Основные этапы развития инфляции в России и ее регулирование как фактор экономического роста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития инфляции в России и ее регулирование как фактор экономического роста



 

Для стабилизации и подъема экономики необходимо регули­рование инфляции. Она присуща рыночной экономике и вызывает отрицательные социально-экономические последствия, если дости­гает значительного размера. Вместе с тем, судя по мировому опыту, взятая под контроль небольшая инфляция может стимулировать эко­номическое развитие.

Регулирующие меры должны быть направлены, с одной стороны, на сдерживание инфляции в рамках установленных целевых ориен­тиров, с другой стороны — на обеспечение стабильного экономиче­ского роста и решения социальных проблем.

Роль денежных факторов инфляции. В условиях перехода к рыночной экономике инфляция в России приобрела огромные масштабы и с 1992г. переросла в стагфляцию (сочетание экономического спада с инфляцией). Потребительские цены выросли в 1992г. в 26,1 раза;

в 1993г.— в 9,4 раза; в 1994г.— в 3,2 раза; в 1995г.— в 2,3 раза в усло­виях снижения ВВП, промышленного производства, инвестиций. Наметившееся с 1996 г. замедление темпа инфляции (21,8% в 1996г.; 11% в 1997г.) оказалось эфемерным. Следствием глобального кри­зиса, разразившегося в России в августе 1998 г., явилось усиление инфляции до 84,4%. В последующие годы инфляция была подавлена, но темп ее относительно высок, он долгое время превышал целевые установки. Впервые за новейшую историю в 2003г. Правительству РФ удалось удержаться в рамках собственного прогноза (хотя про­гноз этот подвергался коррекции в сторону увеличения целевого показателя) темпов прироста индекса потребительских цен (12%). Несмотря на это, не стоит забывать, что в мировой прак­тике инфляцию, превышающую темпы экономического роста, при­нято считать негативным фактором. Нормативные показатели ин­фляции для США и ЕС не превышают 2%, что несколько ниже при­роста ВВП.

Следует отметить, что прогноз темпов прироста индекса потребительских цен (ИПЦ) на 2005г., который первоначально был опре­делен в рамках 8,5% (но уже весной планка была поднята до 10%), оказался неверен. В 2006г. официальная информация по итоговой инфляции совпала с верхней планкой прогноза Правительства РФ, но подобная стабильность продолжалась недолго, и уже в 2007г. пла­новые показатели по инфляции оказались превышены.

 

 

Таблица. Темп инфляции (%)

Показатель

Г од

1998 2000 2005 2006 2007
Потребительские цены: прогноз" фактически 84,4 18 20,2 8,5-10 10,9 8,5-9 9,0 8 11,9
Индекс цен на промышленную продукцию 23,2 31,6 13,4 10,4 25,1
Индекс тарифов на грузовые перевозки 16,7 51,5 16,6 15,8 16,7
Индекс цен на строительно-монтажные работы 9,7 40,5 15,8 14,9  

Официальные доклады Правительства РФ.

Источник: Российский статистический ежегодник. 2007.

 

Следовательно, для регулирования инфляции важно реально оценивать ее уровень с учетом разных показателей: потребительских цен, цен производителей и базовой инфляции. Последняя исключа­ет влияние административно регулируемых цен на платные услуги населению. С учетом этих показателей в России сохраняется значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке может вновь привести к росту цен. Поскольку инфляция не побеж­дена, актуальной остается проблема ее регулирования.

В России накоплен определенный опыт в этой сфере — как негативный, так и позитивный. В целях сдерживания высокого темпа инфляции Россия впервые в мировой практике применила дефля­ционную политику в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада, причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. За рубежом дефляция применяется в условиях «перегрева» экономики, и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается. В России, несмотря на снижение задолженности по заработной плате и пенси­ям, эта проблема в некоторых регионах остается актуальной. Напри­мер, на 1 января 2008г. — 2,668 млрд. руб. (задолженность имелась перед более чем 0,5 млн. человек). Имеющиеся задолженности на текущий момент вызваны не нехваткой денежных средств, а несо­вершенством механизма трансферта и надзора за финансовыми по­токами.

