Опыт внедрения контрольно-оценочной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт внедрения контрольно-оценочной системы



(на примере работы учителя Гимназии №30 города Кургана – Моргуновой Елены Викторовны)

Впервые учащиеся в старших классах стали проводить самооценивание на каждом уроке в сочетании с самоконтролем, что позволило не только повысить качество преподаваемого предмета, но и интерес к урокам физкультуры и их систематическое посещение. Применяя разработанную систему «Плюс», я меняю отношениедевушек к своему предмету. У учащихся улучшается работоспособность, вырабатывается правильная самооценка, ответственность, реалистическая оценка и потребность учиться, что в образовании самое важное на мой взгляд.                                                                                                 

Целевая установка учебного процесса контрольно-оценочной системы «Плюс» на уроках физической культуры основана на ответственности  и компетентности, автономии личности и ее способности само оцениванию, самоопределению, свободе, творческих возможностей, способность к критике и принятию решений, а также способность разрешать конфликты на основе терпимости и взаимопонимания.

В гимназии №30 города Кургана был проведен эксперимент системы «Плюс» контрольно-оценочной деятельности среди учащихся 10-11 х классов на уроках физической культуры.

Научная новизна результатовданной работы заключается в разработке и применении контрольно - оценочной системы «Плюс» в научном обосновании инновационной методики обучения для самооценивания учащимися старших классов. Подобраны специальные средства и методы, позволяющие повысить эффективность процесса обучения двигательным умениям и навыкам на уроках физического воспитания.

Экспериментальная методика заключается в следующем: учитель, не отказываясь от выставления традиционных отметок, применяет авторскую систему «Плюс» индивидуального оценивания работы на каждомуроке конкретного обучающегося.

Цель: внедрение оценочной системы «Плюс» в обучение теоретических знаний, двигательным умениям и навыкам на уроках физкультуры в старшем звене.

Задачи:

- структурировать содержание программы с учетом приоритета у учащихся распределения учебного материала;

- ввести в урок оценочную систему «+» в качестве повышения мотивации, посещаемости и самоутверждения учащихся;

- достичь поставленные государственным стандартом образования цели;

- обеспечить прочное усвоение учебного материала, нравственное развитие учащихся, а так же их работоспособность и самостоятельность;

- научить учащихся правильной самооценке и реалистической оценке.

Содержание:

На основе полученных результатов среди учащихся 10-11х классах было проведено анкетирование, тестирование, опрос целью которого было выявление отношения учащихся к физической культуре и спорту, оценка личности и работоспособности обучающегося на уроках физкультуры. В них приняли участие 32 девушки. Изучая и анализируя литературу данные исследования, на первом этапе разработали контрольно-оценочную систему «Плюс» для формирования реалистической оценки и самооценивание, самоконтроля личности по физической культуре средствами различных форм и соответствующих критерий к задачам и заданиям на уроках физкультуры. На втором этапе был проведен основной педагогический эксперимент, в котором как контрольная группа приняли участие девушки 11 класс и 10 класс - экспериментальная группа. В ходе этого этапа проверялась эффективность контрольно-оценочной системы «Плюс». Подготовительный период: Изучение и анализ литературных источников по теме оценочная деятельность и контроль учащихся на уроках физкультуры и подбор средств на уроках физического воспитания в 10 А, методы исследования: педагогический эксперимент – направлен на апробацию контрольно Б классе. Анализ и обобщение научно-методической литературы являются системный и деятельностный подходы, а также современные (лично-ориентированный) подходы к оценочной деятельности учителя. Среди девушек старших классов было проведено:

1. Тест «Изучение мотивационной сферы учащихся» (методика М.В.Матюхина). Исходя из типа мотивации преобладающего у девушек, можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые, активные, механизмы.

2. Анкетирование «Уровень физкультурных потребностей школьников» целью, которого было выявление отношения учащихся к физической культуре и спорту.

3. Опросник «Честность», целью данного опросника - выявить уровень честности, открытости испытуемого.

4.Тест - экспресс «Диагностика уровня Самооценки» для выявления Реалистичной оценки.

5. Определение физической работоспособности - Гарвардский степ-тест.

Основной период: Ознакомление обучающихся с оценочной системой «Плюс» и ее применение на уроках физкультуры.

Решению данного вопроса и посвящено настоящее исследование.

