Организация физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация физического воспитания



 

Под организацией физического воспитания в общеобразовательной школе понимается совокупность способов и приемов целесообразного использования средств физической культуры в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию не только для повышения уровня физической подготовленности учащихся, оптимизации физического развития, укрепления здоровья, но и для формирования у них теоретических знаний, методических умений и навыков организации собственной физкультурно-спортивной деятельности. Типовые учебные планы являются основой для разработки учебных планов общеобразовательными учреждениями.

Физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня общеобразовательной школы включают: – уроки физической культуры; и внеурочные формы занятий такие как (гимнастику до учебных занятий; - физкультурные минуты во время уроков; - физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах; - ежедневный час здоровья в группах продленного дня; занятия ритмикой).

Факультативное обучение включает: а) спортивную тренировку: кружки физической культуры; спортивные секции (гимнастика, бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, хоккей, борьба, ритмическая гимнастика и др.); группы общей физической подготовки; б) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: ежемесячные «дни здоровья и спорта»; внутришкольные соревнования, туристические походы и слеты (старты надежд», «олимпийские старты», многоборье, кросс и др.); в) лечебно-оздоровительные занятия: специальные медицинские группы; группы ЛФК во врачебно-физкультурных диспансерах; индивидуальные занятия ЛФК во врачебно-физкультурных диспансерах и поликлиниках; гимнастика до занятий, физкультурная пауза, производственная гимнастика; физкультурные упражнения на переменах.

Самостоятельное обучение включает: подвижные игры с родителями, старты всей семьей, экскурсии походы с родителями; абонементные группы плавания; закаливание;занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др.; самостоятельную тренировку по индивидуальному плану.

Урок физической культуры является основой формирования физической культуры учащихся. Он оказывает всестороннее образовательное, воспитательное и оздоровительное воздействие. В структуре урока должны быть выделены три части: подготовительная (5-10 мин), основная (25-30 мин), заключительная (3-5 мин). Содержание урока определяется действующей учебной программой и темой урока. В первой, подготовительной части, урока (5-10 мин.), решаются задачи организации и подготовки (психологической, функциональной) учащихся к предстоящей основной деятельности: общеразвивающие гимнастические и легкоатлетические упражнения, упражнения для основных групп мышц, обеспечивающие конкретную работу в основной части урока. Во второй, основной части (25-30 мин.), реализуются основные задачи урока – ознакомление и разучивание нового материала, закрепление пройденного в соответствии с учебной программой по физической культуре. Обучение основными двигательными навыками и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышц групп и совершенствование физиологических функций организма, воспитание нравственных качеств, расширение функциональных возможностей организма. В третьей, заключительной части (3-5 мин), требуется обеспечить снижение уровня физиологических функций, постепенный переход от повышенной деятельности к умеренной. Урок любого типа, кроме физических нагрузок, должен содержать теоретический материал. Школьникам нужно объяснить, как действует то или иное движение на организм, какие двигательные качества требуются для его правильного выполнения, когда и где в жизни необходим тот или иной двигательный навык, какие ошибки могут свести на нет положительное влияние упражнений и даже нанести вред здоровью и т.д. Составной частью урока являются: статические упражнения, формирование гигиенических навыков, контроль за выполнением домашних заданий по физкультуре с учетом индивидуального развития учащихся, формирование двигательного режима. Двигательный режим учащихся должен обеспечиваться системой взаимосвязанных, направленных на удовлетворение биологической потребности в движениях, организационных форм физической воспитания.

Медицинский работник общеобразовательного учреждения совместно с руководителем или его заместителем систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют контроль за организацией и проведением всех форм физического обучения и воспитания учащихся.

 

Виды внутреннего контроля

Медицинский контроль за физическим воспитанием в общеобразовательном учреждении предусматривают контроль за физическим воспитанием:

1) медицинское освидетельствование детей и подростков с целью определения групп здоровья и физических нагрузок и группы (основной, подготовительной, специальной, ЛФК) занятий физкультурой;

2) оформление медицинской документации (запись в медицинскую карту учащегося, назначение физкультрецептов, заполнение листка здоровья класса;

3) врачебно-педагогические наблюдения за всеми формами физического воспитания (гимнастика до занятий, уроки физкультуры, динамические перемены, физкультминутки на общеобразовательных уроках, работа спортивных кружков и секций и т.д.);

4) профилактику травматизма; врачебно-консультативную работу; санитарно-просветительную работу, пропаганду оздоровительного влияния физической культуры, одного из важнейших компонентов здорового образа жизни.