Одной из причин ориентации антиинфляционной политики на сжатие денежного предложения стало принятие в России в 1990-х гг. монетаристской концепции инфляции. В итоге антиинфляционная политика России до 2001 г. определялась в основном таргетированием денежных агрегатов, жестким контролем над денежным предло­жением без учета немонетарных факторов инфляции и изменений спроса на деньги. Начиная с 2001 г. и до осени 2008 г. имела место удачная для России конъюнктура мировых цен на энергоресурсы. Это является, к сожалению, основным фактором, способствующим поддержанию инфляции на относительно невысоком уровне.

Цена подавления денежных факторов инфляции оказалась высо­кой. Сжатие совокупного денежного предложения отрицательно повлияло на реальный и потребительский сектора экономики, вы­звало уменьшение реально располагаемых денежных доходов (на 17% в 1998г. и на 15,7% в 1999г.) и реальной заработной платы (на 13,6% в 1998г. и на 22,8% в 1999г.). Лишь в результате начавшегося эконо­мического роста реально располагаемые денежные доходы населения стали расти, но их динамика неустойчива и периодически замедля­ется, например в конце 2003г. На практике оказалось, что только монетаристскими методами невозможно подавить не денежные фак­торы инфляции, коренящиеся в процессе воспроизводства.

Основанная на монетаристских рецептах антиинфляционная политика усугубила экономический спад, продолжавшийся в течение 10 лет до 2000г., снижение жизненного уровня народа. Несмотря на начавшийся экономический рост, дифференциация населения по уровню доходов остается значительной. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных групп населения показывает почти 15-кратный разрыв. Глобальный, в том числе валютно-финансовый кризис 1998г., обнажил мифичность не только официально объявленной финансовой стабилизации, но и монетаристской кон­цепции инфляции. Темп инфляции резко возрос (84,4% в 1998г.), хотя денежный агрегат М2 в августе (343,6 млрд. руб.) был ниже ян­варского уровня (361,2 млрд.), а в сентябре чуть превысил августов­ский показатель (365,8 млрд.), что опровергает монетаристскую тео­рию инфляции.

Мировое сообщество давно отказалось от ориентации только на теорию классического монетаризма и сочетает его рецепты, в част­ности рыночного регулирования, с кейнсианскими рекомендациями государственного регулирования экономики и инфляции.

Цель регулирования инфляции — не подавление ее любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государствен­ными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Неболь­шая инфляция может увеличивать платежеспособный спрос и тем самым стимулировать экономический рост.

Независимо от того, в какой сфере зарождается инфляция, воз­никает цепная реакция и обратная связь, так как производство, рас­пределение, обмен и потребление взаимосвязаны. Будучи следствием экономического спада и разбалансированности экономики, инфля­ция усугубляет диспропорции воспроизводства и дезорганизует хо­зяйственные связи. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство прибылей, ставок заработной платы, стиму­лирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой. Инфляция обесценивает денежные накопления предприятий, насе­ления и ослабляет заинтересованность в результате хозяйственной деятельности, стимулирует развитие «теневой» экономики и анти со­циальных явлений.

Регулирование инфляции в стратегии развития рыночной эконо­мики включает, помимо общеэкономических мер и завершения на­чатых реформ, ориентацию экономической политики на стабилиза­цию и подъем национального производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

Важным направлением успешного регулирования инфляции яв­ляется оживление инвестиций, концентрация средств на приоритет­ных проектах. Снижение инвестиций в основной капитал в 1990-х гг. и незначительный рост в последующие годы свидетельствуют о не­удовлетворенном инвестиционном спросе, недоступности финансо­вых и кредитных ресурсов для производственного сектора, низкой платежеспособности предприятий. В 2006 г. около половины инвес­тиций в промышленность приходилось в основном на долю крупнейших экспортеров топливно-энергетического и транспортного комплекса. Доля же инвестиций в топливно-энергетический комп­лекс в валовых инвестициях в промышленность колеблется около 60%. Между тем для регулирования инфляции важно увеличение доли инвестиций в машиностроении, металлообрабатывающих от­раслях, пищевой промышленности, предприятиях связи, сельском хозяйстве.

