Психофизиологические функции. Уровни построения движений. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизиологические функции. Уровни построения движений.



Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимается физиологическое обеспечение психических процессов. К ним относятся некоторые способности нашего организма — способность к ощущениям, моторные способности, мнемические способности. Психофизиологические функции — это органический, биологический фундамент процессов деятельности.

Говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях.

Макроструктуру деятельности схематично можно представить следующим образом: потребность — мотив — цель — действие — операция — психофизиологические функции. Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различении их предметов. Предмет деятельности (мотив) придает ей определенную направленность.

Психофизиологические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л. С. Выготский называет их низшими, или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных.

У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

Бернштейн выдвинул гипотезу, что для построения движений различной сложности "команды" отдаются на иерархически различных уровнях нервной системы. При автоматизации движений эта функция передается на более низкий уровень.
Уровень А - уровень тонуса. У человека расположен в спинном мозге и группе красного ядра. Уровень А полностью определяет тонус мышц туловища и шеи (осанка), а также отвечает за возбудимость мышц конечностей. (чихание, моргание, расслабление)
Уровень В - уровень мышечно-суставных увязок. Уровень В обеспечивает следующие функции:
- обширные мышечные синергии, т.е. способность вести высокослаженные движения всего тела, вовлекающие в согласованную работу многие десятки мышц;
- способность стройно и налаженно вести движение во времени, обеспечение правильного чередования сокращения мышц и движения конечностей;
- способность к штампам, к чеканной повторяемости движений.
Уровень С - уровень пространства. Обеспечивает целевые перемещения в пространстве: локомоции, спортивно-гимнастические перемещения, точные, целенаправленные движения рук и других органов, преодоление сопротивлений, метательные и ударные движения, подражательные движения.
Уровень D - уровень действий. Обеспечивает выполнение действий - целые цепочки последовательных движений, которые все вместе решают ту или другую двигательную задачу. Для уровня D характерна предметность (хотя и не всегда), цепное строение и приспособительная изменчивость действий, доминирование левого полушария. (взаимодействие с предметами, учет его характеристик)
Группа Е - уровни, лежащие выше уровня действий D. Обеспечивает символические действия (речь и письмо); двигательные цепи, объединенные не предметом, а отвлеченным заданием; движения, изображающие предметное действие; предметные действия, для которых предмет является не непосредственным объектом, а средством для воспроизведения в нем или с его помощью абстрагированных, непредметных соотношений.

 

21. Образ мира – это инструмент, с помощью которого человек (ребенок) объясняет мир. НЕНАДО Причем начинает делать это задолго до того, как приобретает способность к рассуждению и доказательствам. Способ объяснения прост и сложен одновременно. Это толкование – приписывание миру свойств на основе своего опыта проживания в нем. В качестве языка, на котором описывается окружающая действительность, используются собственные ощущения, переживания, устремления и проблемы. Результаты толкования принимаются на веру. Несмотря на то, что объективно они представляют допущение, предположение, набор гипотез, субъективно все же воспринимаются как самоочевидность, поскольку добыты были собственными усилиями. Следовательно, каждый из нас обладает картиной мира, имеющей множество неточностей, иллюзий. Искушенный в психологии человек умеет их обнаруживать, исправлять или использовать.

Образ мира является также инструментом, с помощью которого человек ориентируется в мире. Куда бы мы ни передвигались, мы всегда поддерживаем связи с контекстом, постоянно находимся в системе многомерных координат: пространственных, символических, смысловых. Потеря таких координат есть потеря сознания, утрата знания, где мы сейчас находимся, кто мы такие, с кем в данный момент встречаемся. То, что мы привыкли считать потерей памяти, есть нарушение процесса извлечения содержания из образа мира в необходимом порядке – извлекается, да не то. Такого рода нарушения составляют часть болезненной симптоматики, указывающей на серьезные нарушения психики. В норме они тоже случаются: каждый из вас способен припомнить случаи, когда он как бы терялся, утрачивая на какое-то мгновение ориентир в мире. Это иногда бывает в момент пробуждения после ночного сна, или если сон сморил во время длительной поездки, а взгляд в окно в первый момент не позволяет понять, где именно вы сейчас находитесь, какую местность проезжаете. В таких случаях приходится искать какие-то зацепочки, позволяющие восстановить знакомую картину, определиться, где я в данный момент нахожусь, где что находится и пр.

Образ мира есть также инструмент, благодаря которому человек производит изменения в мире. Всякое изменение сначала задумывается, производится в плане воображения (т.е. в пространстве образа мира), испытывается на идеальной модели, и лишь затем претворяется в мир. Если бы такой возможности не существовало, нам, во-первых, было бы гораздо труднее избегать опасностей, и, во-вторых, сделало бы невозможным прогресс человечества.

