Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность национальной экономической безопасности
Самой общей целью деятельности современного российского государства считают обеспечение национальной экономической безопасности — защиты национальной экономики от внутренних и внешних угроз, которые препятствуют формированию и эффективному развитию национальной модели экономики. Как и доктрина национальной безопасности, официальное осмысление национальной экономической безопасности происходит под влиянием опыта США. В России сложилась следующая структура органов государственной власти, обеспечивающая экономическую безопасность государства. Наиболее важными результатами деятельности Совета Безопасности России являются опубликованная в 1994г. «Концепция экономической безопасности Российской Федерации» и одобренная Указом Президента Российской Федерации № 608 от 29 апреля 1996г. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)3». В этом Указе экономическая безопасность определяется как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности. Из смысла этого документа следует, что экономическая безопасность является основой национальной безопасности в целом и поэтому занимает ключевое место в системе национальной безопасности России. В новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000г. «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», не содержится понятия «национальная экономическая безопасность». Однако в ней вновь подчеркнуто, что «обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства». Помимо национальной экономической безопасности как характеристики экономики страны в целом, выделяют также проблемы обеспечения безопасности наиболее важных отраслей или сфер жизнедеятельности — финансовую безопасность, энергетическую, продовольственную, демографическую и т.д. Некоторые из них находят отражение в официальных правительственных документах. Другие активно обсуждаются учеными и политиками, но не отражены в официальных документах.
Фиксация проблемы национальной экономической безопасности в официальных правительственных документах является результатом проникновения в массовое сознание концепций, ранее выработанных в экономической теории. Именно парадигмы экономической теории определяют общие рамки обсуждения национальной экономической безопасности. За последние полтора столетия сформировались три основных подхода экономистов-теоретиков к тому, что следует считать главной угрозой национальной экономике и как с ней бороться: камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности (с середины XIX в.), позже возрожденная леворадикальными экономистами (с последней трети XX в.); кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз (со второй трети XX в.); институциональная концепция защиты от административных барьеров (с конца XX в.). Парадигма № 1: национальная экономическая безопасность как независимость от зарубежных конкурентов. Таблица. Эволюция парадигм понимания национальной экономической безопасности
Основоположником теоретического анализа национальной экономической безопасности, как и национальной экономики в целом, следует считать немецкого экономиста второй четверти XIX в. Фридриха Листа. В полемике с английскими экономистами-классиками Ф.Лист доказывал, что свободная торговля выгодна, прежде всего, передовым нациям. В результате отстающие нации (к их числу тогда относились и германские государства) оказываются обречены на экономическое отставание от передовых. Чтобы защитить слабую национальную промышленность от конкуренции дешевых импортных товаров, Ф.Лист требовал проведения протекционистской политики. В последней трети XX в. идеи Ф. Листа о необходимости защищать национальную экономику от внешних угроз пережили своего рода второе рождение. Их новым воплощением стали леворадикальные концепции мирового хозяйства — периферийной экономики (Р.Пребиш), неэквивалентного обмена (А. Эммануэль) и мир-системного анализа (И.