Объект исследования - процесс обучения контрольно - оценочной деятельности старшеклассниц на уроках физкультуры.

Предметом исследования - содержание альтернативного подхода к контрольно-оценочной системы «Плюс» для обучающихся на уроках физкультуры.

Рабочая гипотеза. Контрольно-оценочная Система «Плюс» станет продуктивной и педагогически целесообразной, если в основу ее построения положить самооценку и контроль над реалистической оценкой у учащихся, организация творческой деятельности девушек старших классов.

 Процесс физического воспитания старшеклассниц будет более эффективен если:

- на уроках физкультуры будет обеспечено единство двигательной и контрольно-оценочной деятельности учащихся;

- существенно повысится образовательная функция урока по физической культуре, что будет способствовать контроля самооценивания и формированию к самоанализу и глубоких знаний по предмету;

- теоретические знания и практические задания по физкультуре положительно повлияют на уровень физической подготовленности, работоспособности, мотивацию и качество уроков физкультуры в целом.

Теоретическая значимость исследования состоят в том, что полученные в ходе экспериментальной работы объективные научные данные содержат в своей совокупности решение важной проблемы — проблемы оценки и учёт личностных особенностей и темпов развития каждой девушки старших классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют оптимизировать отбор средств, методов и форм работы по физическому воспитанию старшеклассниц в целом и по контролю и оценки в частности; совершенствовать программную и методическую базу теоретической подготовки учащихся по физическому воспитанию.

Создана и внедрена контрольно-оценочная система «Плюс» по физической культуре для девушек - старшеклассниц учащихся Гимназии №30.

В ходе исследования установлена взаимосвязь между контрольно-оценочной деятельности девушек и результатами в практической деятельности, разработана оценочная шкала системы «Плюс» для старшеклассниц, позволяющие объективно оценить свои успехи по предмету «физическая культура».

Практические рекомендации.

Выполненные исследования позволяют выработать ряд рекомендаций по повышению образовательной функции уроков физической культуры.

Разработанные рекомендации адресованы учителям физической культуры гимназии и общеобразовательных школ.

При проведении уроков по физической культуре целесообразно:

1. Рекомендуется проводить теоретические уроки для обучающихся                   «Личностные качества», «Что такое оценка, реалистическая оценка», «Система Плюс».

2. В содержании теоретического урока акцентировать внимание на углубление знаний старших школьниц по теории физической культуры, контроля и самооценивания, самостоятельным занятиям различными формами физического воспитания.

3. С целью повышения качества образования, шире применять критерии к задачам и заданиям на уроках.

4. Шире практиковать домашние задания по теории физической культуры.

5. Предусмотреть возможность увеличения самостоятельной работы в получении знаний по физической культуре. Это должно стать приоритетным направлением при формировании знаний в практике и теории.

6. Осуществлять все виды контроля за качеством усвоения практического и теоретического материала. 

7. Обеспечить учебный процесс наглядными пособиями, рекомендациями, учебниками, доступ к компьютеру.

8. Обеспечить в ходе учебно-воспитательного процесса интеграцию двигательной и образовательной деятельности старшеклассниц.

9. Предусмотреть индивидуальные и самостоятельные занятия учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями и подготовленностью.

10. Шире практиковать сообщение знаний в процессе выполнения двигательных действий и физических упражнений.

11. Использовать на занятиях с девушками такие виды физических упражнений как аэробика, шейпинг, элементы художественной гимнастики, танцевальная подготовка.

12. С целью повышения эмоциональности уроков шире применять музыкальное сопровождение, а так же использовать соревновательный и игровой методы организации занятий.

13. При развитии физических качеств, строго придерживаться принципа постепенности увеличения нагрузок, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход в планировании.

14. Проводить заключительную часть урока - рефлексией, что позволит закрепить полученные знания и навыки и правильно оценить себя на уроке, подготовительную часть - организовать самостоятельную работу, обратить внимание на критерии (задачи, задания, тесты и т.д.).

Так же система «Плюс» рекомендуется всем учителям предметникам, использую свои разработанные критерии к задачам и заданиям.

