2003 год - мужским камерным хором «Пересвет». Награжден грамотами и дипломами, лауреат 1 Всесоюзного конкурса дирижеров. Под его руководством Праздничным мужским хором Данилова монастыря было записано 19 компакт-дисков.

Московский хор Сретенского монастыря образовался в 1994 году. С 2005 года, его руководителем был приглашен Никон Степанович Жила. В 1995 году он окончил Московское областное музыкальное училище им. С.С. Прокофьева, а в 2001 г. факультет хорового дирижирования Российской Академии Музыки им. Гнесиных. С 2000 г. Никон Жила работал певчим в хоре Московского Сретенского монастыря. Во время прохождения службы в вооруженных силах в 2001-2002 г. служил артистом в Академическом Ансамбле Песни и Пляски Внутренних Войск МВД России. С 2005 года хор записал 5 альбомов духовных и народных песнопений.

Это далеко не полный список регентов ведущих хоровых церковных коллективов нашего времени. В нашу работу не входит описание всех ведущих регентов современности. Важно отметить что данные руководители по своей инициативе ведут активную просветительскую и концертную деятельность на территории России и за рубежом, делают расшифровки древних распевов и переложения песнопений для церковных хоров, записывают концертные программы на компакт-диски (концертно - просветительская деятельность эти хоровых коллективов показана в §2.1). Являясь лучшими профессиональными регентами и руководителями церковных хоров современности, они дают пример для подражания в деле возрождения церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви.

В заключение следует отметить, что в богослужении наряду со священником, ключевой фигурой становится регент. Именно он находится на своеобразном «пересечении линий» - эстетики хорового звучания и этики храмового богослужения, навыков светского исполнительства и специфики церковного исполнительства. Правильно оформленная церковная служба, предъявляет регенту ряд требований, важнейшие из которых: профессиональная хормейстерская подготовка, знание литургики и опыт певческо-регентской деятельности. Соотнося эти векторы, создавая целостное музыкально-сакральное и художественное действо, церковный регент выступает как просветитель в сфере музыкально-хоровой и духовной культуры в целом.

 


Заключение

В настоящее время вопрос о возрождении традиций богослужебного пения стоит очень остро. Это обусловлено еще тем, что отечественная культура проявляет повышенное внимание к церковному искусству и вообще к духовной музыке: проводятся фестивали русской православной музыки, оживляется концертная деятельность, происходят изменения в клиросном репертуаре, повышается композиторский интерес к духовно-музыкальному творчеству, многие студенты и выпускники музыкальных училищ и консерваторий несут послушание на клиросах храмов в качестве певчих и регентов. Как композиторам, так и регентам, да и вообще всем, кто имеет какое-либо отношение к церковному пению или просто интересуется им и любит его, необходимо ознакомиться, хотя бы в главных чертах, с художественными законами церковного пения, отличающими его от общей вокальной хоровой музыки. Причем, литература по истории, теории и практике церковного пения - есть. Сейчас, многие ученые специализируются на трудах посвященных церковному пению, защищают кандидатские и докторские работы в этом направлении. В Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, открыта кафедра «Древнерусского певческого искусства», где готовят специалистов - медиевистов, владеющих рукописями Средневековья. Во многих Епархиях Русской Православной Церкви имеются духовные школы: Семинарии, училища, отделения, где знакомятся с церковно-певческими традициями и по мере сил возрождают их на приходах, во время богослужения, а также, по возможности, и в концертных залах.

Наша работа отнюдь не претендует на полноту охвата всех богослужебно-певческих явлений, но некоторые знания необходимы для правильного понимания произошедших изменений в церковном пении, правильного выбора церковно-певческого направления, школы и репертуара.

В целом же можно сказать, что сочетание специальной церковно-певческой и академической музыкальной подготовки и одновременно - изучение основных богословских дисциплин, позволяет восстановить церковно-певческую культуру, что, безусловно, обогатит как церковное, так и светское музыкальное искусство.