Валлерстайн). Для всех этих леворадикальных концепций характерна одна общая черта: отсталость слаборазвитых стран объясняется, прежде всего, тем, что высокоразвитые страны-лидеры преднамеренно создают такие «правила игры» в мировом хозяйстве, которые тормозят развитие отстающих. При любой трактовке внешнеэкономических угроз развитию национальной экономики из леворадикальных концепций вытекают призывы к самодостаточному развитию национального хозяйства (вплоть до автаркии). Парадигма № 2: национальная экономическая безопасность как защита от «провалов рынка». Автором следующей парадигмы национальной экономической безопасности стал в 1930-х гг. английский экономист Джон Мейнард Кейнс. В его эпоху главными опасностями для национальной экономики стали считать уже не конкуренцию иностранных товаров, а безработицу и экономическую депрессию. Чтобы справиться с этими угрозами, правительству рекомендовалось осуществлять активное регулирование хозяйственной деятельности путем раздачи госзаказов и субсидий, регулирования денежного рынка и даже прямого административного контроля за конкуренцией. Концепция Кейнса стала ответом на Великую депрессию 1929— 1933 гг., самый тяжелый экономический кризис за всю историю рыночного хозяйства. Для борьбы с этим кризисом правительства разных стран (особенно США) начали применять кейнсианские меры еще до того, как Кейнс опубликовал «Общую теорию занятости, процента и денег». Именно во времена борьбы с Великой депрессией, как ранее указывалось, родилось само понятие «национальная экономическая безопасность». В последней трети XX в: влияние кейнсианства пошло на убыль, начался «неоклассический ренессанс». Неоклассики предлагали методы борьбы с угрозами национальным экономическим интересам, резко отличные от кейнсианских. Однако они приняли предложенный кейнсианцами общий подход к пониманию этих интересов, согласно которому существуют макроэкономические проблемы (безработица, недостаточные темпы роста, инфляция), острота которых диктуется главным образом внутренним развитием национальной экономики как целого. Поэтому кейнсианская парадигма национальной экономической безопасности продолжала доминировать и в период господства неоклассической экономической теории.
Неоклассики изменили иерархию угроз национальной экономической безопасности. Угроза безработицы ушла на задний план. Первостепенным стало считаться обеспечение высоких темпов экономического роста национальной экономики путем сдерживания инфляции и поддержания высокой конкурентоспособности национального бизнеса в мировом масштабе. Парадигма № 3: национальная экономическая безопасность как защита от «провалов государства». В конце XX в. неоклассическая экономическая теория вошла в полосу кризиса. На роль главной экономической теории в настоящее время претендует институционализм — экономическая теория, акцентирующая внимание на стихийно складывающихся и сознательно конструируемых «правилах игры» (институтах). Если кейнсианцы и неоклассики концентрировали внимание на проблемах развитых стран, то институционалисты снова, как ранее Ф. Лист, начали активно изучать проблемы стран догоняющего развития. В понимании проблем национальной экономической безопасности этих стран институционалисты смогли предложить новый подход. В наиболее концентрированном виде он нашел отражение в работах перуанского экономиста Эрнандо де Сото, специалиста по неформальной экономике развивающихся стран. Высокие масштабы неформальной экономики — производства обычных товаров и услуг без официальной регистрации — считают одной из главных проблем стран «третьего мира», где этот сектор составляет обычно порядка 1 /4 - 1 /2 официальной экономики. Основной причиной массовой неформальной экономической активности Э.де Сото считал неэффективность защиты прав собственности. В развивающихся странах, указывал он, «процветание компании в меньшей степени зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей — от издержек, налагаемых на нее законом. Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связями с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством». Итак, главной угрозой развитию национального бизнеса (и тем самым — национальным экономическим интересам) оказываются не «провалы рынка» (как считали кейнсианцы), а «провалы государства». Таким образом, согласно Э.де Сото, главными угрозами национальным экономическим интересам являются административные барьеры — «плохие» законы и/или плохое выполнение «хороших» законов. Основными мерами сдерживания этих угроз, следовательно, должны стать принятие новых законов, содержание которых соответствовало бы нормам экономической демократии, и контроль за надлежащим исполнением этих законов. Три основные парадигмы национальной экономической безопасности — камералистско-леворадикальная, кейнсианская и институциональная — не отвергают друг друга, а скорее взаимодополняют. Реальные или потенциальные угрозы национальной экономике каждой страны могут создаваться и зарубежными конкурентами (по Ф.Листу), и «провалами рынка» (по Дж.М. Кейнсу), и «провалами государства» (по Э. де Сото). Главная проблема заключается в определении того, какие из этих угроз более опасны.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.130.108 (0.007 с.) |