Основные церковно-певческие понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные церковно-певческие понятия



Как уже говорилось, - главный уставной принцип музыкального оформления богослужения основан на осмогласии.

Заимствуя форму и содержание богослужения от Византии, РПЦ заимствовала и гласовый принцип, который лежал в основе христианского церковного пения. Песнопения каждой недели у греков были распеты на восемь самостоятельных ладов, этим ладам и было присвоено название гласов, отсюда - осмогласие.

Глас (славян.- голос) в современном понимании - это определенная мелодия, состоящая из характерных для данного гласа попевок - музыкальных фраз, которые в практике принято называть строками. Так при всех песнопениях в богослужебных книгах указывается глас, на который следует петь данное песнопение. Следует отметить, что глас принадлежит больше тексту, чем мелодии, так как распевов много, а текст один. Поэтому богослужебный Устав распределяет песнопения по гласам соответственно содержанию их текста.

Осмогласие - система восьми музыкальных гласов

По Уставу, целую седмицу (неделю) в богослужении госпотствует по очереди какой-либо один из восьми гласов. Начинает этот глас господствовать с вечерни в субботу и заканчивает свое господство девятым часом в следующую неделю. Таким образом, образуется восьминедельный круг чередования восьми гласов, - так называемый гласовый столп. Столп начинается первым гласом во вторую субботу по Пятидесятнице. В течение года происходит смена около шести столпов. Кончается это чередование вечерней последней субботы перед Великим постом. Однако это касается только седмичных дней великаго поста; для воскресных дней это чередование заканчивается в пятую неделю Великого поста. Этот порядок может быть нарушен прилучающимися в это время большими праздниками. Такие праздники имеют свои, отличные от господствующего, гласы. Также в богослужении седмичных дней, к песнопениям госпотствующего гласа могут присоединяться песнопения минейного (месячного) круга, для которых указаны свои гласы.

Система осмогласия расспространяется на все гимнографические группы песнопений, отличающихся друг от друга своей особой гласовой мелодией:

для стихир,

для тропарей, кондаков и седальнов,

для ирмосов канонов,

для прокимнов, аллилуариев и других малых песнопений.

Вышеперечисленные песнопения также называются - изменяемыми песнопениями, так как текст и галсовая мелодия у них меняются.

Но в каждом правиле есть исключения, так при некоторых песнопениях глас не указан. Это такие неизменяемые песнопения: ''Свете тихий'', ''Единородный Сыне'', ''Херувимская песнь'', ''Милость мира'', «Великое Славословие», «Величит душа моя господа» и др. Эти песнопения стоят вне гласового, столплвого пения и могут быть исполнены на тот или иной глас или же для них имеется одна или несколько мелодий, не имеющих отношения к системе осмогласия. Это вполне понятно, так как неизменяемые песнопения, составляют постоянную раму службы, и не могут подлежать такому изменению, каким является гласовый столп.

В церковно-певческой терминологии слова «распев» и «напев» употребляются свободно, один вместо другого, но во избежание путаницы и недоразумений, опираясь на И.А. Гарднера - современного исследователя церковного пения разграничим эти термины [5].

Распев (от славян. распевать, по Б. Николаеву [17]) - система уставных мелодий РПЦ определенного происхождения.

Распевы можно разделить на две группы:

Полные распевы, в которых имеются напевы для всех групп и типов песнопений.

Неполные распевы, в которых нет напевов для всех групп и типов песнопений, а имеются для некоторых из них (например: - только для тропарей или только для тропарей и ирмосов, но не имеется напевов для стихир, и т.д.).

В рамках одного распева можно отметить еще подразделение распева-системы на:

а) Большой распев, в котором мелодии отличаются богато развитой мелодической линией, где на один слог приходится часто не менее четырех связанных звуков разной высоты.

б) Малый распев, с преобладающим речитативом на одном тоне или где в мелодии на один слог приходится один, два, реже три связанных звука разной высоты.

