Денежно-кредитное регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежно-кредитное регулирование



Структура денежно-кредитной системы

В рамках денежно-кредитной системы (ДКС) особо выделяют банковскую или платежную систему, которая состоит из системы учреждений, набора инструментов и процедур, используемых для передачи денежных средств между физическими и юридическими лицами с целью выполнения возникающих у них ежедневно платеж­ных обязательств. Задачи создания и поддержания устойчивости банковской системы, проведения денежно-кредитной политики воз­лагаются на правительство и центральный банк.

В рыночной экономике предпринимательские способности, технологические возможности, информация становятся товаром и, наряду с другими товарами, могут быть обменены на обобщенную по­купательную способность при посредничестве ДКС.

Роль посредников выполняют банки и другие кредитно-финан­совые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, ссудосберегательные ассоциации и другие специализированные организации — как в частном порядке, так и при участии государства.

Формы финансового посредничества весьма разнообразны, и в последнее время они появляются в больших количествах. С разви­тием новых форм возникает большое разнообразие видов финансо­вых активов, которые называют финансовыми инструментами. Это не только валюта разных стран, но и акции, облигации, заклад­ные, соглашения REP01, депозитарные расписки и многое другое.

Посредниками в большинстве являются депозитные учреждения. В этом случае клиенты таких учреждений размещают свои денежные средства на депозитных счетах, а названные учреждения по своему усмотрению передают эти активы другим заемщикам. Если учреж­дение само эмитирует ценные бумаги (создает финансовые инстру­менты) и продает их напрямую, оно является не депозитным учреж­дением.

Депозит — денежные средства или ценные бумаги, помещаемые для хранения в кредитные учреждения и подлежащие возврату внес­шему их лицу на заранее оговоренных условиях.

Очевидно, что может наблюдаться процесс, обратный финансо­вому посредничеству,— отказ от финансового посредничества. В том случае, когда процент по депозитам оказывается сравнительно не­большим, сберегатели снимают свои средства с депозитных счетов и делают прямые инвестиции, например путем приобретения государ­ственных казначейских обязательств (ГКО) или облигаций.

Почему же во многих случаях фирмы и домохозяйства прибегают к услугам финансовых посредников? Дело в том, что, являясь про­фессиональными участниками финансовых рынков, посредники могут предложить сберегателям диверсифицированные портфели активов, помогая им таким образом не «складывать все яйца в одну корзину».

Диверсификация — это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми активами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) од­ного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого (в теории фирмы — стратегическая ориентация на создание много­профильного производства).

Уже говорилось о том, что денежный рынок и рынок кредитов являются обособленными макроэкономическими агрегатами наряду с рынками благ и труда. Рынок кредитов называют также рынком капитала (финансового). Его специфика и отличие от денежного рынка заключаются в том, что на этом рынке осуществляется дви­жение долгосрочных накоплений (со сроком более одного года), то­гда как на денежном рынке обращаются инструменты, которые об­служивают краткосрочные кредитные соглашения (сроком до одно­го года). Рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, является частью финансового рынка и обслуживает как денежный рынок, так и ры­нок капиталов.

Финансовый инструмент — вид финансового актива: деньги или ценные бумаги.

Фондовый инструмент — свидетельство долевого участия в капи­тале компании, например акции.

Ценная бумага — это: 1) финансовый инструмент в виде денежно­го документа, передающего его владельцу право на долю в конкрет­ном имуществе и получение дохода с него; 2) денежный документ, свидетельствующий о предоставлении займа и правах кредитора.

Финансовые рынки могут быть первичными и вторичными. На первичном продаются и покупаются вновь выпущенные ценные бу­маги. На вторичном торгуются ценные бумаги, уже находящиеся в обращении. Первичный финансовый рынок существует для государ­ственных ценных бумаг, корпоративных облигаций и акций. На него допускаются только крупные инвестиционные банкиры, выполня­ющие роль андеррейтеров. Андеррейтинг (underrating) заключается в том, что инвестиционный банкир берет на себя обязательство обес­печить заранее оговоренную цену (акции) и доходность (облигации) ценной бумаги, выпущенной эмитентом.

