Понятие жанра и стиля в церковно-певческой традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие жанра и стиля в церковно-певческой традиции



Жанр (от фр. - тип, манера) - вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам [15].

 

Признаки Жанр Примечание
1 По месту в богослужении: Вечерня Великой Вечерни
    Утрення Полиелейной Утрени
    Литургия Литургия Иоанна Злотоустого, Литургия Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров, Заупокойной Литургия
    Венчание  
    Панихида Отпевание, Лития
2 По составу исполнителей: Дуэт Мужской состав
    Трио Женский состав
    Квартет Детский состав
    Хор Смешанный состав
3 По Уставу Церковного праздника: Будничная служба Обиходная
    Полиелейная служба Полиелейным святым
    Всенощная служба Воскресные дни
    Служба Великого праздника Праздник Великого святого
    Службы двунадесятого праздника Господский праздник
      Богородский праздник
    Храмовая служба Храмовому Празднику или Святому
    Пасхальная служба  
4 По месту исполнения: Соборная служба  
    Приходская  
    Монастырская  
5 По обстоятельствам исполнения Богослужебная В церкви
    Концертная музыка На городской праздник

 

В таблице указаны лишь общие и так, называемые крупные жанры, которые, в свою очередь, могут содержать в себе и более мелкие, например жанр стихиры. Стихиры бывают: воззвательные (на «Господи воззвах»), хвалитные, литийные, стиховные.

В жанрах существует свой макроуровень и микроуровень.

Крупные жанры: Литургия, Вечерня, Утреня, панихида и т.п.

Мелкие жанры: ирмос, тропарь, кондак, прокимен и т.д.

Микроуровень - это молитвословия имеющие определенное содержание и местонахождение в чинопоследовании. Эти изменяемые и неизменяемые песнопения, входящие в крупные циклы, наполняют службу конкретным музыкальным содержанием. Например: жанр «Херувимской песни», у многих композиторов существует по несколько «Херувимских» (Римский-Корсоков - 6 Херувимских, Аренский - 3 Херувимских, Калинников - 5).

Итак, на нижнем иерархическом уровне жанровой системы находятся песнопения малых форм, входящие в ту или иную службу; а на верхнем - сами эти службы. (Всенощная, Литургия и др.) представляющие собой целые циклы «жанровые ансамбли». В церковной музыке имеется строго отлаженная многоуровневая жанровая система, которая организованна во всех ее компонентах и элементах, и которая закреплена каноном - Уставом богослужебного пения.

Очень часто используется в концертном пении жанр Псалма-концерта. Глубокий интерес к этому жанру проявляли: в Старо-Питерской школе: Березовский, Бортнянский и др., в Ново-Питерской: Архангельский, в Московской: Ипполитов - Иванов, Никольский и др., в Современное время - Трубачев.

Следуя от более малых форм к крупным, композиторы, начиная с Чайковского, стали сочинять целостные циклы «Цельнолитургии» и т.п., добиваясь в них единства стиля.

Можно сделать вывод, что композиторское творчество углубляет содержание каждого жанрового типа и вида [ 7].

Стиль(в музыке) - совокупность признаков, характеризующих национальное наследство, историческое прошлое и творчество отдельного композитора [15].

 

Стиль Пример Примечание
1 В национальном смысле Русский обиход пения  
2 В историческом смысле Знаменного пения  
    Строчного пения  
    Барокко  
    Классический  
3 Отдельного композитора Д. Бортнянского  
4 Стиль (эпохи) Эпохи безлинейной нотации (по И. Гарднеру) Стиль может пересекаться с другими понятиями
5 Стиль (жанра) Концертного жанра  
6 Стиль (направления) Московского певческого направления  
7 Стиль (школы) Новгородской школы  
8 Стиль (музыкального склада) строгого полифонического письма  

 

Итак, исследовав общие понятия, обозначив духовно-этическую и каноническую основу, рассмотрев жанровую палитру и стилевое разнообразие православного пения, можем заключить: церковно-певческая традиция - это передача каноничного церковно-певческого наследия из поколения в поколение: распевов и напевов, авторских произведений церковных и светских композиторов, а также различных стилей исполнения и жанров церковной музыки.

В связи с этим можно сказать, что изучение церковно-певческих традиций РПЦ требует серьезного научного подхода и осмысления исторического, теоретического и практического материала для того, чтобы на основании этих данных и опыта старейших священнослужителей, можно было выработать рекомендации для регентов по направлению развития богослужебного пения в современных условиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.006 с.)