Знаменный (иначе, столповой) распев

Самый древний, полный, осмоглласный, монодийный (одноголосный) распев РПЦ, ранние письменные памятники которого относятся к нач. XII века. Мелодия Знаменного распева записывалась над строкой текста с помощью особой системы условных знаков - ''знамен''. От славянского слова ''знамя'', т.е. знак, эта система получила название Знаменной, а по названию одного из главных ее знаков - ''крюка'', она именуется Крюковой. Принцип записи мелодии условными знаками (греч. невмами), а также богослужебные тексты и система осмогласия, как это уже отмечалось, были заимствованны от греческой церкви. Название Столповой распев происходит от выше описанного ''столпа'' (гласового столпа), осмогласного круга песнопений Октоиха, повторяющихся каждые восемь недель. ''Столповое пение'' есть синоним ''осмогласного пения'' (пения, основанного на системе осмогласия).

Основной особенностью Знаменного распева является попевочное строение его мелодии. Попевка (греч. какиза) - это краткий мелодический оборот, состоящий из постоянного сочетания нескольких знамен, являющийся характерным для одного (реже нескольких) гласа. То есть, у каждого гласа есть свой определенный попевочный набор. Мелодия целого песнопения состоит из комбинации попевок данного гласа. Знаменная мелодия опирается на смысловое содержание текста песнопения, т.е. со стороны текста исходят все ее музыкальные особенности. Поэтому Знаменному распеву несвойственно повторение мелодических строк, а также слов или текстовых фраз, которые типичны для более поздних распевов.

Знаменный распев имеет две разновидности: большой и малый.

Малый Знаменнй распев - это упращенная редакция большого, которая появилась в XVII веке, где попевочое строение часто уступает место речетативно-переодическому, что приближает его к Киевскому.

Киевский распев

Представляет собой южнорусскую ветвь знаменного распева (упрощенная редакция). Поэтому он также осмогласный и полный. Киевским он назван потому, что был принесен в Москву в сер. XVII века украинскими певцами из Киева (они приехали по приглашению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона в Москву, после воссоединения восточной Украины с Русью).

Киевский распев представляет собой последовательно чередующиеся краткие мелодические строки, преимущественно речетативного характера с малоразвитым мелодическим элементом. Благодаря влиянию западной музыки его мелодии записывались уже не знаменами, а квадратными нотами в пятиленейной нотной системе. Такая система записи стала называться ''Киевское знамя'' (в этой системе были нотированы одноголосныя синодальныя издания обихода и других певческих книг). Мелодия этого распева легко поддавалась многоголосой гармонической обработке, поэтому уже в его рукописях второй пол. XVII века встречается многоголосье.

Благодаря своей краткости, простой и легкой гармонической обработке, а также покровительству власть имущих, Киевский распев постепенно вытеснил Знаменный и уже в сер. XVIII в., и особенно с нач. XIX века решительно возобладал над ним в практическом применении.

Киевский распев имеет две редакции: большой и малый (сокращенный).

Греческий распев

Этот распев осмогласный, но не полный (нет напевов для стихир и прокимнов). Он был записан в сер. XVII века с голоса греческих певцов, прибывших тогда в Москву. Протоиереи: Дмитрий Разумовский, Василий Металлов и Иоанн Вознесенский связывали появление Греческого распева с приглашением в Москву в 1656 году константинопольского дьяка Мелетия ''со товарищи'' для обучения царских и патриарших певчих (патриарх Никон, при содействии царя Алексея Михайловича, настойчиво вводил этот распев в РПЦ). В то время записи Греческого распева, также как и Болгарского, производились линейной нотацией, а иногда и безлинейным столповым знаменем, ввиду того, что многие певцы к тому времени не обладали знанием нотного письма.

Отличительной особенностью песнопений этого распева являются простота и лаконизм мелодии. Количество мелодических строк каждого гласа не превышает 2-3, а напевы их легки для запоминания и гармонизации. В кон. XVII - нач. XVIII веков появились его многоголосные обработки.

Болгарский распев

Известны две разновидности Болгарского распева: большой и малый. Этот осмогласный распев не полный. Он был принесен в Московскую Русь украинскими певцами в сер. XVII века. Происхождение Болгарского распева достоверно неустановлено. Он встречается в древних певческих книгах Западной Украины и совершенно отличен от современного болгарского пения. Памятников древнеболгарского пения еще не открыто, так что ''болгарским'' этот распев считается условно.

Для него характерны: симетричный ритм (укладывается в размер 4/4), широкие и выразительные мелодии, часто применяется большой внутрислоговой напев, есть повторы слов и фраз. Ему не свойственно строгое чередование мелодических строк. Встречаются песнопения и со свободным развитием напева. Он хорошо поддается гармонизации.