На вторичном рынке крупные партии ценных бумаг разбиваются на более мелкие и распродаются по более высоким ценам. Назначе­ние вторичного рынка — обеспечить более высокую ликвидность ценных бумаг. На этом рынке главными действующими лицами яв­ляются брокеры — посредники, которые организуют взаимодействие покупателей и продавцов финансовых инструментов одного типа. Как правило, брокеры становятся специалистами на рынке ценных бумаг определенного типа (например, государственных казначейских обязательств, акций металлургических компаний и т.п.); при этом они должны хорошо представлять себе специфику определенной отрасли, особенности формирования конъюнктуры. За свои услуги брокеры получают комиссионные (брокерское вознаграждение).

В структуре рынка капиталов выделяют рынки: акций, ипотечный (рынок закладных на недвижимость), корпоративных облигаций, долгосрочных государственных ценных бумаг.

В составе денежного рынка различают рынок казначейских век­селей, крупных депозитных сертификатов, коммерческих бумаг и банковских акцептов. Важной составляющей денежного рынка яв­ляется также рынок федеральных фондов (ссуд центрального банка по залог банковских резервов). В последнее время возникают новые типы рынков, связанных с появлением новых финансовых инстру­ментов, таких как соглашения REPO, ипотеки и облигации с плава­ющей ставкой, форвардные контракты и другие, которые более под­робно изучаются в теории финансов и банковского дела.

Банковская система, механизмы управления денежным предложением

В России (и Советском Союзе) до 1990г. функционировала одно­уровневая банковская система: Государственный банк с его отделе­ниями и клиенты; отдельно — юридические лица, а для физических лиц существовал Сберегательный банк.

В 1988г. появились первые российские коммерческие банки и началось формирование двухуровневой банковской системы. На верхнем уровне теперь расположен Центральный банк России, на втором — остальные виды кредитных учреждений (в большинстве своем — коммерческие банки).

Основными позитивными факторами, влияющими на развитие российских банков и отмечаемыми большинством рейтинговых агентств, являются:

благоприятный макроэкономический климат в стране;

повышение доверия к банкам и рост спроса на банковские услуги со стороны предприятий и населения;

растущая диверсификация банковского бизнеса, особенно в рознице;

повышение профессионализма и качества управления, в том числе контроля рисков;

последовательное изменение модели развития банков, четкое позиционирование себя на рынке;

постепенный переход на международные стандарты оценки и планирования бизнеса.

К негативным факторам можно отнести:

несовершенство системы банковского регулирования и надзора:

рост расслоения банков, увеличение разрыва между частными и государственными банками;

риски, связанные с непрозрачностью структуры собственности;

значительную концентрацию кредитных портфелей и ресурсной базы в нескольких отраслях экономики;

неустойчивость показателей прибыльности, обусловленную вы­сокой концентрацией бизнеса в отдельных сегментах и высоким удельным весом доходов от операций с ценными бумагами;

высокую нагрузку на банковский капитал, обусловленную быс­трым ростом активов.

Центральный банк, коммерческие банки и небанковский сектор (другие экономические агенты) определяют предложение денег. Здесь, так же как и в случае с автономными расходами (в модели Кейнса), действует мультипликативный эффект. Причем механизмы этого эффекта и в том и в другом случае похожи, различия суще­ствуют лишь в способах его проявления. В случае с расходами обра­зуется цепочка расходов, а в случае с предложением денег банков­ским сектором — цепочка депозитов и кредитов. Каждый банк обя­зан сохранить определенную часть денег, полученных в качестве депозитов.

Таблица. Основные показатели банковской системы, млрд. руб.

Показатель 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007
Активы 7136,9 9750,3 14 045,6
Капитал 946,6 1241,8 1692,7
Кредиты предприятиям и организациям 3189,3 4187,9 5802,7
В том числе просроченная задолженность 48,8 53,3 66,3
Кредиты физическим лицам 618,9 1 179,3 2 065,2
В том числе просроченная задолженность 8,6 22,1 53,9
Сумма средств предприятий и организаций на 1273,1 1674,1 2361,2
счетах      
Объем вкладов физических лиц 2003,4 2754,6 3793,5

 

Денежный мультипликатор — величина, равная приращению денежного предложения, получаемого в результате увеличения де­нежной базы на единицу. Заметим, что предложение денег уменьшится на величину, рас­считываемую с помощью если денежная база сократится.