Заключительный период: подведение итогов обучения по контрольно-оценочной системе «Плюс», опрос учащихся и их отзывы. Из опроса учащихся видно, что система «Плюс» не всех устраивает (3% девушек, считают, что если они имеют больничный лист, то должны освобождаться полностью от изучения программного материала, это говорит о том, что система «Плюс» обязывает изучить пропущенный материал, пусть не практически, хотя бы теоритически). Краткая характеристика контрольно - оценочной системы «Плюс»: требовательна, положительна, объективна, принципиальна (уровень изучения программного материала высокий, так как учащихся освобожденные по болезни или по объективным причинам не были, пропущенный раздел программы изучают самостоятельно (метод проектов, дистанционно - выполнение дополнительного домашнего задания, ИКТ). Остальные 97% учениц, занимающихся по оценочной системе «Плюс» относятся положительно и поддерживают идею.

На третьем этапе осуществить обработку результатов эксперимента, провести анализ, обобщить собранный материал. Материалы системы «Плюс» опубликованы в нескольких изданиях, что подтверждается сертификатами.

Предлагаемая относительно - знаковая система «Плюс» обеспечивает решение взаимосвязанных задач: повышение работоспособности на уроке; формирование и углубление знаний о физической культуре; воспитание потребности в систематических посещениях уроков физкультуры; воспитание моральных и волевых качеств; формирование интереса к участию самостоятельной работе учащихся.

Результаты исследования. С целью проверки эффективности разработанной контрольно-оценочной системы - формирования физической культуры личности старшеклассников в течение всего эксперимента прослеживалась психолого-педагогическая направленность личности учащихся. В ходе проведения эксперимента девушки 10-х классов осуществляли самооценку и самоконтроль, реалистическая оценка за уровнем физической подготовленности. На начало эксперимента уровень физической подготовленности учащихся всех групп был примерно одинаковым. Работа будет продолжена и представлена на региональном, всероссийском уровне.

Заключение. В результате проведения педагогического эксперимента дополнительно были изучены условия работы Гимназии №30 ее материальная обеспеченность, качество проведения уроков физической культуры. Выявлено, что условия гимназии позволяют заниматься по разработанной системе «Плюс» формирования самоконтроля и реалистической оценке у обучающихся, средством непрерывного совершенствования личности при различных формах уроков физкультуры и соответствующих критерий к задачам и заданиям.

 

Профилактика травматизма

 

Еще один аспект работы врача по контролю за физическим воспитанием детей. Из-за упрощенного представления о причинах травм этот контроль часто выполняется не полностью, ограничивается контролем за страховкой и ее правильностью. Вместе с тем 75-90% травм являются следствием неудовлетворительной подготовки мест занятий (неправильное размещение и использование спортивного оборудования, его неисправность), нарушения методических правил ведения урока, его подготовительной части, обучения детей технике приземления, падения (например, при передвижении на лыжах), допуска к занятиям детей, перенесших острые заболевания, без текущего медицинского освидетельствования, а также следствием нарушения правил гигиены (выполнение упражнений натощак, после недосыпания, несоответствие гигиеническим требованиям одежды и обуви). Комплекс мероприятий по профилактике травматизма выполняется при контроле за любой формой физического воспитания (урок физкультуры и здоровья, динамическая перемена, спортивные соревнования и т.д.). Каждая травма (ушиб, ссадина, растяжение, перелом, сотрясение мозга и т.д.) должна регистрироваться преподавателем (тренером) с дальнейшим разбором ее причин.

Врачебно-консультативная работа - это, прежде всего определение функциональной готовности детей к сдаче нормативных тестов, участию в соревнованиях, туристских походах. При решении вопросов о допуске ребенка к занятиям в спортивных кружках, секциях, а также о допуске школьников к сдаче нормативных тестов оценивается функциональная готовность организма. Участие в соревнованиях, в сдаче нормативных требований функционально не готовых детей наносит вред здоровью: вызывает перенапряжение, травмы, болезни и даже детальные исходы. Неудачи надолго отталкивают детей от дальнейших занятий физкультурой.

При определении функциональной готовности организма необходимо учитывать следующие показатели:

1) реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку субмаксимальной мощности.

2) уровень физического развития и полового созревания.

3) состояние предболезни – недомогание, а также неполное восстановление после перенесенных заболеваний.

Медико-санитарное обеспечение физкультурных праздников, дней здоровья, внутри - и межшкольных соревнований включает проверку правильности допуска участников к соревнованиям (наличие медицинского заключения) и состояния специального оборудования, инвентаря, одежды и обуви участников (соответствие их гигиеническим требованиям и нормам безопасности), а также общих гигиенических условий и режима проведения соревнований (праздника, дня здоровья).

