Методика «Тест Рука» (Наnd-тест) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Тест Рука» (Наnd-тест)



«Тест Рука» (Наnd - тест) - проективная методика исследования личности. Тест был опубликован в 1961 году Б. Брайклином, 3. Пиотровским, Э.Вагнером (идея теста принадлежит Э. Вагнеру). В нашей стране тест был адаптирован Т.Н. Курбатовой [13] для взрослых старше 16 лет. С 1988 года «Тест Рука» адаптировался на детях в возрасте до 11 лет детским клиническим психологом Н.Я. Семаго.

Тест относится к категории интерпретативных проективных методик, когда необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию (в данном случае изображение руки). Как и в других проективных методиках, данный стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного значения, а в связи с личностным значением той или иной позиции руки для конкретного субъекта.

В теоретическом обосновании авторы исходили из положения, что превосходство человека над животными обусловлено уровнем развития человеческого мозга и человеческой руки. Перестав выполнять функцию опоры при передвижении, рука приобрела большую свободу, начала использоваться для выполнения разнообразных функций и, тем самым, стала вносить определяющий вклад в развитие мышления Филогенетические и онтогенетические исследования подтверждают связь между развитием функций руки и развитием умственных способностей. Ни одна часть человеческого организма, за исключением глаз, не оказывает ему такой помощи в восприятии пространства и ориентации в нем, без чего, в свою очередь, невозможна организация любого действия. Рука непосредственно вовлечена не только во внешнюю, но и в собственную (интроспективную) активность человека.

Рука помогает человеку в выполнении множества функций. Существуют факты, подтверждающие активную роль руки, наряду с глазами, даже во сне. Рука осуществляет постоянный контакт с внешней средой. Она необходима для удовлетворения витальных потребностей и участвует практически во всех действиях, связанных с получением удовольствия, в том числе и в сексуальной активности. В детские годы рука - главный источник аутостимуляционных удовольствий. Рука является основным инструментом, обеспечивающим кинестетическую и тактильную обратную связь, в огромной степени участвует в формировании чувственного образа внешнего мира и, следовательно, дает человеку большую часть интериндивидуальной информации.

Таким образом, логично ожидать, что проективный личностный тест, в котором различные изображения руки используются в качестве визуальных стимулов, позволит выявить многие поведенческие тенденции человека на основании его индивидуального восприятия, особенностей его эмоционального развития через описания и личностную соотнесенность предлагаемого стимульного материала.

«Тест Рука» стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Он занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире). По возможности прогнозировать реальное поведение данный тест, по мнению его авторов, превосходит тест Роршаха и ТАТ, так как его ответы более тесно связаны с моторной сферой человека. Частота, с которой летучие мыши и бабочки видны на чернильном пятне, гораздо больше, чем частота, с которой они встречаются в жизни. «Тест Рука» вызывает гораздо меньше фантастических и гораздо больше реальных ассоциаций. Поэтому тенденции к действиям или их отсутствия, выявленные этим тестом, имеют большую вероятность к реальному проявлению во внешнем поведении.

В отличие от основного назначения при работе с взрослым контингентом испытуемых «надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое свойство личности, как открытое агрессивное поведение», в варианте для детей в возрасте до 11 лет основным параметром является не столько выявление агрессивных тенденций, сколько наличие ожидаемой агрессии со стороны окружения, выявление активной или пассивной личностной позицию. В тесной связи с этим находится и выявление общего уровня психической активности, анализ других показателей эмоциональной сферы и межличностных отношений ребенка.

Таким образом, в варианте для детей до 11 лет могут быть выделены следующие основные оценочные категории: активность, пассивность, тревожность, агрессивность, директивность, коммуникация, демонстративность, зависимость, физическая дефицитарность (ущербность).

Подавляющее большинство детских ответов (до 97% у детей до 7-8 летнего возраста, 80- 85% - у детей до 10-11-летнего возраста) могут быть отнесены и проанализированы с точки зрения предложенных категорий. Однако, основным предназначением данного проективного теста мы считаем выявление выраженности такой категории как «тревожность» или ожидаемая агрессия извне и соотнесенность этой категории с конкретными лицами (то есть с теми, от кого ожидается агрессия). А также «активность» или «пассивность» ответов на представляемые стимулы, как отражение состояния общей психической активности ребенка. Важным анализируемым показателем является также выявляемые ответы ребенка по категории «Коммуникативность».

Оборудование

10 карточек 10х14 см, следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. Десятая карточка - пустая. На ней ничего не изображено. Все карточки пронумерованы от 1 до 10 (Приложение 1). Подача стимульного материала при жестком порядке предъявления предполагает возможность поворота изображения ребенком в любом направлении до тех пор, пока не будет сформулирован ответ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.006 с.)