Все эти распевы считаются основными в системе уставного осмогласного пения. Они были зафиксированы по решению Синода в печатных нотных богослужебных книгах с целью сохранения и единообразия песнопений и признаны правильными и образцовыми для богослужебного употребления. Эти распевы, главным образом, вошли в ''Нотолинейный обиход'' опубликованный в 1772 году, и в ''Сокращенный обиход нотного пения'', который был издан в 1787 году, а после и в ''Учебный обиход нотного пения'' 1887 года.

В книги синодального издания также вошли в небольшом количестве два особых рода пения, так называемые, Путевой (Путный) распев и Демественное пение. Они имели свои безлинейные нотации, производные от столповой нотации. Предназначены они были только для празничных богослужений и по нашей классификации относятся к большим распевам.

Путевой распев - осмогласный, вероятно, производный от знаменного и отличается от последнего более развитыми мелодиями и ритмическим рисунком. Памятники этого распева появляются с кон. XV века в одноголосном варианте, а с XVI века в многоголосном (троестрочное пение). В кон.XVII - нач. XVIII века путевой распев постепенно теряет свое значение и забывается.

Напевв словаре русских синонимов это - мелодия, погудка, голос, лад; мотивчик, мелос, глас, мотив.

В современном толковом словаре напев - вокальная мелодия; иногда и инструментальная мелодия, исполняемая певцом [19].

В церковной традиции - это любая мелодия, исполняемая голосом. Поэтому в церковно-певческом понимании напевом могут называться мелодии определенной гимнографической группы внутри распева (например: - напев стихир в рамках знаменного распева); а также мелодии местного происхождения (например:Московский напев, напев Валаамского монастыря и т.д.).

Демественное пение (демество) особый род пения, который не подчиняется системе и закону осмогласия. Оно применялась к песнопениям, для которых не указывался глас, а также и к некоторым гласовым песнопениям в особо торжественных случаях. Письменные памятники демества известны со второй пол. XVI века. Оно исполнялось монодически и многоголосно, даже на четыре голоса. А ко второй пол. XVIII века почти совершенно забылось (демественное одноголосие практикуется у старообрядцев).

Синодальные издания певческих книг послужили основой для обработки и гармонизации русских композиторов кон. XVIII - нач. XX веков, начиная от Д.С. Бортнянского и заканчивая С.М. Рахманиновым. Эти книги не теряют свою актуальность и в настоящие время.

Обиход(повседневный, обыденный) доступное, простое, обычное, чаще всего исполняемое богослужебное пение. Впоследствии так стала называться нотированная певческая книга, которая содержала обиходное пение. Основу обихода составляют песнопения суточного круга - всенощной и литургии.

У каждой приходской церкви определенного города или области, а также у каждого монастыря постепенно сложился свой обиход. Он представляет собой разные напевы, которые, как правило, являются упрощенными вариантами основных распевов: знаменного, киевского, греческого и болгарского, а также авторские, местные и монастырские напевы традиционно исполняемые в данном храме или обители. Сначала обиход передовался изустным преданием, а затем в кон. XVIII - нач. XIX века был записан с голоса на ноты и гармонизирован. В настоящее время многие связывают распространение обиходного пения с деятельностью Санкт-Петербургской Придворной капеллы. Это вполне обоснованно т. к. в XVIII-XIX веке это был один из главных центров церковной певческой культуры. Обиходный (Обычный, Придворный или Петербургский) напев окончательно сформировался к 1830 году, когда песнопения Придворной капеллы были изданы в виде сборника под названием ''Круг простого церковного пения'', положенного не два голоса. Позднее он был пересмотрен, дополнен и издан в 1846 году, в виде ''Полного обихода'' в двух частях и ''Краткого ирмолоия'', гармонизированных на 4 голоса П.М. Воротниковым, преподователем пения в капелле, под наблюдением директора капеллы А.Ф. Львова. Во второй половине XIX века ''обиход'' был вновь пересмотрен и изложен 4 голосно под редакцией Н.Н. Бахметьева, также директора Певческой капеллы [4].

Петербургский напев, также является сокращенным или упрощенным видом основных распевов: знаменного, киевского, греческого и болгарского. Большое влияние на него оказали местные напевы, так как в капеллу набирали певцов из разных областей страны, и каждый из них с детства хорошо знал и помнил свои родные богослужебные напевы.