Санитарно-просветительная работа по физическому воспитанию - важная обязанность медицинских работников школы. Ее эффективность в конкретном общеобразовательном учреждении зависит от использования показателей здоровья детей, фактических гигиенических навыков. Работа с детьми осуществляется индивидуально при медицинском освидетельствовании, физкультурных назначениях, а также при подведении итогов знаний и умений детей на физкультурных праздниках, специальных занятиях, беседах.

Гигиенические знания и умения могут быть получены детьми во время игр, праздников, дней здоровья. Они должны быть построены увлекательно и интересно (игры, стихи, песни, сюрпризы и т. д.).

Тематические праздники могут идти под девизами: «Чистота – залог здоровья», «Красивым и стройным может стать каждый», «Физкультура и труд – здоровье дают», «Путешествие в страну Спортландию» и т.д. Обязательная часть праздника – викторины, конкурсы (например, «Викторина «Айболит»», «Конкурс чистюль»). Украсят праздники специальное оформление помещений, соответствующие атрибуты, выступления не только детей, но и взрослых.

Активное участие родителей в «малых формах» физического воспитания детей (утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках, турпоходы в выходные дни и каникулярное время) не только поддерживает их интерес к физической культуре, но и сохраняет здоровье членов семьи. Полезны совместные посещения бассейнов, прогулки на лыжах, катание на коньках. Формируя у родителей интерес к физической культуре, медицинский работник консультирует их, как более эффективно (с большей пользой для здоровья) обеспечивать семейный двигательный отдых, какие ошибки при этом могут быть допущены. В работе с родителями следует уходить от устаревших форм, таких, как лекции на общую тему о пользе физкультуры. Нужна конкретная работа с группой родителей, отдельной семьей, Дети и родители очень любят участвовать в спортивных праздниках «папа, мама, я – спортивная семья», «Я и мои сестры» и т.п. Об эффективности оздоровления детей и подростков средствами физической культуры следует судить по активности детей (участию в различных формах физического воспитания, выполнению двигательного режима), изменению уровня функционирования физиологических систем, сформированности потребности в ежедневной двигательной активности и ее реализации.

Медицинский сотрудник отделения организации медицинской помощи несо­вершеннолетним в образовательной организации ежегодно в первом полугодии учебного года посещает занятия физической культурой во всех 1-х классах и выбо­рочно не менее двух классов I и II ступени обучения и одного класса III ступени обучения с целью оценки гигиенических условий его проведения.

Повторный кон­троль занятий физической культурой проводится в классах, в которых выявлены на­рушения организации и проведения занятий физической культурой, в течение 2-х недель с момента установления этих нарушений.

Условия проведения занятий физической культурой (температура и влажность воздуха, освещенность, размеры помещения, оборудование) должны соответство­вать гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразо­вательных учреждениях».

Результаты обследования условий проведения занятий физической культурой фиксируют в протоколе

Оценка условий проведения занятий физической культуры   класса ________

Кол-во занимающихся _________

Кол-во освобожденных     ________

 

Соответствие гигиеническим нормативам

Показатель
 
t воздуха, °С  
Влажность воздуха, %  
Освещенность, люкс  
Кол-во одновременно занимающихся в помещении  
Режим проветривания  
Регулярное проведение влажной уборки  

 

Дата проведения ___________ Подпись медицинского работника ______________

 

Результаты контроля за условиями проведения занятий физической культурой доводятся до сведения руководителя образовательной организации.

Планирование в физическом воспитании

 

Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. По срокам планирования различают следующие его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную четверть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании:

1. Целевая направленность педагогического процесса.

Заключается в требовании определения конечной цели этого процесса и подчинении (подборе) всего его содержания, методов и форм организации достижению поставленной цели. Иначе говоря, из методического арсенала преподавателя (тренера) использовать то, что непосредственно служит реализации цели. Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тренеру) необходимо трезво оценить возможности ее достижения (подготовленность занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-технической базы и пр.). Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С установлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе. Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показателях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять математико-статистические методы оценки достижений (полученных результатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

Требование состоит в том, чтобы исходя из поставленной цели достаточно полно предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания.

