Процедура проведения исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура проведения исследования



Перед ребенком открывается карточка №1 и предъявляется следующая инструкция: «Посмотри, здесь нарисована рука. Посмотри на нее внимательно и скажи, как тебе кажется - Что делает эта рука? Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно. Давай попробуем, так что делает эта рука?».

Детям старше 8 лет можно предложить несколько более сложную инструкцию: «Что делает человек, которому принадлежит эта рука?».

Как правило, дети ограничиваются одним утверждением, однако, желательно, не «давя» на ребенка. для более полного анализа и интерпретации получить от него по 2-3 ответа на каждое изображение.

Далее ребенку предъявляется изображение (карточка) №2 и инструкция повторяется в следующем виде «Что делает эта рука?».

Достаточно часто у ребенка возникает вопрос, одна и та же ли эта рука. В этом случае имеет смысл в доступной форме объяснить ребенку, что экспериментатор не знает, а ребенок должен ответить так, как ему кажется.

Экспериментатор не должен давать «наводку», провоцировать ни на то, что рука та же самая, ни на то. что они разные

Таким образом, ребенку по очереди демонстрируются 9 изображений. При этом каждое изображение вначале предъявляется ребенку в стандартной позиции (так, как оно представлено в тестовом альбоме).

Не следует запрещать ребенку пытаться своей рукой изобразить ту же позу. Это, как правило, облегчает процесс идентификации движения, позы, предъявляемого изображения, но следует отметить такие факты в протоколе.

Если ребенок затрудняется в ответе, следует постараться «мягко» стимулировать его следующим образом «попробуй, постарайся, попробуй повернуть, посмотри еще», «это не трудно» и т.п.

Как правило, затруднения вызывает именно идентификация действия руки. В этом случае не стоит долго задерживаться на данном изображении, а перейти к следующему. Однако такие затруднения возникают не часто даже при работе с детьми старшего дошкольного возраста У детей более старшего возраста трудности могут возникнуть также в случае пограничной интеллектуальной недостаточности или в случае выраженной заторможенности ребенка, обусловленной приемом психотропных препаратов.

Не только при нечетком и расплывчатом ответе, но и в случае слишком краткого, нераспространенного ответа, имеет смысл расспросить ребенка более подробно или просто уточнить ответ (например, к кому пожимает руку, кого хочет ударить и почему, ударяет первый или в ответ, что хочет погладить и т.д.).

Ни в коем случае подобный расспрос, уточнение не должен носить провоцирующий или наводящий характер.

При предъявлении изображения №10 (пустая карточка) ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой пустой лист бумаги. Здесь ничего не нарисовано. Представь себе какую-нибудь руку. Как ты думаешь, что она делает?».

Точно так же, как и при предъявлении предыдущих карточек с изображениями, можно задавать уточняющие вопросы, которые в краткой форме регистрируются в протоколе обследования.

Имеет смысл не проявлять свою заинтересованность, не менять стиль беседы с ребенком, если он дает заведомо агрессивные, пассивно - депрессивные или какие - либо необычные или демонстративные ответы.

Вариант подачи инструкции.

Данный вариант исследования направлен на уточнение ситуации, в которой «действует» данная рука, а также на выявление принадлежности дайной руки тому или иному субъекту действия. При этом процедура проведения остается прежней, но к инструкции подается дополнительная часть, таким образом, что инструкция представляет следующее. «Посмотри, здесь нарисована рука. Посмотри на нее внимательно и скажи, как тебе кажется - Что делает эта рука? И чья эта рука? Мужская или женская....Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно. Давай попробуем, так что делает эта рука?».

Такую дополнительную инструкцию можно предлагать ребенку, как на каждое тестовое изображение, так и на отдельные изображения (включая карточку №10), ответы на которые, по мнению экспериментатора, должны быть уточнены в плане субъектов воздействия на ребенка.