Экономисты иногда называют сумму (С + R) деньгами повышен­ной мощности, так как 1 руб. может представлять собой несколько рублей на счетах в банковской системе. Чем выше требуемая норма резервирования, тем меньше «мощность» каждого рубля денежной базы, и наоборот.

С помощью формулы можно выделить параметры, влия­ющие на величину денежного предложения. Это, очевидно, коэф­фициент депонирования денег (с). Но данный показатель полностью определяется предпочтениями населения, и его нельзя изменить ре­шением Центрального банка или даже правительства.

А вот норма резервирования определяется в нормативных документах Центрального банка, и с ее помощью он в состоянии влиять на денежное предложение в стране. Правда, делать это нужно очень аккуратно, так как данная норма является ключевым показателем, который принимают во внимание коммерческие банки, рассчитывая свою политику на много лет вперед. И если норма резервирования изменится хотя бы незначительно, это может нарушить все расчеты и долгосрочные прогнозы. Поэтому к изменению нормы резервиро­вания ЦБ прибегает очень редко.

Тем не менее, ЦБ России был вынужден в начале 2000г. увеличить норму резервирования по рублевым и валютным вкладам коммерче­ских банков, а также по депозитам физических лиц. В результате обязательные резервы увеличились по рублевым вкладам на 17 млрд. руб., а по валютным — на 12 млрд. руб. Однако «инфляцион­ный навес» над экономикой в 2000г. сохранился (показатель М2 вы­рос за этот год на 62%, превысив запланированную величину более чем в 2,5 раза). Возросший спрос населения на деньги (вследствие роста доходов) позволил сохранить показатель инфляции по итогам года в рамках прогнозных значений (20%).

Самым «безопасным» способом воздействия на денежное предложение со стороны Центрального банка являются покупки и прода­жи им государственных облигаций. Во многих учебных пособиях ука­зывается, что такие операции осуществляются ЦБ на открытом рын­ке, но мы должны уточнить, что это — рынок ценных бумаг, к которому имеют доступ и фирмы и физические лица.

Ценой облигации считается процент, выплачиваемый ее владель­цу по истечении определенного срока. Чем больше цена облигации, тем привлекательнее она для потенциального покупателя. Причем, если государственная облигация и облигация корпорации имеют одинаковую цену, покупатель непременно выберет государственную, потому что она наименее рискованная из всех ценных бумаг.

Центральный банк имеет право менять цену государственных облигаций. Если данная цена будет увеличена, государственных обли­гаций будут покупать больше. Для этого потребуется больше денег. Они будут уходить с денежного рынка, денежная масса уменьшится. В результате увеличится ставка процента и предприятия будут мень­ше инвестировать. Такая политика может проводиться ЦБ в том слу­чае, если экономика будет «перегрета».

Таблица. Основные показатели денежно-кредитной системы, млрд. руб.

  01.01.2007 01.06.2007
Денежная база [узкое определение) 3208 3264
Наличные деньги в обращении (вне Банка России) 30Б2 3110
Обязательные резервы 14Б 154
Чистые международные резервы 7998 10517
В млрд долл. США 304 399
Чистые внутренние активы -4789 -7253
Чистый кредит расширенному правительству -3696 -4851
Чистый кредит федеральному правительству -3350 -4186
Остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России -346 -664
Чистый кредит банкам -810 -2006
Валовой кредит банкам 28 0
Корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирова­ния свободной банковской ликвидности -838 -2006
Прочие чистые неклассифицированные активы -283 -397

 

Если экономика испытывает недостаток денежных средств, ЦБ, уменьшив цену государственных облигаций, снижает стимулы экономических агентов держать их на руках. Люди продают облигации, чтобы вложить деньги в более доходные активы, денег в экономике становится больше, ставка процента увеличивается. У предприятий появляется возможность получать более дешевые кредиты для раз­вития производства.

Когда ЦБ продает или покупает бумаги на открытом рынке, это оказывает на экономику тройной эффект:

изменяется структура резервов депозитных учреждений;

меняется цена и, следовательно, доходность ценных бумаг;

меняются ожидания экономических агентов.