В наше свободное время не хватает централизованного подхода, как это было во времена Д. Бортнянского и А. Львова. Нет комитета церковных цензоров, которые могли рецензировать новые богослужебные сочинения и допускать их в печать.

Полагаем, что наша попытка, лишь контурно обозначившая глубину и важность изучаемой проблемы, послужит импульсом для серьезной работы над возрождением, сохранением и развитием певческих традиций в нашем Отечестве, в нашем крае, и не только в православных храмах, но и в храмах науки - хоровых учебных заведениях города.

Гипотеза исследования заключается в следующем: попытка ответить на вопрос о возрождении традиций позволит разобраться в сложившейся ситуации вокруг современного церковно-певческого искусства и правильно организовать дирижёрско-регентскую деятельность на приходах РПЦ.

В соответствии с поставленной целью, выявленными объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи:

1. раскрыто понятие «церковно-певческой традиции»;

. проведен анализ церковно-певческих традиций в опоре на опыт предыдущих поколений композиторов, дирижёров и регентов Церкви;

. изучены художественно-стилевые особенности духовной музыки, исполняемой в храме;

. рассмотрели понятия стиля и жанра в духовной музыке

. выработаны рекомендации по практической деятельности регентов и псаломщиков Церкви;

. сформирован библиографический список источников о русском церковно-певческом искусстве (см. Приложение).


Список литературы

 

1. Антология духовной музыкальной культуры Отечества: в 3-х ч. Ч. 1. История, теория / сост. Т.В. Тарасова; АГИИК. Научно-информац. центр по культуре и искусству. - Барнаул: АГИИК, 2003. - 151 с.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - Можайск: Саввино-Сторожевский ставропигиальный монастырь, 2006. - 1296 с.

.   Вахромеев, В.А. Учебник церковного пения: в 2-х т. / В.А. Вахромеев. Т.1. - Минск, 2000. - С. 219-226.

.   Волна, В. Главное для меня - старание певца [Электронный ресурс]

.   Гарднер, И. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: в 2-х т. / И. Гарднер. Т.2. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. с.127-140

.   Горина, Т.К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской православной церкви [Электронный ресурс]

.   Гуляницкая, Н.С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н.С. Гуляницкая. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 432 с.

.   Елецких, И. архиеп. Пойте Богу разумно [Электронный ресурс]

.   История богослужебного пения Русской Православной Церкви /составитель игумен Максим (Дмитриев) г. Тобольск: Тобольская Духовная семинария. - 1998 с.52 - 54

10. Жила, Н. Из истории хора Сретенского монастыря [Электронный ресурс] // http://bestchoir.ru

11. Карпов, Ю.С. Современная регентская практика: хормейстерский аспект [Электронный ресурс]

.   Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. Репринтное издание. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - 1992 с.19, 165

.   Кошмина, И.В. Русская духовная музыка: пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов: в 2 кн. / И.В. Кошмина. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - Кн.1.История. Стили. Жанры. - 224 с.

.   Мазур, А. архидиакон Самое главное - это молитва / А. Мазур, архидиакон // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002-2003гг. Наука. История. Образование: сб. статей, воспоминаний, архивных док-ов. - М., 2005. С. 31-44.

.   Макаренко, Л. Регент больше, чем дирижер [Электронный ресурс]

.   Мартынов, В.И. История богослужебного пения: учебное пособие / В. Мартынов; РИО Федеральных архивов. - М.: Русские огни, 1994. - 240 с.

.   Мартынов, В.И. Пение, игра и молитва в истории русской богослужебно-певческой системы / В.И. Мартынов. - М.: Филология, 1997. - 208 с.

.   Мартынов, О. Надо избегать любых перекосов [Электронный ресурс]

.   Материалы Архиерейского собора РПЦ, февраль 2011 [Электронный ресурс]

.   Металлов, В., прот. Очерк истории православного пения в России / В. Металлов, протоирей; репринтное изд. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. - 150 с.

