Приемы работы при изучении темы «Сложение и вычитание чисел 1–10» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы работы при изучении темы «Сложение и вычитание чисел 1–10»



Автор: В.В. Смирнова

Журнал «Начальная школа плюс до и после» - № 09, 2006, с. 46–48

https://vk.com/away.php?utf=1&to=http%3A%2F%2Fschool2100.com%2Fupload%2Fiblock%2F0fc%2F0fc30a6b5c55eed54db63899a6ff7155.pdf

Общеизвестно, что детям младшего школьного возраста присуще наглядно-образное мышление, и именно эту особенность должен использовать в своей работе учитель. Игровой метод позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практически ми действиями.

Ребенка 6–7-летнего возраста необходимо заинтересовать с первых дней обучения – от этого зависит получение им знаний в дальнейшем. Уроки математики, к сожалению, далеко не у всех детей вызывают энтузиазм: язык цифр кажется им суховатым и сложным. Как быть? В своей практике при ознакомлении с цифрами и числами первого десятка я использую игру «Самолет». Карточки-самолетики родители моих учеников готовят сами. Они выглядят таким образом:

В начале игры дети раскладывают карточки на партах по порядку цифр от 1 до 9.

Я – капитан эскадрильи, а дети – летчики. Объявляю взлет. Называю числа, а дети поднимают самолетики с домино. Так дети легко запоминают числа.

Затем на последующих уроках дети работают сразу с двумя карточками: одной рукой поднимают карточку с цифрой, другой – с домино. Кто первый взлетит, тот станет командиром эскадрильи. Такая игра в виде соревнования способствует лучшему и быстрому запоминанию цифр и чисел. Никому не хочется быть подстреленным вражескими пушками, когда мы летим в тыл врага.

Каждый учитель хорошо знает, какое огромное значение в дальнейшей работе над сложением и вычитанием, при рассмотрении приемов сложения и вычитания в пределах 10, а затем и 100 имеет усвоение детьми на память состава чисел из двух слагаемых. Поэтому на уроках по теме «Нумерация чисел 1–10» необходимо уделить соответствующим упражнениям специальное внимание.

Широко использую игру «Самолет» и при изучении состава чисел первого десятка. На первых порах работаем с самолетиками-домино. Выбирается командир эскадрильи. Он называет число, например 6. Дети поднимают карточки-самолетики с домино. Работа проходит в быстром темпе, и каждый работает самостоятельно. Подсматривать у соседа времени нет, иначе «можно попасть в беду». Выясняется состав числа 6: 5 да 1, 4 да 2, 3 да 3. Командир проверяет, все ли летчики летают правильно. За грамотное командование эскадрильей ему вручается медаль, а затем, на последующих уроках, играем с самолетиками-цифрами.

Эту же игру использую, когда число нужно дополнить до 10.

При изучении состава чисел 1–10 использую наглядное пособие такого вида:

5 – это целое или сумма, 1 и 4 – это части или слагаемые. По этой карточке составляем все возможные выражения:

1 + 4 = 5            5 – 1= 4

4 + 1 = 5            5 – 4 =1

При составлении примеров на вычитание части поочередно сгибаем фрагменты карточки, и пособие приобретает такой вид:

 

С помощью того же пособия знакомлю детей с компонентами действий сложения и вычитания.

При обучении решению примеров на сложение и вычитание в пределах 10 предлагаю детям упражнения с целью развития логического мышления, закрепления состава чисел первого десятка и умения определять целое и части.

Начинаем с примеров в одно действие. Кружком обозначаем целое.

При сложении объединяем слагаемые дугой, внизу пишем ответ (сумму) и берем целое в кружок. При вычитании целое – уменьшаемое, берем его в кружок и проводим две стрелки (к частям). Появляются схемы:

Красным кружком обозначаем целое.

На первых порах при решении примеров вывешиваю эти схемы на доске, чтобы дети могли по ним ориентироваться. Выясняем с детьми, что слагаемые – это части суммы, а вычитаемое и разность – части уменьшаемого.

 Выясняем, что 4 и 2 – это части, поэтому объединяем их; 4 да 2 – это 6.

Ответ: 6. 5 – уменьшаемое, это целое. От цифры 5 проводим две стрелки (к частям). 5 – это 3 да 2. Ответ: 2.

 Затем постепенно усложняю работу:

Первое действие – вычитание, поэтому 5 – целое. 5 – это 1 да 4; рисуем от числа 5 стрелки. Следующее действие – сложение: 4 + 3; 4 да 3 – это части, объединяем их; сумма 7, в кружке пишем 7. Ответ: 7. Постепенно увеличиваю количество действий в примерах:

6 – целое, 6 – это 2 да 4; рисую стрелки, пишу 4. 2.

Следующее действие – сложение, 4 и 3 – слагаемые, это части. Объединяю их, рисую кружки, пишу 7.

 3. Третье действие – опять сложение: 7 + 1. 7 в предыдущем действии было целое, теперь – не целое, кружок зачеркиваю; 7 да 1 – это части. Объединяю их, рисую кружок. 7 да 1 – это 8, в кружке пишу 8. Ответ: 8. Работы детей в тетрадях выглядят следующим образом:

Детям такой вид работы очень нравится, заинтересованы и родители.

Таким способом я развиваю у детей логическое мышление, речь, интерес к математике, закрепляю знание состава чисел первого десятка, умение находить целое и части. Постепенно сложение и вычитание чисел 1–10 доводится до автоматизма, без чего никак не обойтись при изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100.

 

Составление алгоритма на уроках математики при решении примеров в столбик (2-й класс, Образовательная система «Школа 2100»)

Автор: Н.В. Медведева

Журнал «Начальная школа плюс до и после»- № 03, 2010, с. 48–50

https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fschool2100.com%2Fupload%2Fiblock%2Fec9%2Fec9bed20b701ad0c91371fb32c289905.pdf&cc_key=

Алгоритм представляет собой план действий, приводящий к заданной цели. Составление алгоритма на уроках математики позволяет детям не только научиться решать примеры, но и контролировать свои действия. Дети, участвуя в составлении алгоритма, настолько увлекаются процессом пошаговых действий, что при его использовании ошибочных ответов почти не допускают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.007 с.)