Выявления монополистических действий хозяйствующих субъектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявления монополистических действий хозяйствующих субъектов



 

Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке является одним из наиболее типичных видов нарушения антимонопольного законодательства. Монополистичес­кие действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминиру­ющее положение на рынках продуктов и услуг, направлены в первую очередь на создание ограничений для доступа на рынок другим хо­зяйствующим субъектам, вытеснение конкурентов, получение сверх­прибыли и т.д. Попытки доминирующего хозяйствующего субъекта сохранить или укрепить свое положение на рынке (рыночную власть) с использованием определенных методов, ограничивающих конку­ренцию и наносящих ущерб конкурентам, а также другим хозяйству­ющим субъектам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и устра­няться антимонопольными органами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов. При этом доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара пре­вышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении анти­монопольного законодательства или при осуществлении государ­ственного контроля за экономической концентрацией не будет уста­новлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не являет­ся доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом, исходя из неизменной или подверженной малозначительным изме­нениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относи­тельного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих то­варный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организа­ции), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняют­ся в совокупности следующие условия: совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля одного из которых больше до­лей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50% или совокупная доля не более чем пяти хо­зяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей дру­гих хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 80%; в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относи­тельные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на со­ответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен; ре­ализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том чис­ле при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или при­обретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступ­на неопределенному кругу лиц; хозяйствующий субъект вправе пред­ставить в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавлива­ются Правительством Российской Федерации. Условия признания доминирующим положения кредитной организации устанавлива­ются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Доминирующее по­ложение финансовой организации (за исключением кредитной ор­ганизации) устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. Порядок установления доминирующего положения кредитной организации утверждается Правительством Российской Федерации по согласова­нию с Центральным банком Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Фе­дерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обраща­ющийся на котором товар обращается также на иных товарных рын­ках в Российской Федерации.

Практика работы антимонопольных органов позволяет выделить два основных вида наиболее типичных злоупотреблений доминиру­ющим положением, занимающих, по статистическим данным, при­мерно равное положение в антиконкурентной практике: навязыва­ние невыгодных или дискриминирующих условий договора; уста­новление монопольно высоких или монопольно низких цен, а также нарушение установленного порядка ценообразования. По своему экономическому смыслу и набору хозяйствующих субъектов, инте­ресы которых затрагивают факты злоупотребления доминирующим положением, можно выделить две основные составляющие: злоупо­требления по отношению к контрагентам, т.е. поставщикам и потре­бителям; злоупотребления по отношению к хозяйствующим субъек­там, действующим или собирающимся действовать на том же рынке, т.е. конкурентам.

Как показывает анализ хозяйственной практики, большая часть дел о нарушении Закона о защите конкуренции касается именно взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Например, в практике антимонопольных органов имеются дела об установлении монопольно низких цен, однако они относятся, прежде всего, к фак­там так называемой монопсонии или олигопсонии, когда один или несколько потребителей имеют возможность навязывать поставщи­кам невыгодные условия договоров или устанавливать монопольно низкие цены. В зарубежных странах типичным является установле­ние монопольно низких цен на определенный период времени с целью вытеснения с рынка конкурентов, которые не в состоянии выдержать ценовую войну (так называемое «хищническое ценооб­разование»).

Представляется, что в ближайшей перспективе с развитием рыночной конкуренции и происходящими интеграционными процес­сами в экономике вопросы злоупотреблений доминирующим поло­жением по отношению к конкурентам будут приобретать все большее значение. Так, например, финансово-промышленные группы, круп­ные холдинговые компании, в том числе многоотраслевые, имеют возможности применять такие методы конкурентной борьбы, как перекрестное субсидирование, за счет высокой прибыльности опе­раций на отдельных сегментах рынка, дотируя менее эффективные операции на других сегментах рынка и вытесняя тем самым конку­рентов.