Из всего выше сказанного ясно, что обиход нельзя рассматривать как самостоятельную систему, каким является распев, но это есть бессистемное смешение различных распевов и напевов собранные в одну певческую книгу под названием ''Обиход церковного пения''.

Если теория давала понятия о строении музыкально-певческого материала, о распевах и напевах церковных, то Устав точно предписывал, где, что и как исполнять за богослужением.

Указания церковного Устава, относящиеся к богослужебному пению

Перед тем, как непосредственно приступить к уставным указаниям о богослужебном пении, необходимо разобраться какое пение можно называть уставным, а какое нет.

В современном богослужении нужно различать два принципиально разных рода пения [5]:

) Уставное (каноническое) пение.

) Неуставное (неканоническое) пение.

Под ''Уставным пением'', подразумевается пение, предписанное уставом - не только в мелодическом отношении, но и в отношении способов исполнения. Каноническим это пение называется потому, что будучи зафиксировано письменным образом, находясь в богослужебных певческих книгах и рукописях, признанных и одобренных высшими церковными властями, оно канонизировано, то есть признано такими властями правильным и образцовым для совершения богослужения.

Способы исполнения богослужебных песнопений по Уставу бывают следующие:

Антифонный (греч., противозвучащий) вид исполнения, при котором песнопение попеременно исполняется двумя хорами. Пример: Псалом 102, который поется на литургии попеременно двумя ликами, также поются антифоны степенны на утрени перед Евангелием.

Эпифонный (греч. предзвучащий) вид исполнения, при котором певцы исполняют постоянный припев перед основным стихом псалма, своего рода запев. Пример:стих ''Благословен еси, Господи,'' при пении ''Ангельский собор удивися''.

Ипофонный (греч., послезвучие) вид исполнения, когда припев присоединяется к стиху псалма в конце его. Пример: Аллилуия при песнопении ''Блажен муж''.

Респонсорный (лат., ответ) вид исполнения, при котором хор отвечают пением на возглашение солиста (певца или чтеца). Пример: так поется ектения, прокимен, аллилуриарий.

Гимнический (песненный) вид, при котором песнопение поется от начала до конца без перерыва. Пример: ''Херувимская песнь'', ''Свете тихий'' и т.п.

Неуставное или неканоническое пение - это свободно сочиненные хоровые композиции на богослужебный текст. Эти одноголосные мелодии или их многоголосные обработки, не принятые в богослужебные певческие книги, ни с какой стороны не основывающиеся на уставных напевах, и не следующие требованиям церковного Устава.

К неуставному пению относится также и ''Паралитургическое пение''.

Это композиции на богослужебные тексты, которые предназначаются для исполнения в известные моменты службы, но хотя и не предусмотрены уставом, но допущены высшими церковными властями для исполнения в храме. Сюда относятся подходящие случаю церковно-славянские богослужебные тексты, или тексты, произвольно выбранные композиторами из псалмов и предназначенные для исполнения как запричастное пение, так называемые ''концерты'' (не путать с уставным запричастным стихом!). Реже это тексты стихир, тропарей или ирмосов и т.д., но музыкальная их фактура такова, что эти композиции не пригодны для исполнения их в том месте богослужения, для которого предназначен их текст.

 

Принадлежность осмогласию Уставное (каноническое) пение Неуставное (неканоническое) пение
Распевы на принципе осмогласия Знаменный распев Киевский распев Греческий распев Болгарский распев Путевой распев Обиходный напев Свободные композиции на богослужебные тексты
Вне системы осмогласия Демественное пение Паралитургическое пение

 

Многоголосное исполнение уставных мелодий тоже относится к уставному пению потому, что с сер. XVII века в русской церкви сложился обычай исполнять почти все уставное пение не одноголосно, а по меньшей мере (когда налицо имеется два певца) двухголосно: к основной мелодии пристраивается терция, или трехголосно: верхние два голоса ведут уставную мелодию, а третий идет по основным тонам аккорда. Если есть четвертый голос, то он заполняет недостающие звуки аккорда. В таком случае мы имеем дело не со свободной композицией или с художественной обработкой уставного напева, а просто только с сопровождением уставного напева другими голосами [5].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.027 с.)