Физическая культура и ее место в общей культуре общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура и ее место в общей культуре общества



УДК 372.8

ББК 74.267.5

     Т 32

Методические рекомендации «Внутренний контроль за процессом физического воспитания в общеобразовательной организации» ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2018 г. – 54 с.

Составитель:

П.В. Кочегин, старший преподаватель кафедры «психологии и здоровьесбережения», государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»;

А.В. Дружинина, старший преподаватель кафедры «психологии и здоровьесбережения», государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»;

О.Н. Косолапов, доцент, кандидат биологических наук кафедры «теоретических основ физического воспитания и адаптивной физической культуры» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курганский государственный университет»;

Е.В. Моргунова, учитель высшей квалификационной категории муниципального автономного образовательного учреждения города Кургана «Гимназия №30»

 

Рецензент:

 

С.А. Сениченко, к.п.н., директор государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курганское училище (колледж) олимпийского резерва».

Г.С. Гоголева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н.

 

 

 

© ИРОСТ

Введение

     Анализ деятельности образовательных учреждений Курганской области показал, что роль и значение контрольной деятельности за состоянием управления и результатами педагогического процесса неизмеримо высоки. Важнейшим компонентом этого управления является внутренний контроль за организацией образовательного процесса и его результатами. Одним из основных элементов контроля является реализация федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

     Чтобы управлять не формально, а реально образовательным процессом и физическим воспитанием в образовательном учреждении, принимать правильные, научно-обоснованные решения, нужны разнообразные фактические данные о различных сторонах этого процесса. Без информации о ходе и промежуточных результатах, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен. Контроль должен быть предназначен не только для фиксации и оценки результатов конкретных завершенных этапов обучения, но и для регуляции и корригирования образовательного процесса, целенаправленного формирования необходимого уровня профессионализма деятельности и профессионализма личности, достижению дидактических целей и решения методических задач.

Контроль (от французского «controle») - функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел. Контроль является неотъемлемым элементом управления и условием успешной деятельности любого процесса в том числе процесса физического воспитания в образовательном учреждении. Контроль дает богатую, систематизированную информацию, показывает расхождение между целью и полученным результатом.

Система внутреннего контроля призвана обеспечивать соответствие качества требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

Внутренний контроль представляет собой целостную систему, основанную на скоординированной и целенаправленной деятельности учителя по осуществлению контрольных мероприятий на единой плановой и методической основе.

Сущность внутреннего контроля состоит в том, чтобы своевременно выявить проблемы и скорректировать работу, предотвратив возможный переход их в кризисное состояние. Положительная сторона контроля заключается в том, чтобы вовремя увидеть и поддержать того, кто действительно заслуживает внимания.

Анализируя результаты, полученные в ходе контроля, администрация учреждения получает возможность установить, какие именно направления деятельности в физическом воспитании наиболее эффективно способствовали достижениям учебного заведения, а каким сопутствовали неудачи, что делает возможным продвижение вперед, а что оставляет физическое воспитание на прежнем уровне.

 

Вместе с тем большинство муниципальных органов управления образованием игнорирует контроль за деятельностью администрации образовательных учреждений по осуществлению ими одной из важнейших функций – внутреннего контроля. Практически все ведут формальный контроль за реализацией учебного плана, ограничиваясь ежегодным согласованием и собирая два раза в год информацию о его реализации. Упущен контроль за реализацией учебных программ, контроль за переходом на новые программы. В большинстве образовательных учреждениях  не проводится систематическая работа по повышению квалификации. Виды и формы контроля однообразны. Количественные показатели контроля недопустимо низкие, некоторые руководители посещают за полугодие не более 5 уроков. Практически ни в одной из школ не контролируется формирование практических умений и навыков обучающихся. Ряд руководителей школ не контролируют вопросы техники безопасности, вопросы хранения и использования учебного оборудования.

Внутренний контроль - это первое, с чего начинается управленческая деятельность. Он понимается по-разному, но в каждом понимании существуют некие общие основания. Эти общие основания помогут не только разобраться в сущности контроля, но и определиться с тем, каким содержанием он может быть наполнен. Сущность планирования контроля состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определении наиболее эффективных форм и методов контроля. Основная цель планирования - интеграция всех участников контроля для выполнения комплекса работ, обеспечивающих конечный результат - уровень обученности и воспитанности обучающихся в процессе физического воспитания.

