Основные теоретические положения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические положения



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                                                                                                                стр. 

 

        Введение                                                                                          4

 

      Диагностика состояния здоровья                                                     5

 

      Физическое развитие. Соматическое здоровье                               24

 

      Опорно – двигательный аппарат                                                    24

 

       Сердечнососудистая система                                                          34

 

       Дыхательная система                                                                       39

 

       Заключение                                                                                      40

 

    Рабочая тетрадь самоконтроля состояния здоровья                      41

 

       Список литературы                                                                         46

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить здоровьесберегающие ориентации и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит благополучие человека на всем протяжении его жизни (Н.М. Амосов, А.Г. Комков, Н.А. Фомин). В обстановке модернизации российской школы профессиональная подготовка учителя, обладающего высоким уровнем культуры здоровья, является условием и предпосылкой эффективности будущей профессионально-педагогической деятельности по обеспечению здоровья школьников. 

Основные теоретические положения

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (ВОЗ).

Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.И. Брехман, 1987). 

Здоровье определяет возможности выполнения основных функций, учитывая, что организм человека есть живая многоуровневая система со способностью к адаптации и саморегуляции, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенные начала. 

Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально - психологическому. 

Соматический компонент подразумевает совершенство регуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. 

Социально - психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев, 1996). 

Главные критерии здоровья: сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма. 

Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья): 

1. Уровень и гармоничность физического развития. 

2. Функциональное состояние организма, резервные возможности основных физиологических систем. 

3. Уровень неспецифической резистентности иммунологической защиты. 

4. Уровень морально - волевых и ценностно-мотивационных установок. 

5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития. 

6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья). Организм может находиться в одном из нескольких состояний: здоровье, состояние предболезни, болезнь. 

Раздел 1. Диагностика состояния здоровья

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов

 

Задание 1. Определить коэффициент здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского. 

Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские, ростомер. 

Ход выполнения работы.

Измерить рост, массу тела, частоту сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое. 

Определить коэффициент здоровья (КЗ) по формуле: 

 

КЗ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009М + 0,004П –

- 0,009Р - 0,273,  

 

где ЧСС - частота сердечных сокращений за 1 минуту, 

САД - систолическое артериальное давление, 

ДАД - диастолическое артериальное давление, 

В - возраст в годах, 

М - масса тела в кг, 

П - пол (мужской - 1, женский - 2), Р - рост в см. 

            Данные сравнить с таблицей 1.

Таблица 1 

 

Оценка функционального состояния системы кровообращения

 

КЗ Степень адаптации системы кровообращения
1 Оптимальная
2 Удовлетворительная
3 Неполная
4 Кратковременная
5 Недостаточная

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Самооценка состояния

(тест Л.Х. Гаркави и соавт., 1998)

 

Для самооценки состояния нужно ответить на 10 вопросов. Отметив точки на окружностях в соответствии со своими баллами и соединив их, Вы получите «образ» своего собственного состояния.

I. Тревожность:

-3: меня могут тревожить только жизненно важные ситуации, я спокоен(а); -2: я спокоен(а), меня могут встревожить, кроме жизненно важных, лишь значительные неприятности; 

-1: я спокоен(а), но меня могут встревожить и незначительные неприятности; 0: пожалуй, я спокоен (спокойна), но не уверен(а), что так будет весь день; +1: я тревожусь по пустякам и одновременно о здоровье своём и своих близких, о будущем и т.д.; 

+2: малейшая угроза изменения обычного существования вызывает у меня тревогу; 

+3: я весь (вся) охвачен(а) беспричинным беспокойством и тревогой. II. Раздражительность:

-3: даже если меня будут обвинять или оскорблять - у меня не появится раздражения и даже желания рассердиться;

-2: в случае обвинений и оскорблений у меня появится небольшое раздражение;

-1: только если близкие люди будут конфликтовать со мной, они смогут ненадолго «вывести меня из себя»; 

0: пока со мной все дружелюбны, меня сегодня ничто не раздражает; +1: я, пожалуй, могу вспылить и даже накричать на кого-нибудь, если представится случай;

+2: только троньте меня — вам же будет хуже: вспылю и накричу; 

+3: все окружающие, и чужие, и свои, меня сильно раздражают, так бы и «побил» кого-нибудь.