Планирование только тогда эффективно, когда оно основывается на объективных закономерностях физического воспитания (на закономерностях формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств и параллельно усвоения знаний по данному предмету) и на соответствующих им педагогических принципах (систематичности, доступности и индивидуализации, прогрессирования и др.). В планировании процесса физического воспитания надо также учитывать биологические закономерности роста и развития организма человека, возрастные психологические особенности.

4. Конкретность планирования.

Требование состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.). Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования:

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.). Без таких сведений нельзя полноценно осуществить планирование.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно - воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть, выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий, и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.

Характеристика основных документов планирования в физическом воспитании:

учебный план,

учебная программа,

план-график учебного процесса,

рабочий (тематический) план,

расписание занятий,

планы-конспекты занятий (технологические карты).

Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию. В целом же реализация основных документов планирования должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа:

1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах, колледжах профессионального образования, средних и высших специальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Требования, предъявляемые к уроку физкультуры

1. При организации и проведении уроков следует строго выполнять Правила безопасности занятий в спортивных залах, на открытых площадках, в бассейнах.

2. Каждый урок должен представлять собой целостное, завершенное занятие, содержание которого логически взаимосвязано с материалом предыдущих и последующих уроков.

3. На каждом уроке необходимо комплексно решать триединую задачу обучения, воспитания и оздоровления учащихся.

4. Влияние каждого урока на учащихся должно быть разносторонним как в плане физкультурного образования, так и в плане физического развития.

5. Учителю необходимо добиваться наибольшей целесообразности и эффективности использования всего времени урока, стремиться к максимальной общей и оптимальной моторной плотности занятий, умело использовать имеющуюся материальную базу для повышения активности учащихся, их заинтересованности в приобретении различных жизненно важных знаний, умений и навыков, для сохранения и улучшения своего здоровья.

6. Во время урока учитель может оценивать текущими отметками у учащихся наличие знаний программного материала, качество сформированных умений и навыков, уровень развития физических качеств, прилежание, домашние задания, а также проявление морально-волевых качеств.

7. При планировании содержания урока следует останавливаться в первую очередь на тех методах организации занятий, которые повышают двигательную и интеллектуальную активность учащихся, способствуют воспитанию самостоятельности и проявлению творчества в достижении намеченной цели.

     

Требования к организации занятий учащихся с ОВЗ

 

Занятия с ослабленными детьми следует проводить отдельно от здоровых школьников. Это позволяет избегать методических и педагогических ошибок, не травмировать психику ребенка, давать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке.

Наполняемость специальной медицинской группы должна составлять 8-12 учащихся, независимо от возраста, пола, диагноза заболевания.

Наиболее целесообразно комплектовать группы, объединяющие учащихся по классам, например, учащихся 3-5-х, 6-8-х, 9-11-х классов или по группам заболеваний.

Школьникам специальной медицинской группы необходимо с учетом тяжести и характера их заболеваний подразделять на подгруппы «А» и «Б» с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов. К подгруппе «А» относятся школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера. К подгруппе «Б» относятся школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения внутренних органов и систем организма, органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и др.

По данным физиологов, двигательные режимы при данной частоте пульса способствуют адекватной работе сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем детского организма. Увеличивается минутный объем крови за счет систолического объема, улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных режимах хорошо формируются жизненно необходимые навыки и умения без предъявления ослабленному организму повышенных требований.

Учебные занятия специальной медицинской группы следует планировать при составлении основного учебного расписания.

Занятия необходимо начинать с первых дней учебного года и продолжать на всем его протяжении. Оптимальным является проведение занятий специальной медицинской группы через день, например, в понедельник, среду и пятницу. Не рекомендуется объединять их и проводить в один день или два дня подряд. В течение учебной недели следует не менее одного урока проводить на открытом воздухе.

Посещение школьниками специальных медицинских групп учебных занятий является обязательным.

Допускается наличие отдельного журнала для специальных медицинских групп.

Оздоровительную эффективность физкультурно-оздоровительной работы медицинские работники учебных заведений должны оценивать по: показателям заболеваемости (дням временной нетрудоспособности, числу заболеваний на 1 ребенка); функциональным показателям:

а) частота пульса в покое;

б) время восстановления частоты сердечных сокращений после функциональной пробы;

в) тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку;

г) длительность задержки дыхания на вдохе; самостоятельному использованию школьниками физических упражнений в режиме дня для укрепления здоровья (данный показатель определяется в ходе беседы с учащимися во время врачебного приема); перераспределению детей по группам здоровья, медицинским группам по физической культуре (производится при очередном медицинском обследовании).