Основными целями контроля за образовательным процессом физического воспитания являются:

- компетентная проверка выполнения решений руководящих органов в области образования и нормативных документов;

- сбор и обработка информации о состоянии образовательного процесса;

- обеспечение обратной связи в реализации всех управленческих решений;

- умелое, корректное и оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей;

- совершенствование управленческой деятельности руководителя учреждения

в целом на основе развития его аналитических умений и навыков;

- выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Исходя из целей, сформулируем задачи контроля:

- создать благоприятные условия для развития;

- повысить профессионально-педагогическую квалификацию руководящих и педагогических работников;

- совершенствовать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- побудить к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей;

- мотивировать педагогов на улучшение результатов труда.

Таким образом, компонентами контроля являются:

1) люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов;

2) условия, определяющие объем, широту и направленность контроля;

3) определение целей контроля, критериев, показателей и норм оценки контролируемых параметров;

4) выбор методов контроля на основе заявленных принципов;

5) выявление и констатация информации о существующем положении дел;

6) оценка полученных результатов;

7) сопоставление полученных результатов контроля с нормами;

8) анализ и оценка такого положения, и разработка и осуществление коррекции для приведения контролируемого объекта в запланированное состояние.

Контроль можно рассматривать:

1. как функцию управления: без контроля управление не будет эффективным;

2. как средство, с помощью которого можно определить, как подготовлен к работе, мероприятию, дальнейшим действиям, выполнению какой-либо операции любой участник образовательного процесса;

3. как средство, с помощью которого всегда можно получить «обратную связь», например, задавая вопрос, формулируя ответ, давая рецензию и т.д.;

Обязательно должны разрабатываться критерии оценки тогда будут создаваться наилучшие условия для контроля.

 

Формы и методы контроля

 

- многоцелевым - то есть, направленным на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, научно-исследовательская и экспериментальная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы учебного заведения, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.);

- многосторонним - означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный, контроль деятельности преподавателя и т.п.);

- многоступенчатым - контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу преподавателя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора, председатели методических объединений и т.д.).

Вид контроля - это совокупность форм контроля, проводимых с определенной целью.

Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также средствами, используемыми для контроля.

Можно выделить два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения физического воспитания. По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.

Фронтальный контроль проводится не чаще двух-­трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.). Так, например, если методическое объединение (МО) ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного педагога, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как преподавателя-предметника, воспитателя и т.д.). Такой контроль осуществляется при аттестации педагога.

Форма контроля - это способ организации контроля.

По периодичности проведения контроль может быть:

- входной (в начале учебного года в разовом порядке с целью проверки базовых знаний по образовательным предметам и предшествовавшим дисциплинам);

- предварительный (перед проведением итоговых контрольных работ, перед выпускными экзаменами, проверка готовности учреждения к новому учебному году);

- текущий (после изучения темы, результаты работы учреждения за полугодие);

- промежуточный (аттестация на конец года в переводных группах);

- итоговый (государственные экзамены - выпускные курсы, результаты работы учреждения за год).

При способе организации контроля по проверяемым объектам в учреждении применяют шесть различных форм контроля:

- классно-обобщающий (уровень знаний и воспитанности обучающихся какой-либо учебной группы (класса); качество и методы преподавания; качество работы классного руководителя; выполнение родительских обязанностей в воспитании обучающихся);

- предметно-обобщающий (состояниепреподавания отдельных предметов во всех или в отдельных учебных группах (классах); состояние работы классных руководителей);

- тематический (работа всего коллектива над какой-либо проблемой, темой; уровень знаний и умений обучающихся по какой-либо теме; состояние работы классных руководителей в каком-либо направлении, например, работа с неуспевающими обучающимися и т п.);

- персональный (результативность преподавательской деятельности, методический уровень, например, его уровня требований к знаниям и умениям обучающихся и т.п.);

- обзорный (состояние документации учебного заведения; состояние трудовой дисциплины; состояние информационных носителей и оборудования и т.п.).