III. Утомляемость:

-3: на мне можно «воду возить», и я не устану или мгновенно восстановлюсь;

-2: я могу довольно много работать без устали; 

-1: пожалуй, я не очень устаю сегодня; 

 0: пожалуй, я устаю сегодня от обычной работы, но лишь немного;

+ 1: после обычной работы я сегодня слишком утомляюсь; 

+ 2: я очень устаю сегодня, даже немного поработав; +3: при малейшей нагрузке я сразу устаю.

IV. Угнетённость:

-3: я совершенно не угнетен(а), радуюсь жизни, почти летаю, хочется петь и смеяться, настроение приподнятое; -2: угнетённости нет, настроение хорошее; 

-1: я, скорее, в хорошем настроении, чем в плохом; 

 0: я не угнетен(а), но лёгкости и веселья тоже нет; 

+1: немного угнетён(а), у меня неважное настроение;

+2: угнетён(а), грустно, тяжесть на душе; 

+3: я совсем угнетён(а), подавлен(а), в мерзком настроении, самые мрачные и тяжёлые мысли. 

Ход выполнения работы.

Для самооценки состояния здоровья используются данные анкетирования: подсчитывается число неблагоприятных для испытуемых ответов на 27 вопросов, в дальнейшем прибавляется 1, если на последний вопрос дан ответ "плохое". Итоговая оценка отражает количественную самооценку здоровья - 0 - при "идеальном" и 28 - при "очень плохом" самочувствии. 

Качество вашей жизни (тест)

 

Этот тест американские школы бизнеса рекомендуют менеджерам. Его концепция проста: поддержание в хорошем состоянии своего физического, психологического и социального самочувствия обходится гораздо дешевле, чем восстановление уже нарушенного равновесия. Данный тест для менеджера является средством самооценки своего режима труда и отдыха. Его результаты могут служить основой для последующего составления жизненного плана, направленного на повышение качества жизни с точки зрения управления собственным здоровьем — физическим, психическим и социальным. 

Оцените каждый пункт по пятибалльной системе:

5 - ОТЛИЧНО, 

4 - ХОРОШО, 

3 - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, 

2 - ПЛОХО, 

1 - ОЧЕНЬ ПЛОХО.

I. Физическое состояние

1. Я ежегодно прохожу медицинское обследование и действую в жизни так, чтобы здоровье не ухудшилось. (Я добиваюсь регулярного медицинского осмотра, чтобы быть в курсе относительно состояния здоровья.)

2. Я стараюсь контролировать свою питательную диету с тем, чтобы избежать накопления излишнего веса. (Хорошо сбалансированная диета имеет низкое содержание жира, протеина, холестерина и калорий, то есть содержит больше фруктов, овощей, меньше мясных и молочных продуктов.)

3. Я ежедневно делаю физическую зарядку и пытаюсь обеспечивать сбалансированность в режиме физической нагрузки. (Идеальная ситуация — это когда физическая активность органически встраивается в распорядок дня и становится элементом жизненного стиля.)

4. Я стремлюсь иметь полноценный здоровый сон и тем самым поддерживать высокую работоспособность. (Необходимое количество часов сна относительно, но обычно рекомендуется спать 6 - 8 часов.)

5. Я избегаю перегрузки организма чрезмерной работой, злоупотреблением алкоголем, табаком, кофеином. (Поддержание здорового организма требует усилий по предотвращению поведения, ослабляющего его.)

6. Я мысленно проецирую образ здорового организма и делаю все возможное, чтобы этот образ воплотить на практике. (Это относится к внешнему виду в целом — от одежды и гигиены до языка тела и его физического развития.)

Общее количество баллов по разделу:

 

IV. Социальное состояние

1. Я дорожу отношениями в семье, с друзьями, дорожу социальными контактами. (Избегается социальная изолированность, поддерживаются контакты с другими.)

2. Я поддерживаю тесные связи с профессиональными и деловыми кругами. (Поддерживаются личные и электронные связи по обмену информацией и знаниями.)

3. Я способен на большую дружбу и тесную близость с людьми. (Речь идет о способности находиться в близких личностных отношениях с людьми.)