Для повышения эффективности регулирования инфляции следу­ет активизировать инвестиционный потенциал, приостановить ухуд­шение состояния промышленного аппарата. Положительной тен­денцией стало увеличение с 2001 г. инвестиций производственных предприятий (за счет собственных средств и банковских кредитов), но пока преимущественно в экспорто ориентированных отраслях.

Для сдерживания инфляционного процесса важно ускорить начавшуюся адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования, снизить достаточно высокую долю убыточных предприятий (более 30% в 2006 г.).

Ключевое место в антиинфляционной политике занимает укреп­ление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их испол­нением. Попытки решить бюджетные проблемы в 1990-х гг. за счет наращивания государственного внутреннего и внешнего долга уси­ливали зависимость российской экономики от внешних факторов и состояния рынка правительственных ценных бумаг.

В регулировании инфляции важную роль играет совершенство­вание налоговой системы после кризиса 1998г. Введение в действие части первой Налогового кодекса РФ (с 1 января 1999г.) и части вто­рой (с 1 января 2001г.) позволило упростить налоговую систему, сни­зить и выровнять налоговое бремя. С этой же целью была введена единая ставка налога на доходы физических лиц (13% вместо про­грессивного налога от 12 до 35%), а также единый социальный налог по регрессивной шкале. Введение налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых позволило в некоторой сте­пени легализовать экономическую деятельность и повысить изъятие экономической ренты в пользу государства. Хотя также необходима разработка механизма изъятия природной ренты. Налоговая рефор­ма в условиях начавшегося экономического роста способствует по­вышению доходов федерального бюджета и его роли в регулировании экономики, в том числе инфляции.

Одновременно проводится жесткая политика бюджетных расхо­дов на основе введения в действие Бюджетного кодекса РФ в 2000г. В итоге стали выполняться бюджетные обязательства по финанси­рованию науки, образования, культуры, здравоохранения, социаль­ного обеспечения, погашаться кредиторская задолженность. Неэф­фективное льготное бюджетное кредитование сельского хозяйства заменено рыночной мерой — компенсацией процентных ставок по привлеченным кредитам. Изменилась форма бюджетной поддержки реального сектора экономики, которая стала осуществляться в ос­новном через банки с государственным участием и специализиро­ванные агентства в условиях сокращения прямого кредитования из бюджета, которое заменено субсидированием процентных ставок по банковским кредитам. В целях консолидации и повышения управ­ляемости бюджетных ресурсов были ликвидированы целевые бюджетные фонды (кроме фонда Министерства РФ по атомной энер­гии).

Некоторое время наблюдалось уменьшение расходов федераль­ного бюджета (с 17,2% ВВП в 1998г. до 14,7% ВВП в 2001г.), затем в 2003г. были восстановлены расходы на докризисном уровне (17,8% ВВП) с постепенным их увеличением (до 18,6% в 2008г.). Подобный подход увеличивает роль бюджетной политики в повышении эффек­тивности производства и тем самым — в регулировании инфляции.

Политика не лимитированных и бесконтрольных заимствований поставила Россию на грань банкротства: внутренний государствен­ный долг достиг 750 млрд. руб. на 17 августа 1998г.; внешний, вклю­чая государственный и частный, — 212 млрд. долл. Увеличение дол­говой нагрузки на бюджет стало одним из факторов инфляции в условиях отсутствия реальных источников обслуживания и погаше­ния долгов. Поэтому важным направлением сдерживания инфляци­онного процесса стало изменение политики в области государствен­ного долга по линии снижения суммы заимствований и расходов по его обслуживанию, выплаты обязательств государства, повышения эффективности управления долгом.

В результате новации ГКО-ОФЗ объем внутреннего государственного долга уменьшился до 550 млрд. руб. в 1999г., но сумма заимство­ваний на внутреннем рынке остается высокой (803 млрд. руб. в апре­ле 2005г.). Однако при соблюдении установленного платежного графика возможно повышение доверия инвесторов и спроса на государственные ценные бумаги, несмотря на снижение их доходности с 20—24 до 15—17%. Критическое состояние государственного внеш­него долга, который ежегодно нарастал до 2001 г., огромные затраты на его обслуживание и погашение, обременявшие федеральный бюд­жет, стимулировали повышение курса доллара США к рублю и тем самым — цен на внутреннем рынке. Благодаря принятым мерам, систематическим переговорам с иностранными кредиторами о ре­структуризации и списании внешнего долга и ограничению новых заимствований государственный внешний долг стал снижаться (158,0 млрд. долл. в 2000г.; 122,1 млрд. долл. в 2003г., 119,1 млрд. долл. в 2004 г., 110,1 млрд. долл. на 1 января 2005г. поданным федерально­го бюджета).

