Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков



Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков

Вятский государственный гуманитарный университет

Факультет психологии

Кафедра практической психологии

 

Учебно – методическое пособие

 

Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков

 

 

Составители: Касимова С.Г., Ивутина Е.П.

Киров, 2006

 

ББК 88

 

Рецензенты

Доктор психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Орел В.Е.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Вятского государственного гуманитарного университета Корчагина Г.И.

 

Учебное пособие по курсу «Психодиагностика». Раздел «Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков» / Сост.: С.Г. Касимова, Е.П. Ивутина. – Киров: Изд-во ВГГУ, 2006. – с.

Учебное пособие по курсу «Психодиагностика» включает в себя комплекс психодиагностических и психокоррекционных методик, направленных на изучение, снижение и преодоление агрессивности детей и подростков.

Пособие предназначено для преподавателей психологии, студентов психологического факультета, практических психологов и педагогов.

@ Вятский государственный гуманитарный университет, 2006-03-03

@ С.Г. Касимова, Е.П. Ивутина, 2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы агрессивности в психологии

Раздел 2. Методы изучения агрессивности

2.1. Диагностические критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

2.2.Диагностические критерии агрессивности (анкета)

2.3. Агрессивность (опросник: ребенок глазами взрослого)

2.4. Методика «Тест Рука» (Наnd-тест)

2.5. Опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки

2.6. Опросник «Агрессивное поведение» (детский вариант)

2.7. Опросник «Личностная агрессивность» (подростковый вариант)

2.8. Графическая методика «Кактус»

2.9. Методика «Несуществующее животное»

Раздел 3. Психологическая коррекция агрессивности детей и подростков

3.1.Основные направления и принципы коррекционной работы

3.2.Коррекционная работа, направленная на обучение приемлемым способам выражения гнева

3.3. Обучение навыкам контроля и управления собственным гневом.(навыкам саморегуляции)

3.4. Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации

3.5. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей

Раздел 4. Работа психолога с родителями и педагогами

4.1. Факторы воспитания и стиля общения взрослых, способствующие агрессивному поведению детей

4.2. Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения

4.3. Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми

4.4. Приемы саморегуляции эмоционального состояния

4.5. Установление границ дозволенного

Литература

Приложения

 

 

Введение

В настоящее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало одним из актуальных направлений исследовательской деятельности психологов и педагогов. За последнее десятилетие отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской и подростковой преступности.

Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения являются одним из важных направлений в работе практического психолога.

Цель данного методического пособия - дать необходимые знания по диагностике и коррекции особенностей агрессивного поведения детей и подростков, сформировать умения и навыки по оценке, анализу и преодолению проявления агрессивного поведения с использованием наиболее признанных психодиагностических и коррекционных методик.

Учебно-методическое пособие содержит материалы для проведения практических занятий по следующим учебным дисциплинам: «Психодиагностика», «Психокоррекция», «Психология девиантного поведения», «Психология развития и возрастная психология», «Основы социально-психологического тренинга».

Учебно-методическое руководство состоит из четырех разделов.

В первом разделе рассмотрены теоретические аспекты проблемы агрессивности в психологии.

Во втором разделе представлены диагностические методики, которые содержат описание целей, возрастного диапазона применения, инструкций испытуемым, хода работы, способов количественной, качественной обработки и анализа полученных данных.

В третьем разделе описан комплекс направлений коррекционной работы, позволяющий осуществить целостный системный подход к снижению и преодолению агрессивности у детей и подростков.

В четвертом разделе изложены особенности работы психолога с родителями и педагогами, раскрыты приемы эффективного конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми.

Виды агрессии по А. Бассу

 

Ещё одна классификация была дана С. Фешбахом, который ввёл одну важную переменную в свою классификацию – переменную, связанную с мотивированием поведения. На основании этого критерия он выделяет три типа агрессивного поведения:

- враждебная агрессия – имеющая своей целью причинить другому субъекту неприятные физические или психологические ощущения;

- инструментальная агрессия – целью такого поведения является не само причинение вреда другому субъекту, а решение определённой проблемы;

- экспрессивная агрессия – является формой выражения себя с помощью применения насилия.