4. Я внимателен к проблемам других, уважаю их интересы, терпим к их мнениям и недостаткам. (Способность поставить себя на место другого без особых усилий.)

5. Я стараюсь быть полезным и великодушным с другими. (Готовность оказать помощь другим, быть лояльным по отношению к ним.)

6. Я обладаю способностью убеждать людей и разрешать конфликты. (Способность быть сдержанным, идти на компромисс, проявлять волю в аргументированном убеждении других.) Общее количество баллов по разделу:

V. Жизненный стиль

1. Я стремлюсь к ровному течению жизни без эксцессов. (Способность избегать отрицательного влияния различных обстоятельств в течение жизни.)

2. Я чутко прислушиваюсь к сигналам моего организма с тем, чтобы своевременно принимать меры по сохранению здоровья. (Улавливаются симптомы переутомления, болезни и предпринимаются меры по корректировке нездоровой ситуации.)

3. Я стремлюсь развивать рациональные и здоровые привычки. (Стремление привить себе привычки, повышающие качество жизни (такие как аккуратность, оптимизм, обязательность, открытость, доброжелательность), а также привычки умеренного питания, наблюдения за весом, ежедневной физзарядки.)

4. Я эффективно борюсь со стрессом, перенапряжением и стараюсь не нервничать. (Предпринимаются меры по снятию нервного перенапряжения: сауна, короткий дневной сон, игры, а также дыхательные упражнения, музыка, танцы.)

5. Я пытаюсь вести такой образ жизни, который сводит к минимуму возникновение стрессовых ситуаций. (Чуткое реагирование на симптомы стрессовых ситуаций и принятие контрдействий по их разрешению.)

6. Я обычно советуюсь с профессионалами, коллегами или друзьями, когда трудно справиться одному. (Осознание своих ограничений и

практичность в использовании помощи других.) Общее количество баллов по разделу:

 

ИТОГО БАЛЛОВ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ: 

 

Интерпретация результатов

100 - 150 баллов - превосходное качество жизни.  

50 - 99 баллов - среднее качество – пространство для самосовершенствования. 1 - 49 баллов - низкое качество жизни служит основой коренных изменений в образе жизни.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Режим дня, труда и отдыха

 

Цель: определение хронотипа учащихся с целью оптимизации их работоспособности. Задачи:

9 дать определение «биоритмы»; 

9 выяснить, какие ритмы есть в организме человека и почему их надо знать;

9 охарактеризовать правило трёх восьмёрок (приложение 1). Оборудование: тесты, схема режима дня.

 

Тестирование учащихся по определению своего хронотипа

(приложение 2).                  

Жаворонки рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня, вечером испытывают сонливость и рано ложатся спать.

Совы - засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них утром.

Ночью любили работать: Бальзак, Моцарт (известно, что знаменитую увертюру к «Дон-Жуану» написал в одну ночь, не ложась спать). Днём - Наполеон (начинал работать с 3-4 утра).

 

Тестирование учащихся по определению типа работоспособности (по тесту профессора С.И.Степанова).

Утренний тип людей легче просыпается утром, так как они воспринимают малейший шум, увеличение освещения и т.д. Возбудимость нарастает вместе с повышающейся температурой тела. Максимальной возбудимости «утренние» достигают вскоре после пробуждения, поэтому они хорошо работают в первой половине дня. К вечеру общий уровень возбудимости падает, поэтому их работоспособность снижается.

«Вечерние» отличаются более высоким порогом возбудимости. Чтобы разбудить их утром, нужно больше усилий, утром они плохо выполняют дозированную работу. Максимума они достигают лишь к вечеру, тогда и появляется высокая работоспособность.

 

Приложение № 1

 

Биоритмы - это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий.

В организме человека можно наблюдать множество ритмов: 

9 концентрические колебания в клеточных системах; 

9 ритмическое сокращение сердца; 

9 колебание состава крови; 

9 перистальтика кишечника; 9 менструальный цикл и т.д.

