Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития инфляции в России и ее регулирование как фактор экономического роста
Для стабилизации и подъема экономики необходимо регулирование инфляции. Она присуща рыночной экономике и вызывает отрицательные социально-экономические последствия, если достигает значительного размера. Вместе с тем, судя по мировому опыту, взятая под контроль небольшая инфляция может стимулировать экономическое развитие. Регулирующие меры должны быть направлены, с одной стороны, на сдерживание инфляции в рамках установленных целевых ориентиров, с другой стороны — на обеспечение стабильного экономического роста и решения социальных проблем. Роль денежных факторов инфляции. В условиях перехода к рыночной экономике инфляция в России приобрела огромные масштабы и с 1992г. переросла в стагфляцию (сочетание экономического спада с инфляцией). Потребительские цены выросли в 1992г. в 26,1 раза; в 1993г.— в 9,4 раза; в 1994г.— в 3,2 раза; в 1995г.— в 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства, инвестиций. Наметившееся с 1996 г. замедление темпа инфляции (21,8% в 1996г.; 11% в 1997г.) оказалось эфемерным. Следствием глобального кризиса, разразившегося в России в августе 1998 г., явилось усиление инфляции до 84,4%. В последующие годы инфляция была подавлена, но темп ее относительно высок, он долгое время превышал целевые установки. Впервые за новейшую историю в 2003г. Правительству РФ удалось удержаться в рамках собственного прогноза (хотя прогноз этот подвергался коррекции в сторону увеличения целевого показателя) темпов прироста индекса потребительских цен (12%). Несмотря на это, не стоит забывать, что в мировой практике инфляцию, превышающую темпы экономического роста, принято считать негативным фактором. Нормативные показатели инфляции для США и ЕС не превышают 2%, что несколько ниже прироста ВВП. Следует отметить, что прогноз темпов прироста индекса потребительских цен (ИПЦ) на 2005г., который первоначально был определен в рамках 8,5% (но уже весной планка была поднята до 10%), оказался неверен. В 2006г. официальная информация по итоговой инфляции совпала с верхней планкой прогноза Правительства РФ, но подобная стабильность продолжалась недолго, и уже в 2007г. плановые показатели по инфляции оказались превышены.
Таблица. Темп инфляции (%)
Официальные доклады Правительства РФ. Источник: Российский статистический ежегодник. 2007.
Следовательно, для регулирования инфляции важно реально оценивать ее уровень с учетом разных показателей: потребительских цен, цен производителей и базовой инфляции. Последняя исключает влияние административно регулируемых цен на платные услуги населению. С учетом этих показателей в России сохраняется значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке может вновь привести к росту цен. Поскольку инфляция не побеждена, актуальной остается проблема ее регулирования. В России накоплен определенный опыт в этой сфере — как негативный, так и позитивный. В целях сдерживания высокого темпа инфляции Россия впервые в мировой практике применила дефляционную политику в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада, причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. За рубежом дефляция применяется в условиях «перегрева» экономики, и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается. В России, несмотря на снижение задолженности по заработной плате и пенсиям, эта проблема в некоторых регионах остается актуальной. Например, на 1 января 2008г. — 2,668 млрд. руб. (задолженность имелась перед более чем 0,5 млн. человек). Имеющиеся задолженности на текущий момент вызваны не нехваткой денежных средств, а несовершенством механизма трансферта и надзора за финансовыми потоками. Одной из причин ориентации антиинфляционной политики на сжатие денежного предложения стало принятие в России в 1990-х гг. монетаристской концепции инфляции. В итоге антиинфляционная политика России до 2001 г. определялась в основном таргетированием денежных агрегатов, жестким контролем над денежным предложением без учета немонетарных факторов инфляции и изменений спроса на деньги. Начиная с 2001 г. и до осени 2008 г. имела место удачная для России конъюнктура мировых цен на энергоресурсы. Это является, к сожалению, основным фактором, способствующим поддержанию инфляции на относительно невысоком уровне.
