Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приоритеты защиты национальной экономической безопасности
При выработке стратегии защиты национальной экономической безопасности используют такие ключевые понятия, как национальные интересы и угрозы национальным интересам. Задача национальной политики России (как и любой другой страны) — сконцентрироваться для защиты национальных интересов на отражении объективно наиболее опасных угроз, не распыляя ограниченные ресурсы для противодействия абсолютно всем угрозам. Национальные интересы — это совокупность объективных долгосрочных потребностей граждан, которые им трудно защищать в одиночку и которые они доверяют защищать политикам и государственным служащим1. Речь идет о потребности в общественных благах (в противоположность частным благам, потребление которых удовлетворяет личные интересы). К национальным интересам постсоветской России в сфере экономики можно отнести: способность национальной экономики функционировать в режиме эффективного расширенного воспроизводства, обеспечивающего ее конкурентоспособность и устойчивость, что требует: оптимизации структуры производства; стимулирования инвестиционной и инновационной активности как основы высокого технического и научного уровня производства; развитие предпринимательства, что требует: эффективной институциональной инфраструктуры (прежде всего — режима зашиты прав собственности); эффективной организационной инфраструктуры (развития банков, страхования, аудита и др.); 3) обеспечение важнейших социальных нужд граждан, в том числе: социальной защиты (минимизация бедности, оптимизация дифференциации по уровню доходов); создание условий для развития социального партнерства. Эти три элемента национальных интересов соответствуют условиям развития любой национальной экономики (1-й пункт), рыночного хозяйства (1-й + 2-й пункты) и социального рыночного хозяйства (все три пункта). При формулировке национальных интересов часто упоминают необходимость обеспечить независимость России от иностранных государств и международных организаций в выборе курса экономической политики. Такая трактовка основана на убеждении, что в современном мире каждая страна хочет «поживиться» за счет других; и чем больше экономическая сила какого-либо иностранного государства, тем большая угроза исходит от него экономике нашей страны.
Действительно, в современном мире идет острая геополитическая и геоэкономическая конкуренция национальных моделей. Однако эта конкуренция вовсе не обязательно ведет к уничтожению более слабого. Опыт Японии и Германии после Второй мировой войны показал, что зависимость от иностранных государств и международных организаций может привести к эффективным реформам, которые станут основой «экономического чуда» и не уничтожат, а преумножат силу нации. Самое главное, в современном мире даже США, самая сильная страна мира, не могут добиться полной экономической независимости от иностранных государств и организаций (таких, как, например, Япония или страны ОПЕК). Тем более, это не под силу современной России, стремящейся догнать по уровню жизни Португалию. Поскольку достижение полной экономической независимости России неэффективно и малореально, необходимо при защите национальных интересов ограничиться задачей обеспечения возможности самостоятельного выбора важнейших (не всех!) направлений экономической политики, заданных сформулированными выше тремя элементами национальных интересов. Очень важно также правильно понимать, в какой степени к национальным интересам современной России в сфере экономики относится обеспечение военной безопасности. Действительно, опыт Югославии 1990-х и Ирака 2000-х гг. показывает, что в современном мире страна, не имеющая современных оборонительных средств, может стать жертвой внешней агрессии по весьма сомнительным поводам, что приведет к разрушению ее экономики. Долгое время царская Россия, а затем СССР входили в число сильнейших стран мира, поскольку обладали очень сильными вооруженными силами. Однако борьба относительно бедной страны за статус супердержавы вела к тому, что интересы повышения благосостояния народа приносились в жертву амбициям политической элиты. Современная Россия перестала соревноваться с США и НАТО за военное лидерство, осознав, что эта борьба приведет лишь к истощению ее экономики. Национальные интересы России требуют, чтобы военная безопасность страны обеспечивалась в основном политическими средствами. Экономический фундамент обороноспособности России должен быть таков, чтобы обеспечить примерное равновесие сил лишь на региональном уровне, причем в расчете на возможное противоборство не столько с НАТО, сколько с вооруженными сепаратистами и с соседними государствами.