Медицинское освидетельствование состояния здоровья осуществляется при углубленных осмотрах детей, подростков в декретивные сроки. Обследование выполняет не только педиатр, но и бригада врачей из поликлиники – невропатолог, отоларинголог, окулист, хирург-ортопед, стоматолог, логопед, по показаниям – психиатр и другие специалисты. Кроме того, ежегодно врачом педиатром проводится комплексная оценка здоровья с применением функциональных проб, что позволяет выявить реакцию сердечно-сосудистой системы и дыхательной систем на физическую нагрузку. В заключение по итогам обследования каждому учащемуся должны быть определены: группа здоровья; группа для занятий физической культуры; рекомендации педагогу по двигательному режиму (физкультрецепт), противопоказания и назначения обследуемому. С учетом комплексной оценки здоровья (проводимой до 15 сентября) ежегодно (учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр к занятиям физической культуры, не допускаются) дети и подростки распределяются на группы для занятий физкультурой: 1) основную (ОГ); II) подготовительную (ПГ); III) специальную медицинскую (СМГ); IV) лечебной физкультуры (ЛФК).

Основная группа включает детей I и частично II группы здоровья – с небольшими функциональными отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы при общем хорошем самочувствии. Им разрешены все виды физического воспитания, предусмотренные учебно-воспитательной программой, как в режиме дня, так и в режиме недели. Школьники основной группы могут заниматься в спортивных секциях.

В подготовительную группу входят дети II группы здоровья – с задержкой физического развития и небольшими функциональными нарушениями деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, перенесшие острые инфекционные болезни (грипп). Временно пополняют эту группу дети, перенесшие простудные заболевания и др. Физическое воспитание детей основной и подготовительной групп проходит вместе, но для последней нагрузку ограничивают за счет сокращения кратности повторений, замены трудных движений более легкими, облегчения исходного положения. Учащиеся как основной, так и подготовительной групп сдают установленные контрольные нормативы, при этом школьники, относящиеся к подготовительной группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и в более постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований. Для учащихся подготовительной группы с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы рекомендуется использовать физические нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости. Основными средствами являются ходьба, дозированный бег умеренной интенсивности, плавание, упражнения на тренажерах, подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам), упражнения на развитие равновесия, дыхательные упражнения, средства закаливания, самомассаж, водные процедуры. Учащимся подготовительной группы с нарушением функции органов брюшной полости, малого таза, можно выполнять упражнения для улучшения осанки, укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна, дыхательные упражнения. Им необходимы массаж, самомассаж, водные процедуры. Учащимся с анатомическими дефектами опорно-двигательного аппарата, отстающим в физическом развитии (при массе и росте в пределах минус по сравнению с возрастными стандартами), нарушениями осанки, плоскостопием, остаточными явлениями и последствиями закрытых травм черепа (не ранее чем через год после занятий в специальной группе) физические нагрузки подбирают строго индивидуально.

Специальную медицинскую группу составляют дети с хроническими заболеваниями (III группа здоровья), частыми обострениями. Это дети, нуждающиеся в специальных занятиях. Для них уроки (занятия) физкультурой необходимы больше, чем для здоровых детей. Физической культурой с ними занимаются специально подготовленные преподаватели. Уроки (занятия) физкультурой ведутся в рамках учебного расписания параллельно с уроками физкультуры для здоровых детей. Кроме того, дети СМГ должны выполнять специальные домашние задания по физкультуре, тщательно соблюдать специфический двигательный режим, предложенный врачом, преподавателем физкультуры. Специальная медицинская группа оформляется приказом директора школы. Комплектование СМГ проводится медицинским работником школы весной (в конце учебного года), так как в задачу медицинского осмотра входят рекомендации по выравниванию отклонений здоровья в летний период. В начале учебного года списки СМГ уточняются.