Таким образом, мы выяснили, что человек есть создатель и владелец индивидуального (субъективного) мира, организованного как образ мира внешнего. Особенность его в том, что он создается с нуля на основе своих переживаний, а затем постепенно приводится в соответствие с законами окружения. Опорой образа мира являются жизненные смыслы, которые связывают потребности человека с особенностями среды обитания – природной и социальной.

 

 

22 Основные положения когнитивной психологии НЕНАДО

Когнитивная психология занимается исследованиями в области психологии мышления и сознания, изучает все познавательные психические процессы(память, восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.).

Когнитивная психология ориентирована на формирование, возникновение и динамику образов восприятия, памяти, мышления и т.д.

Любой факт поведения регулируется сознанием. Поведение и сознание неразрывны.

Когнитивная психология памяти. Когнитивная память — процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем постепенно превращаются в опыт и убеждения человека.

две формы когнитивной памяти

- сенсорно-перцептивная(образная) Образная память является резуль­татом восприятия сенсорной инфор­мации и может проявляться в виде хранения зрительных, слуховых, обонятельных и прочих ощущений или в виде сложных синтетических образов, включающих комплекс раз­личных сенсорных характеристик.

- словесно-логическая(мыслительная)

Словесно-логическая память фик­сирует словесную информацию и понятийные обозначения внешних объектов и действий.

Система памяти. Человеческий опыт представлен 2 видами памяти: первичной (все, что актуализируется из вторичной памяти, непосредственно то, что мы знаем о себе, текущий опыт сознания) и вторичной (все имеющиеся знания человека в области предсознания)
Информация, поступающая в первичную память держится около 20-30 сек., если она повторяется, то перетекает в долговременную память, либо удерживается и потом забывается.

Система памяти согласно трехкомпонентной структуре:

3 независимых хранилища и система процессов, которые происходят внутри каждого хранилища и между ними.

Компонентные процессы происходят с каждым из хранилищ:

- процесс ввода информации в данную структуру (процесс кодирования)

- хранение

- извлечение

- удаление, забывание

функции хранилищ

сенсорная память – обеспечивает непрерывный образ восприятия, сенсорный отпечаток (максимально 2 сек-зрение, 4-слух).

Теори я уровней переработки. Структурные теории Нормана. Структура представляет собой - КП, СП, ДП. Эти структуры (системы) имеют разные функции и механизмы своего проявления, но между ними есть взаимодействие. Первый класс теорий - теория двойственности: есть структура первичной (кратковременной) и вторичной (долговременной) памяти. Вся информация идущая из вне проходит через КП и либо выталкивается, либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение - это операция, выполняющая три функции: 1. сопротивление угасанию следов в КП

2. предохранение материала от выталкивания

3. перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Трехкомпонентная теория (теория множественности) Аткинсона ("Память и процессы обучения") предполагает наличие УКП (сенсорная), на которую попадает информация извне, структуры КП, структуры ДП, на которую информация может попасть как из КП так и из УКП. Любое знание на выходе является результатом трансформации посредством трех систем. Есть три способа доказательства существования этих структур: функциональный (по разному принципу функционирования этих систем), экспериментальный, и материалы патологии.

-Функциональный:

1. эти структуры выполняют разные задачи: УКП обеспечивает нормальную работу восприятия, опознавания образов (предохраняя КП от нагромождения информации и позволяя соотнести сенсорные признаки с имеющимися эталонами в опыте для узнавания).

2. КП (15-30 сек. без повторения) - обслуживает кратковременный мыслительный процесс (посылки и удерживаемые гипотезы; решение арифметических задач в уме).

3. ДП - функция приобретения личной памяти, индивидуального опыта.

Способы функционирования (с помощью разных компонентных процессов): различные способы кодирования ввода, хранения, вывода и забывания во всех трех структурах. В УКП ввод в соответствующей специфической модальности (зрительная -- сечаточные процессы и т.д.). В КП независимо от модальности информации извне она преимущественно кодируется акустически артикуляционным способам (путем проговаривания). В ДП ввод осуществляется за счет трансформации смыслов, значений (семантические коды; для речи -- понятия).

Объем хранения в УКП зависит от количества стимуляции, но он больше чем объем КП.

Извлечение информации из УКП происходит путем параллельного считывания (с внутренней иконы;). Из КП исходя из законов Стернберга (методика хронометрии) осуществляется последовательный поиск информации. Из ДП считывание осуществляется за счет последовательного перебора.

Забывание в УКП это угасание, выцветание, маскировка другим стимулом. В КП -- выталкивание старой информации новой если нет повторения. В ДП причин забывания много: мотивационное забывание (Фрейд), интерференция (взаимное влияние новой и старой информации): ретро и проактивная интерференция.

