Врачебно-педагогический контроль урока физкультуры включает оценку реализации учителем здравоведческих разделов учебных программ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Врачебно-педагогический контроль урока физкультуры включает оценку реализации учителем здравоведческих разделов учебных программ.



Последние содержат ряд базовых тем знаний и умений, которые осваиваются в предмете «Физическая культура» с 1-го по 11-й класс. Каждая из тем преподается с учетом особенностей и уровня подготовленности в предыдущем классе. Кроме того, в каждом разделе учебной программы по физкультуре дается специфика сохранения здоровья, например, специфика одежды, ухода за кожей при занятиях плаванием, лыжной подготовкой, легкой атлетикой. Изучение здравоведческих вопросов на уроках физкультуры интегрируется с их преподаванием в других учебных предметах (человек и мир, география, биология, физика, химика и др.). Важно не копировать, а совершенствовать знания и умения учащихся с позиций разных учебных предметов.

Результаты записывают по следующей схеме:

Форма физического воспитания (урок, физкультурное занятие, динамическая перемена и т.д.), школа, класс.

Число детей по списку, из них присутствуют; место физического воспитания в режиме дня; фактическая длительность; хронометраж с последующим расчетом общей и моторной плотности; оценка физиологических сдвигов на примере двух учащихся; индивидуализация нагрузок (указать, в чем она состояла); гигиенический материал, предусмотренный учебной программой (перечислить); домашнее задание (указать его содержание).

Оценка условий занятия: площадь зала; температура до и после занятия, вентиляция (ее исправность); освещение (световой коэффициент, удельная мощность); оборудование и его санитарное состояние, место хранения; оборудование и чистота раздевалок; режим уборки помещений, его выполнение; спортивная форма и личная гигиена детей; наличие правил внутреннего распорядка и их выполнение.

Анализ материалов.

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

I. Общие сведения.

1. Учебное заведение ______________________________________

2. класс__________

3. Число занимающихся по списку ________ Занималось _________

4. Учебная четверть __________ Дата проведения занятия ________

5. Место проведения ________________________________

6. Учитель ________________________

II. План-конспект урока (технологическая карта)

7. Номер урока с начала учебного года ______________________

8. Задачи урока______________________________

(отвечают ли требованиям комплексного подхода, возрастным особенностям учащихся и уровню их физической подготовленности).

9. Соответствие содержания занятия поставленным задачам, программным требованиям и рабочему плану _________________________

10. Структура урока, содержание учебного материала, дозировка нагрузки _____________________________________________________

III. Оценка качества проведения урока.

11. Подготовленность мест занятия, оборудования, инвентаря и их санитарно-гигиеническое состояние ________________________________

12. Обеспечение техники безопасности ________________________

13. Пунктуальность начала и окончания урока _____________________

14. Внешний вид учителя: жесты, мимика, общение __________________

15. Дисциплина и активность занимающихся ___________________

16. Выбор места учителем для объяснения задания, подачи команд и т. д. во всех частях урока ____________________________

17. Целесообразность использования площадки, эффективность использования инвентаря и оборудования _______________________

IV. Методический аспект.

19. Реализация обучающих, совершенствующих и развивающих задач на уроке ___________________________________________________

20. Методическая ценность и качество применения словесных методов обучения (правильность подачи команд, содержательность объяснения, умение вести беседу, культура речи, знание и пояснение терминологии) ____________________

21. Методическая ценность и качество применения специальных методов ФК___________________________________

22. Методическая ценность и качество показа упражнений ________

23. Предупреждение и исправление ошибок __________________

24. Соответствие содержания, методов и приемов обучения в сответствии с задачами урока ____________________________________

25. Использование различных форм организации учебной деятельности (поточный, групповой, фронтальный) в различных частях урока (подготовительной, основной, заключительной) ___________________

26.Реализация ключевых подходов на уроке (дифференцированного, личностно-ориентированного, деятельностного, практико-ориентированного)____________

27.Использование методов стимулирования. Разнообразие методов и приемов _____________________________________________

28.Соблюдение дидактических принципов:

а)сознательности и активности ______________________________

б)наглядности ___________________________________________

в)доступности и индивидуальности __________________________

г)систематичности ________________________________________

 

29.Плотность урока:

а)общая плотность (высокая, средняя, удовлетворительная, неудовлетворительная) _______________________________________________

* Общей плотностью урока является отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. К педагогически оправданным затратам урочного времени относятся объективно необходимые затраты времени на такие учебные процессы или стороны деятельности учителя на уроке, как восприятие и осмысление учащимися объяснения упражнения, демонстрации, указаний учителя; выполнение физических упражнений и необходимый при этом отдых; перестроения; установка снарядов и их уборка и т. д. К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками, такими как: несвоевременное начало и преждевременное окончание урока, простои между подходами к снаряду, перерывы в занятии, вызванные нарушением дисциплины, поломкой инвентаря и т. д. (например: 32 минуты на уроке было затрачено оправданно, следовательно, общая плотность урока (X) составит:

