Устройство и работа однодисковых сцеплений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство и работа однодисковых сцеплений



С периферийными пружинами

Сцепление автомобиля ГАЗ-5312 — однодисковое с периферийными нажимными пружинами, механическим приводом вы­ключения и гасителем крутильных коле­баний. Ведущую часть сцепления состав­ляют кожух 10 (рис. 12.3, a) и нажимной диск 4. Крутящий момент от маховика 1 двигателя передается через болты крепле­ния кожуху 10 сцепления. В три прямо­угольные прорези кожуха плотно входят обработанные приливы чугунного нажим­ного диска 4, передающие вращение от маховика через кожух нажимному диску сцепления.

Ведомой частью сцепления является ведомый диск 3. Ступица 25 ведомого диска надета на шлицы ведущего вала короб­ки передач, через вторые крутящий момент от двигателя передается трансмиссии автомобиля. С ведомым диском ступица соединена пружинами 26 и упор­ными пальцами 24. Опорой для переднего конца ведущего вала служит шарикопод­шипник, расположенный в выточке фланца коленчатого вала. Тонкий стальной

ведомый диск 3 сцепления сделан разрешим, С обеих сторон к нему приклепаны коль­цевые фрикционные накладки из прессо­ванной асбестовой крошки для увеличения трения между дисками при включенном сцеплении.

Ведомый диск зажат между ведущим диском и шлифованной поверхностью маховика при помощи двенадцати пружин 15, под которые со стороны ведущего диска подложены теплоизоляционные шай­бы. Назначение этих шайб — предотвра­тить уменьшение упругости пружин при их нагревании в случае пробуксовывания дис­ков.

Три оттяжных рычага 11 выключения сцепления установлены в вилках 9 на осях, вращающихся в игольчатых под­шипниках. Вилки 9 шарнирно закреплены в кожухе 10 на пружинах регулировоч­ными гайками 8 с конусной поверхностью. Шарнирное крепление вилок оттяжных рычагов к кожуху сцепления объясняет­ся тем, что при включении сцепления вилка вместе с оттяжным рычагом сме­щается, так как верхний конец рычага перемещается по прямой линии вместе с приливом нажимного диска. В картере сцепления закреплен шаровой палец 14, на котором размещена вилка 22

выключения сцепления. К раме прикреплен кронштейн 18, в котором на втулках уста­новлен валик 20 педали 21 сцепления. При выключении сцепления водитель нажимает ногой на педаль 21, которая через рычаг 17 привода и   регулировочную тягу 16 вилкой 22 выключения сцепления перемещает вперед муфту 12 выключения сцепления. Последняя пажи мает через подшипник 13 на внутренние концы оттяжных рычагов //, отводящих нажимной диск 4 от ведомого диска Л, вследствие чего прекращается передача крутящего момента от двигателя к коробке передач, а нога водителя воспринимает силу сжатых пружин 15.

Шарикоподшипник 13 муфты 12 выклю­чения сцепления обеспечивает снижение трения и износа рычагов 11. При выклю­чении сцепления переднее кольцо под­шипника вращается вместе с оттяжны­ми рычагами. Момент трения в гасителе создается стальными регулировочными шайбами и фрикционными паронитовыми кольцами. Масленка 7 колпачкового типа, установленная в картере 2 сцепления, служит для смазывания муфты выключе­ния сцепления и ее подшипника 13. При повороте колпачка масло из масленки поступает к муфте по гибкому шлангу. Для полного выключения сцепления между торцом подшипника 13 муфты 12 и головками оттяжных рычагов 11 во вклю­ченном сцеплении имеется зазор, который по мере износа накладок ведомого диска постепенно уменьшается и чтобы избежать частых регулировок этот зазор делают за­ведомо большим (3...4 мм).

Зазор регулируют, изменяя регулировоч­ной гайкой длину тяги 16. Все детали сцепления расположены внутри алюминие­вого литого картера 2, нижняя съемная половина которого изготовлена из стали.

Сцепление автомобиля ГАЗ-6611 отли­чается от сцепления автомобиля ГАЗ-5312 наличием гидравлического привода (рис. 12.3, б). Педаль 49 сцепления, главный цилиндр 48 с рычагами и тягами со­ставляют отдельный блок, прикрепляемый болтами к кабине водителя. Тягой 28 педаль сцепления, удерживаемая в крайнем заднем положении пружиной 29, соединена с рычагом 34. К рычагу при­креплен толкатель 44 главного цилиндра 48.