Тест не должен предъявляться ребенку в ситуации, когда непосредственно перед предполагаемым тестированием с ним проводились: физкультурные занятия, в частности занятия лечебной физкультурой; какие-либо двигательные упражнения, коррекционная работа, построенная на принципах двигательной коррекции и т.п.; диагностические пробы по исследованию динамического праксиса (задания на координированные или реципрокные движения рук, ног).

Регистрация результатов

Все ответы ребенка, латентное время реакции, уточняющие вопросы и дополнительные разъяснения для каждого изображения заносятся в соответствующие разделы бланка «Протокол обследования».

В графе «латентное время реакции» отмечается продолжительность времени от предъявления изображения до начала ответа (для удобства экспериментатора время оценивается количеством точек, которые проставляются карандашом в единицу времени: например, одна точка в секунду). Латентное время оценивается приблизительно! Ребенок не должен видеть никаких секундомеров на столе!

В графе «Ответы обследуемого» в форме удобной для экспериментатора регистрируются все ответы ребенка на предъявляемое изображение. Дополнительно регистрируются, в каком положении дан тот или иной ответ. Для этого можно пользоваться следующей шифровкой положения карточки С -стандартное, И - инвертированное (повернутое на 180° относительно стандартного), П - повернутое на 90° в правую сторону, Л - повернутое на 90° в левую сторону).

Здесь же в краткой форме регистрируются уточняющие вопросы экспериментатора, которые задаются ребенку для раскрытия субъективной оценки ответа и уточнения категории ответа и ответы ребенка на эти вопросы.

В графе «Категория ответа» в буквенной форме проставляется категория ответа. Эта процедура осуществляется после окончания всего эксперимента и категоризации ответов ребенка.

 

Бланк фиксации результатов

Ф.И.О.______________________________Дата_____________________

Возраст_____________________________Пол______________________

 

Протокол ответов

 

Результаты тестирования

 

Описание оценочных категорий и возможных вариантов ответов

Активность (Акт). Эта категория включает ответы, отражающие тенденции к действию, в которых рука воспринимается как совершающая какое-либо активное действие. При этом засчитываются как безличные, так и личностно ориентированные ответы. Также в эту категорию включаются ответы, в которых рука изменяет свое физическое положение, сопротивляясь силе тяжести. В некоторых случаях следует дифференцировать от ответов направленных на коммуникацию.

Возможные ответы ребенка: «Берет что-либо», «Поднимает руку» (на уроке), «Держит» (кого-либо или что-либо), «Держит» (мел, мяч, ручку), «Хватает», «Бьет по мячу», «Ловит» (мяч, кубик, портфель), «Считает деньги», «Подтягивается» (на физкультуре), «Кормит», «Пилит», «Показывает» (что-либо у доски и т.п.), «Бросает», «Перелистывает», «Строит», «Машет» (но не жест прощания, который трактуется как категория Коммуникативность). «Солит» (пищу), «Жест О.К.» (в ситуации у меня все отлично, но не показывает этот жест кому-то), Любые варианты ответов, относящихся к действиям театра кукол, театра теней Такие ответы необходимо дифференцировать от ответов, ориентированных на коммуникативность и оцениваемых как Ком. Такое различение определяется уточняющими вопросами и специальной оценкой, приведенной в дополнительном исследовании) и т.д.

Пассивность (Пас). Эта категория включает ответы, отражающие тенденции к бездействию или пассивному действию, не требующие присутствия другого лица. Безличные ситуации, в которых рука не изменяет физическое положение или пассивно подчиняется силе тяжести.

Возможные ответы ребенка: «Лежит», «Отдыхает», «Просто так, ничего не делает», «Висит», «Опущена», «Устала» «Ждет» (что-то) и т.д.

Тревожность (Тр). Эта категория отражает неуверенность и ожидание возможной агрессии со стороны внешнего мира. Также она включает ответы ограждающего, ритуального характера. Ответы по этой категории передают ощущение напряжения и отсутствия уюта (дискомфортности) ребенка.