По признаку исполнителя контроля применяются следующие формы контроля:

1. Коллективный (к контролю привлекаются все ступени управления: администрация, руководители комиссий, кафедр, опытные преподаватели, обучающиеся, родители).

2. Взаимоконтроль (к контролю привлекаются руководители кафедр, опытные преподаватели и классные руководители через наставничество, взаимопосещение учебных занятий, воспитательные мероприятия и т.п.).

3. Самоконтроль (делегируется наиболее опытным преподавателям и классным руководителям с обязательной периодической самоотчетностью по предлагаемым схемам, алгоритмам и т.п.).

4. Административный плановый контроль (осуществляется директором, его заместителями, руководителями кафедр в соответствии с планом внутреннего контроля).

5. Административный регулирующий (внеплановый) контроль (осуществляется директором и его заместителями при появлении непредвиденных планом проблем).

Выбор форм контроля зависит от:

1) Уровня самоанализа педагогической деятельности;

2) Уровня сформированных умений в планировании и организации учебного занятия в своей педагогической деятельности;

3) стабильности положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Метод контроля - это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

- наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать посещением учебных занятий, внеурочных мероприятий и т.п. с последующим анализом);

- анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития):

- беседа (деловой разговор на какую-либо тему с участием слушателей);

- изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо; работа с классными журналами, планами учебных занятий, личными делами обучающихся, журналами по технике безопасности и т.п.);

- анкетирование (способ исследования путем опроса);

- тестирование (метод психологической диагностики для измерения индивидуальных различий);

- оперативный разбор (анализ только что проведенного учебного занятия или мероприятия с его организаторами или участниками и т.п.);

- отчет;

- хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);

- устная или письменная проверка знаний (испытание для выявления уровня обученности обучающихся; произвольная беседа или целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе; проверяется уровень знаний, умений и навыков обучающихся).

Непрерывность и преемственность физического воспитания в системе образования обеспечиваются:

- единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования;

- совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре;

- систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени;

- сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели;

- системой гигиенического обучения и воспитания, формирования навыков здорового образа жизни;

- обязательностью требований по контролю за динамикой физической подготовленности обучающихся в образовательных учреждениях;

- взаимодействием государственных и общественных спортивных организаций.

Учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях дополняется внеучебными формами занятий физической культурой в спортивных секциях и клубах.

Содержание физической культуры в образовательных учреждениях различных типов определяется федеральными государственными образовательными стандартами, примерными (базисными) учебными планами и примерными учебными программами. Это обеспечивает непрерывность физического воспитания обучающихся, преемственность его содержания и требований к их физической подготовленности.

Вместе с тем в последние годы в системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся. По данным научных исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием. Более 50% юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 2-3 хронических заболевания, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние двенадцать лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось почти на треть (с 92,7% до 67%). В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, возросло почти в 5 раз (с 4,5% до 22,3% и с 2,1% до 10,3% соответственно). Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке. За последние два года в 2,4 раза увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании. Сокращение сети физкультурно-оздоровительных учреждений, спортивных клубов, коммерциализация спортивных центров с повышением стоимости тренировочно-оздоровительных услуг привели к снижению двигательной активности различных групп детей, развитию хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов и к ухудшению физической подготовки допризывной молодежи.

Проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени стоит остро и, к сожалению, во многих школах не решена. Таких детей просто освобождают от занятий физической культурой, в то время как ослабленные дети в еще большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры.

Несмотря на увеличение подготовки кадров в области физической культуры, спорта и туризма, по данным органов управления образованием субъектов Российской Федерации, отмечается недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма, нехватка учителей физической культуры в общеобразовательных школах и, особенно, в сельских и малокомплектных школах.

Наряду с общими проблемами в организации процесса физического воспитания на уровнях дошкольного, общего и профессионального образования происходят негативные процессы, ограничивающие качество его функционирования и не обеспечивающие необходимого уровня образованности в физической культуре, воспитанников и обучающихся, их физического развития и физической подготовленности.

На уровне дошкольного образования большая часть детей по разным причинам не посещает детские сады и тем самым не вовлечена в организованные занятия физическими упражнениями. Не приобретая правильных двигательных навыков, дошкольники отстают в своем физическом развитии, что в определенной степени сдерживает их интеллектуальное развитие.