.   Мормыль, М., архим. На чужом основании никогда ничего не строил / Антология духовной музыкальной культуры Отечества: в 3-х ч. Ч. 2. Исполнительство, образование // сост. Т.В. Тарасова; АГИИК. Научно-информац. центр по культуре и искусству. - Барнаул: АГИИК, 2003. -149 с.

.   Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.

.   Настольная книга священнослужителя. В 7т. Второе издание. Т. 1. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1992. - с.335 - 347

.   Нечаев, П., митр. В церкви должна быть особая культура пения / Питирим, митрополит // Труды Московской регентско-певческой семинарии 2002-2003гг. Наука. История. Образование: сб. статей, воспоминаний, архивных док-ов. - М.: Паломник, 2005. - С. 13-23.

.   Николаев, Б., протоиерей Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения: опыт исследования мелодики и нотации русского православного церковного пения со стороны церковно-богослужебной / Борис Николаев, протоирей. - Волоколамск: Иосифо-Волоцкий монастырь, 1995. - 39 с.

.   Никольский, А. Краткий очерк истории церковного пения в период I-X вв. / А. Никольский // О церковном пении: сборник [cост. О.В. Лада]. - М.: Лодья, 2001. - с.61

.   Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 65000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под. ред. проф. Л. И. Скворцова. 26-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО Оникс: ООО Мир и Образование, 2008. - 736 с.

.   Сафонов, Г. Стиль мысли и стиль звучания [Электронный ресурс]

.   Парийский, Л.Д. О церковном пении / Л.Д. Парийский // ЖМП. - 1948. - №12. - С. 52-64.

.   Пожидаева, Г. А. Певческие традиции Древней Руси: очерки истории и стиля / Г.А. Пожидаева. - М.: Знак, 2007. - 880 с.

.   Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х т. / под ред. Д. Булатова; репринтное изд.Т.2. - М.: Возрождение, 1992. - с.1940 - 1941

.   Пономарев, В. Распев и Партес. Рассуждения композитора и регента / В. Пономарев // Журнал Красноярско-Енисейской епархии. - 2002. - №3. - с. 81-84

.   Православный церковный календарь на 2011г. - М.: Календарный отдел Издательства Московской Патриархии, 2010. - с.208-210

.   Резниченко, Е. Высшее регентское образование в России: задачи и проблемы (по разработкам Православного Свято-Тихоновского Богословского института). Гимнология / Е. Резниченко. - М.: «Композитор», 2000. - с.127

.   Сборник работ преподавателей НДПУ равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских [гл. ред. Александр Пивоваров, кандидат богословия, проректор НДПУ, протоиерей]. - Новокузнецк: НДПУ, 1997. - с. 149-183

.   Сохранение и развитие традиций православной культуры в Сибирском регионе средствами хоровой музыки: материалы межрегиональной научно-практической конференции (Барнаул, 23-24 мая 2003 г.) / Комитет по культуре и туризму администрации Алтайского края; Барнаульская Епархия; Алтайский государственный институт искусств и культуры. Сибирский центр народной культуры. Кафедра академического хора / ред. кол. О.Н. Турцева [и др.]; - Барнаул: АГИИК, 2003. - 105 с.

.   Трубин, Н.Г. Духовная музыка / Н. Г. Трубин. - Смоленск: Смядынь, 2004. - 229 с.

.   Туев, К, Церковные песнопения сибирских композиторов и репертуарные проблемы современного клироса / К. Туев // Журнал Красноярско-Енисейской епархии. - 2002. - №3. - с.71-80

.   Умнов, А.Ю. Из истории мужского хорового исполнительства в России [Электронный ресурс]

.   Хоровое пение: учеб. пособие по хороведению / сост. Н.В. Матвеев. Электросталь: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского. 1998. - с.161-164

.   Христианство и хоровая музыка: сборник научных статей / ред.-сост. Т.В. Тарасова. - Барнаул: АГИИК, 2002. - 125 с.

42. Худошин, А. Искусство и православие / А. Худошин. - М.: Благовест. 2004. - 256 с.

 


 

Приложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.037 с.)