Ситуационная задача

Дать гигиеническую оценку урока физической культуры и здоровья и условий его проведения в 5-ом классе общеобразовательной школы.

Уроки физической культуры в указанном классе проводятся три раза в неделю (вторник, среда, пятница) последними по счету.

Место проведения – спортивный зал, расположенный в цокольном этаже школы.

На момент обследования температура воздуха +22С, относительная влажность – 70%, содержание СО2 - 0,3%.

Освещенность зала – боковое левостороннее, КЕО – 1,2%, уровень искусственной освещенности на полу (лампы люминесцентные) – 150 лк.

Все учащиеся одеты в спортивную форму.

Длительность урока составила 40 мин.

В структуре урока выделены три части: подготовительная (6 мин), основная (32 мин), заключительная (2 мин).

Общая плотность урока на основании хронометража ученика А составляет – 75%, моторная плотность – 55%.

Частота пульса ученика А (отнесен к основной группе по состоянию здоровья) до урока составила 70 уд/мин, после подготовительной части - 90 уд/мин, в основной части – 110 уд/мин, после заключительной части – 80 уд/мин.

Время восстановления пульса – 3 мин.

Средняя частота пульса 87 уд/мин.

Решение ситуационной задачи.

При гигиенической оценке урока физической культуры и здоровья в 5-ом классе общеобразовательной школы выявлены следующие недостатки:

1. Уроки физической культуры и здоровья в указанном классе проводятся два дня подряд последними по счету, в то время как рекомендуется проведение их 3 и 4 уроками по счету (не более одного раза в неделю первыми и последними уроками).

2. Не допустимо расположение основных помещений школы (спортивного зала) в цокольном этаже.

3. Нарушены санитарно-гигиенические требования к условиям проведения урока: температура воздуха +22С и относительная влажность 70% в спортивном зале повышены (соответственно гигиенический норматив +15 - +18С; 30-60%).

Увеличено содержание СО2 до 0,3% (гигиенический норматив – 0,1%).

Значение параметров естественной и искусственной освещенности ниже гигиенических нормативов: КЕО – 1,2%, в то время как коэффициент естественной освещенности при боковом левостороннем освещении в наиболее удаленной от окон точке учебного помещения должен составлять не менее 1,5%; рекомендуемый уровень искусственной освещенности в спортивном зале при освещении люминесцентными лампами – 200 лк.

4. Не соблюдаются гигиенические рекомендации по продолжительности урока и его структурных частей.

Длительность урока физической культуры и здоровья составляет 40 мин (45 мин), увеличена длительность основной части – 32 мин (30 мин), снижена длительность заключительной части – 2 мин (3-5 мин).

5. Физиологическая кривая по пульсу ученика А (основная группа по состоянию здоровья) правильного типа: постепенное увеличение частоты пульса с максимальным подъемом в основной части и последующим снижением частоты сердечных сокращений в заключительной части урока).

Однако, физическая нагрузка на уроке недостаточна, так как при правильной организации урока физической культуры и здоровья частота пульса после подготовительной части должна увеличиваться на 50-60% от исходного (у ученика А частота пульса после подготовительной части увеличилась на 28%); в основной части урока частота пульса должна возрастать на 70-90% (у ученика А частота пульса в основной части увеличилась на 57%).

Таким образом незначительный подъем физиологической кривой и средняя частота пульса – 87 уд/мин (140-160 уд/мин) свидетельствуют о недостаточной нагрузке на уроке, не обеспечивающий тренирующего эффекта.

6. Низкие величины общей и моторной плотности – 75% и 55% соответственно (рекомендуемые их величины 80% и 60%) также подтверждают недостаточную физическую нагрузку на уроке.

Заключение.

Условия проведения и организации урока физической культуры и здоровья в 5-ом классе общеобразовательной школы не соответствуют гигиеническим требованиям.

Рекомендации:

1. Проводить уроки физической культуры и здоровья 3-им или 4-ым по счету в режиме дня.

2. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к условиям проведения урока.

3. Выполнять рекомендации, касающиеся длительности урока и его структурных частей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.111 с.)