Действующее антимонопольное законодательство запрещает так­же недобросовестную конкуренцию и рассматривает ее как один из аспектов деятельности, направленной на ограничение конкуренции на рынках. В ряде случаев недобросовестная конкуренция может иметь своей целью захват монопольного положения в какой-либо сфере коммерческой деятельности или в каком-либо регионе. Пере­чень действий, квалифицируемых как формы недобросовестной кон­куренции, определен Законом РФ «О защите конкуренции». Этот перечень не является исчерпывающим: правоприменительная прак­тика дает возможность расширять его с учетом селекции конкретных действий, подпадающих под определенное в упомянутом Законе по­нятие недобросовестной конкуренции и приводящих к негативным последствиям на рынках с точки зрения ограничения конкуренции и ущемления интересов потребителей.

В ходе формирования рыночных отношений в России стало актуальным активное применение мер антимонопольного воздействия в отношении поведения хозяйствующих субъектов, направленного на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разум­ности и справедливости. Поскольку подобные действия, как прави­ло, причиняют убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурен­там либо наносят ущерб их деловой репутации, то они имеют де­структивное воздействие на развитие конкуренции как равноправной состязательности их хозяйствующих субъектов.

Классификация расследованных антимонопольными органами дел показывает, что наиболее массовыми нарушениями Закона РФ «О защите конкуренции» в этой части стали: введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовле­ния, потребительских свойств и качества товаров; распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; некорректное сравнение хозяйствующим субъ­ектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

Предупреждение согласованных действий (сговоров) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, является одной из основных задач деятельности антимонопольных органов. Успешной работе по пресечению таких действий должен предшествовать анализ факторов, благоприятствующих заключению сговора и выработке механизма их устранения. К этим факторам относятся: однородность товарной продукции, выпускаемой конкурентами; ограниченное число хозяйствующих субъектов, функционирующих на данном рын­ке; высокая степень концентрации производства; наличие входных барьеров на рынок данного продукта; использование однородной технологии; активность торговых ассоциаций; разбросанность по­купателей и связанный с этим характер сделок.

В целях предупреждения появления согласованных действий принимаются меры по ослаблению воздействия этих факторов. К таким мерам можно отнести: создание параллельных производств, в основ­ном на базе небольших предприятий (что требует времени и капита­ловложений); поощрение развития малого и среднего бизнеса, новых и взаимозаменяющих друг друга процессов; стимулирование диверсификации выпускаемой продукции, расширения ассортимента, перехода предприятий на выпуск новых изделий в соответствии с потребностями рынка; создание условий, облегчающих выход на рынок новых товаропроизводителей; развитие отношений сотруд­ничества антимонопольных органов с аукционными комитетами (фондами имущества).

Выявление монополистов начинается с анализа рынка продуктов, т.е. исследования рынка конкретного продукта с целью поощрения выхода на данный рынок новых фирм, обеспечения свободы конку­ренции. В первую очередь осуществляется сбор фактического мате­риала, позволяющего определить продукты и их заменители: соста­вить характеристику самого продукта (сырья, материала, комплек­тующих, оценить трудоемкость и т.д.); выяснить, имеют ли капитальные вложения в производство этого продукта возвратный характер; оценить долю транспортных издержек.

Изучение рынка включает изучение соответствия спроса и предложения, наличия товаропроводящей сети, целесообразности государственного регулирования. При этом идет поиск ответов на следу­ющие вопросы: какие местные предприятия поставляют данный продукт; каков уровень импорта из стран СНГ и Запада; выходят ли на рынок новые фирмы; нет ли дефицита продукта; как поставляется сырье и реализуется готовая продукция, каковы основные каналы оптовой торговли, располагают ли оптовики собственной розничной сетью; подлежит ли рынок данного продукта государственному ре­гулированию, в частности по уровню рентабельности.

