Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Секретный меморандум” Людвига Эрхарда
В архиве Фонда им. Людвига Эрхарда в Бот хранится фолиант объемом в 268 страниц машинописного текста. Заголовок на титульном листе гласит “Военное финансирование и консолидация задолженности”. Этот документ, который сам Эрхард часто называл “Меморандумом”, был закончен в марте 1944 г. и сыграл впоследствии немалую роль при разработке концепции экономической и финансовой реформы 1948 года. История появления Меморандума Эрхарда достаточно любопытна и заслуживает того, чтобы посвятить ей несколько строк. Далеко не всем в промышленных кругах Германии вскружили голову первые военные победы Гитлера. По мере милитаризации страны все более напряженным становилось положение дел в тех отраслях промышленности, которые не были связаны напрямую с военным производством. Нехватку сырья, рабочей силы, падение платежеспособного спроса населения особенно остро ощущали отрасли по производству потребительских товаров. Уже в 1938 г. доля производства потребительских товаров снизилась в общем объеме производства до 35 % по сравнению с 53 % в 1932 г. К исходу войны объемы производства упали до 25 % к уровню 1928 г. При всех различиях во взглядах относительно политических аспектов будущего устройства Германии промышленным кругам страны требовался беспристрастный анализ реального положения дел в сфере экономики и финансов, а также общие принципы новой экономической политики на случай наступления дня “X”, который многие связывали с уходом Гитлера с политической сцены. Именно для Решения этой задачи под крышей “имперской группы промышленности” (“рейхсгруппе индустрии”) в 1943 г. был задан небольшой исследовательский центр, получивший название "Промышленный институт”. Его первым директором стал будущий министр экономики, а затем и кандидат. Выбор пал на Л. Эрхарда. Меморандум Эрхарда состоял из двух основных частей. В первой давалась оценка состояния экономической и финансовой системы нацистской Германии в конце 1943 г. — начале 1944 г. Bo второй была сделана попытка наметить общие контуры программы перехода от “военной экономики” к “экономике мирного времени”. Подводя итоги констатирующей части своего Меморандума, Эрхард перечисляет общие признаки любой экономической системы, где государство начинает “командовать” экономикой: планирование сверху, административное распределение ресурсов, жесткий контроль над ценами, диктат крупнейших производителей — монополистов, наплевательское отношение к интересам подавляющей массы населения, гипертрофированная роль военного сектора, добывающих отраслей и тяжелой промышленности. Первопричиной такой системы ведения хозяйства, подчеркивает Эрхард, является “игнорирование объективной природы экономических законов, государственный волюнтаризм”, а неизбежным следствием — структурные диспропорции, постоянная угроза инфляционного взрыва, низкая производительность труда, недовольство и апатия населения. Такая экономика (Эрхард называл ее “принудительной”), по его глубокому убеждению, никогда и нигде не может быть эффективной.
Этот заключительный вывод служит для Эрхарда своеобразным мостиком для перехода ко второй части своего исследования, где он формулирует свои рекомендации перехода от “военной экономики” к мирной. С удивительной прозорливостью Эрхард предсказывает, что инерция мышления и неизбежные трудности послевоенного периода породят в Германии сильнейшее искушение вновь вернуться к апробированным уже “командным” методам управления народным хозяйством. Такой путь Эрхард считал губительным, настаивая на необходимости максимально короткого переходного периода освобождения экономики страны от государственного диктата. Однако такое освобождение от “государственного диктата” вовсе не означает возвращения к “чистому капитализму”, где государству отводится всего лишь роль “ночного сторожа”. В понимании Эрхарда, государство в переходный период вынуждено заниматься макроэкономическим регулированием методами финансовой, кредитной, таможенной, валютной, налоговой политики, но не мелочной опекой над производством. И уж тем более оно не должно потакать эгоистическим интересам наиболее влиятельных промышленных групп за счет государственной казны. Социальная политика государства в свою очередь ничего общего не может иметь с филантропией и поощрением иждивенческих настроений, но она должна присутствовать — ведь экономическая эффективность не самоцель, а лишь одно из средств для удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан.
Характерно, что перечисление своих предложений по выходу послевоенной экономики из кризиса Эрхард начинает не с конкретных рецептов финансового или экономического характера, а с психологии. Любая экономическая политика, претендующая на успех, по его убеждению, начинается с обеспечения доверия к ней со стороны населения, ибо именно человек с его психологией, надеждами, планами, наконец, со своими заблуждениями является центром экономической жизни. Без доверия населения даже самая разумная с точки зрения экономической науки политика “зависнет в воздухе”. Соответственно, Эрхард формулирует основные требования, которым должна соответствовать эффективная политика переходного периода. Она должна быть понятной гражданам; политики должны убедить людей в ее правильности; политика должна быть последовательной, ибо шараханье из стороны в сторону есть худшая разновидность любой политики; она должна быть открытой и честной; наконец, она должна быть правильно выстроена тактически, т.е. ориентироваться не только на долгосрочный конечный результат, но и на убедительный демонстрационный эффект в разумные с точки зрения ожиданий населения временные сроки. Именно поэтому в числе первоочередных мер своей антикризисной программы Эрхард называет отказ от распределительной системы, либерализацию Цен и восстановление жизнеспособной денежной единицы. Только так, считал Эрхард, можно в короткий срок насытить рынок и дать убедительные стимулы к труду. Государство должно немедленно и решительно провести санацию денежной системы, перекрыв, прежде всего, главный источник инфляционной угрозы ― широкомасштабное бюджетное финансирование тяжелой промышленности и военного сектора. Вместе с тем следует создать льготный режим для быстрого роста производства потребительских товаров и жилищного строительства, где размеры инвестиций и срок оборота капитала существенно меньше, чем в тяжелой промышленности, а “демонстрационный эффект” в глазах населения значительно выше. Эрхард предупреждает об опасности использования методов “дозированной инфляции” для повышения платежеспособного спроса и оживления деловой активности. Не отрицая совершенно кейнсианских рецептов лечения кризисных явлений в экономике, он считает, что прибегать к ним (с большой осторожностью и на короткий срок) можно лишь в одном — единственном случае: когда достаточно продолжительное время проводившаяся жесткая дефляционная политика привела к полной стагнации производства и массовой безработице. В остальном же, считает Эрхард, попытки “управлять” инфляцией очень схожи с попытками бактериологов получить новое лекарство, способствующее выработке в организме иммунитета против еще не известного вируса. В конечном счете, все зависит от дозировки: больной может приобрести иммунитет, но может и погибнуть. Общая тональность и политическая направленность “Меморандума” Эрхарда не оставляют широкого поля для его толкования. Основные акценты расставлены в нем достаточно четко и однозначно. Исход войны в общем и целом для него предрешен. Как экономист, он концентрирует свое внимание не на военно-политической стороне дела, а на доказательстве порочности основополагающих принципов экономической и финансовой системы нацистского государства, где деньги не играют никакой роли, а фюрер предписывает экономике свою волю. Иррациональность такой экономической модели для Эрхарда настолько очевидна, что вопрос о ее крушении для него — вопрос времени. И время это, считал Эрхард в 1944 г., приближается неумолимо и с огромной скоростью. Не вдаваясь опять же в политический аспект вопроса о том, кем и как будет изменена государственная система, он пытается обрисовать общие контуры новой экономической модели послевоенного времени и пути решения главных проблем в первый переходный период. При этом конечная цель движения не вызывает никаких сомнений: рыночная экономика с достаточно активным участием государства в регулировании макроэкономической и социальной политики.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.005 с.) |