На ступени начального общего образования существующий объем уроков по физической культуре (два часа в неделю) не обеспечивает обучающимся физиологически необходимой нормы потребности в двигательной активности, достаточной для нормального развития основных систем и моторики активно растущего молодого организма.

На ступени основного общего образования реально не обеспечено дополнение уроков физической культуры внешкольной клубной работой, позволяющей вовлечь в разнообразные секционные занятия по интересам основную массу школьников и сформировать у них потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом (лишь 21% школьников занимается в организованных спортивных группах и секциях).

На ступени среднего (полного) общего образования ограничение применяемых форм и средств физического воспитания не удовлетворяет весь спектр интересов и потребностей старших школьников и, как правило, ведет к снижению посещаемости уроков физической культуры, что особенно проявляется у учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам.

На уровнях начального и среднего профессионального образования утеряна сложившаяся годами система профессиональной направленности физического воспитания, использование в ней прикладных видов спорта; неоправданно сокращен (с четырех до двух часов) недельный объем обязательных учебных часов, отводимых на физическую культуру в модели и примерных учебных планах начального и среднего профессионального образования; разрушена клубная деятельность учебных заведений, ранее финансировавшаяся отраслевыми профсоюзами.

На уровне высшего профессионального образования слабо организована работа по формированию у студентов методико-практических навыков физического и спортивного совершенствования, ведения здорового образа жизни; резко сокращена секционная и клубная работа из-за недостаточного бюджетного финансирования внеучебной физкультурно-спортивной деятельности вузов.

Факторами, осложняющими процесс физического воспитания дошкольников и учащейся молодежи, выступают также:

- отсутствие государственной системы мониторинга и коррекции физического развития и подготовленности детей, подростков и молодежи;

- слабое сопряжение требований по физической подготовке, предъявляемых к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, и содержания физической подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

- необоснованное уменьшение руководителями образовательных учреждений объемов учебных часов, отводимых на физическую культуру в учебных планах и в рабочих программах по физической культуре;

- резкое сокращение выделения бюджетных средств на аренду учебно-спортивной базы;
- недостаточное учебно-методическое сопровождение процесса физического воспитания.

ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ

                УРОКИ

                ФАКУЛЬТАТИВЫ

                 КРУЖКИ

                 СЕКЦИИ

                 КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

                 РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

                 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

                 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ (МО)

                 ШКОЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И Т.Д.

СУБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ

УЧИТЕЛЬ

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

РУКОВОДИТЕЛЬ КРУЖКА

РУКОВОДИТЕЛЬ СЕКЦИИ

УЧЕНИК

КЛАСС

ПАРАЛЛЕЛЬ

ПРОФИЛЬ

ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ И Т.Д.

Принципы и требования контроля

 

Контроль должен осуществляться на основе следующих принципов:

Планомерности и систематичности - контроль должен осуществляться не от случая к случаю, а регулярно. Необходимо создание системы контроля, осуществляемой в соответствии с запланированным ходом образовательного процесса. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, применять меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса.

Объективности - проверка деятельности педагога в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ, на основе выработанных и согласованных критериев, т.е. анализ и оценка не только результата, но и самого процесса труда педагога, оценка деятельности преподавателя, а не его личности.

Комплексности - контроль должен охватывать все виды деятельности учреждения.

Индивидуальности - ко всем преподавателям предъявляются одинаковые требования в отношении качества преподавания предмета, но необходима ориентация на индивидуальные особенности преподавателя (стаж работы, личностные качества).

Педагогической тактичности - контроль осуществляется в спокойной деловитой обстановке.

Система контрольных мероприятий должна давать ответы на вопросы:

- какова профессионально-педагогическая квалификация конкретного преподавателя, что он знает и умеет как специалист данной дисциплины;

- какие формы, методы и средства использует для формирования знаний, умений и навыков обучающихся, т.е. как учит;

- какова глубина и прочность знаний, умений и навыков, т.е. каков конечный результат педагогического труда конкретного преподавателя.

Анализ результатов контроля, прежде всего, должен быть направлен на выявление причин вскрытых при проверках недостатков, разработку мер по их устранению или профилактику аналогичных недоработок.

