Условия функционирования современных церковных хоров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия функционирования современных церковных хоров



 

Под условиями функционирования, мы понимаем структуру, законы и взаимоотношения которые присуще церковно-певческому коллективу. Данный вопрос очень актуален, так как дает возможность понять внешние и внутренние проблемы церковного хора. Здесь мы опираемся на авторитетные мнения заслуженных служителей церкви, которые пережили советскую эпоху и имеют колоссальный опыт служения, и общения с замечательными регентами прошлого, а также мнения современных регентов по этому вопросу. Для них очень близка церковно-певческая культура, и в сущности они являются живыми носителями церковных традиций. Это выдающиеся церковные деятели - наши современники: митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирима (Нечаева), митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), митрополит Иларион (Алфеева), архепископ Ионафан (Елецких), регент Мужского хора Московского Свято-Данилова монастыря - Георгия Сафонова и регента хора Санкт-Петербургской духовной академии - Виктора Волны. Анализируя их богатый опыт, попытаемся обозначить общие моменты жизни и деятельности современных церковных хоров, круг их вопросов и проблем, а также возможности их решения.

) Состав церковного хорового коллектива

Церковный хор - это вокально-исполнительский коллектив певцов, владеющих необходимыми техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, для передачи мыслей и чувств, идейного содержания, которое заложено в богослужебном песнопении.

Самое главная проблема, пишет митрополит Питирим (Нечаев) - это проблема человеческого сердца. В церковном хоре должны петь верующие люди, которые бы знали стиль церковного пения. То есть, первым условием является личное религиозное, православное чувство регента, певца, композитора, который пишет для церкви. Второе условие - знание Церковного Устава и специфики того или иного праздника [25].

Митрополит Илларион (Алфеев) по этому поводу замечает, что в идеале церковный хор должны составлять церковные люди, но бывает так, что приглашают профессиональных певцов. Но они должны, как-то воцерковится, они должны понять, где находятся. Даже если один человек поет одновременно и в театре и в церковном хоре, он должен уметь перестраиваться.

Мужского хора Московского Данилова монастыря - регент Георгий Сафонов: в церковный коллектив нужно набирать людей с учетом их человеческих качеств, чтобы с ними было легко работать, чтобы люди понимали друг друга [29].

Хор Санкт-Петербургской духовной академии - регент Виктор Волна: самое главное, чтобы певчие были заинтересованными, чтобы им нравилось петь, чтобы они прилагали к этому послушанию все свои возможности и силы [5].

Из вышеприведенных мнений, можно определить какими качества должен обладать певчий церковного хора:

1) верующий, церковный человек;

2) профессиональный певец хора;

)   коммуникабельный, понимающий, снисходительный;

)   заинтересованный, любящий пение;

)   ориентирующийся в богослужебном уставе.

2) Регент церковного хора

Приведём несколько высказываний о роли регента в богослужебном пении.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев): «Должен быть глубоко церковный человек, который бы чувствовал хор, сплачивал певцов своей энергией, своей любовью к богослужебному пению. Он должен быть носителем церковных традиций». [4]

Митрополит Питирим (Нечаев): «Церковный регент должен вместе с настоятелем, участвовать в воспитании прихода. Плох тот регент, который руководствуется личными вкусами, пристрастиями и симпатиями, избирая себе «любимчиков». К певцам в хоре должно быть ровное отношение, тогда и пение будет согласным.

Прежде всего, регент должен знать церковный устав, быть элементарно богословски просвещенным, чтобы отличать, к примеру, службу на праздник «Вход Господень в Иерусалим» от праздника «Введения во храм Пресвятой Богородицы» [25].

Архепископ Ионафан (Елецких): «У регентов, не получивших богословского образования, часто отсутствует восприятие целостности храмового действа: и песнопений, и молитвословий. Многие из них уверены, что богослужение - это только последовательность музыкальных номеров, а иные не ощущают связи исполняемого текста, например, песнопений «Милость мира», с текстом тихого чтения евхаристических молитвословий и заключительными возгласами иерея в алтаре. Очень часто случаются ошибки в выборе песнопений, их темпа и характера исполнения».

Виктор Волна регент хора Санкт-Петербургской духовной академии: « Регент должен быть верующим. Неверующему дирижеру исполнение церковного произведения будет сложно осуществить, так как необходимо понимать и разделять то, о чем ты поешь, нужно пропустить это через сердце и быть с эти согласным, т е. сопереживать, чтобы правильно донести до молящегося содержание песнопения» [5].

Объединив высказывания, выделим качества, которыми должен обладать церковный регент:

1) верующий, церковный человек;

2) носитель церковной традиции;

)   имеет регентское (дирижерское) образование;

)   сплачивает певцов своей энергией;

)   ко всем певчим должен относится ровно, ни кого не выделяя;

)   знает церковный устав и имеет богословское образование;

 

) Исполнение церковных песнопений

 

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) - «Важным условием исполнения песнопения является «соборность», это участие в молитве всех и особенно певчих! Священник - не отдельный совершитель некоего обряда для публики, которая стоит и думает о своем, т.е. нужно петь не только словами, но и умом погружаться в смысл текста молитвы. В церковном хоре важен смысл богослужебного текста и дикция. В связи с этим, особенно надо заботится о четком произнесении текста, содержание которого должно быть озвучено со смыслом и соответственно окрашено эмоционально [25].