Другим инструментом управления денежным предложением со стороны ЦБ является учетная ставка процента.

Учетная ставка процента — ставка процента по кредитам ЦБ, выдаваемым коммерческим банкам; коммерческие банки затем кре­дитуют своих клиентов, прибавляя к учетной ставке дополнительный процент — банковскую маржу.

Низкая учетная ставка служит приглашением коммерческим бан­кам увеличивать заимствования у ЦБ и затем по меньшей, чем ранее, ставке предлагать кредиты своим клиентам. В результате растут де­нежная база и предложение денег.

Сегодняшнее положение дел в секторе финансового капитала российской экономики характеризуется недостаточно высокой долей кредитования реального сектора. В общем объеме инвестиций предприятий за последние годы кредиты банков составили менее 5%. При этом десятки миллиардов свободных денег по-прежнему остаются на корреспондентских счетах и в малодоходных депозитах ЦБ. Вы­сокий риск кредитования реального сектора ограничивает увеличе­ние дальнейшего объема кредитования. В такой ситуации учетная ставка ЦБ имеет больше политическое, чем практическое значение. С ее помощью ЦБ может формировать ожидания рынка. Снижая ставку процента даже при росте инфляции, Центральный банк Рос­сии демонстрирует уверенность в устойчивости положительных тен­денций в экономике.

Очевидно также, что количество коммерческих банков, размер их уставного капитала имеют значение. Большее количество банков позволяет большему числу предприятий пользоваться услугами бан­ковской системы и упрощает взаимодействие с ней. Больший размер уставного капитала коммерческого банка делает его более надежным и служит гарантией стабильного развития не только самого банка, но и его клиентов.

Так, большинство обанкротившихся в результате кризиса августа 1998г. российских банков имели сравнительно небольшой уставный капитал. Осенью этого же года Центральный банк России принял постановление, согласно которому все коммерческие банки должны были привести свой уставный капитал к требуемой величине — не меньше 5 млн. ЭКЮ в рублевом эквиваленте.

ЦБ строго следит за соблюдением нормативных требований. Од­ним из таких требований служит лимит кредитования. Максимально допустимое значение норматива долгосрочной ликвидности (отно­шение всей долгосрочной задолженности банку к сумме капитала и обязательств банка по кредитам и депозитам) устанавливается в раз­мере 120%. Среди прочих действует требование, предъявляемое к размеру обязательств до востребования коммерческого банка. Он не должен превышать объем высоколиквидных активов банка более чем в 5 раз (норматив мгновенной ликвидности).

В целях повышения надежности капитала банка были приняты следующие требования к его структуре.

Размер базисного капитала должен быть не менее 50% общего объема капитала банка. Причем базисный капитал должен опреде­ляться после выплаты налогов из прибыли.

Сумма вспомогательных обязательств не должна превышать 50% общей суммы базисного капитала. Если общие резервные фон­ды на случай кредитных потерь:

включают активы с заниженной оценкой, то их объем не должен превышать 1,25 процентного пункта или в исключительных случаях 2 процентных пунктов от размеров активов, подверженных рискам. Если резервы от ревальвации активов принимают форму скрытых доходов от нереализованных ценных бумаг, то они подлежат скидке на 55%.

Принимая во внимание экономические изменения, происходя­щие в нашей стране, необходимо учитывать эти требования в про­цессе разработки нормативных актов по регулированию банковской деятельности.

В целях интегрирования нашей банковской системы в мировую необходимо и дальше приближать нормативные требования по ор­ганизации структуры капитала коммерческих банков к международ­ным принципам.

Назвав операции с ценными бумагами на открытом рынке, а также изменение учетной ставки или резервных требований в качестве ос­новных инструментов денежно-кредитной политики, следует заме­тить, что ЦБ прибегает к ним не так часто, как можно было бы ожи­дать. Одна из причин такого положения дел заключается в том, что часто бывает невозможно понять все взаимозависимости экономических параметров настолько, чтобы направить действие денежно- кредитной политики непосредственно на достижение определенных экономических целей. Вместо этого определяются и используются в качестве критериев промежуточные цели денежно-кредитной поли­тики. Промежуточная цель — это экономическая переменная, кото­рую ЦБ стремится контролировать.