Функции контроля

Проверочная функция включает в себя:

- диагностику уровня преподавания учебных дисциплин;

- оценку эффективности методов, форм и средств преподавания;

- оценку качества разработки и ведения отчетной и учебно-методической документации и материалов;

- оценку результатов учебной и воспитательной деятельности обучающихся.

Воспитательная функция - контроль глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности, это укрепляет чувство ответственности, побуждает к самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.

Методическая функция - эта функция очень важна для совершенствования работы педагога, оцениваются методы преподавания.

Мотивационная функция - контроль является дополнительным стимулом успешной педагогической деятельности педагогов, составляет важный элемент их мотивации в продвижении вперед, самообразовании и самосовершенствовании.

При планировании внутреннего контроля необходимо предусматривать следующее:

- систему проверки всех сторон образовательного процесса, уделяя особое внимание качеству проведения учебных занятий (уроков), организации воспитательной работы с обучающимися, уровню их знаний, умений и навыков, состоянию их дисциплинированности, работе с ро­дителями;

- планомерный охват учебных групп (классов);

- координацию действий и единство требований со стороны руководства, проверку исполнения предложений по итогам предыдущих проверок, решений, ранее принятых по результатам контроля;

- мероприятия по итогам контроля.

При планировании внутреннего контроля необходимо учитывать время, затрачиваемое проверяющими не только на посещение учебных занятий, но и на подготовку к посещению и на последующий анализ проведенных занятий.

 

Виды внутреннего контроля

Медицинский контроль за физическим воспитанием в общеобразовательном учреждении предусматривают контроль за физическим воспитанием:

1) медицинское освидетельствование детей и подростков с целью определения групп здоровья и физических нагрузок и группы (основной, подготовительной, специальной, ЛФК) занятий физкультурой;

2) оформление медицинской документации (запись в медицинскую карту учащегося, назначение физкультрецептов, заполнение листка здоровья класса;

3) врачебно-педагогические наблюдения за всеми формами физического воспитания (гимнастика до занятий, уроки физкультуры, динамические перемены, физкультминутки на общеобразовательных уроках, работа спортивных кружков и секций и т.д.);

4) профилактику травматизма; врачебно-консультативную работу; санитарно-просветительную работу, пропаганду оздоровительного влияния физической культуры, одного из важнейших компонентов здорового образа жизни.

Медицинское освидетельствование состояния здоровья осуществляется при углубленных осмотрах детей, подростков в декретивные сроки. Обследование выполняет не только педиатр, но и бригада врачей из поликлиники – невропатолог, отоларинголог, окулист, хирург-ортопед, стоматолог, логопед, по показаниям – психиатр и другие специалисты. Кроме того, ежегодно врачом педиатром проводится комплексная оценка здоровья с применением функциональных проб, что позволяет выявить реакцию сердечно-сосудистой системы и дыхательной систем на физическую нагрузку. В заключение по итогам обследования каждому учащемуся должны быть определены: группа здоровья; группа для занятий физической культуры; рекомендации педагогу по двигательному режиму (физкультрецепт), противопоказания и назначения обследуемому. С учетом комплексной оценки здоровья (проводимой до 15 сентября) ежегодно (учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр к занятиям физической культуры, не допускаются) дети и подростки распределяются на группы для занятий физкультурой: 1) основную (ОГ); II) подготовительную (ПГ); III) специальную медицинскую (СМГ); IV) лечебной физкультуры (ЛФК).

Основная группа включает детей I и частично II группы здоровья – с небольшими функциональными отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы при общем хорошем самочувствии. Им разрешены все виды физического воспитания, предусмотренные учебно-воспитательной программой, как в режиме дня, так и в режиме недели. Школьники основной группы могут заниматься в спортивных секциях.

