Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока математики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока математики



Автор: И.С. Власова

Журнал «Начальная школа» 2009. № 12

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fn-shkola.ru%2Fstorage%2Farchive%2F1407229675-1638218113.pdf&cc_key= ст43

Игра — одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания младших школьников.

Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» (закрепление).

Цели: закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100 и умения решать задачи; пробудить интерес к предмету через дидактическую игру и логические задания.

Оборудование.

У учителя: рисунки с изображением сказочных героев, дерева, камня, башен; карточки с числами и буквами; сундук с замками; геометрические фигуры из цветного картона (квадрат, прямоугольник, треугольник).

Ход урока.

I Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы проведем необычный урок математики: мы отправимся в путешествие по сказке. Целью нашего путешествия будет отработка знаний, умений и навыков в сложении и вычитании двузначных чисел в пределах 100. Задача нашего путешествия: работать оперативно, четко, правильно. Итак, в путь!

III. Повторение пройденного материала.

Устный счет.

— В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда ему идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.

Учитель прикрепляет на доске карточки с числами, на обратной стороне которых записаны буквы.

 — Найдите лишнее число и снимите с доски соответствующую карточку. (40.) Каждое из чисел представьте в виде суммы разрядных слагаемых. Расположите числа в порядке убывания. Теперь перевернем карточки. Прочитайте, кто похитил Василису. (Кощей.) Поможем Ивану-царевичу освободить Василису.

Учитель прикрепляет к доске рисунок, на котором изображен Иван-царевич.

— Ивана-царевича поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем.

Учитель прикрепляет к доске изображение Змея Горыныча с тремя головами. По ходу выполнения заданий головы убираются.

— Помогите Ивану-царевичу победить Змея. Для этого надо выполнить три задания.

Задание 1

На доске записаны выражения. Ученики вычисляют их значения.

38 + 2

92 – 90

46 – 4

49 – 30

87 + 10

82 + 6

Задание 2

Учитель предлагает решить задачу разными способами: «Около избушки на курьих ножках стоят две бочки с водой. В одной бочке 20 ведер воды, в другой — 15 ведер. Из одной бочки Баба-Яга взяла 5 ведер воды. Сколько ведер воды осталось в бочках?»

2. Работа в тетради.

— Дальше Ивана-царевича поведет волшебный клубочек. Поможем ему пройти по лабиринту чисел, составив выражения, значения которых равны 70. Учитель изображает на доске лабиринт с числами. Ученики составляют выражения.

Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением камня с надписью: «Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький» и изображает три дороги, на которых записаны числовые выражения: 12 – (18 – 9), (9 + 5) – 7,

 11 – (7 + 3).

— Волшебный клубок привел Ивана-царевича на распутье. Прочитайте надпись на камне. По какой дороге надо идти Ивану-царевичу?

Ученики находят значения выражений и выбирают правильный путь.

IV. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

V. Самостоятельная работа.

 — Вы помогли Ивану-царевичу победить Змея Горыныча. Он охранял сундук, в котором находится меч для Ивана-царевича.

Учитель показывает сундук с двумя замками, с обратной стороны которых на& писаны задания из учебника (с. 53, № 3 (2), с. 54, № 6). Выполнив их, ученики убирают замки и «достают» меч.

VI. Повторение пройденного материала.

— Итак, меч в руках Ивана-царевича, путь в царство Кощея свободен! Замок Кощея находится на высокой горе. Поможем Ивану-царевичу преодолеть гору, измерив и узнав длину ломаной. Учащиеся выполняют задание № 7 (1) на с. 54.

— Мы добрались до Кощея. Он встретил Ивана-царевича такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, то выполни мои задания, и Василиса — твоя! Если не выполнишь, то голова с плеч!» Поможем Ивану-царевичу. Кощей предложил ему сначала решить задачу: «В моем саду растет волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотых яблок было 32, серебряных — 8. Я сорвал 15 яблок. Сколько яблок осталось?»

Ученики решают задачу и сверяют свое решение с записью на доске.

(32 + 8) – 15 = 25 Учитель говорит, что Иван-царевич решил задачу так же, но у Кощея оказалось другое решение: (32 – 15) + 8.

— Кощей утверждает, что Иван-царевич решил задачу неправильно. Ученики помогают Ивану-царевичу, доказывая, что оба решения правильные.

— Ну, Иван, забирай Василису, — сказал Кощей. — Только сначала догадайся, где она. У меня четыре башни. Первая башня пустая. Василиса находится не в самой высокой башне и не в самой низкой. Где же она?

К обратной стороне доски прикреплены рисунки с изображениями башен. Ученики решают задачу и освобождают Василису.

— Вы помогли Ивану-царевичу освободить Василису. Давайте построим дом, где они будут жить. К магнитной доске прикреплены геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат и треугольник), вырезанные из картона. Ученики называют их и складывают из них дом.

— Иван-царевич и Василиса благодарят всех участников путешествия за оказанную помощь.

VII. Подведение итога урока.

— Что вам понравилось на уроке? Вы хорошо поработали, правильно и быстро отвечали, внимательно слушали. Молодцы!

Математические игры

Автор: Т.Н. Яковлева

Журнал «Начальная школа». 2008. № 12

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fn-shkola.ru%2Fstorage%2Farchive%2F1407230413-698452591.pdf&cc_key= ст69

Помоги зимующим птицам

Цель: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20.