Для регулирования инфляции важно осуществление выработан­ной долговой стратегии РФ на среднесрочную перспективу. Она на­правлена на сокращение расходов по погашению и обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга и снижение его величины с 51,9% ВВП до 45% в 2002г. (это ниже докризисного уровня 1998г.) и до 40% ВВП к 2005г. Следует отметить, что цели данной стратегии фактически достигнуты досрочно, так как уже в 2003г. государственный долг России составил 33,8% ВВП.

Для сдерживания инфляции важно закрепить наметившиеся в 1998г. позитивные сдвиги в бюджетной сфере — увеличение доходов, повышение собираемости налогов, ориентация расходов на возрож­дение российской экономики, хотя не использован такой резерв, как сокращение непроизводительных расходов на управление. Положи­тельным фактором стало уменьшение дефицита федерального бюд­жета (3,6% ВВП - в 1997г.; 5,3% - в 1998г.; 1,4% - в 1999г.), кото­рый сменился профицитом (+ 7,5% ВВП в 2006г.).

Специфическим для России направлением регулирования инфля­ции является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. Стоит задача нормализации денежных расчетов путем ликвидации взаим­ной задолженности предприятий друг другу и бюджету.

Для сдерживания монетарных факторов инфляции важное зна­чение имеет регулирование эмиссии денег и денежной массы. С 2001г. Банк России сменил акцент с жесткого контроля за денеж­ным предложением на реагирование на изменение спроса на деньги в условиях снижения темпа инфляции.

Превышение расчетных ориентиров денежного агрегата М2 может скрывать в себе некоторый инфляционный потен­циал. Этот процесс обусловлен увеличением спроса на деньги по мере расширения сферы денежных расчетов, улучшения финансо­вого состояния ряда предприятий и сбора налогов, привлечения де­позитов в банки. Поэтому сохраняется необходимость более четкого планирования роста денежной массы с учетом требований экономи­ческого закона денежного обращения и совершенствования ее струк­туры. Вне регулирования со стороны Банка России остаются денежные суррогаты, достигающие, по оценкам некоторых экспертов, 25—30% денежной массы.

Таблица. Темп прироста денежной массы (М2) (%)

 

Год

  1999 2000

2005

2006
Прогноз* 18-28 21-25   18-20 25-36
Факт 57,2 62,4   38,6 48,8

 

Контроль Банка России за показателем денежной массы позво­ляет оценить состояние денежного обращения и инфляционные ожидания. В 1999—2007 гг. основным каналом эмиссии денег стал прирост золотовалютных резервов в связи с благоприятными резуль­татами внешнеэкономической деятельности страны. В предыдущие годы выпуск денег во многом определялся кредитованием правитель­ства со стороны Банка России, что ныне запрещено законом. Увели­чение эмиссии денег связано с необходимостью пополнения офици­альных ликвидных резервов страны путем покупки Банком России части валютной выручки экспортеров. Увеличение золотовалютных резервов более чем в 35 раз в период 1999-2008гг. (до 483,26 млрд. долл. в феврале 2008г.) — материальная основа поддержания курса рубля и источник средств для погашения внешнего долга. Негатив­ным моментом в данном процессе является то, что основная часть золотовалютных резервов России хранится в различных ценных бу­магах США, спонсируя тем самым американскую экономику. Сле­дует отметить, что структура золотовалютных резервов РФ на 2007 г. составляла примерно 50% — доллары, 40% — евро, около 10% — ос­тальная валюта, золото и прочие резервные активы.