По продолжительности биоритмы бывают:

Ритмы высокой частоты (от тысячной до сотой доли секунд) - клеточные процессы:

- от 1 миллисекунды до 2 секунд - это колебания биоэлектрической активности головного мозга;

- от 1 секунды до 1 минуты - ритмы сердца;

- до 30 минут - ЭКГ, перистальтика кишечника; Ритмы средней частоты (от 30 минут до 20 часов):

- колебания состава крови, мочи; 

- сон; 

- бодрость; - АД.

Ритмы низкой частоты (до 40 дней): - репродуктивные процессы; - эндокринные процессы.

Сверхмедленные ритмы (десятки лет).

Результат:

От 0 до 7 баллов – выжаворонок (наиболее работоспособные люди) От 8 до 13 баллов – вы голубь

От 14 до 21 балла – вы сова (максимальная работоспособность к вечеру).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Ритмы жизни

 

Ход выполнения работы.

Путем наружного осмотра обследуемого (без верхней одежды) проводится оценка формы грудной клетки, живота, ног, спины, степени развития костного, мышечного и жирового компонентов тела (таблица 2). А. Оценка формы грудной клетки.

Этот признак является одним из самых постоянных, мало изменяется с возрастом и считается основополагающим при оценке конституционального типа. Выделяют три основных формы грудной клетки - уплощенная, цилиндрическая, коническая. 

Форма грудной клетки связана с эпигастральным углом (угол, образованный реберными дугами), величина которого варьирует от острого (менее) до тупого (больше). Грудная клетка может быть более или менее вытянута в длину, иметь одинаковую форму по всей длине или изменяться (сужаться или расширяться книзу). 

Уплощенная грудная клетка характеризуется острым эпигастральным углом. В профиль грудная клетка выглядит как сильно уплощенный спереди назад цилиндр, обычно суженный книзу. 

Цилиндрическая грудная клетка имеет прямой эпигастральный угол. В профиль грудная клетка похожа на округлый цилиндр умеренной длины. 

Коническая грудная клетка характеризуется тупым эпигастральным углом. В профиль грудная клетка имеет форму округлого цилиндра, заметно расширяющегося книзу (подобно конусу). 

Б. Оценка формы живота.

Этот признак во многом связан с формой грудной клетки. 

Впалый живот характеризуется полным отсутствием подкожно-жировой ткани, слабым мышечным тонусом брюшной стенки. Характерно выступание костей таза. 

Прямой живот характеризуется значительным развитием брюшной мускулатуры и ее хорошим тонусом. Жироотложение слабое и умеренное, костный рельеф почти сглажен. 

Выпуклый живот характеризуется обильным развитием подкожного жирового слоя. Развитие мышц может быть слабым или умеренным. При этой форме живота обязательно появляется жировая складка, расположенная над лобком. Костный рельеф тазовых костей полностью сглажен и часто с трудом прощупывается. 

В. Оценка формы спины.

Прямая, или нормальная, форма спины наблюдается при нормальном позвоночном столбе, без гипертрофических изгибов какого-либо из его отделов. 

Сутулая форма спины характеризуется усиленным позвоночным изгибом в грудной области. В связи с этим почти всегда наблюдаются крыловидные расходящиеся лопатки. 

Уплощенная форма спины характеризуется сглаженностью грудного и поясничного изгибов, особенной уплощенностью в области лопаток. 

Г. Оценка формы ног.

                    Форма ног учитывается при оценке конституциональной

принадлежности, но не имеет первостепенной важности. Она может быть Хобразной, нормальной и О-образной. 

При Х-образной форме ноги соприкасаются в коленном суставе, а между икрами и бедрами есть просвет. В зависимости от величины этого просвета степень Х-образности может быть оценена как I, II, III. 

О-образная форма констатируется, когда ноги не смыкаются на всем протяжении от паха до щиколоток. Степень их расхождения оценивается баллами (1, 2, 3). 

 

Ход работы.

1. Измерить свой рост и вес.

2. Определить максимально - допустимую массу тела (МДМТ), используя индекс Брока:

 

Вес (кг) = рост (см) – 100 + (-) 5

 

(5 кг прибавляют в случае дигестивного типа конституции и отнимают – в случае астеноидного)

Ваша МДМТ:_______

3. Определить отклонения реальной массы тела (РМТ) от МДМТ по формуле:

 

РМТ × 100%: МДМТ – 100 = (______________× 100%: ___) – 100 =___

 

Оценить полученный результат.