Основным критерием для построения классификации Д. Зильмана является позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул – реакция». Таким образом, он выделяет восемь типов агрессивного поведения:

- наступательная агрессия – нанесение физических или психических повреждений другому, который не применял по отношению к нему насилия;

- защитная агрессия – нанесение повреждений другому субъекту в ответ на применение им насилия;

- ответная – нанесение повреждений другому субъекту с целью отмщения за нанесённые ему этим субъектом повреждений;

- спровоцированная агрессия – подвергание атакующего нападению или другим действиям, которое повлекло за собой его ответные агрессивные действия;

- неспровоцированная агрессия – агрессивные действия нападающего по отношению к жертве, не вызваны никакими поступками жертвы, которые могли бы подтолкнуть нападающего на такие действия;

- агрессия вызванная раздражением – агрессивные действия, первичная функция которых – редуцирвание или снятие состояния раздрожения;

- побудительная агрессия – агрессивные действия, первичная причина которых – получение внешней стимуляции;

- санкционированная агрессия – агрессивные действия, служащие социальным нормам и не выходящие за их рамки.

Э. Фром выделяет два вида агрессии:

- «доброкачественная» агрессия;

- «злокачественная» агрессия.

К доброкачественной относится, прежде всего, оборонительная агрессия как реакция на угрозу, угрозу нарциссизму (идеализированному представлению о своей группе). Групповой нарциссизм Э. Фром считает одним из главных источников человеческой агрессивности. Так же сюда относится приспособительная агрессия. К ней можно отнести две формы: конформистскую агрессию и инструментальную. К конформистской относится различные агрессивные действия, которые обусловлены не разрушительными устремлениями нападающего, а тем, что ему предписано действовать так, и он сам считает своим долгом подчиниться приказу. Инструментальная агрессия преследует определённую цель, обеспечить то, что необходимо и желательно. Разрушение само по себе здесь тоже не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связанной со структурой личности. В данной связи многие авторы разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессиии» [21].

Таким образом, несмотря на отсутствие единства между сложившимися в психологии понятиями агрессии, между различными концепциями и подходами, исследователи раскрывают в них следующие важные положения: учет различий между отдельными видами агрессии; разведение таких личностных свойств, как агрессивность и враждебность; роль негативной модели поведения, являющейся как источником, так и стимулятором агрессивного поведения.

 

Оборудование

10 карточек 10х14 см, следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка - пустая. На ней ничего не изображено. Все карточки пронумерованы от 1 до 10 (Приложение 1). Подача стимульного материала при жестком порядке предъявления предполагает возможность поворота изображения ребенком в любом направлении до тех пор, пока не будет сформулирован ответ.

Вариант подачи инструкции.

Данный вариант исследования направлен на уточнение ситуации, в которой «действует» данная рука, а также на выявление принадлежности дайной руки тому или иному субъекту действия. При этом процедура проведения остается прежней, но к инструкции подается дополнительная часть, таким образом, что инструкция представляет следующее. «Посмотри, здесь нарисована рука. Посмотри на нее внимательно и скажи, как тебе кажется - Что делает эта рука? И чья эта рука? Мужская или женская....Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно. Давай попробуем, так что делает эта рука?».

Такую дополнительную инструкцию можно предлагать ребенку, как на каждое тестовое изображение, так и на отдельные изображения (включая карточку №10), ответы на которые, по мнению экспериментатора, должны быть уточнены в плане субъектов воздействия на ребенка.

Тест не должен предъявляться ребенку в ситуации, когда непосредственно перед предполагаемым тестированием с ним проводились: физкультурные занятия, в частности занятия лечебной физкультурой; какие-либо двигательные упражнения, коррекционная работа, построенная на принципах двигательной коррекции и т.п.; диагностические пробы по исследованию динамического праксиса (задания на координированные или реципрокные движения рук, ног).

Регистрация результатов

Все ответы ребенка, латентное время реакции, уточняющие вопросы и дополнительные разъяснения для каждого изображения заносятся в соответствующие разделы бланка «Протокол обследования».

В графе «латентное время реакции» отмечается продолжительность времени от предъявления изображения до начала ответа (для удобства экспериментатора время оценивается количеством точек, которые проставляются карандашом в единицу времени: например, одна точка в секунду). Латентное время оценивается приблизительно! Ребенок не должен видеть никаких секундомеров на столе!