Новым явлением с 2001г. стало частичное использование миро­вой практики таргетирования инфляции. Целевые ориентиры роста цен устанавливаются Банком России с учетом широкого круга эко­номических показателей. В этом проявляется переход от присущей монетаризму денежной трактовки инфляции к анализу ее как мно­гофакторного процесса. В результате пересмотра макроэкономичес­кой политики с конца 1998г. Банк России взял курс на повышение ликвидности экономики. Все же, несмотря на увеличение денежной массы, коэффициент монетизации в России невелик (около 38% на начало 2008 г. против 50-60% в развитых странах). Низкая насыщен­ность ВВП рублевой массой в начале 1990-х гг. стимулировала появ­ление множества неофициальных эмиссионных центров, выпуска­ющих денежные суррогаты. В этом выразилась стихийная реакция хозяйственного оборота на сжатие денежной массы вопреки требо­ваниям экономического закона денежного обращения.

Важным объектом регулирования инфляции является скорость обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.

Составной частью антиинфляционной политики в стратегии экономического роста является санация и реструктуризация банковской системы. После кризиса активы банков увеличились в несколько раз в реальном исчислении. Количество действующих банков снизилось с 1478 (1999) до 1089 (февраль 2008), и тенденция к сокращению их количества сохраняется.

Регулирование цен — самое трудное направление антиинфляционной политики. В условиях несовершенной конкуренции в России, значительной доли импортных товаров на потребительском рынке и однозначной зависимости динамики потребительских цен от сниже­ния курса рубля к доллару рыночное регулирование цен малоэффек­тивно. Даже при повышении курса рубля к доллару цены не снижа­ются. Усиливается дисперсия цен на одни и те же товары. Наглядный пример — лекарственный рынок. В мировой практике принято при необходимости дополнять рыночное регулирование цен государ­ственным на предметы первой необходимости. Во время кризиса 1998г. в некоторых регионах были предприняты отдельные попытки ограничить рост цен в пределах 10—20% (при росте цен свыше 40% в среднем по стране).

Одним из антиинфляционных факторов является сдерживание роста регулируемых государством цен и тарифов на продукцию ес­тественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные пе­ревозки). Удорожание продукции естественных монополий обуслов­ливает значительную часть от общего роста потребительских цен.

Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс. Российский рынок ценных бумаг бурно развивался и по количественным показателям приближался к статусу развитого рын­ка. В середине 1997г. он вышел на первое место в мире по увеличе­нию курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада, продол­жавшегося десятилетие, таил опасность кризиса. Особую угрозу представляла финансовая пирамида ГКО-ОФЗ, которая сравнялась с объемом денежной массы. Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для покрытия бюджетного дефицита, но в мировой практике принято его регулировать. Выпла­та высоких доходов по ним поглощала свыше 30% бюджетных рас­ходов в конце 1998г. Чрезмерный рост сектора государственных цен­ных бумаг на фондовом рынке усилил инфляцию, подрывая инвес­тиции и истощая кредитный рынок.

Рынок государственных ценных бумаг восстановил свои позиции по доверию инвесторов только к 2001г. впервые после кризиса 1998г. Рынок корпоративных акций постепенно развивается. В комплексе мер по активизации рынка ценных бумаг важное место занимает формирование его конструктивной функции перераспределения привлеченных капиталов в реальный сектор экономики в целях ее стабилизации и подъема.

Объектом регулирования являются не только внутренние, но и внешние факторы инфляции. Либерализация внешнеэкономической деятельности, поспешное введение конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания объективных условий откры­ли шлюзы внешних факторов инфляции. Периодическое снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, газ, черные металлы, острая конкурентная борьба между экспортерами на мировых рынках отри­цательно влияют на инвалютные поступления России. Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры для российской экспортной продукции, в первую очередь повышение цен на нефтепродукты с апреля 1999г. по октябрь 2008г., способствовало вместе с девальва­цией рубля на 80% улучшению торгового баланса и увеличению ва­лютной выручки, но мировой нефтяной рынок нестабилен и подвер­жен не только экономическому, но и политическому влиянию. Также под влиянием роста цен на импортируемые товары в России повы­шаются цены на все товары, включая отечественные, не имеющие импортного компонента. Рост физического объема импорта привел к повышению его доли во внутреннем потреблении.