Цена подавления денежных факторов инфляции оказалась высокой. Сжатие совокупного денежного предложения отрицательно повлияло на реальный и потребительский сектора экономики, вызвало уменьшение реально располагаемых денежных доходов (на 17% в 1998г. и на 15,7% в 1999г.) и реальной заработной платы (на 13,6% в 1998г. и на 22,8% в 1999г.). Лишь в результате начавшегося экономического роста реально располагаемые денежные доходы населения стали расти, но их динамика неустойчива и периодически замедляется, например в конце 2003г. На практике оказалось, что только монетаристскими методами невозможно подавить не денежные факторы инфляции, коренящиеся в процессе воспроизводства. Основанная на монетаристских рецептах антиинфляционная политика усугубила экономический спад, продолжавшийся в течение 10 лет до 2000г., снижение жизненного уровня народа. Несмотря на начавшийся экономический рост, дифференциация населения по уровню доходов остается значительной. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных групп населения показывает почти 15-кратный разрыв. Глобальный, в том числе валютно-финансовый кризис 1998г., обнажил мифичность не только официально объявленной финансовой стабилизации, но и монетаристской концепции инфляции. Темп инфляции резко возрос (84,4% в 1998г.), хотя денежный агрегат М2 в августе (343,6 млрд. руб.) был ниже январского уровня (361,2 млрд.), а в сентябре чуть превысил августовский показатель (365,8 млрд.), что опровергает монетаристскую теорию инфляции. Мировое сообщество давно отказалось от ориентации только на теорию классического монетаризма и сочетает его рецепты, в частности рыночного регулирования, с кейнсианскими рекомендациями государственного регулирования экономики и инфляции. Цель регулирования инфляции — не подавление ее любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция может увеличивать платежеспособный спрос и тем самым стимулировать экономический рост. Независимо от того, в какой сфере зарождается инфляция, возникает цепная реакция и обратная связь, так как производство, распределение, обмен и потребление взаимосвязаны. Будучи следствием экономического спада и разбалансированности экономики, инфляция усугубляет диспропорции воспроизводства и дезорганизует хозяйственные связи. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой. Инфляция обесценивает денежные накопления предприятий, населения и ослабляет заинтересованность в результате хозяйственной деятельности, стимулирует развитие «теневой» экономики и анти социальных явлений. Регулирование инфляции в стратегии развития рыночной экономики включает, помимо общеэкономических мер и завершения начатых реформ, ориентацию экономической политики на стабилизацию и подъем национального производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.
Важным направлением успешного регулирования инфляции является оживление инвестиций, концентрация средств на приоритетных проектах. Снижение инвестиций в основной капитал в 1990-х гг. и незначительный рост в последующие годы свидетельствуют о неудовлетворенном инвестиционном спросе, недоступности финансовых и кредитных ресурсов для производственного сектора, низкой платежеспособности предприятий. В 2006 г. около половины инвестиций в промышленность приходилось в основном на долю крупнейших экспортеров топливно-энергетического и транспортного комплекса. Доля же инвестиций в топливно-энергетический комплекс в валовых инвестициях в промышленность колеблется около 60%. Между тем для регулирования инфляции важно увеличение доли инвестиций в машиностроении, металлообрабатывающих отраслях, пищевой промышленности, предприятиях связи, сельском хозяйстве. Для повышения эффективности регулирования инфляции следует активизировать инвестиционный потенциал, приостановить ухудшение состояния промышленного аппарата. Положительной тенденцией стало увеличение с 2001 г. инвестиций производственных предприятий (за счет собственных средств и банковских кредитов), но пока преимущественно в экспорто ориентированных отраслях. Для сдерживания инфляционного процесса важно ускорить начавшуюся адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования, снизить достаточно высокую долю убыточных предприятий (более 30% в 2006 г.). Ключевое место в антиинфляционной политике занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Попытки решить бюджетные проблемы в 1990-х гг. за счет наращивания государственного внутреннего и внешнего долга усиливали зависимость российской экономики от внешних факторов и состояния рынка правительственных ценных бумаг. В регулировании инфляции важную роль играет совершенствование налоговой системы после кризиса 1998г. Введение в действие части первой Налогового кодекса РФ (с 1 января 1999г.) и части второй (с 1 января 2001г.) позволило упростить налоговую систему, снизить и выровнять налоговое бремя. С этой же целью была введена единая ставка налога на доходы физических лиц (13% вместо прогрессивного налога от 12 до 35%), а также единый социальный налог по регрессивной шкале. Введение налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых позволило в некоторой степени легализовать экономическую деятельность и повысить изъятие экономической ренты в пользу государства. Хотя также необходима разработка механизма изъятия природной ренты. Налоговая реформа в условиях начавшегося экономического роста способствует повышению доходов федерального бюджета и его роли в регулировании экономики, в том числе инфляции.
