Антропометрические показатели дыхания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропометрические показатели дыхания.



 

Частота дыхания (ЧД) измеряется следующим образом: испытуемый кладет ладонь так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дыхание должно быть равномерным. 

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав глубокий вдох (80-90% максимального), задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до его возобновления. Средним показателем считается время задержки дыхания на 60 секунд. У тренированного человека время задержки дыхания более продолжительное. При заболевании или переутомлении это время может снизиться до 30-35 секунд. 

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем считается время задержки дыхания на выдохе до 30 секунд. При заболеваниях органов дыхания, кровообращения, после инфекционных и других заболеваний, а также в результате перенапряжения и переутомления, когда ухудшается общее функциональное состояние организма, продолжительность задержки дыхания и на вдохе и на выдохе уменьшается. 

Показатель ЧД -14-18 дыхательных движений в минуту, у спортсменов

10-16. 

Спирометрия позволяет определить жизненную емкость легких. ЖЕЛ - важный показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания. Измеряется с помощью спирометра. Исследуемый берет мундштук спирометра с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мундштук до отказа. Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин 3500-4200 см в кубе, у женщин 25003000 см в кубе. 

ЦВЕТ КОЖИ. Различают нормальный, загорелый (смуглый) или бледный. Бледная кожа, синюшная на руках и на лице, - признак малокровия и сердечнососудистой недостаточности. У спортсменов кожа обычно нормальная или загорелая, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней процессам обмена вещества. 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Будьте культурным человеком, заботьтесь о своем здоровье. А регулярные занятия физической культурой не только улучшат здоровье, функциональное состояние, но и повысят работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля и самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 Рабочая тетрадь самоконтроля состояния здоровья

 

Дневник самоконтроля служит для учёта занятий физкультурой и спортом, а также для регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушения режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

При регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля – ведение специального дневника.

Показатели самоконтроля условно можно разделить на 2 группы.   1. Субъективные - к которым относят самочувствие, сон, аппетит, умственную и физическую работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий должно быть бодрым, настроение хорошим. Отсутствие головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При ухудшении самочувствия, сна и аппетита необходимо снизить нагрузку. При повторных нарушениях самочувствия и наличии дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

2. Объективные  – относятся функциональные пробы (ЧСС, АД, частота дыхания, ЖЕЛ, мышечная сила). Достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку проводят методом сопоставления данных ЧСС в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определение учащения пульса. Если есть возможность, также необходимо измерять АД до и после нагрузки. В начале нагрузки максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определенном уровне. После прекращения работы (первые 10-15мин.) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние.

Минимальное давление при легкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряженной тяжелой работе повышается. Величина пульса и минимального АД в норме совпадают. 

Также важно произвести оценку функций органов дыхания. При выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16 - 18раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является ЖЕЛ (объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха). Его величина измеряется в литрах и зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности.

В среднем ЖЕЛ у мужчин – 3,5 - 5 л, а у женщин – 2,5 – 4 л. В «Дневнике самоконтроля» регистрируются:

1. Антропометрические измерения роста, веса и окружности грудной клетки.

2. Контрольные нормативы физической подготовленности.

3. Выполнение недельного двигательного режима.

4. Случаи нарушения режима, т.к. они отражаются на общей работоспособности.

Регулярное ведение дневника дает возможность определить: а) эффективность занятий;

б) оптимальное планирование величины и интенсивности

физической нагрузки.

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту. Регулярные самостоятельные занятия не только улучшают здоровье и функциональное состояние организма, но и повышают общую работоспособность и эмоциональный тонус.     Однако следует помнить, что самостоятельные занятия нельзя проводить без врачебного контроля и, что еще более важно, самоконтроля.

  Самоконтроль — это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменениями под влиянием занятий физкультурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, а является лишь дополнением к нему.

Самоконтроль позволяет оценивать эффективность занятий спортом (физкультурой), соблюдать правила личной гигиены, режим тренировок, закаливания и т.п. Регулярно проводимый самоконтроль помогает анализировать влияние физических нагрузок на организм, что дает возможность правильно планировать и проводить тренировочные занятия.