До последнего времени экономика России была подвержена тако­му явлению, как импорт инфляции, прежде всего из США. С предо­ставлением валютных прав физическим лицам и предприятиям с 1992г. усилился спрос на иностранную валюту, особенно доллары, для страхования риска, в частности инфляционного. На покупку валюты использовалась значительная часть денежных сбережений населения. Долларовые накопления у населения еще недавно состав­ляли приблизительно 50 млрд. долл. (2003) и практически означали, что Россия кредитует США, которые регулярно экспортировали дол­лары для российских банков.

Задача заключается в привлечении валютных сбережений насе­ления на нужды подъема российской экономики, но для этого необ­ходимы реальные гарантии по валютным вкладам в банках и надзор Банка России за их использованием.

Составными частями антиинфляционной политики являются регулирование валютного рынка и относительная стабилизация кур­са рубля. Повышенный спрос на доллары периодически принимал форму спекулятивной игры на повышение курса доллара и снижение курса рубля, порождая валютные кризисы. Центральный банк Рос­сии с лета 1995г. до кризиса 1998г. устанавливал пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности Евросоюза. Переход от горизонтального к наклонному валютному коридору, со­вершенствование метода котировки официального курса рубля слу­жили антиинфляционными якорями.

В условиях кризиса 1998г. курс доллара к рублю вышел за рамки валютного коридора, который был отменен. Стали применяться дру­гие методы регулирования плавающего валютного курса. В их числе: управление рублевой ликвидностью коммерческих банков; интервенционные операции Банка России на валютном рынке; своевременные заявления его об ориентирах динамики курса рубля к долла­ру. Несмотря на значительную девальвацию рубля (около 80%), курс доллара продолжал плавно повышаться. Этому способствовал ряд факторов: инфляционные ожидания; огромный внешний долг, а так­же курсовая политика, направленная на поддержание конкуренто­способности отечественных экспортеров. Политика плавного сни­жения курса рубля к доллару позволяла избежать резкой девальвации и скачка цен, но снижала возможность достижения целевых ориен­тиров инфляции. Затем Банк России допускает укрепление рубля, которое вызвано также некоторым кризисом экономики США.

Инфляционным фактором является не только внутреннее «бег­ство» от рубля к доллару, но и внешнее «бегство» российского капи­тала за рубеж, что характерно для стран, переживающих экономиче­ские и политические трудности. Из-за «бегства» капитала Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для эко­номического роста и сдерживания инфляции. Важные шаги в этом направлении — создание на базе МВД межведомственного центра по противодействию отмывания доходов с участием множества структур; принятие закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. В результате принятых мер чистый отток капитала стал сокращаться.

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля. В антиинфляционной стратегии определенное место занимает проблема урегулирования сложных взаимоотношений России с международными финансовыми институтами. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешних источников оздоровления денежного обращения и экономики в целом. Оживле­ние экономики, профицит федерального бюджета в 2000—2007 гг., создание финансового резерва позволили не привлекать кредиты МВФ и новые кредиты Всемирного банка (предпочитая целевое про­ектное финансирование).

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии. Концепция валютной стратегии должна вклю­чать отношение России к структурным принципам мировой валют­ной системы, европейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая имеет для нашей страны практическое значение в ас­пекте использования евро во внешнеэкономических контрактах, а также для диверсификации валютных резервов.

Любая стабилизационная программа и регулирование инфляции требуют активного противостояния «теневой» экономике, которая контролирует более трети ВВП России. Огромный ущерб стране на­носят «бегство» капитала из «теневой экономики», неуплата налогов и таможенных пошлин, проникновение преступных группировок в банковскую систему в целях превращения ее в «прачечную» для «от­мывания» криминальных денег; присвоение приватизированного имущества; сращивание криминала с легальным бизнесом и власт­ными структурами. Переход астрономических сумм под контроль «теневой» экономики подрывает усилия по формированию цивили­зованной рыночной экономики. В этой связи борьба с «теневой» экономикой — важное направление регулирования инфляции.

Отсутствие действенных законов, регламентирующих функцио­нирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка, — одна из причин как дестабилизации экономики, так и инфляционных ожиданий в России. Принятые законы не обеспечивают полностью потребности рыночной экономики. Для нормализации предпринимательской деятельности важен также механизм реализации законов, контроль за их исполнением.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.026 с.)