Возможные ответы ребенка: «Прячет», «Прикрывает», «Спряталась, чтобы не поднимать руку на уроке», «Поднял руку, чтобы ответить, но потом испугался и сделал руку так...», «Хотел ударить, но испугался и передумал, говорит это не я», «Говорит уходи, уйди» (но не прощается - что относится к категории «Коммуникация»), «Закрывает глаза», «Отталкивает» (в ситуации неприятия), хочет схватить (как ожидание агрессии от кого-то), «Пугает», «Ругается», «Кричит», «Шлепает», «Нависает» Также к данной категории относят ответы ребенка, касающиеся изменений позы руки, как реакции на внешнюю ситуацию.

Агрессивность (Агр). Это ответы, в которых рука представляется как нападающая, наносящая удар или иные повреждения, ущерб, активно доминирующая или использует предметы для целей нападения, агрессии.

Возможные ответы ребенка: «Бьет», «Толкает», «Душит», «Лупит», «Злится», «В лоб (в зубы) дает», «Щелбана дает», «Набрасывается», «Кулаком в лицо», «Сжат кулак», «Оскорбляет», «Отпихивает», «Напрягается от злости», «Дергает за волосы», «Толкает в живот», «Дергает за нос», «Фигу показывает», «Отталкивает».

Примечание. При получении ответов по категориям 3 и 4 особенно важным является получение дополнительной информации о принадлежности руки, что позволяет выявить круг лиц, от которых ребенком ожидается агрессия или ощущение дискомфорта.

Директивность (Дир). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется как ведущая, управляющая или иным образом оказывающая влияние. Она может включать такие ответы, в которых рука представляется общающейся, однако, это общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на ход действий другого лица, т.е. проповедь, чтение лекций, обучение, дача указаний. Ответы этой категории отражают тенденции к превосходству, высокую самооценку.

Возможные ответы ребенка: «Объясняет», «Останавливает», «Учит», «Дает указания», «Показывает направление движения», «Объясняет» (в ситуации, когда «объясняет, что ребенок был не прав» - относится к данной категории. Но «объясняет как пройти» - скорее следует отнести к категории «Коммуникативность», «Запрещает», «Дирижирует», «Милиционер регулирует движение», «Стучит кулаком, чтобы запретить или прекратить», «Говорит хватит», «Помогает вести», «Подталкивает (что - то сделать)», жест - «Стоп».

Коммуникация (общение) (Ком). Это такие ответы, в которых рука общается или делает попытку общаться с каким-нибудь субъектом. В этих ответах подразумевается, что имеется необходимость в «желании разделить трудности или радость», «желании быть понятым и принятым», «желание пожаловаться» и т.п., то есть ответы по этой категории выражают потребность не только во взаимодействии, но в сочувствии, жалости.

Возможные ответы ребенка: «Здоровается», «Подает руку», «Похлопывает по плечу», «Протягивает руку», «Подзывает», «Хочет пожать руку», «Лежит на плече», «Говорит до свиданья» (жест обозначающий прощанье), «Объясняет» (в ситуации «объясняет как пройти»). «Гладит», «Успокаивает», «Показывает кукольный театр (жестовый театр и т.п.) В данной ситуации необходимо различать «коммуникативные» ответы и ответы категорий «Активность» или «Демонстративность и последние могут быть различены с помощью уточняющих вопросов, показывающих больший оттенок демонстративное и активности, чем в ситуации коммуникации В последнем случае рука всего лишь «показывает», не уточняя для кого и в какой ситуации.

Демонстративность (Дем). Эта категория включает ответы, в которых рука принимает участие а каком-либо действии, в котором она «самовыражается», что-то демонстрирует и вообще нарочито проявляет себя.