В графе «Ответы обследуемого» в форме удобной для экспериментатора регистрируются все ответы ребенка на предъявляемое изображение. Дополнительно регистрируются, в каком положении дан тот или иной ответ. Для этого можно пользоваться следующей шифровкой положения карточки С -стандартное, И - инвертированное (повернутое на 180° относительно стандартного), П - повернутое на 90° в правую сторону, Л - повернутое на 90° в левую сторону).

Здесь же в краткой форме регистрируются уточняющие вопросы экспериментатора, которые задаются ребенку для раскрытия субъективной оценки ответа и уточнения категории ответа и ответы ребенка на эти вопросы.

В графе «Категория ответа» в буквенной форме проставляется категория ответа. Эта процедура осуществляется после окончания всего эксперимента и категоризации ответов ребенка.

 

Бланк фиксации результатов

Ф.И.О.______________________________Дата_____________________

Возраст_____________________________Пол______________________

 

Протокол ответов

 

Результаты тестирования

 

Описание оценочных категорий и возможных вариантов ответов

Активность (Акт). Эта категория включает ответы, отражающие тенденции к действию, в которых рука воспринимается как совершающая какое-либо активное действие. При этом засчитываются как безличные, так и личностно ориентированные ответы. Также в эту категорию включаются ответы, в которых рука изменяет свое физическое положение, сопротивляясь силе тяжести. В некоторых случаях следует дифференцировать от ответов направленных на коммуникацию.

Возможные ответы ребенка: «Берет что-либо», «Поднимает руку» (на уроке), «Держит» (кого-либо или что-либо), «Держит» (мел, мяч, ручку), «Хватает», «Бьет по мячу», «Ловит» (мяч, кубик, портфель), «Считает деньги», «Подтягивается» (на физкультуре), «Кормит», «Пилит», «Показывает» (что-либо у доски и т.п.), «Бросает», «Перелистывает», «Строит», «Машет» (но не жест прощания, который трактуется как категория Коммуникативность). «Солит» (пищу), «Жест О.К.» (в ситуации у меня все отлично, но не показывает этот жест кому-то), Любые варианты ответов, относящихся к действиям театра кукол, театра теней Такие ответы необходимо дифференцировать от ответов, ориентированных на коммуникативность и оцениваемых как Ком. Такое различение определяется уточняющими вопросами и специальной оценкой, приведенной в дополнительном исследовании) и т.д.

Пассивность (Пас). Эта категория включает ответы, отражающие тенденции к бездействию или пассивному действию, не требующие присутствия другого лица. Безличные ситуации, в которых рука не изменяет физическое положение или пассивно подчиняется силе тяжести.

Возможные ответы ребенка: «Лежит», «Отдыхает», «Просто так, ничего не делает», «Висит», «Опущена», «Устала» «Ждет» (что-то) и т.д.

Тревожность (Тр). Эта категория отражает неуверенность и ожидание возможной агрессии со стороны внешнего мира. Также она включает ответы ограждающего, ритуального характера. Ответы по этой категории передают ощущение напряжения и отсутствия уюта (дискомфортности) ребенка.

Возможные ответы ребенка: «Прячет», «Прикрывает», «Спряталась, чтобы не поднимать руку на уроке», «Поднял руку, чтобы ответить, но потом испугался и сделал руку так...», «Хотел ударить, но испугался и передумал, говорит это не я», «Говорит уходи, уйди» (но не прощается - что относится к категории «Коммуникация»), «Закрывает глаза», «Отталкивает» (в ситуации неприятия), хочет схватить (как ожидание агрессии от кого-то), «Пугает», «Ругается», «Кричит», «Шлепает», «Нависает» Также к данной категории относят ответы ребенка, касающиеся изменений позы руки, как реакции на внешнюю ситуацию.

Агрессивность (Агр). Это ответы, в которых рука представляется как нападающая, наносящая удар или иные повреждения, ущерб, активно доминирующая или использует предметы для целей нападения, агрессии.

Возможные ответы ребенка: «Бьет», «Толкает», «Душит», «Лупит», «Злится», «В лоб (в зубы) дает», «Щелбана дает», «Набрасывается», «Кулаком в лицо», «Сжат кулак», «Оскорбляет», «Отпихивает», «Напрягается от злости», «Дергает за волосы», «Толкает в живот», «Дергает за нос», «Фигу показывает», «Отталкивает».

Примечание. При получении ответов по категориям 3 и 4 особенно важным является получение дополнительной информации о принадлежности руки, что позволяет выявить круг лиц, от которых ребенком ожидается агрессия или ощущение дискомфорта.