В подготовительную группу входят дети II группы здоровья – с задержкой физического развития и небольшими функциональными нарушениями деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, перенесшие острые инфекционные болезни (грипп). Временно пополняют эту группу дети, перенесшие простудные заболевания и др. Физическое воспитание детей основной и подготовительной групп проходит вместе, но для последней нагрузку ограничивают за счет сокращения кратности повторений, замены трудных движений более легкими, облегчения исходного положения. Учащиеся как основной, так и подготовительной групп сдают установленные контрольные нормативы, при этом школьники, относящиеся к подготовительной группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и в более постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований. Для учащихся подготовительной группы с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы рекомендуется использовать физические нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости. Основными средствами являются ходьба, дозированный бег умеренной интенсивности, плавание, упражнения на тренажерах, подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам), упражнения на развитие равновесия, дыхательные упражнения, средства закаливания, самомассаж, водные процедуры. Учащимся подготовительной группы с нарушением функции органов брюшной полости, малого таза, можно выполнять упражнения для улучшения осанки, укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна, дыхательные упражнения. Им необходимы массаж, самомассаж, водные процедуры. Учащимся с анатомическими дефектами опорно-двигательного аппарата, отстающим в физическом развитии (при массе и росте в пределах минус по сравнению с возрастными стандартами), нарушениями осанки, плоскостопием, остаточными явлениями и последствиями закрытых травм черепа (не ранее чем через год после занятий в специальной группе) физические нагрузки подбирают строго индивидуально.

Специальную медицинскую группу составляют дети с хроническими заболеваниями (III группа здоровья), частыми обострениями. Это дети, нуждающиеся в специальных занятиях. Для них уроки (занятия) физкультурой необходимы больше, чем для здоровых детей. Физической культурой с ними занимаются специально подготовленные преподаватели. Уроки (занятия) физкультурой ведутся в рамках учебного расписания параллельно с уроками физкультуры для здоровых детей. Кроме того, дети СМГ должны выполнять специальные домашние задания по физкультуре, тщательно соблюдать специфический двигательный режим, предложенный врачом, преподавателем физкультуры. Специальная медицинская группа оформляется приказом директора школы. Комплектование СМГ проводится медицинским работником школы весной (в конце учебного года), так как в задачу медицинского осмотра входят рекомендации по выравниванию отклонений здоровья в летний период. В начале учебного года списки СМГ уточняются.

Группа лечебной физкультуры включает детей с заболеваниями сердца, хроническими пневмониями III степени, с частыми приступами бронхиальной астмы, хроническими гастритами, энтеритами, колитами, нефритами, эндокринными заболеваниями (гипертиреоз, диабет, ожирение и др.), сколиозами II и III степени. С этими детьми занимаются в специально оборудованных залах поликлиники и общеобразовательных учреждениях в специально отведенное время (2-4 раза в неделю). Кроме того, дети и подростки должны выполнять примерный объем ежедневной и недельной двигательной активности, конкретные рекомендации с перечнем упражнений и кратностью их выполнения – физкультрецепт, который дает детям врач во время осмотров.

Медицинские работники обязаны следить за выполнением физкультурных назначений.

Оформление медицинской документации является основой для контроля выполнения назначений врача воспитателями, учителями, родителями.

Запись в медицинской карте (карте развития ребенка) должна отражать все параметры здоровья, иметь четкие заключения (указывается группа здоровья и группа по физкультуре) и назначения. В последних перечисляют все целесообразные для данного ребенка формы физического воспитания и необходимые физкультрецепты.

В листке здоровья, который оформляется в каждом классе школы заполняют графы: отклонения в здоровье (диагноз), отставание в развитии, группа здоровья, группа по физкультуре и назначения.

Врачебно-педагогические наблюдения за физическим воспитанием детей осуществляются при посещении урока, динамической перемены, занятий спортивных секций, прогулок и т.д.

Оценка любой формы физического воспитания и прежде всего занятия и урока физической культуры и здоровья выполняется по следующей схеме:

- соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, уровню физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;

- методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей урока, обеспечением оптимальной общей и моторной плотности, физиологической нагрузки;

- выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки;

- место урока физкультуры в расписании учебного дня и недели;

- проведение урока в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованных площадках пришкольных участков, стадионе, лыжной трассе или в бассейне; - выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и обуви, при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Для определения общей плотности урока учитывают полезно затраченное время урока, т.е. время, затраченное на выполнение движений, объяснение и показ упражнений, страховку, оценку и т.д.:

Общую плотность урока определяют отношением полезно затраченное времени к общей продолжительности урока и выражают в процентах. На правильно организованном уроке общая плотность должна приближаться к 100%.

Моторная (двигательная) плотность урока представляет соб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.105 с.)