Возможные ответы ребенка: «Все О.К.», «Показывает что-то на руке», «Прячет что-то в руке» (в зависимости от контекста ответа на уточняющий вопрос: прячет для того, чтобы подразнить, заинтересовать или для того, чтобы скрыть,- тогда категория «Тревожность»), «Делает зарядку», «Подбирает к себе», «Танцует», «Бьет по барабану» (в ситуации сжимает барабанные палочки), «Играет на пианино» (других музыкальных инструментах), «Представляет кукольный театр» (театр теней), (Как правило, ответы этой категории могут оцениваться и как категория «Активность». Отнесение ответов такого типа к категории «Демонстративность» определяется с помощью уточняющих вопросов. Необходимо дифференцировать с ответами категории «Коммуникативность»), «Хочет вот это показать» (показывает, что хочет показать), «Останавливает жестом».

Примечание. Порой ответ может быть классифицирован как бы по двум категориям одновременно, например, Дем.+Ком «Подзывает, чтобы показать или похвастаться», но в данном случае очевидно превалирование Дем. так как сама демонстрация не может осуществляться только для самого себя Отсюда следует отнесение данного ответа к категории Дем.

Зависимость (Зав). Эта категория включает ответы, а которых рука активно или пассивно ищет поддержки или помощи со стороны другого лица или ожидает поддержки, помощи. В эту же категорию входят ответы, в которых рука подчиняется (как противоположное «Директивности»). Психологическое значение этого ответа, пожалуй, лучше всего понять следующим образом, чем больше количество таких ответов, тем больше субъект чувствует, что другие должны уделять ему время, внимания, разделять ответственность.

Возможные ответы ребенка: «Просит остановиться» (ребенок просит маму остаться), «Умоляет», «Просит деньги», «Рука ребенка, который держится за руку», «Подзывает к себе» (в ситуации, что-бы кто-то помог), «Просит милостыню», «Ждет сдачи»(денег), «Отдает деньги», «Он виноват» (в ситуации обвинения другого, как защиты от обвинения самого себя), «Просит прощения».

Примечание. В настоящее время в связи с ситуацией в стране появляется очень много ответов, связанных с деньгами и денежными отношениями. Значительный процент подобных «денежных» ответов может служить убедительным диагностическим показателем климата семьи, значимости для семьи денежных отношений. Следует отметить, что субъективная значимость денег может быть характерна как для бедных слоев населения, так и для состоятельных семей.

Физическая дефицитарность (ущербность) (Деф). Эти ответы отражают чувство физической дефицитарности, неадекватности. Эта категория включает руки, которые представляются как деформированные, поврежденные, ущербные и т.п. У детей возможно отнесение ответов типа «Некрасивая рука», «Неправильная» к данной категории.

Возможны ответы ребенка: «Рука больная, сломанная», «Обоженная рука», «Cломанный большой палец», «Cломанное запястье», «Деформированные пальцы», «Рука больного и умирающего человека», «Согнутая рука», «Один из пальцев выглядит как сломанный», «Физически искалеченная рука», «Показывает, что болит», «Рука не может распрямиться» (от болезни), «Плохо двигается», «Опирается на стол» (в ситуации физической неполноценности), «Хватается, чтобы удержаться», «Больная рука», «Гладит больное место», «Берет таблетку» и др.

Обработка результатов

1.Подсчитывается общее количество ответов, данных ребенком, которое принимается за 100%.

2. Осуществляется формализация ответов ребенка через соотнесения каждого ответа к одной из девяти оценочных категорий. Формализация производиться с помощью анализа и, соответственно, категоризации ответов, полученных также при помощи уточняющих вопросов (ситуаций). Категории ответов записываются в графе «Категория ответа». В протоколе обследования регистрируется количество ответов по каждой категории.

3. Вычисляется процент каждой категории ответов по отношению к общему количеству ответов, что также заносится в таблицу.