Одновременно проводится жесткая политика бюджетных расходов на основе введения в действие Бюджетного кодекса РФ в 2000г. В итоге стали выполняться бюджетные обязательства по финансированию науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, погашаться кредиторская задолженность. Неэффективное льготное бюджетное кредитование сельского хозяйства заменено рыночной мерой — компенсацией процентных ставок по привлеченным кредитам. Изменилась форма бюджетной поддержки реального сектора экономики, которая стала осуществляться в основном через банки с государственным участием и специализированные агентства в условиях сокращения прямого кредитования из бюджета, которое заменено субсидированием процентных ставок по банковским кредитам. В целях консолидации и повышения управляемости бюджетных ресурсов были ликвидированы целевые бюджетные фонды (кроме фонда Министерства РФ по атомной энергии). Некоторое время наблюдалось уменьшение расходов федерального бюджета (с 17,2% ВВП в 1998г. до 14,7% ВВП в 2001г.), затем в 2003г. были восстановлены расходы на докризисном уровне (17,8% ВВП) с постепенным их увеличением (до 18,6% в 2008г.). Подобный подход увеличивает роль бюджетной политики в повышении эффективности производства и тем самым — в регулировании инфляции. Политика не лимитированных и бесконтрольных заимствований поставила Россию на грань банкротства: внутренний государственный долг достиг 750 млрд. руб. на 17 августа 1998г.; внешний, включая государственный и частный, — 212 млрд. долл. Увеличение долговой нагрузки на бюджет стало одним из факторов инфляции в условиях отсутствия реальных источников обслуживания и погашения долгов. Поэтому важным направлением сдерживания инфляционного процесса стало изменение политики в области государственного долга по линии снижения суммы заимствований и расходов по его обслуживанию, выплаты обязательств государства, повышения эффективности управления долгом. В результате новации ГКО-ОФЗ объем внутреннего государственного долга уменьшился до 550 млрд. руб. в 1999г., но сумма заимствований на внутреннем рынке остается высокой (803 млрд. руб. в апреле 2005г.). Однако при соблюдении установленного платежного графика возможно повышение доверия инвесторов и спроса на государственные ценные бумаги, несмотря на снижение их доходности с 20—24 до 15—17%. Критическое состояние государственного внешнего долга, который ежегодно нарастал до 2001 г., огромные затраты на его обслуживание и погашение, обременявшие федеральный бюджет, стимулировали повышение курса доллара США к рублю и тем самым — цен на внутреннем рынке. Благодаря принятым мерам, систематическим переговорам с иностранными кредиторами о реструктуризации и списании внешнего долга и ограничению новых заимствований государственный внешний долг стал снижаться (158,0 млрд. долл. в 2000г.; 122,1 млрд. долл. в 2003г., 119,1 млрд. долл. в 2004 г., 110,1 млрд. долл. на 1 января 2005г. поданным федерального бюджета).
Для регулирования инфляции важно осуществление выработанной долговой стратегии РФ на среднесрочную перспективу. Она направлена на сокращение расходов по погашению и обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга и снижение его величины с 51,9% ВВП до 45% в 2002г. (это ниже докризисного уровня 1998г.) и до 40% ВВП к 2005г. Следует отметить, что цели данной стратегии фактически достигнуты досрочно, так как уже в 2003г. государственный долг России составил 33,8% ВВП. Для сдерживания инфляции важно закрепить наметившиеся в 1998г. позитивные сдвиги в бюджетной сфере — увеличение доходов, повышение собираемости налогов, ориентация расходов на возрождение российской экономики, хотя не использован такой резерв, как сокращение непроизводительных расходов на управление. Положительным фактором стало уменьшение дефицита федерального бюджета (3,6% ВВП - в 1997г.; 5,3% - в 1998г.; 1,4% - в 1999г.), который сменился профицитом (+ 7,5% ВВП в 2006г.). Специфическим для России направлением регулирования инфляции является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. Стоит задача нормализации денежных расчетов путем ликвидации взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету. Для сдерживания монетарных факторов инфляции важное значение имеет регулирование эмиссии денег и денежной массы. С 2001г. Банк России сменил акцент с жесткого контроля за денежным предложением на реагирование на изменение спроса на деньги в условиях снижения темпа инфляции. Превышение расчетных ориентиров денежного агрегата М2 может скрывать в себе некоторый инфляционный потенциал. Этот процесс обусловлен увеличением спроса на деньги по мере расширения сферы денежных расчетов, улучшения финансового состояния ряда предприятий и сбора налогов, привлечения депозитов в банки. Поэтому сохраняется необходимость более четкого планирования роста денежной массы с учетом требований экономического закона денежного обращения и совершенствования ее структуры. Вне регулирования со стороны Банка России остаются денежные суррогаты, достигающие, по оценкам некоторых экспертов, 25—30% денежной массы. Таблица. Темп прироста денежной массы (М2) (%)