Защита национальной безопасности требует противодействия угрозам национальным интересам. Угрозы национальной безопасности — это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. При классификации угроз могут использоваться различные признаки. Чаще всего используют классификацию угроз на внутренние и внешние. Внутренние угрозы национальным интересам можно определить как неспособность к самосохранению и саморазвитию государства. Среди внутренних угроз экономической безопасности современной России можно выделить следующие: криминализация экономики, коррупция, сращивание политиков и государственных чиновников с организованной преступностью; сокращение производственного потенциала из-за высокого износа производственных фондов и снижения инвестиционной активности; непропорциональное развитие экономики с преобладанием ресурсо добывающих отраслей и слабым развитием наукоемкого производства; низкое качество жизни большей части российского населения, значительный разрыв в уровне доходов между отдельными слоями и территориями. Внешние угрозы национальным интересам — это негативное влияние капиталистической мир-системы. Эти угрозы могут быть связаны с агрессивным поведением зарубежных государств и фирм, peaлизующих свои национальные интересы в сфере экономики вопреки национальным интересам России (промышленный шпионаж, поглощение российских предприятий с целью ликвидации конкурирующих производств, хищническая эксплуатация биоресурсов в прибрежных водах и др.). Кроме того, внешние угрозы экономической безопасности России могут быть обусловлены чисто объективными процессами, происходящими в мировой экономике,— неустойчивостью мировой финансовой системы, ростом глобальной трудовой миграции и т.д. Таблица. Типологизация угроз национальной экономической безопасности
К наиболее важным внешним угрозам экономической безопасности России относятся: 1) завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России и, как следствие — возрастание зависимости нашей страны от импорта многих видов товаров; дискриминационные меры ряда международных организаций и иностранных государств по отношению к российским товаропроизводителям, вытеснение отечественных предприятий с традиционных внешних рынков; скупка иностранными фирмами российских предприятий с целью контроля над ними; растущий объем международного перелива капитала, инициируемый транснациональными компаниями, и зависимость от него национальных экономик; рост международной миграции, создающей угрозы для национальных рынков труда; глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (как национальных, так и международных) эффективно их контролировать. Следует подчеркнуть, что почти каждая из перечисленных внешних угроз является одновременно и позитивным фактором развития национальной экономики. Если внутренние угрозы национальной экономической безопасности необходимо минимизировать (в идеале — полностью их ликвидировать), то внешние угрозы необходимо оптимизировать таким образом, чтобы максимизировать получаемую от них чистую выгоду (разницу между ожидаемыми валовыми выгодами и валовыми потерями). Чтобы контролировать степень обеспечения национальной экономической безопасности, необходимо разработать систему показателей, отражающих защищенность национальных интересов в сфере экономики. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации, разработаны в Указе Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 г. и постановлении Правительства РФ № 1569 от 27 декабря 1996 г. «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».
В перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации согласно этим документам входят: Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране. Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения. Таблица. Влияние внешних факторов на национальную экономическую безопасность
Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения. Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимый с позиции социально-экономической стабильности общества. Устойчивость финансовой системы. Рациональная структура внешней торговли. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг. Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики. В феврале 2000 г. секция научного совета при Совете Безопасности РФ разработала перечень и количественные параметры 19 пороговых значений основных показателей экономической безопасности России. Этот перечень дает наиболее лаконичное представление о том, каково современное официальное понимание приоритетов защиты экономической безопасности России. Самая большая группа показателей — 11 из 19 (1-й, 3-й, 5-й, 6-й, 8-12-й, 15-й и 16-й) — отслеживают макроэкономические параметры, считающиеся наиболее актуальными с кейнсианской точки зрения, — темпы роста, бедность, безработицу, инфляцию, дефицит госбюджета. Таким образом, в целом современная отечественная доктрина национальной безопасности основана на той версии понимания этого понятия, которое было типично для развитых стран времен Великой депрессии.
Три показателя (13-й, 14-й и 17-й), связанные с долговыми обязательствами государства, могут считаться отражением идей как кейнсианства, так и камералистики. Еще три показателя (2-й, 4-й и 18-й) отражают чисто камералистскую позицию, связанную с подчеркиванием независимости и самодостаточности. Эта независимость понимается как обороноспособность (4-й показатель) и продовольственная безопасность (2-й и 18-й показатели). 7-й и 19-й показатели вообще не имеют какого-либо теоретического обоснования. Не вполне понятно, какое значение в современную эпоху перехода к постиндустриальному обществу имеют показатели доли машиностроения/металлообработки в промышленном производстве и отношения прироста полезных ископаемых к объемам их погашения. Эти показатели больше соответствуют индустриальной эпохе, чем постиндустриальной. Институционально-правовое понимание национальной безопасности вообще не нашло в этой системе показателей никакого отражения. Итак, можно констатировать, что официальная позиция правительства России основана на понимании национальной экономической безопасности, в основном так, как понимали ее кейнсианцы и камералисты. Институциональный подход к пониманию экономической безопасности России, основанный на идеях Э. де Сото, пока не пользуется популярностью, хотя и высказывался в ряде работ специалистов по проблемам теневой экономики1. Для реализации этого подхода необходимо учитывать следующие важнейшие показатели национальной экономической безопасности России: частота и тяжесть коррупции, иные рейтинги коррупции; доля неформальной занятости среди экономически активного населения; доля теневых доходов в национальном доходе; доля нелегальных мигрантов среди мигрантов в целом; Таблица. Пороговые значения показателей экономической безопасности России
• доля контрафактной продукции на рынках потребительских товаров. Использование не вполне корректной системы показателей экономической безопасности России ведет к искаженному восприятию ее изменения. Действительно, после кризиса 1998 г. по ряду показателей удалось добиться значительного улучшения: ликвидированы проблемы внешней задолженности и бюджетного дефицита, удается сдерживать инфляцию, безработица относительно невелика. Однако высокий уровень коррупции ведет к тому, что общий уровень национальной экономической безопасности остается низким.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.039 с.) |