Самоконтроль включает в себя простые общедоступные наблюдения, учет субъективных показателей (сон, аппетит, настроение, потливость, желание тренироваться и др.) и данные объективных исследований (ЧСС, масса тела, ЧД, кистевая и становая динамометрия и др.).

  Самоконтроль позволяет обнаружить ранние признаки перегрузок и соответственно корректировать тренировочный процесс.

При проведении самоконтроля ведется дневник, образец которого приведен ниже.

  Дневник можно дополнить характеристикой тренировочных нагрузок (километры, килограммы, продолжительность и т.д.). Характеристика показателей дневника самоконтроля.

  Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма. Самочувствие и настроение оцениваются как хорошее, удовлетворительное и плохое.

Работоспособность оценивается как повышенная, обычная и пониженная.

Сон — важный показатель. Во время сна восстанавливаются силы и работоспособность. В норме бывает быстрое засыпание и достаточно крепкий сон. Плохой сон, долгое засыпание или частые просыпания, бессонница свидетельствуют о сильном утомлении или переутомлении.

  Аппетит также позволяет судить о состоянии организма. Перегрузки, недосыпания, недомогания и др. отражаются на аппетите. Он бывает нормальным, повышенным или пониженным (иногда отсутствует, хочется только пить).

Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться снижается или исчезает.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) - важный объективный показатель работы сердечнососудистой системы. Пульс в состоянии покоя у тренированного человека ниже, чем у нетренированного. Пульс подсчитывают за 15 секунд, но если имеется нарушение его ритма, то подсчитывают за одну минуту. Чем тренированнее человек, тем быстрее его пульс приходит к норме после тренировки. Утром у тренированного спортсмена он реже.

Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния человека, климатических условий, вида физической нагрузки и т.д. На первых тренировочных занятиях потливость выше, по мере тренированности потоотделение уменьшается. Потоотделение оценивают как обильное, большое, умеренное и пониженное. Потоотделение зависит также от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня. Боли могут возникать в отдельных мышечных группах (наиболее нагружаемых мышцах), при тренировках после длительного перерыва или при занятиях на жестком грунте и т.п.

Следует обращать внимание на боли в области сердца и их характер; на головные боли, головокружение, на возникновение болей в правом подреберье, особенно при беге, потому что такие боли нередко свидетельствуют о хроническом холецистите, холангите и других заболеваниях печени.

Все эти случаи отражаются в дневнике самоконтроля и сообщаются врачу.

Нежелание тренироваться, повышенная потливость, бессонница, боли в мышцах могут свидетельствовать о перетренированности.

Масса тела связана с величиной нагрузки. Естественна потеря веса во время тренировки за счет пота. Но иногда вес падает за счет потери белка. Это происходит при тренировках в горах, при недостаточном потреблении животных белков (мяса, рыбы, творога и др.).

В дневник самоконтроля следует вносить описание характера тренировок, время их проведения (утро, вечер), спортивные результаты и т.д.

Девушки отмечают в дневнике периодичность и характер месячных.

Преподаватель должен разъяснить занимающемуся, как вести дневник, как оценивать тот или иной показатель своего самочувствия, его влияние на состояние здоровья, подготовить ему индивидуальный режим тренировок.

Дневник самоконтроля

Показатели

     

Дни месяца

     
1 2 3 28 29 30 31
Самочувствие и настроение                
Аппетит                 
Сон                 
Работоспособность                 
Частота пульса в минуту:                
а) до занятия                
б) после занятия                
Частота дыхания в минуту                
а) до занятия                
б) после занятия                
Болевые ощущения                 
Вес                 

 

Примерная форма заполнения дневника самоконтроля

 

п/п

Показатели

 