Общая плотность урока, составляющая 80 %, – высокая; 70 % – средняя; 60 % – удовлетворительная; менее 60 % – неудовлетворительная;

б)моторная плотность (чем выше процент моторной плотности, тем выше двигательная активность на уроке, это зависит от задач урока)

_________________________________________________________

* Моторной плотностью урока является отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений ко всей продолжительности урока (например: 10 минут на уроке было затрачено учеником, взятым под наблюдение, на выполнение физических упражнений, следовательно, моторная плотность урока (Х1) составит:

Х1 = 25 %.

Для получения показателей общей и моторной плотности урока необходимо провести хронометраж анализируемого урока физкультуры заполнением предлагаемых граф таблицы и рисунка диаграммы затрат урочного времени, где показаны:

– общая плотность урока;

– моторная плотность урока;

– неоправданные затраты урочного времени.

30. Физиологическая кривая занятия. Анализ распределения учебного материала по физиологической кривой частоты сердечных сокращений (ЧСС) ______________________________________________________

31. ЧСС у учащихся: до занятия (в покое уд/мин) _________________

Пульс в условиях выполнения нагрузки ______ на ______ минуте урока;

в заключительной части урока ______;

через 5 минут после окончания урока (в покое уд/мин) ___________

32. Какие специально намеченные планом физические качества развивались?_______________________________________________________

В какой мере осуществлены эти задач? _________________________

V. Выводы.

33. Эффективность решения поставленных задач на уроке.

34. Отклонение от плана-конспекта и причины.

35. Ценность занятия с точки зрения физического развития.

36. Образовательная ценность занятия.

37. Воспитательная ценность занятия.

38. Указать положительные моменты в работе учителя.

39. Недостатки и ошибки, допущенные в процессе образовательной деятельности.

40. Общая оценка проведенного урока (соответствие урока поставленным целям и задачам, наличие объективных и субъективных причин, мешающих качественному проведению урока, трудности, возникшие в ходе занятия, и способы их устранения учителем и т. д.).

41. Предложения и рекомендации:

– по совершенствованию организации урока ____________________;

– методическому обеспечению урока _______________;

_________________________________________________________.

 

«___» ____________ 20__ г.

 

Подпись проводившего анализ урока

 

Контроль внешних факторов, воздействующих на обучаемых, включает:

- контроль внешних условий (санитарно-гигиенического состояния, метеорологическую информацию, средовых факторов: среднегорья, повышенной солнечной радиации);

- контроль воздействия педагога (профессиональность действий педагога и соблюдение норм педагогической этики).

Контроль двигательной деятельности занимающихся включает:

- контроль формирования и совершенствования двигательных умений и навыков;

- контроль объема и характера нагрузок, режима их чередования с отдыхом;

- контроль взаимодействий обучаемых (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений);

- контроль функционального состояния организма (функциональный сдвиг).

Общее состояние функциональной дееспособности целесообразно оценивать с позиции соответствия их основных функциональных систем.

Состояние специальной физической подготовленности лучше оценивать с помощью специфических показателей, адекватных естественным условиям спортивной деятельности и максимально приближенных к соревновательным. Контроль эффекта воздействий предусматривает определение вклада занятий в формирование умений, навыков и знаний у обучаемых, в их физическое развитие и совершенствование личностных качеств.

Различают эффект текущих воздействий (одного или нескольких занятий) и кумулятивный эффект физического воспитания. Эффект - "больше" физиологическое понятие.Срочный эффект предполагает наличие изменений после выполнения физического упражнения или в конце занятий.Отставленный эффект - изменения в организме происходят через некоторое время после занятий и до начала очередного. Кумулятивный эффект носит устойчивый характер и приобретается после продолжительного периода регулярных занятий.

Данные контроля заносятся в учетную документацию в соответствии с официальными требованиями, предъявляемыми к их ведению:

1) журнал учета работы группы (списочный состав, учебный материал, посещаемость занятий, успеваемость);

2) учетная карточка (учет участия в соревнованиях и у спортсменов, может быть несколько десятков граф);

3) протоколы тестирования и соревнований;

4) медицинские карточки (данные врачебного контроля, ведутся медицинскими работниками);

5) журнал учета травм (на спортивных базах);

6) книга учета спортивных достижений (регистрируются рекорды, чемпионы по видам спорта);

7) неофициальным документом является рабочий дневник педагога (тренера). В нем отражается практический опыт работы, содержание и методические особенности занятий, дается характеристика занимающихся;

8) журнал учета наличия и состояния оборудования и др.