Директивность (Дир). Эта категория включает ответы, в которых рука представляется как ведущая, управляющая или иным образом оказывающая влияние. Она может включать такие ответы, в которых рука представляется общающейся, однако, это общение является вторичным по отношению к намерению оказать активное влияние на ход действий другого лица, т.е. проповедь, чтение лекций, обучение, дача указаний. Ответы этой категории отражают тенденции к превосходству, высокую самооценку.

Возможные ответы ребенка: «Объясняет», «Останавливает», «Учит», «Дает указания», «Показывает направление движения», «Объясняет» (в ситуации, когда «объясняет, что ребенок был не прав» - относится к данной категории. Но «объясняет как пройти» - скорее следует отнести к категории «Коммуникативность», «Запрещает», «Дирижирует», «Милиционер регулирует движение», «Стучит кулаком, чтобы запретить или прекратить», «Говорит хватит», «Помогает вести», «Подталкивает (что - то сделать)», жест - «Стоп».

Коммуникация (общение) (Ком). Это такие ответы, в которых рука общается или делает попытку общаться с каким-нибудь субъектом. В этих ответах подразумевается, что имеется необходимость в «желании разделить трудности или радость», «желании быть понятым и принятым», «желание пожаловаться» и т.п., то есть ответы по этой категории выражают потребность не только во взаимодействии, но в сочувствии, жалости.

Возможные ответы ребенка: «Здоровается», «Подает руку», «Похлопывает по плечу», «Протягивает руку», «Подзывает», «Хочет пожать руку», «Лежит на плече», «Говорит до свиданья» (жест обозначающий прощанье), «Объясняет» (в ситуации «объясняет как пройти»). «Гладит», «Успокаивает», «Показывает кукольный театр (жестовый театр и т.п.) В данной ситуации необходимо различать «коммуникативные» ответы и ответы категорий «Активность» или «Демонстративность и последние могут быть различены с помощью уточняющих вопросов, показывающих больший оттенок демонстративное и активности, чем в ситуации коммуникации В последнем случае рука всего лишь «показывает», не уточняя для кого и в какой ситуации.

Демонстративность (Дем). Эта категория включает ответы, в которых рука принимает участие а каком-либо действии, в котором она «самовыражается», что-то демонстрирует и вообще нарочито проявляет себя.

Возможные ответы ребенка: «Все О.К.», «Показывает что-то на руке», «Прячет что-то в руке» (в зависимости от контекста ответа на уточняющий вопрос: прячет для того, чтобы подразнить, заинтересовать или для того, чтобы скрыть,- тогда категория «Тревожность»), «Делает зарядку», «Подбирает к себе», «Танцует», «Бьет по барабану» (в ситуации сжимает барабанные палочки), «Играет на пианино» (других музыкальных инструментах), «Представляет кукольный театр» (театр теней), (Как правило, ответы этой категории могут оцениваться и как категория «Активность». Отнесение ответов такого типа к категории «Демонстративность» определяется с помощью уточняющих вопросов. Необходимо дифференцировать с ответами категории «Коммуникативность»), «Хочет вот это показать» (показывает, что хочет показать), «Останавливает жестом».

Примечание. Порой ответ может быть классифицирован как бы по двум категориям одновременно, например, Дем.+Ком «Подзывает, чтобы показать или похвастаться», но в данном случае очевидно превалирование Дем. так как сама демонстрация не может осуществляться только для самого себя Отсюда следует отнесение данного ответа к категории Дем.

Зависимость (Зав). Эта категория включает ответы, а которых рука активно или пассивно ищет поддержки или помощи со стороны другого лица или ожидает поддержки, помощи. В эту же категорию входят ответы, в которых рука подчиняется (как противоположное «Директивности»). Психологическое значение этого ответа, пожалуй, лучше всего понять следующим образом, чем больше количество таких ответов, тем больше субъект чувствует, что другие должны уделять ему время, внимания, разделять ответственность.

Возможные ответы ребенка: «Просит остановиться» (ребенок просит маму остаться), «Умоляет», «Просит деньги», «Рука ребенка, который держится за руку», «Подзывает к себе» (в ситуации, что-бы кто-то помог), «Просит милостыню», «Ждет сдачи»(денег), «Отдает деньги», «Он виноват» (в ситуации обвинения другого, как защиты от обвинения самого себя), «Просит прощения».