Учитель прикрепляет к доске рисунки с изображением зимующих птиц и кормушки. У каждого ученика на парте лежит конверт, в котором находится 6–7 кругов («зернышек»). Ученики знают, что птицы голодают зимой и поэтому их надо подкармливать. На кругах записаны примеры. Ученики решают их и кладут «зерно» в кормушку.

Математический лабиринт

Цель: закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20.

— Помогите мишке проехать по математическому лабиринту до бочки с медом.

Прогулка по лесу

Цель: закрепление понятий четное, нечетное число и навыков сложения и вычитания в пределах 10.

— Миша и Маша пошли в лес. В лесу они собрали много необычных грибов с примерами. Миша собрал грибы-примеры с четными ответами, Маша — с нечетными. Узнайте, сколько грибов собрал каждый.

 

Задачи в стихах

Автор: А.В. Михайлова

Журнал «Начальная школа» 2008. № 9

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fn-shkola.ru%2Fstorage%2Farchive%2F1407230285-1644856044.pdf&cc_key= ст32

Огорчился старый кот:

«Мне сегодня не везет:

Пара мышек скрылась в нору,

Три запрятались стремглав

Под тяжелый старый шкаф.

Пара юркнула с испугу

В короб, где хранился уголь,

Трое — в угол за панель,

А одна забилась в щель».

Сколько всего мышей сумели спрятаться от кота?

 

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идет, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждет улов.

И поймал он на сей раз

Две трески и два минтая.

Сколько рыбки, сосчитай-ка?

 

Устный счет с интересом

Автор: З.Х. Фаттахова

Журнал «Начальная школа» 2008. № 7

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fn-shkola.ru%2Fstorage%2Farchive%2F1407230087-1527876132.pdf&cc_key= ст62

Часто можно увидеть, как учитель монотонно проводит устный счет: он называет пример, а один-два ученика отвечают. Я стараюсь проводить устный счет с использованием разных индивидуальных пособий.

В I классе удобно работать с веером (рис. 1), абаком (рис. 2), сигнальной карточкой, состоящей из двух деталей, где каждый цвет обозначает какое-либо число (рис. 3), а также силуэтами деревьев, например елки и яблоньки, в которых сделаны прорези для карточек с примерами (рис. 4).

Также интересна игра «Рыбалка» (рис. 5). Из ватмана вырезается речка, к которой прикрепляются рыбки с примерами. Хитрость в том, что к рыбкам прикреплены железные скрепки. Учитель дает ученику, вызванному к доске, «удочку» — карандаш, к которому прикреплена веревка с магнитом. Ученик «ловит» пример и выполняет соответствующие вычисления.

При изучении нумерации в пределах 1 000 и некоторых арифметических действий с двузначными и трехзначными числами удобно пользоваться книжкой-считалкой (рис. 6).

Задачи в стихах

Автор: И.Г. Терентьева

Журнал «Начальная школа» 2008. № 5

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fn-shkola.ru%2Fstorage%2Farchive%2F1407229985-326604584.pdf&cc_key= ст70

***

На кустике малины созрели десять ягод.

Красивые и сочные — как хочется сорвать!

Тут прилетел воробушек, немного

подкрепился,

Немного подкрепился — и ягодок

лишь пять!

Попробуйте, ребята, скорее сосчитать,

Сколько вкусных ягод птенчик

смог склевать?

* * *

День рожденья — вкусный праздник.

Знал об этом наш проказник.

К Малышу на угощенье

Карлсон прибыл в день рожденья.

Ложку, две, потом и шесть,

Карлсон стал варенье есть.

Очень скоро оказалось,

Что варенья не осталось.

И наш мальчик

Облизнул всего лишь пальчик.

Сколько ложечек варенья

Карлсон скушал в день рожденья?

* * *

Красная Шапочка к бабушке шла

И пирожки ей в корзинке несла:

Три с мясом, три с луком,

С капустой четыре.

Корзинка была нелегка.

Под деревом девочка села

И скушала два пирожка.

Потом она встретила мышку-норушку,

Ей с мясом пирог отдала.

Скажите же, сколько всего пирожков

Бабуле она принесла?

***

Колобок наш остудился

И с окошка укатился.

Он друзей найти решил,

По тропинке покатил.

Встретил он медведя, волка,

Зайца, ежика, жука,

Но лисица обманула

И поймала Колобка.

Помогите-ка, ребята,

Посчитайте поскорей,

Сколько Колобку на помощь

Прибегут всего друзей?

* * *

Муха-Цокотуха чаю заварила

И на угощенье мошек пригласила.

К ней пришли два таракана

и четыре блошки —

Выпивали по стакану, играли на гармошке.

А под вечер три букашки к Мухе залетели,

Угощались, веселились, песенки ей пели.

Вышел праздник тот на славу.

А теперь считай скорей:

Сколько к Мухе-Цокотухе

В дом пришло гостей?

* * *

Наш Кузьма — кот непростой,

У него улов большой!

На рыбалку он ходил,

Рыбу для ухи ловил.

Ему попались на крючок

Три ерша, лещ, окунек.

Сколько рыбок в большой банке

Принесет наш кот с рыбалки?

 

Вычитание вида 16 –

Автор: Н.М. Мельникова

Журнал «Начальная школа» 2008. № 1

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fn-shkola.ru%2Fstorage%2Farchive%2F1407229761-840689020.pdf&cc_key= ст111



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.05 с.)