Успешность процесса физического воспитания в значительной мере определяется своевременностью контроля (соотношением его по времени со структурными звеньями этого процесса) и его постоянством.

ПРОТОКОЛ ПУЛЬСОМЕТРИИ

 

урока №_______ по физической культуре для учащихся _______ класса

Дата проведения:                       ______________________________

Время проведения:          ______________________________

Место проведения:           ______________________________

Ф.И.исследуемого:           ______________________________

Преподаватель:                ______________________________

Оборудование:                 ______________________________

 

Задачи урока:

 

Вид деятельности

Время

ЧСС

10²
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ      
         
         
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ      
         
         
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ      
         
         

 

ПУЛЬСОГРАММА

уд./мин.

мин.

 

По физиологической кривой определяется средний пульс (за пе­риод) за урок и зона интенсивности работы.

менее 130 работа выполняется без усилий

130-150 зона умеренной интенсивности

150-180 зона большой интенсивности

свыше 180 зона максимальной интенсивности.

 

Для определения среднего пульса, складываются все показатели, а это число делится на количество проб.

 

Вывод: _____________

 

ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРИРОВАНИЯ

 

урока №_______ по физической культуре для учащихся _______ класса

Дата проведения:                       ______________________________

Время проведения:          ______________________________

Место проведения:           ______________________________

Ф.И.исследуемого:           ______________________________

Преподаватель:                ______________________________

Оборудование:                 ______________________________

 

Задачи урока:

 

 

Содержание Время окончания Объяснение Время выполнения Вспомогательные действия Отдых Простой Примечания
                 
                 
  Всего:              

 

ХРОНОГРАММА

мин.

1 - Общая плотность 2 - Моторная плотность 3 - Отдых 4 - Объяснение 5 - Простой
показатели

ОБЩАЯ ПЛОТНОСТЬ (40 мин – простой) / 40 ´ 100% = МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ Время выполнения / 40´ 100% =

 

Судить о качестве урока по М.П. нельзя, т.к. на М.П. влияют конкретные задачи. Например: при работе на выносливость (где низкая интенсивность) М.П. - высокая (может достигать 100%), а при скоростной работе (высокая интенсивность) М.П. - низкая. МП до 40% - плохо до 50% - слабо до 60% - удовлетворительно стремится к 80%.

 

Вывод: ___________

 

Направления педагогического контроля: педагогический контроль охватывает все стороны процесса, но в нем можно выделить 3 основных направления (аспекта):

- контроль совокупности внешних факторов направленных воздействий на обучаемых ("факторы воздействий");

- контроль двигательной деятельности занимающихся;

- контроль "эффекта воздействий".

Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического контроля является контроль исходного уровня возможностей обучаемых к реализации поставленных задач:

- индивидуального уровня физического развития (в частности физических качеств);

- фонд двигательных умений и навыков;

- мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей деятельности.

На основании его происходит распределение занимающихся по группам и конкретизация программы занятий.

В заключение рассмотрим еще одну форму контроля двигательной деятельности - физкультурный самоконтроль.

При объективном проведении физкультурный самоконтроль служит источником информации для педагогического контроля. В процессе занятий физическими упражнениями он включает также: контролирование своих движений и "прочувствование" двигательных действий, самооценку тренировочных нагрузок. При индивидуальных занятиях физкультурный самоконтроль становится основной формой контроля и условием его эффективности.

В интервалах между занятиями самоконтроль должен быть ориентирован на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия. Он является источником информации для педагогического контроля о готовности к предстоящему занятию. Основной формой учета данных самоконтроля является ведение дневника, который в свою очередь требует от занимающихся определенного минимума специально-образовательных знаний, умений и навыков.

В дневнике самоконтроля ежедневно отмечают:

- общее самочувствие;

- характер сна;

- степень утомляемости;

- желание заниматься физической культурой;

- физическую нагрузку (физические упражнения и длительность их выполнения);

- реакцию организма (преимущественно по ЧСС);

- еженедельно подсчитывается объем каждого вида самостоятельных занятий;

- вес;

- рост;

- окружность грудной клетки и спирометрия;

- сила рук;

- становая сила;

- тесты обще-физической подготовки;

- бег на короткие дистанции;

- бег на длинные дистанции;

- силовые упражнения;

- прыжок в длину с места;

- и т.д.

Необходимым методическим условием высокого качества самоконтроля является сравнительный анализ объективных и субъективных оценок индивидуального состояния, изучение динамики индивидуального состояния в зависимости от особенностей режима жизни. Сравнение данных поэтапного контроля позволяет сделать вывод о состоянии здоровья и уровне физической подготовленности.

Самоконтроль является и фактором самовоспитания личностных качеств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.086 с.)