Примечание. В настоящее время в связи с ситуацией в стране появляется очень много ответов, связанных с деньгами и денежными отношениями. Значительный процент подобных «денежных» ответов может служить убедительным диагностическим показателем климата семьи, значимости для семьи денежных отношений. Следует отметить, что субъективная значимость денег может быть характерна как для бедных слоев населения, так и для состоятельных семей.

Физическая дефицитарность (ущербность) (Деф). Эти ответы отражают чувство физической дефицитарности, неадекватности. Эта категория включает руки, которые представляются как деформированные, поврежденные, ущербные и т.п. У детей возможно отнесение ответов типа «Некрасивая рука», «Неправильная» к данной категории.

Возможны ответы ребенка: «Рука больная, сломанная», «Обоженная рука», «Cломанный большой палец», «Cломанное запястье», «Деформированные пальцы», «Рука больного и умирающего человека», «Согнутая рука», «Один из пальцев выглядит как сломанный», «Физически искалеченная рука», «Показывает, что болит», «Рука не может распрямиться» (от болезни), «Плохо двигается», «Опирается на стол» (в ситуации физической неполноценности), «Хватается, чтобы удержаться», «Больная рука», «Гладит больное место», «Берет таблетку» и др.

Обработка результатов

1.Подсчитывается общее количество ответов, данных ребенком, которое принимается за 100%.

2. Осуществляется формализация ответов ребенка через соотнесения каждого ответа к одной из девяти оценочных категорий. Формализация производиться с помощью анализа и, соответственно, категоризации ответов, полученных также при помощи уточняющих вопросов (ситуаций). Категории ответов записываются в графе «Категория ответа». В протоколе обследования регистрируется количество ответов по каждой категории.

3. Вычисляется процент каждой категории ответов по отношению к общему количеству ответов, что также заносится в таблицу.

4. Определяются коэффициенты по предлагаемым формулам (коэффициент ожидаемой агрессии (тревожности), коэффициент общей психической активности, коэффициент личностной дезадаптации)

5. На основании интерпретации ответов ребенка и полученных числовых значений характеристик - коэффициентов определяются основные тенденции эмоционально - личностного развития ребенка.

Анализ результатов

Широкая клиническая интерпретация «Теста Рука» (впрочем, как интерпретация любой проективной методики) является творческим процессом, который в большей степени определяется как теоретическими взглядами практического психолога, так и опытом его работы в области детской психологии, в частности, работы с данной методикой.

В связи с тем, что развитие эмоциональной сферы ребенка, становление личностных характеристик нельзя считать закончившимся, устоявшимся в анализируемый возрастной период (5-11 лет) отнесение ответов к той или иной категории желательно производить после уточняющих вопросов, выяснения ситуации, в которой происходит деятельность, связанная с позой изображаемой руки.

Необходимо учитывать, что все тенденции, выявляемые при исследовании с помощью «Теста Рука», взаимосвязаны и предопределяют друг друга.То есть необходимо говорить не об абсолютных показателях (ответах) по каждой категории, а о соотношении ответов различных категорий, для чего абсолютные значения ответов для каждой категории должны быть переведены в проценты от общего количества ответов. Таким образом, при интерпретации полученных ответов имеет значение не столько количество ответов определенного типа, сколько его соотношение с количеством ответов других типов. Так 2-3 «агрессивных» ответа (Агр) на фоне полного отсутствия ответов, отражающих дружеские отношения и желание сотрудничать (Ком, Дем, Зав), свидетельствуют о большей враждебности, чем большее количество агрессивных ответов в сочетании с большим количеством доброжелательных.

Для более точной интерпретации результатов, адекватной оценки эмоционально - личностной сферы ребенка необходимо данные «Теста Рука» сопоставлять с результатами, полученными с помощью других проективных тестов и методик.

Наиболее важным показателем теста является проецирование ребенком на стимульный материал ожидаемых реакций со стороны окружающих. К основным анализируемым реакциям относятся ожидаемая агрессия (извне) и директивное поведение значимых для ребенка лиц. Точно также могут быть оценены и другие показатели межличностных отношений, как в семье, так и в других значимых для ребенка сферах. Подобный анализ становится возможным при использовании уточняющих вопросов, особенно в дополненной процедуре исследования, когда определяется, кому принадлежит рука на каждом изображении.