Увеличение массы тела на: 

15 – 24% - ожирение I степени, 25 – 49% - ожирение II степени; на 50 – 99% - ожирение I I I степени, 100% и выше – ожирение IV степени.

4. Определить свой должный вес с учетом роста (Р) и возраста (В) по одной из формул

 

ДВ = 50 + (Р – 150) × 0,75 + (В – 21): 4 (для мужчин)

ДВ = 50 + (Р – 150) × 0,32 + (В – 21): 4 (для женщин)

ДВ = 9,5 + (2× В) (для ребенка)

 

5. Рассчитать росто – весовой индекс Кетле (ИК):

 

ИК = РМТ (кг): (длина тела, м)2

 

Оценить свой индекс Кетле, используя следующую информацию:

ИК = 22 – 30 – сочетается с наименьшей смертностью; 

ИК = 16,8 – наименьшая предрасположенность к сердечно – сосудистым заболеваниям;

ИК = 25 – наименьшая заболеваемость раком.

Сделать вывод о своем росто-весовом соотношении.

6. Формула расчета идеальной массы тела для любого возраста.

 

Для мужчин: ИМТ = (Рост (см) × 3 – 450 + Возраст) × 0,25 + 40,5 Для женщин: ИМТ = (Рост (см) × 3 – 450 + Возраст) × 0,225 + 45

 

Если РМТ не превышает ИМТ более чем на 20 %, то это означает, что у Вас нормальный вес. Если превышает более чем на 20 % - избыточный вес.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Оценка гибкости тела

 

Цель: определить с помощью простых физических упражнений, как может сгибаться ваше тело. 

Объект исследования: человек.

Вариант I

Материалы и оборудование: коврик для проведения упражнений, спортивный костюм.

 

Ход работы.

Испытуемый проделывает 3 простых упражнения. Каждое упражнение имеет 3 степени сложности. В зависимости от степени сложности начисляются очки, которые по мере выполненной серии упражнений складываются. Таким образом, определяется степень гибкости тела испытуемого.

Упражнение 1. Исходное положение вертикальное, ноги соединены. Испытуемый медленно наклоняется вперед и достает ладонями рук пол. Если это проделано легко, без особых усилий, начисляется 4 очка; если испытуемый достает пол только пальцами - 3; если испытуемый не может коснуться пола - 0 очков.

Упражнение 2. Исходное положение вертикальное, ноги на ширине плеч. Испытуемый наклоняется влево и вправо при неподвижном тазе. Если при выполнении упражнения произошло касание икр ног, начисляется 4 очка; если испытуемый при выполнении упражнения может достать до колен - 3; если испытуемый не дотягивается до колена - 0 очков.

Упражнение 3. Исходное положение горизонтальное (лежа на спине). Испытуемый заводит ноги за голову и в таком положении пытается достать пол пальцами ног. Если упражнение выполнено с помощью прямых ног, начисляется 4 очка, при согнутых в коленях ногах – 3, если испытуемый не может коснуться пола - 0 очков.

Форма отчетности.

Подсчитайте очки и сверьте свои данные с таблицей 3. Сделайте вывод о собственной гибкости. Предложите пути ее повышения.

 

 

 

Таблица 3 Определение степени гибкости

Число очков Состояние организма
9 - 12 Очень хорошая гибкость. Продолжайте активно заниматься спортом. 
5 - 8 Нормальная гибкость, но помните, что без занятий физкультурой вы ее легко потеряете.
0 - 4 Ваша гибкость очень плохая. Надо что-то предпринимать.

 

Вариант II.

  Материалы и оборудование: табуретка, линейка. 

 

Ход работы.

Испытуемый берет в руки линейку и встает на табурет, не сгибая ног, он наклоняется вперед, руки опустив вниз. В таком положении экспериментатор измеряет расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем табуретки. Если пальцы оказываются ниже плоскости табурета, ставится знак «+» (по линейке определяют, насколько ниже, например на 2 см, то + 2). Если пальцы не достали табурета, ставится знак «-» (по линейке определяется, на сколько удален средний палец руки от плоскости табуретки, например на 3 см, то - 3).