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) - «Сущность церковного пения заключается в том, чтобы как можно полнее передать музыкальными средствами, прежде всего смысл исполняемых молитвословий и донести их до всех участвующих в Богослужении, ибо хор - это уста молящихся. При исполнении песнопений не надо кричать, не надо форсировать звук; избегать эмоциональности, петь ровно» [4].

Митрополит Иларион (Алфеева) - «Священнику подходит та церковная музыка, которую он не слышит, т.е. звучащее песнопение не мешает сосредоточиться на молитве».

Архепископ Ионафан (Елецких) - «Однажды некоего старца спросили об исполнении Фёдором Шаляпиным известных церковных песнопений. Что же он ответил? «Ладно поет, да голосом балуется!» На светской сцене это «искусство голоса» похвально. А вот в храме, перед Живым Богом, это баловство-хвастовство голосом излишне и отвлекает от молитвы» [9].

Регент хора Санкт-Петербургской духовной академии Виктор Волна - «Произведение нужно исполнить красиво, чтобы оно было наполнено определенным смыслом, чтобы оно было одухотворено, чтобы это было гармоничное и молитвенное пение. Таким образом, все параметры обычного пения сохраняются, но необходимо еще быть в гармонии с богослужением, нужно соответствовать его темпу и характеру» [5].

Критерии исполнения церковного пения:

1) соборность - участие хора в молитве;

2) петь красиво, одухотворенно, молитвенно;

)   не форсировать звук, петь ровно, избегая излишней эмоциональности;

)   темп и характер пения должен соответствовать богослужению.

4) Репертуар церковного хора

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев): «Очень важно, чтобы репертуар песнопений был выдержан в одном ключе, чтобы он композиционно был выстроен».

Что касается наблюдаемого ныне возрождения традиций древнего пения, то к этому надо относиться с большой осторожностью. Ведь, на самом деле, исполнение знаменных распевов требует не только музыкальных дарований и теоретических знаний, но, прежде всего внутренней чистоты и проникновения в богослужебный текст. Конечно, необходимо отдавать себе отчет в том, в какой момент и какое песнопение исполнять знаменным распевом. Например: Догматики можно исполнять знаменным распевом» [4].

Митрополит Питирим (Нечаев): - «духовно-музыкальный репертуар должен включать гармонизации, переложения древних распевов. Что касается авторских композиций, то отношение к ним должно быть строгим. Такое отношение должно быть не только к ныне живущим композиторам, но и к музыкантом прошлого.

Вопрос о введении в практику древнерусского знаменного распева необходимо решать очень осторожно. Так как для современного человека оно как бы чужое. Люди привыкли к многоголосью и непременно с участием женских голосов. Одноголосое знаменное пение, в отличие от партесного, само по себе очень уравновешенно, сбалансировано, сдержанно эмоционально. Поэтому, культуру древнего пения необходимо изучать, и вводить, сообразуясь с Уставом [25].

Хор Санкт-Петербургской духовной академии - регент Виктор Волна:- «Есть довольно много красивой музыки, но в рамках богослужения она чрезмерно выразительна, слишком эмоциональна, она выбивает служащих и молящихся из состояния молитвы. Мне нравится музыка Чеснокова, она часто совпадает по своей амплитуде с молитвенным состоянием; обработка старинных знаменных распевов, которые очень молитвенны по своей сути, настраивают своей отрешенностью и молитвенностью, своей сдержанностью и в то же время обладают внутренней силой, внутренней эмоциональностью, не выплеснутой наружу. Лично для себя я открыл такого композитора,как Красностовский, и несколько его сочинений, таких как переложение для мужского хора «Хвалите имя Господне» и «Хвали, душе моя, Господа» [5].

Некоторые критерии церковно-певческого репертуара:

1) репертуар должен быть выдержан в одном ключе;

2) должен включать гармонизации древних распевов;

)   песнопения знаменного распева вводить осторожно;

)   к авторским сочинениям относится строго.

)   Отношение между священником, регентом и хором

Митрополит Питирим (Нечаев): - «Главное, чтобы служба не затягивалась, но и шла без торопливости. В конечном итоге все зависит от искусства и религиозного чувства регента и тех требований, которые грамотный настоятель может предъявить хору. Тут вступают в силу два очень важных понятия. Во-первых, чрезвычайно важно выдержать ритм Богослужения - найти ту важную меру, которая соответствовала бы тому или иному чинопоследованию. Шаляпин, например, признавался в том, что «самое трудное - выдержать паузу». По мнению Святейшего Патриарха Алексия I, «затянутая пауза - это разрушение строя службы». Вторая проблема, на которую необходимо обратить внимание, касается силы звучания хора. Здесь, также необходима мера. Хор может подавлять личную молитву священника, прихожанина, с одной стороны, а с другой - хор может не добирать, когда молитва как бы повисает в воздухе. Сила звучания должна зависит от объема храма и его наполнения, от того, где располагаются певцы, - это все акустические нормативы, которые обеспечиваются внутренней культурой, знанием и опытом регента и певцов» [25].