Дата

 
20.09 21.09 22.09 23.09 24.09
1 Самочувствие Хорошее Хорошее Небольшая усталость Вялость Удовлетворительно
2 Сон, ч 8, крепкий 8, крепкий 7, беспокойный 8, беспокойный 8, спокойный
3 Аппетит Хороший Хороший Удовлетворительный Удовлетворительный Хороший
4 Пульс уд/мин., лежа стоя разница до тренировки после тренировки 62 72 10 10 12 62 72 10 – – 68 82 14 15 18 66 79 13 – – 65 77 12 12 15
5 Вес, кг 65,0 64,5 65,5 64,7 64,2
6 Тренировочные нагрузки Ускорения 8х30 м, бег 100 м, темповый бег     6х200 м Нет Ускорения 8х30 м, бег 100 м, равномер- ный бег (12 мин.) Нет Спец. упр. бегуна, ускорения 10х30 м, кросс (15 мин.)
7 Нарушения режима Нет Незначительное употребление алкоголя Нет Нет Нет
8 Болевые ощущения Нет Нет Тупая боль в области печени Небольшая боль в правом боку после бега Нет
9 Спортивные результаты Бег 100 м (14,2 с) Нет Бег 100 м (14,8 с) Нет Бег (14,5 с)

 

Дневник самоконтроля:

9 помогает занимающимся лучше познавать самих себя;

9 приучает следить за собственным здоровьем;

9 позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, опасность переутомления и заболевания;

9 определить, сколько времени требуется доя отдыха и восстановления умственных и физических сил;

9 какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 1987. - 224 с.

2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 1993. - 400 с.

3. Брехман И.И. Человек и биологически активные вещества. - М.: Наука, 1980. - 120 с.

4. Вайнер Э.Н. Валеология. Учебник для вузов. - М.: Флинта. Наука, 2001.

5. Войтенко Е.П., Гугучкина Л.И. Медико-социальный аспект пропаганды физической культуры среди студентов-медиков /Учебноисследовательская работа студентов: Сб. научно-мед. работ. - Харьков: ХГИФК, 1995, с. 264-269.

6. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни: Учебн. пос. - М.: МНЗПУ, 1995. - 90 с.

7. Граевская Н.Д. Совместная работа врача и педагога в управлении тренировочным процессом /Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Медицина, 1984, с. 152-169.

8. Дубровский В.Н. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: Флинта, 1999.

9. Жолдак В.И., Калинкин Л.А. Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы //Теория и практика физической культуры, 1997, №

8, с. 2-7.

10. Зайцев В.П. Валеология - учение о здоровье: Учебн. пос. - Харьков: ХГИФК, 1996. - 161 с.

11. Зайцев В.П., Варавин И.Д., Варавин И.И. и др. Здоровье человека и профилактика заболеваний - Белгород: БелГТАСМ, 1998. - 216 с.

12. Иванов Г.Г., Воронцов В.Н. Характеристика состояния здоровья студентов за годы обучения в вузе /Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. V международн. научн.-практ. конф. - Ижевск:

Издательство Удмурт. ун-та, 1996, с. 40-41. 

13. Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. - М.: Медицина, 1988. - 144 с.

14. Лисицин Ю.П. Влияние образа жизни и факторов риска

//Превентивная кардиология: Руководство / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1987, с. 53-67.

15. Лишук В.А., Мосткова Е.В. Основы здоровья: Обзор. Актуальные задачи, решения, рекомендации - М.: РАМН, 1994. - 134 с.

16. Лишук В.А., Мосткова Е.В. Девять ступеней к здоровью - М.: Книжная Компания, 1997. - 320 с.

17. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений - М.:

Издательский центр «Академия», 20001.

18. Мищенко В.Ю., Зайцев В.П. Оздоровительные мероприятия для студентов в условиях санатория-профилактория учебного заведения /Современные проблемы физической культуры и спорта: Сб. научн. работ. - Белгород: БГУ, ХГИФК, 1997, с. 442-444. 

19. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Валеология – перспективное научнопедагогическое направление XXI века. Теория и практика физической культуры, 2001, № 6, с. 9-13.

20. Рохлов В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека. Учеб. пособие для студ. сред. учебн. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 1999.

21. Физкультура в режиме продленного дня школы / Под ред. С.В. Хрущева. - М.: ФиС, 1986. - 112. с.

22. http://lib.sportedu.ru

Методическое пособие

  

Дормешкина С.Г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.037 с.)