Внутренняя пружина цилиндра постоян­но отжимает поршень 46 с внутренней и внешней манжетами в крайнее зад­нее положение, ограничиваемое крышкой главного цилиндра. Между поршнем и внутренней манжетой установлена сталь­ная шайба, предотвращающая «заплывы» манжеты в перепускные отверстия головки поршня. Бачок 27 через шланг 30 компен­сационным отверстием А соединен с рабо­чей частью главного цилиндра, а перепуск­ным отверстием Б — с нерабочей частью.

Трубопровод 50, а также гибкий шланг 51 соединяют главный цилиндр с рабочим цилиндром 40. В корпусе рабочего цилинд­ра 40, закрепленного на картере сцеп­ления, находится поршень 41 с уплотнительной манжетой. Пружина 39 постоян­но отжимает вилку выключения сцепле­ния 35, толкатель 38 и поршень 41 в крайние передние положения.

При нажатии на педаль сцепления уси­лие передается поршню главного цилинд­ра через тягу 28, рычаг 34 и толкатель 44. Поршень, перемещаясь вперед и пере­крывая компенсационное отверстие А, вытесняет жидкость в рабочий цилиндр 40. Поршень 41 рабочего цилиндра через толкатель воздействует на внешний конец вилки выключения, поворачивая ее вокруг шаровой опоры. Внутренний конец вилки через муфту 12 выключения сцепления и оттяжные рычаги 11 отводит нажимной диск 4, выключая сцепление. При отпускании педали сцепления под действием пружи­ны поршень 46 главного цилиндра возвра­щается в исходное положение, причем в его рабочей полости создается разреже­ние. Жидкость, заполнившая полость за поршнем, из резервуара через перепускное отверстие 5 и через отверстие в головке поршня перетекает в рабочую полость ци­линдра, отжимая стальную шайбу и кром­ку внутренней манжеты. Когда под дейст­вием пружин сцепления все детали вернутся в исходное положение и произой­дет включение сцепления, жидкость из ра­бочего цилиндра 40 вытеснится в главный цилиндр 48, а избыточное ее количество через компенсационное отверстие А посту­пит в бачок 27 через шланг 30,

В правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между подшипником муф­ты выключения сцепления и концами оттяжных рычагов составляет 2 мм, сво­бодный ход конца выключающей вилки в этом случае равен 4...5 мм, а свобод­ный ход педали 32...44 мм.

 


 

Рис. 12.3. Сцепление и его привод:

а - сцепление автомобиля ГАЗ-5312; б - привод сцепления автомобиля ГАЗ-6611; 1 —маховик; 2 —картер сцепления; 3 —ведомый диск; 4 —нажим­ной диск; 5, 6 и 13 —подшипники; 7 —масленка; 8 —регулировочная гайка; 9 —опорная вилка; 10— кожух сцепления; 11 —оттяжной рычаг; 12 —муфта выключения сцепления; 14 —шаровой палец; 15 — нажимная пружина; 16 —регулировочная тяга; 17-- рычаг привода; 18 —кронштейн педали сцепления; 19 —пружина педали сцепления; 20 —валик педали сцепления; 21 — педаль сцепления; 22 —вилка выклю­чения сцепления; 23 —пружина вилки выключения сцепления; 24 —упорный палец; 25 —ступица ведо­мого диска; 26 —пружина гасителя крутильных колебаний; 27 —бачок; 28 —тяга; 29 —оттяжная пру­жина педалей; 30 —соединительный шланг; 31 — кронштейн крепления педали сцепления; 32— крон­штейн промежуточных рычагов; 33 —подшипник; 34 —промежуточный рычаг; 35 —вилка выключения; 36 —регулировочная гайка; 37 —контргайка; 38 — толкатель; 39 —оттяжная пружина вилки; 40 — корпус цилиндра; 41 — поршень; 42 —колпачок пере­пускного клапана; 43 —выключатель сигнализатора включения стояночной тормозной системы; 44 —тол­катель главного цилиндра; 45 —защитный колпак; 46 —поршень; 47 — манжета; 48 —главный цилиндр;         49 —педаль; 50 и 52 —трубопроводы; 51 — гибкий шланг; А - компенсационное отверстие; Б —пере­пускное отверстие

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.004 с.)