Ситуация, когда ребенок затрудняется с ответом и ему необходимо повернуть карточку, для того чтобы дать, по крайней мере, один ответ. Такая ситуация «верчения» изображений может отражать обедненность зрительных образов ребенка и, вероятно, слабость зрительной его памяти. Это также должно быть отражено в протоколе и может являться дополнительной интерпретацией результатов исследования.

Большое количество одинаковых ответов по разным изображениям (в особенности повтор ответа на изображение №9 на пустую карточку №10) может интерпретироваться как повышенная инертность мыслительной деятельности ребенка. Подобная характеристика ребенка должна подтверждаться результатами других диагностических исследований и учитываться при общем анализе его деятельности.

Латентное время реакции может быть примерно одинаковым, но большим почти во всех ответах. В этом случае особое внимание имеет смысл обратить на ответы, имеющие значительно меньший латентный период. Именно они могут оказаться наиболее значимыми с точки зрения оценки эмоционально -личностного состояния ребенка.

Существует и обратный вариант, когда ребенок в большинстве случаев дает ответы достаточно быстро и, лишь некоторые из изображений увеличивают латентное время ответа. В данном случае именно они могут оказаться наиболее значимыми. В обоих случаях необходимо тщательно проанализировать предъявляемое изображение и все ответы ребенка на него. После процедуры проведения возможен возврат к этим тестовым изображениям для более детального анализа, как самой ситуации, так и эмоциональных ассоциаций ребенка, связанных с тестовым изображением.

Обработка результатов

1. Подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым.

2. Осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесение каждого ответа к одной из четырнадцати оценочных категорий. Подсчитывается общее количество ответов каждой категории. Авторами «Hand-теста» были предложены следующие оценочные категории.

Агрессия (Agg). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, оскорбляющая, господствующая, наносящая повреждения, нападающая или активно хватающая другого человека или какой-либо объект. Бессознательная цель «Agg» поведения - наказание и искупление.

Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Хватает за нос», «Ловит муху», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Ударяет кого-то кулаком», «Дерется», «Готова ударить», «Сжимает ужа», «Отбирает что-то», «Ворует фрукты», «Сжимает кого-то», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Царапает», «Меряется силой», «Хочет схватить вора», «Может дать хороший щелбан» и т. д.

Директивность (Dir). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как руководящая, направляющая, управляющая, перечащая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого человека. Сюда же попадают ответы, в которых рука кажется направленной на коммуникацию, но эта направленность является вторичной по отношению к намерению активно влиять на поведение другого человека (чтение проповедей, нотаций).

Примеры: «Дирижирует оркестром», «Управляет подъемным краном», «Милиционер дает команду остановиться», «Делает предупреждение», «Указывает направление», «Читает нотации, проповеди, поучает». «Дает указания», «Предлагает сильную опеку», «Выгоняет из класса», «Призывает с плаката», «Не дает пройти», «Приказывает», «Заставляет» и т. д.

Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание, что другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, а не наоборот, повышенную готовность использовать других людей в своих интересах.

Аффектация (Aff). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как выражающая привязанность, любовь, эмоционально положительное, благожелательное отношение к другим. К этой категории относятся ответы, в которых рука предлагает дружбу или помощь.

Примеры: «Дружески похлопывает по плечу», «Добро пожаловать», «Гладит собачонку», «Дает милостыню», «Бросает деньги в ящик для пожертвований на церковь», «Протягивает руку для оказания помощи», «Дарит кому-нибудь цветы», «Аплодирует», «Трясет руку при пожатии», «Крошит хлеб воробышкам», «Жалеет кого-то», «Обнимает» и т. д.

Эти ответы отражают способность к активной социальной жизни, желание субъекта сотрудничать с другими. И хотя большинство этих ответов включает прямое и непосредственное общение, они относятся к категории «Aff», а не «Com», так как прежде всего характеризуются наличием именно благожелательного отношения и привязанности.

Коммуникация (Com). К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом общение связано с чувством равенства или подчиненности общающегося по отношению к тому лицу, с которым он общается. В этих ответах совершенно очевидно, что коммуникатор нуждается в обратной связи и принятии хочет быть понятым своей аудиторией, хочет поделиться информацией. Условно этот показатель можно назвать показателем «делового» общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» - показателем «модальностного» или «эмоционального» общения.