Другая причина заключается в несовершенстве и неполноте информации. По многим макроэкономическим показателям более или менее точная информация становится доступной только через определенный промежуток времени (так называемый временной лаг).

Существует несколько условий, которым должна удовлетворять промежуточная цель. Они заключаются в следующем.

Согласованность с основными целями государственной денежно- кредитной политики. Следовательно, ЦБ будет заботиться о дости­жении промежуточной цели, только если это помогает достичь основных целей экономической политики.

Измеримость. Должна быть выбрана переменная, которую ЦБ может правильно и точно измерить.

Своевременность. Макроэкономический показатель, который ЦБ может измерять лишь время от времени, не станет промежуточ­ной целью, учитывая то, что точно такая же проблема возникает и для переменных основной цели.

Контролируемость. Для того чтобы макроэкономический пока­затель оказался полезным, став промежуточной целью, ЦБ должен иметь возможность влиять на величину этого показателя. Более того, необходима устойчивая и доступная для понимания зависимость между инструментами монетарной политики и промежуточным по­казателем, такая, чтобы ЦБ мог осуществлять контроль его значений и достигать необходимых параметров. Соблюдение всех этих усло­вий — достаточно сложная задача. Тем не менее, нужно удовлетво­рить эти требования. Иначе ЦБ не достигнет основных целей моне­тарной политики.

Одной из возможных промежуточных целей может стать номинальная процентная ставка. Преимущество выбора такой промежуточной цели заключается в том, что контроль величины процентной ставки автоматически стабилизирует номинальный доход и совокуп­ный спрос в условиях нестабильного спроса на деньги или денежно­го мультипликатора. Однако существует возможность вызвать мак­симальные колебания реального дохода и совокупного спроса в ре­зультате изменений ожидаемых расходов. Это является основным недостатком. Кроме того, некоторые экономисты говорят о невоз­можности контроля и управления процентными ставками в долго­срочном периоде.

Другой вариант промежуточной цели — денежная масса. Преимущество ее заключается в том, что контроль и управление денежной массой стабилизирует реальный доход и совокупный спрос при нестабильности реальных расходов. И это воздействие эффективнее, чем в случае со ставкой процента. Недостаток: выбор такой проме­жуточной цели может привести к колебаниям реального дохода и совокупного спроса, связанным с нестабильностью спроса на деньги. Экономисты также не пришли к соглашению по поводу наилучшего измерения и контроля денежных агрегатов, а взаимозависимость денежных агрегатов не была постоянной в последние годы.

Как видим, выбор инструментов монетарной (денежно-кредит­ной) политики непрост и часто затрудняется еще и тем, что он ока­зывается предметом политического спора. Основные расхождения во взглядах экономистов на способы оценки эффективности моне­тарной политики заключаются в определении параметров уравнения денежного обмена: денежной массы и скорости обращения денег. По отношению к мерам денежно-кредитной политики экономисты де­лятся на сторонников определенных правил и на сторонников дис­креционных мер.

Основное правило: меры монетарной политики стабилизируют экономику, только если они носят антициклический характер.

Препятствием осуществлять эффективную антициклическую монетарную политику служит наличие временных лагов. Они включа­ют в себя задержку распознавания (между возникновением потреб­ности в осуществлении политики и распознаванием этой потребно­сти), задержку осуществления (между распознаванием потребности и проведением политики) и задержку передачи (между мерой поли­тики и ее воздействием на экономику).

Сторонники дискреционной монетарной политики признают проблему временных лагов, но считают, что она может быть частич­но снята путем нахождения способов снижения длительности лагов. Приверженцы правил монетарной политики считают, что эта про­блема в настоящее время непреодолима, и поэтому дискреционная политика больше дестабилизирует, а не стабилизирует экономику.

Правоту тех или других групп экономистов можно оценить, лишь принимая во внимание конкретные социально-экономические и исторические условия, в которых будет реализовываться монетарная политика. Однако очевидно следующее: реализация данной полити­ки, какими бы способами она ни проводилась, должна осуще­ствляться в тесной связи с бюджетно-налоговой (фискальной) и внешнеэкономической политикой государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.03 с.)