Если эксперимент проводится в группе, экспериментатор проводит измерение для всех ее членов (испытуемых), а затем может подсчитать среднюю гибкость позвоночника юношей и девушек в условных единицах

(см).

Форма отчетности.

1. Вычислите среднее арифметическое значение гибкости для девушек и юношей.

2. Сравните результаты гибкости юношей и девушек с значениями, рассчитанными по формуле. 

Координация движений

 

Цель: определить степень координированности.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги, карандаш, секундомер (либо часы с секундной стрелкой) и линейка.

 

Вариант I

Ход работы

Экспериментатор перед постановкой опыта с помощью линейки наносит на чистый лист бумаги две прямые параллельные линии длиной 30 см на расстоянии 2 мм друг от друга. Испытуемый по команде за 15-20 секунд должен провести между этими параллельными линию без помощи линейки.

Форма отчетности.

Подсчитайте количество касаний и сравните свои результаты со среднестатистическими (таблица 4). Сделайте вывод.

 

Таблица 4          Оценка координации движений при проведении линии без линейки

Количество касаний Оценка результата
2-3 хорошая 
4- 10 средняя 
более 10 неудовлетворительная 

 

Вариант II

Ход работы.

Экспериментатор перед постановкой опыта проводит две параллельные ломаные линии в виде зубцов, имеющих в вершинах углы в 45° и высотой 3 см. Испытуемый по команде за 15-20 секунд должен провести между ними линию без помощи линейки. По окончании опыта экспериментатор определяет нарушения - отрезки линии, выходящие за установленные границы, и с помощью линейки измеряет их.

Форма отчетности.

Сравните полученные данные со среднестатистическими данными (таблица 5). Сделайте вывод.

Таблица 5

Оценка координации движений при проведении линии без линейки

Длина отрезков, см Оценка результата
меньше 1  Хорошая 
1- 2  Средняя
Более 2  Неудовлетворительная 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

(проводится индивидуально или в парах)

Быстрота реакции человека

 

Цель: определить быстроту реакции у человека. 

Материалы и оборудование: металлическая монета. 

 

Ход работы.

Испытуемый берет монету в левую руку и поднимает ее на максимальную высоту перед собой. Разжимает пальцы. Когда монета будет падать вниз, правой рукой он пытается ее поймать (монета должна пролететь не менее 30-40 см). Опыт повторите 10 раз.

Оценка результатов.

Результат можно считать средним, если из 10 попыток вам удалось поймать монету 7 раз.

        

2.2 Сердечнососудистая система

 

Кровообращение у человека осуществляется благодаря работе сердца. Оно зависит от свойств и состояния сердца и сосудов. Основные свойства сердечной мышцы, определяющие ее непрерывную деятельность: автоматия, возбудимость, сократимость, проводимость.

  Сердечнососудистая система постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, что обеспечивается процессами нервной и гуморальной регуляции.

 О функциональном состоянии сердца и сосудов судят по различным внешним проявлениям их деятельности. В настоящее время в физиологии кровообращения активно применяются функциональные пробы и физиологические тесты. Под пробой понимают дозированное воздействие на организм человека в стандартных условиях с целью наблюдения компенсаторных реакций, возникающих на основе автоматического регулирования. Физиологические тесты представляют собой различные способы изменения условий кровообращения. Эти опыты позволяют понять закономерности движения крови в разных сосудах и при разных условиях, установить, как ткани потребляют кислород.

Предлагаемые работы позволяют ознакомиться с некоторыми особенностями кровообращения как у человека, так и у животных.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

(проводится индивидуально)

Определение пульса

 

Цель: отработка навыка подсчета пульса в разных условиях.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

 

Ход работы.

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.

Форма отчетности.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.

Оценка результатов.

Частота пульса в возрасте 15-20 лет в норме у людей составляет 60-90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 уд/мин меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7-10 уд/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100-130 уд/мин свидетельствует о небольшой интенсивности. Частота 130-150 уд/мин характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150-170 уд/мин – нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170-200 уд/мин свойственна предельной нагрузке.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

(индивидуально или в парах)

Ход работы.