Мужского хора Московского Данилова монастыря - регент Георгий Сафонов: - «Последний раз, когда мы были на службе в Архангельском соборе, Патриарх сказал всего одну фразу - «Вы сегодня пели хорошо». Для нас это высшая оценка. Мы привыкли к тому, что если Патриарх промолчал, то это и есть похвала. А если сказал, значит, что-то было не так. Когда покойного Патриарха Алексия II спрашивали «Как вам хор?», он отвечал коротко - «Не мешали», и иногда говорил - «Сослужили», то есть помогали молитве в алтаре» [29].

Митрополит Питирим (Нечаев): - «Священники и особенно настоятель, должны заботиться о пении и это их святая обязанность. Отсюда видно, что певцы и особенно регент, должны находиться под окормлением священника, а священник, в свою очередь, должен слушать, как поет хор. И нельзя противопоставлять одно, другому. В Церкви между регентом и настоятелем должно быть взаимопонимание, иначе всегда будет противостояние - а это страшная вещь» [25].

Данные замечания относительно пения хора и общения между священнослужителями, регентом и певчими, подчеркивают что церковное пение является, по сути, частью молитвы и богослужения.

6) Проблема финансирования

Всегда было «узким» местом во взаимоотношениях настоятеля с регентом материальное обеспечение. Оно, как известно зависит от мощности прихода и социальной среды. Регент стремится набрать звонкие голоса, которые не всегда могут быть уместными и созвучными Богослужению. Но существует такое выражение: «Как дают, так и поют». Поэтому бедные храмы, часто, вообще не имеют певцов, имеется только один псаломщик [25].

Наша многострадальная Русская Православная Церковь находится в настоящее время поистине в экстремально-труднейших финансовых условиях (за годы борьбы советского государства с нашей Православной Церковью было уничтожено около 98% дореволюционных православных храмов); - это нужно и восстанавливать старые, разрушенные храмы, и одновременно строить новые (а инфляция каждый день делает свой очередной "виток"!), где же тому, или этому, настоятелю взять средств, которые смогли бы, вдобавок, содержать и более, или менее приличный, по своему составу профессиональный хор, чтобы только уж после этого заниматься и проблемами той, или иной церковно-музыкальной стилевой ориентации? - Труднейший и почти (без спонсоров, естественно) неразрешимый вопрос [36].


 

7) Кадровая проблема

За последние десятилетия произошла смена клиросного, хорового и регентского поколения. Опытные регенты, руководившие церковными хорами в советское время, в труднейших условиях содержавшие многочисленный по составу хор, собравшие и переписавшие от руки огромную библиотеку нот, сегодня уже не руководят церковными хоровыми коллективами. Пришедшие им на смену регенты, как правило, не имеют специального регентского образования, а если и встречаются выпускники духовных семинарий и училищ, то в отличие от своих предшественников они не имеют такой богатой хоровой практики [39].

Для функционирования современных церковных хоров необходимо создать ряд условий. В связи с этим возникает огромная потребность в квалифицированных регентах, способных организовать профессиональное руководство церковными певческими коллективами.

Роль регента в создании церковного хора и обеспечении его духовного и творческого возрастания огромна. Конечно, большое значение имеет общая музыкальная культура регента, природные данные, способности к дирижированию. Но важно также присутствие у дирижера качеств, необходимых вообще для руководителя коллектива, для руководителя группы людей, объединенных во имя достижения одной определенной цели. Этой целью является создание церковного хора. Здесь имеется в виду умение правильно организовать пение на богослужении, репетиционный процесс, умение донести до сознания певцов хора творческую задачу, достаточное овладение силой воли, чтобы настойчиво и непреклонно добиваться решения этой творческой художественно-исполнительской задачи. Духовное единение хористов с регентом, волевые качества дирижера хора - непременное условие успешной его деятельности.

Исполнение церковных песнопений представляет сложнейший процесс, требующий от певчих и, в первую очередь от регента, веры в Бога, благоговения и большой любви к церковному пению, творческой инициативы и тщательной, хорошо продуманной предварительной подготовки, глубоких знаний богослужебных традиций. Церковное пение за богослужением должно быть проникнуто благочестием, глубоким пониманием богослужебного текста, любовью к церковному пению.

Духовно-музыкальный репертуар церковных хоров нуждается в компетентном подборе. Духовная музыка требует грамотного, корректного прочтения. Следовательно, хормейстеру необходимо знать специфику ее бытования, своеобразие условий, для которых она изначально создавалась - условий храмового богослужения, особой этикетности, свойственной каноническому искусству. Обстоятельное изучение этой области важно по ряду причин, первая из которых - необходимость создания цельного представления о современной церковно-хоровой культуре, как сложной, комплексной, но единой системе. Особенно актуальным это является для современного церковного дирижерско-хорового образования [12].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.02 с.)