Контроль Банка России за показателем денежной массы позволяет оценить состояние денежного обращения и инфляционные ожидания. В 1999—2007 гг. основным каналом эмиссии денег стал прирост золотовалютных резервов в связи с благоприятными результатами внешнеэкономической деятельности страны. В предыдущие годы выпуск денег во многом определялся кредитованием правительства со стороны Банка России, что ныне запрещено законом. Увеличение эмиссии денег связано с необходимостью пополнения официальных ликвидных резервов страны путем покупки Банком России части валютной выручки экспортеров. Увеличение золотовалютных резервов более чем в 35 раз в период 1999-2008гг. (до 483,26 млрд. долл. в феврале 2008г.) — материальная основа поддержания курса рубля и источник средств для погашения внешнего долга. Негативным моментом в данном процессе является то, что основная часть золотовалютных резервов России хранится в различных ценных бумагах США, спонсируя тем самым американскую экономику. Следует отметить, что структура золотовалютных резервов РФ на 2007 г. составляла примерно 50% — доллары, 40% — евро, около 10% — остальная валюта, золото и прочие резервные активы. Новым явлением с 2001г. стало частичное использование мировой практики таргетирования инфляции. Целевые ориентиры роста цен устанавливаются Банком России с учетом широкого круга экономических показателей. В этом проявляется переход от присущей монетаризму денежной трактовки инфляции к анализу ее как многофакторного процесса. В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998г. Банк России взял курс на повышение ликвидности экономики. Все же, несмотря на увеличение денежной массы, коэффициент монетизации в России невелик (около 38% на начало 2008 г. против 50-60% в развитых странах). Низкая насыщенность ВВП рублевой массой в начале 1990-х гг. стимулировала появление множества неофициальных эмиссионных центров, выпускающих денежные суррогаты. В этом выразилась стихийная реакция хозяйственного оборота на сжатие денежной массы вопреки требованиям экономического закона денежного обращения. Важным объектом регулирования инфляции является скорость обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях. Составной частью антиинфляционной политики в стратегии экономического роста является санация и реструктуризация банковской системы. После кризиса активы банков увеличились в несколько раз в реальном исчислении. Количество действующих банков снизилось с 1478 (1999) до 1089 (февраль 2008), и тенденция к сокращению их количества сохраняется. Регулирование цен — самое трудное направление антиинфляционной политики. В условиях несовершенной конкуренции в России, значительной доли импортных товаров на потребительском рынке и однозначной зависимости динамики потребительских цен от снижения курса рубля к доллару рыночное регулирование цен малоэффективно. Даже при повышении курса рубля к доллару цены не снижаются. Усиливается дисперсия цен на одни и те же товары. Наглядный пример — лекарственный рынок. В мировой практике принято при необходимости дополнять рыночное регулирование цен государственным на предметы первой необходимости. Во время кризиса 1998г. в некоторых регионах были предприняты отдельные попытки ограничить рост цен в пределах 10—20% (при росте цен свыше 40% в среднем по стране). Одним из антиинфляционных факторов является сдерживание роста регулируемых государством цен и тарифов на продукцию естественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки). Удорожание продукции естественных монополий обусловливает значительную часть от общего роста потребительских цен. Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс. Российский рынок ценных бумаг бурно развивался и по количественным показателям приближался к статусу развитого рынка. В середине 1997г. он вышел на первое место в мире по увеличению курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада, продолжавшегося десятилетие, таил опасность кризиса. Особую угрозу представляла финансовая пирамида ГКО-ОФЗ, которая сравнялась с объемом денежной массы. Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для покрытия бюджетного дефицита, но в мировой практике принято его регулировать. Выплата высоких доходов по ним поглощала свыше 30% бюджетных расходов в конце 1998г. Чрезмерный рост сектора государственных ценных бумаг на фондовом рынке усилил инфляцию, подрывая инвестиции и истощая кредитный рынок. Рынок государственных ценных бумаг восстановил свои позиции по доверию инвесторов только к 2001г. впервые после кризиса 1998г. Рынок корпоративных акций постепенно развивается. В комплексе мер по активизации рынка ценных бумаг важное место занимает формирование его конструктивной функции перераспределения привлеченных капиталов в реальный сектор экономики в целях ее стабилизации и подъема. Объектом регулирования являются не только внутренние, но и внешние факторы инфляции. Либерализация внешнеэкономической деятельности, поспешное введение конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции. Периодическое снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, газ, черные металлы, острая конкурентная борьба между экспортерами на мировых рынках отрицательно влияют на инвалютные поступления России. Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры для российской экспортной продукции, в первую очередь повышение цен на нефтепродукты с апреля 1999г. по октябрь 2008г., способствовало вместе с девальвацией рубля на 80% улучшению торгового баланса и увеличению валютной выручки, но мировой нефтяной рынок нестабилен и подвержен не только экономическому, но и политическому влиянию. Также под влиянием роста цен на импортируемые товары в России повышаются цены на все товары, включая отечественные, не имеющие импортного компонента. Рост физического объема импорта привел к повышению его доли во внутреннем потреблении. До последнего времени экономика России была подвержена такому явлению, как импорт инфляции, прежде всего из США. С предоставлением валютных прав физическим лицам и предприятиям с 1992г. усилился спрос на иностранную валюту, особенно доллары, для страхования риска, в частности инфляционного. На покупку валюты использовалась значительная часть денежных сбережений населения. Долларовые накопления у населения еще недавно составляли приблизительно 50 млрд. долл. (2003) и практически означали, что Россия кредитует США, которые регулярно экспортировали доллары для российских банков. Задача заключается в привлечении валютных сбережений населения на нужды подъема российской экономики, но для этого необходимы реальные гарантии по валютным вкладам в банках и надзор Банка России за их использованием. Составными частями антиинфляционной политики являются регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Повышенный спрос на доллары периодически принимал форму спекулятивной игры на повышение курса доллара и снижение курса рубля, порождая валютные кризисы. Центральный банк России с лета 1995г. до кризиса 1998г. устанавливал пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности Евросоюза. Переход от горизонтального к наклонному валютному коридору, совершенствование метода котировки официального курса рубля служили антиинфляционными якорями. В условиях кризиса 1998г. курс доллара к рублю вышел за рамки валютного коридора, который был отменен. Стали применяться другие методы регулирования плавающего валютного курса. В их числе: управление рублевой ликвидностью коммерческих банков; интервенционные операции Банка России на валютном рынке; своевременные заявления его об ориентирах динамики курса рубля к доллару. Несмотря на значительную девальвацию рубля (около 80%), курс доллара продолжал плавно повышаться. Этому способствовал ряд факторов: инфляционные ожидания; огромный внешний долг, а также курсовая политика, направленная на поддержание конкурентоспособности отечественных экспортеров. Политика плавного снижения курса рубля к доллару позволяла избежать резкой девальвации и скачка цен, но снижала возможность достижения целевых ориентиров инфляции. Затем Банк России допускает укрепление рубля, которое вызвано также некоторым кризисом экономики США. Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля к доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж, что характерно для стран, переживающих экономические и политические трудности. Из-за «бегства» капитала Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Важные шаги в этом направлении — создание на базе МВД межведомственного центра по противодействию отмывания доходов с участием множества структур; принятие закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. В результате принятых мер чистый отток капитала стал сокращаться. Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля. В антиинфляционной стратегии определенное место занимает проблема урегулирования сложных взаимоотношений России с международными финансовыми институтами. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешних источников оздоровления денежного обращения и экономики в целом. Оживление экономики, профицит федерального бюджета в 2000—2007 гг., создание финансового резерва позволили не привлекать кредиты МВФ и новые кредиты Всемирного банка (предпочитая целевое проектное финансирование). Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии. Концепция валютной стратегии должна включать отношение России к структурным принципам мировой валютной системы, европейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая имеет для нашей страны практическое значение в аспекте использования евро во внешнеэкономических контрактах, а также для диверсификации валютных резервов. Любая стабилизационная программа и регулирование инфляции требуют активного противостояния «теневой» экономике, которая контролирует более трети ВВП России. Огромный ущерб стране наносят «бегство» капитала из «теневой экономики», неуплата налогов и таможенных пошлин, проникновение преступных группировок в банковскую систему в целях превращения ее в «прачечную» для «отмывания» криминальных денег; присвоение приватизированного имущества; сращивание криминала с легальным бизнесом и властными структурами. Переход астрономических сумм под контроль «теневой» экономики подрывает усилия по формированию цивилизованной рыночной экономики. В этой связи борьба с «теневой» экономикой — важное направление регулирования инфляции. Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка, — одна из причин как дестабилизации экономики, так и инфляционных ожиданий в России. Принятые законы не обеспечивают полностью потребности рыночной экономики. Для нормализации предпринимательской деятельности важен также механизм реализации законов, контроль за их исполнением.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.026 с.) |