При анализе спроса надо учитывать взаимозаменяемость продук­тов, а при анализе предложения — способность произвести конкрет­ную или аналогичную продукцию. Сфера обращения товаров на соответствующем рынке определяется через изучение общего объема собственного производства и поставок продукции в границах рас­сматриваемого рынка, ввоза товаров из других регионов или стран с учетом вывоза за пределы территории соответствующего рынка.

Исследование рынка включает также определение географичес­ких границ рынка, при котором производится проверка того, не со­здается ли ситуация, в которой одна фирма устанавливает цену, а дру­гие подтягивают свои цены к этому уровню. Этот факт говорит о наличии неконкурентного рынка (несовершенная конкуренция). Проводится анализ показателей деятельности предприятия: рента­бельности, прибыли, дохода, структуры издержек и т.п. Изучаются соотношения рентабельности продукции на данном предприятии с ее уровнем на предприятиях, производящих аналогичную продук­цию, в другом регионе, сравнивается рост цен на продукцию пред­приятия с темпом инфляции, проверяется наличие жалоб со стороны других предприятий или потребителей на завышенные цены. Объ­ектом особого изучения на данном рынке является товарная группа. Она объединяет взаимозаменяемые по потребительским свойствам товары. Например, товары народного потребления делятся по категориям на продукты питания, изделия легкой промышленности, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, продук­цию производственно-технического назначения, в том числе строи­тельные материалы.

Анализ рынка включает изучение движения товаров, количественных и качественных характеристик как по товарной группе, так и по хозяйствующим субъектам. Состояние рынка может быть оце­нено таким расчетным показателем, как коэффициент концентра­ции. Он определяется как сумма долей на рынке конкретного товара некоторого числа хозяйствующих субъектов, имеющих наибольшую часть поставок на этот рынок. По существу, это показатель степени монополизации рынка.

Коэффициент концентрации принято обозначать буквами CR. Число хозяйствующих субъектов проставляется через дефис, напри­мер CR-8. Это значит, что определяется сумма долей восьми самых крупных хозяйствующих субъектов. Если они поставляют меньше половины продукции, т.е. CR-8 < 0,5, то считается, что рынок не монополизирован (при условии, что ни один из них не поставляет более 35%, т.е. CR-1 < 0,35). Такая же оценка рынку дается при CR-4 < 0,3. И напротив, рынок монополизирован, если CR-1 > 0,35, или CR-8 > 0,8, или CR-4 > 0,5. Такие оценки широко применяются в зарубежной практике и могут быть использованы в российской эко­номике. Анализ статистических данных по региону и государству в целом позволяет выявить тех, кто производит и поставляет на рынок более 35% продукции данного конкретного вида. Эти производители являются монополистами (соответственно, на местном или респуб­ликанском товарном рынке) и включаются территориальными управлениями ФАС России в реестр монополистов.

Новая редакция Закона РФ «О защите конкуренции» поставила задачу создания «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%». Целевое назначение Ре­естра — подготовка информационной базы о крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля за соблюде­нием ими антимонопольного законодательства. Для включенных в Реестр предприятий постановлением Росстата утверждена форма статистической отчетности 1-МОН «Основные показатели промыш­ленной деятельности предприятий-монополистов».

В соответствии с новой концепцией антимонопольного регули­рования Реестр превратился из инструмента, предназначенного для выполнения функции административного ценового регулирования, в средство организации наблюдения за деятельностью хозяйству­ющих субъектов, занимающих существенную долю рынка, в том числе при осуществлении ими приватизационной, инвестиционной, экспортно-импортной политики. Информационно-наблюдательный режим Реестра означает не отказ от государственной политики ре­гулирования деятельности предприятий-монополистов, а расшире­ние арсенала методов воздействия на крупнейшие предприятия (специальный порядок приватизации и привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, учет интересов государства в случае применения процедуры банкротства предприятий), переход от пря­молинейной практики ценового регулирования к поиску более адек­ватных средств достижения цели — создания конкурентной рыноч­ной среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.011 с.)