Группа лечебной физкультуры включает детей с заболеваниями сердца, хроническими пневмониями III степени, с частыми приступами бронхиальной астмы, хроническими гастритами, энтеритами, колитами, нефритами, эндокринными заболеваниями (гипертиреоз, диабет, ожирение и др.), сколиозами II и III степени. С этими детьми занимаются в специально оборудованных залах поликлиники и общеобразовательных учреждениях в специально отведенное время (2-4 раза в неделю). Кроме того, дети и подростки должны выполнять примерный объем ежедневной и недельной двигательной активности, конкретные рекомендации с перечнем упражнений и кратностью их выполнения – физкультрецепт, который дает детям врач во время осмотров.

Медицинские работники обязаны следить за выполнением физкультурных назначений.

Оформление медицинской документации является основой для контроля выполнения назначений врача воспитателями, учителями, родителями.

Запись в медицинской карте (карте развития ребенка) должна отражать все параметры здоровья, иметь четкие заключения (указывается группа здоровья и группа по физкультуре) и назначения. В последних перечисляют все целесообразные для данного ребенка формы физического воспитания и необходимые физкультрецепты.

В листке здоровья, который оформляется в каждом классе школы заполняют графы: отклонения в здоровье (диагноз), отставание в развитии, группа здоровья, группа по физкультуре и назначения.

Врачебно-педагогические наблюдения за физическим воспитанием детей осуществляются при посещении урока, динамической перемены, занятий спортивных секций, прогулок и т.д.

Оценка любой формы физического воспитания и прежде всего занятия и урока физической культуры и здоровья выполняется по следующей схеме:

- соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, уровню физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;

- методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей урока, обеспечением оптимальной общей и моторной плотности, физиологической нагрузки;

- выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки;

- место урока физкультуры в расписании учебного дня и недели;

- проведение урока в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованных площадках пришкольных участков, стадионе, лыжной трассе или в бассейне; - выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и обуви, при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Для определения общей плотности урока учитывают полезно затраченное время урока, т.е. время, затраченное на выполнение движений, объяснение и показ упражнений, страховку, оценку и т.д.:

Общую плотность урока определяют отношением полезно затраченное времени к общей продолжительности урока и выражают в процентах. На правильно организованном уроке общая плотность должна приближаться к 100%.

Моторная (двигательная) плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Величина моторной плотности зависит от типа урока, а также от многих других факторов – от возраста учащихся, количества учащихся в классе, числа мальчиков и девочек, уровня физической подготовленности и т.д.

Примерные величины моторной плотности уроков физической культуры Тип урока Моторная плотность - Вводный урок 10%- 40% - Урок ознакомления с новым материалом 20% - 40% - Урок разучивания нового материала 30% - 50% -Урок закрепления и совершенствования нового материала 50% - 80% -Контрольный урок 40% - 50% - Комбинированный урок 40% - 60% - Сюжетные уроки (сказка, путешествие и др.), - урок-соревнование 30% - 60% - Урок – круговая тренировка 50% - 80%.

Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса.

По динамике ее изменения на протяжении урока физкультуры и в восстановительном периоде оценивают правильность построения урока, соответствие нагрузки функциональным возможностям организма школьника. Частоту пульса определяют за 10-секундные отрезки времени – до урока, после подготовительной части, на высоте основной, после основной, после заключительной части и в течение 3-5 мин в восстановительном периоде. Полученные данные используют для построения кривой физиологической нагрузки. Нормальная физиологическая кривая представляет собой восходящую линию, которая может подниматься в основной части урока на 80-100% (основная медицинская группа) по отношению к исходному уровню, с несколькими зубцами, соответствующими выполнению наиболее интенсивных упражнений. В заключительной части урока должна наблюдаться выраженная тенденция к снижению кривой. Разница исходных и конечных показателей не должна превышать 20%. Незначительный подъем кривой свидетельствует о малой нагрузке на уроке, не обеспечивающей тренирующего эффекта. При правильной организации урока физической культуры и здоровья частота пульса у детей после подготовительной части должна увеличиться на 50-60% от исходного, в основной части – на 70-90%, после заключительной части – на 10-15% и восстанавливаться через 3-5 минут после окончания урока. Правильное чередование различных по трудности и интенсивности упражнений способствует значительным колебаниям пульса и оказывает посильный тренирующий эффект, который выявляется по среднему за урок пульсу (сумма частоты пульса за урок, деленная на количество измерений). Средний пульс учащихся 7-14 лет равен 140-160 ударов в минуту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.013 с.)