Примеры: «Жестикулирует при разговоре», «Стремится договориться», «Передает информацию», «Отчаянно пытается быть понятым», «Разговор руками», «Жест, обозначающий прощание» (этот ответ, несмотря на его эмоциональную амбивалентность, оценивается по категории «Corn»), «Рука здоровается» (оценивается по категории «Com», а не «Aff», так как здороваться за руки - социальный норматив общества), «Показывает: мне 5 лет», «Показывает дорогу», «Показывает нужный дом», «Зовет кого-то» и т.д.

Зависимость (Dep). К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощь или поддержку у других людей. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения других людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим.
Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Рука ребенка, хватающаяся за кого-либо, чтобы не потерять равновесие», «Дайте мне, пожалуйста,..», «Помогите мне, пожалуйста», «Ожидает получить что-то», «Гадание по руке», «Отдает честь офицеру», «Путешествует на попутных машинах», «Дает клятву», «Клянется говорить правду», «Пытается остановить такси», «Поднимает руку для ответа на уроке», «Поднимает руку, чтобы спросить», «Человек сорвался со скалы и зацепился за край» и т.д.

Страх (F). Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессивных проявлений или стремится оградиться от физических воздействий и повреждений. К категории «F»относятся не «истинные» тенденции к действию, а защитные реакции на других людей.

Примеры: «Рука поднята от страха с целью защитить себя», «Отводит удар», «Просит: «Пожалуйста, не бейте меня», «Руке угрожает боль, травма», «Что-то прячет, так как боится, чтобы не узнали», «Выражает панический страх» и т. д.

В эту же категорию попадают ответы, в которых рука выступает как жертва собственной агрессии или воспринимается как наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).

Примеры: «Царапает себя», «Рука душит меня» и т. д.

Ответы, отражающие отказ от агрессии, что, по мнению авторов, продиктовано страхом перед возмездием, также относятся к данной категории.

Примеры: «Эта расслабленная рука - не злая», «Это - не драка» и т. д.

Эксгибиционизм (Ex). К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.

Примеры: «Показывает кому-то руку», «Любуется ногтями», «Показывает лак на ногтях», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Протягивает руку, чтобы показать кольцо», «Что-то кому-то показывает», «Хочет внимания», «Играет на пианино», «Танцует», «Показывает тени на стене», «Изящное движение руки», «Хочет показать фокус», «Делает собачку», «Показывает уточку» и т. д.

Калечность (Crip). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким-либо образом поврежденная.

Примеры: «Рука, больная артритом», «Рука со сломанным пальцем», «Сломанное запястье», «Деформированные пальцы», «Рука больного или умирающего человека», «Искалеченная рука», «Сведенная судорогой рука», «Один из пальцев выглядит сломанным», «Нетрудоспособная рука», «Показывает, что с рукой что-то неладно» и т. д.

Описание (Des). Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не фиксируются и не подразумеваются какая-либо тенденция к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание настроения без проецирования тенденции к действию.

Примеры: «Красивая рука», «Некрасивая рука», «Пухлая рука», «Не знаю, просто рука», «Уверенность», «Пальцы сжаты», «Ладошка с выпрямленными пальцами», «Рука с растопыренными пальцами», «Человек измучен», «Похожа на петуха» и т. д.

Напряжение (Ten). К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия может прилагаться для того, чтобы поддержать себя. Для этих ответов характерны переживания тревоги, напряжения, дискомфорта.

Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Сжимает руки, чтобы сдержать себя», «Напрягает руку», «Сжимает пальцы, чтобы не наговорить что-нибудь», «Кулак, сжатый в состоянии тревоги», «Стремится удержать», «Нервно сжимает руки», «Сдерживает волнение», «Человек сильно сконцентрировался, решает что-то», «Морщится», «Неприятно смотреть на эту руку», «Нервно стучит пальцами по столу» и т.д.

Активные безличные ответы (Act). Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как совершающая какое-либо действие, выполнение которого не требует присутствия другого лица. Все тенденции к безличному действию, в которых рука меняет свое физическое положение или противодействует силе тяжести, оцениваются по этой категории.

Примеры: «Тащит», «Продевает нитку в иголку», «Подбирает маленькие предметы», «Пишет», «Вяжет», «Шьет», «Плывет», «Достает что-то», «Бросает что-то», «Собирает что-то», «Моет», «Сыплет», «Машет» (но не «Машет рукой в знак прощания», что оценивается по категории «Соm»), «Опирается на что-то» и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.096 с.)