4. Определяются коэффициенты по предлагаемым формулам (коэффициент ожидаемой агрессии (тревожности), коэффициент общей психической активности, коэффициент личностной дезадаптации)

5. На основании интерпретации ответов ребенка и полученных числовых значений характеристик - коэффициентов определяются основные тенденции эмоционально - личностного развития ребенка.

Анализ результатов

Широкая клиническая интерпретация «Теста Рука» (впрочем, как интерпретация любой проективной методики) является творческим процессом, который в большей степени определяется как теоретическими взглядами практического психолога, так и опытом его работы в области детской психологии, в частности, работы с данной методикой.

В связи с тем, что развитие эмоциональной сферы ребенка, становление личностных характеристик нельзя считать закончившимся, устоявшимся в анализируемый возрастной период (5-11 лет) отнесение ответов к той или иной категории желательно производить после уточняющих вопросов, выяснения ситуации, в которой происходит деятельность, связанная с позой изображаемой руки.

Необходимо учитывать, что все тенденции, выявляемые при исследовании с помощью «Теста Рука», взаимосвязаны и предопределяют друг друга.То есть необходимо говорить не об абсолютных показателях (ответах) по каждой категории, а о соотношении ответов различных категорий, для чего абсолютные значения ответов для каждой категории должны быть переведены в проценты от общего количества ответов. Таким образом, при интерпретации полученных ответов имеет значение не столько количество ответов определенного типа, сколько его соотношение с количеством ответов других типов. Так 2-3 «агрессивных» ответа (Агр) на фоне полного отсутствия ответов, отражающих дружеские отношения и желание сотрудничать (Ком, Дем, Зав), свидетельствуют о большей враждебности, чем большее количество агрессивных ответов в сочетании с большим количеством доброжелательных.

Для более точной интерпретации результатов, адекватной оценки эмоционально - личностной сферы ребенка необходимо данные «Теста Рука» сопоставлять с результатами, полученными с помощью других проективных тестов и методик.

Наиболее важным показателем теста является проецирование ребенком на стимульный материал ожидаемых реакций со стороны окружающих. К основным анализируемым реакциям относятся ожидаемая агрессия (извне) и директивное поведение значимых для ребенка лиц. Точно также могут быть оценены и другие показатели межличностных отношений, как в семье, так и в других значимых для ребенка сферах. Подобный анализ становится возможным при использовании уточняющих вопросов, особенно в дополненной процедуре исследования, когда определяется, кому принадлежит рука на каждом изображении.

Ситуация, когда ребенок затрудняется с ответом и ему необходимо повернуть карточку, для того чтобы дать, по крайней мере, один ответ. Такая ситуация «верчения» изображений может отражать обедненность зрительных образов ребенка и, вероятно, слабость зрительной его памяти. Это также должно быть отражено в протоколе и может являться дополнительной интерпретацией результатов исследования.

Большое количество одинаковых ответов по разным изображениям (в особенности повтор ответа на изображение №9 на пустую карточку №10) может интерпретироваться как повышенная инертность мыслительной деятельности ребенка. Подобная характеристика ребенка должна подтверждаться результатами других диагностических исследований и учитываться при общем анализе его деятельности.

Латентное время реакции может быть примерно одинаковым, но большим почти во всех ответах. В этом случае особое внимание имеет смысл обратить на ответы, имеющие значительно меньший латентный период. Именно они могут оказаться наиболее значимыми с точки зрения оценки эмоционально -личностного состояния ребенка.

Существует и обратный вариант, когда ребенок в большинстве случаев дает ответы достаточно быстро и, лишь некоторые из изображений увеличивают латентное время ответа. В данном случае именно они могут оказаться наиболее значимыми. В обоих случаях необходимо тщательно проанализировать предъявляемое изображение и все ответы ребенка на него. После процедуры проведения возможен возврат к этим тестовым изображениям для более детального анализа, как самой ситуации, так и эмоциональных ассоциаций ребенка, связанных с тестовым изображением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.03 с.)