Измерьте пульс в состоянии покоя (проделайте это 5-6 раз и найдите среднее арифметическое значение). Результат зафиксируйте.

Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 секунд. Все результаты занесите в таблицу.

 

Динамика восстановления ЧСС

Пульс сразу после работы

 

 

Пульс через интервалы, с

 
10 20 60 120 150 180
             

Форма отчетности.

На основании полученных данных постройте график. На оси абсцисс отложите время, на оси ординат - ЧСС.

Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя и через это место проведите горизонтальную линию, параллельную оси абсцисс. Определите, во сколько раз увеличится частота сердечных сокращений после 20 приседаний. Определите по графику, за сколько времени ЧСС возвращается к норме.

Оценка результатов.

Если частота сердечных сокращений увеличивается на 30% и меньше - хорошо; если частота сердечных сокращений растет больше чем на 30% - плохо, сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше - прекрасно, если за время от 2 до 3 мин - удовлетворительно, если свыше 3 мин - следует заняться собой.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Ход работы.

Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 секунд (ЧСС 1). 

В течение 90 секунд сделать 20 наклонов вниз с опусканием рук. Повторно сосчитать пульс за 10 секунд сразу после выполнения наклонов (ЧСС 2). 

Сосчитать пульс за 10 секунд через 1 минуту после выполнения наклонов (ЧСС 3). 

Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку: 

 

ПР = (ЧСС 1 + ЧСС 2 + ЧСС 3 - 33): 10

 

Оцените свои показатели по таблице 7.

Таблица 7

Оценка показателей реакции сердечно - сосудистой системы

ПР Оценка
0 - 0,3 Сердце в прекрасном состоянии 
0,31 - 0,6 Сердце в хорошем состоянии 
0,61 - 0,9 Сердце в среднем состоянии 
0,91 - 1,2 Сердце в посредственном состоянии 
Более 1,2 Следует срочно обратиться к врачу 

 

Задание 2. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы 

Ход работы.

Сидя в спокойном состоянии измерить пульс за 10 секунд (ЧСС 1). 

Максимально быстро и правильно вслух отнимать по целому нечетному числу из целого нечетного числа (например, 3 из 777) в течение 30 секунд.      

Сразу же повторно сосчитать пульс за 10 секунд (ЧСС 2). 

Рассчитать и оценить показатель реакции сердечно-сосудистой системы (ПРЭ) на психоэмоциональный стресс: 

 

ПРЭ = ЧСС 2: ЧСС 1

 

ПРЭ больше 1,3 свидетельствует о низкой стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы. 

 

 

 

 

 

Задание 3. Определение кардиореспираторного резерва. 

Ход работы.

Сидя в спокойном состоянии измерить частоту сердечных сокращений за 10 секунду (ЧСС). 

После глубокого вдоха задержать дыхание. Измерить время максимальной задержки (МЗД). 

Сразу же после возобновления дыхания повторно измерить ЧСС за 10 секунд (ЧСС 2). 

Оценить свой кардиореспираторный резерв по таблице 8.

Таблица 8 Оценка кардиореспираторного резерва

МЗД Кардиореспираторный резерв
40 - 49 Удовлетворительный 
Менее 40 Неудовлетворительный 

 

Оценить показатель реакции сердечнососудистой системы на задержку дыхания (ПРД): 

 

ПРЭ = ЧСС 2: ЧСС 1

 

ПРД более 1,2 говорит о снижении кардиореспираторного резерва.

 

2.3 Дыхательная система

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Будьте культурным человеком, заботьтесь о своем здоровье. А регулярные занятия физической культурой не только улучшат здоровье, функциональное состояние, но и повысят работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля и самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 Рабочая тетрадь самоконтроля состояния здоровья

 

Дневник самоконтроля служит для учёта занятий физкультурой и спортом, а также для регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушения режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

При регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля – ведение специального дневника.

Показатели самоконтроля условно можно разделить на 2 группы.   1. Субъективные - к которым относят самочувствие, сон, аппетит, умственную и физическую работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий должно быть бодрым, настроение хорошим. Отсутствие головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При ухудшении самочувствия, сна и аппетита необходимо снизить нагрузку. При повторных нарушениях самочувствия и наличии дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.489 с.)