Методы изучения памяти в когнитивной психологии. Структурные теории Нормана и Во. В первую очередь здесь исследуется память в основе которой лежит время хранения информации. Это наиболее ранение и широко распространенные теории. Эти структуры носят название КП, СП, ДП. Эти структуры (системы) имеют разные функции и механизмы своего проявления, но между ними есть взаимодействие. Первый класс теорий -- теория двойственности: есть структура первичной (кратковременной) и вторичной (долговременной, отражающее весь опыт) памяти. Вся информация идущая из вне проходит через КП и либо выталкивается либо переводится в ДП с помощью процесса повторения. Повторение -- это операция выполняющая три функции: 1. сопротивление угасанию следов в КП, 2. предохранение материала от выталкивания, 3. перевод содержания из КП в ДП. При переходе в ДП происходит фиксация информации.

Эксперимент Выготского и Леонтьева о соотношении натуральной и опосредованной памяти. (Цель достигается через овладение мнемическим средством).

Зинченко и Смирнов изучали непроизвольную память в зависимости от содержания, структуры и мотивации деятельности.

Когнитивная психология внимания. Внимание-это концентрация мысленных усилий на сенсорных или мысленных событиях. Многие теории внимания основаны на положениях о том, что способность системы обработки информации справляться с потоком входной информации определяется ограничениями самой системы.

Исследования внимания включают в себя четыре основных аспекта: сознание, пропускную способность и избирательное внимание, уровень возбуждения и управление вниманием.

Ограничения по объему и избирательность внимания означают, что в структуре обработки информации есть «узкое место». Две модели предполагают разное его местонахождение: согласно одной оно находится в перцептивном анализе или непосредственно перед ним, согласно другой, анализу подвергается вся информация, а узкое место связано с выбором реакции или непосредственно предшествует ему.

Модель избирательного внимания на основе делителя предполагает наличие перцептивного фильтра, расположенного между входным сигналом и вербальным анализом, этот фильтр тщательно просматривает входную информацию, избирательно регулируя «мощность» сообщения. Предполагается, что стимулы имеют различный порог активации, этим объясняется то, как мы можем слышать что-то, не обращая на него внимания.

 

23\24 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. НЕНАДО Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и взарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, чтонеобходимость внедрения в практику психологических исследований, выход  креальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познаниязакономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и ихреализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связейвнутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальнойдетерминации его психики. Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее времяв психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходныхпозиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследованияпроблем мотивации. Многочисленные исследования проведены отечественными психологами повопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности.Так, Л.И.Божович и её сотрудники, и последователи длительное время изучаютмотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая поднаправленностью относительно постоянные и доминирующие мотивы) быливыделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденныесамой учебной деятельностью. Исследуя отношение школьников к учению, Л.И.Божович установила, чтоодним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этогоотношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебнуюдеятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формированияустойчивости личности есть прежде всего проблема становления социальных посвоему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. РаботыБожович и её сотрудников имели большое значение для развития проблемымотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этойобласти психологии является её положение о взаимосвязи мотивов снаправленностью личности и с её отношением к окружающей действительности, атакже о структурности мотивации. Божович и её сотрудниками под мотивом понимается внутренняя позицияличности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов,раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупностьмотивов: " При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учитсяребёнок, что побуждает его учиться". В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание.Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы повопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросовмотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки сиспользованием множества методов. Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтскойпсихологической школы.       К.Левин разработавший методикуэкспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное.Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, такК.Левиным в "теории поля" понималась категория мотива. Поведение К.Левинобъяснял, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственнойконкретной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя отфрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии кпредставлению о системе "организм - среда", сделал важный шаг вперёд вразвитии учения о мотивах. Его несомненной заслугой является и разработка,и применение экспериментального метода при исследовании мотиваций. В теории Д.К.Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивыи потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическомразвитии. Мотив здесь "стремление к достижению некоторых довольно общихцелевых состояний", видов удовлетворения или результатов. Мотив достижениярассматривается как первопричина человеческого поведения. Г.Олпорт в своей книге " Личность" как представитель"персоналистического" направления выдвинул идею личностного подхода кмотивации человека. В его теории самореализации личность рассматриваетсякак первопричина человеческого поведения. В теории мотивации Э.Даффи поведение описывается через егонаправленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннеевозбуждение и активность). При определении мотивации необходимоопределить активацию и её направление. Д.Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которойпотребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него тесносвязана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теорияфизиологична. В теории мотивации И.Аткинсона и К.Бёрча Аткинсон выделяет несколько"языков" мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий,математический. Основываясь на взглядах К.Левина и Э.Толмена Аткинсонрассматривает поведение как, во-первых, ожидание чего-то и, во-вторых,ценности, превращающейся в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон иБёрч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные).Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, ихзначимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристикудействий. В теории мотивации А.Маслоу отмечается стремление индивида кнепрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями,которые имеют несколько уровней: от биологических  потребностей допотребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей испособностей и определяется внутренними и внешними мотивами. Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существуетнесколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуреличности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.004 с.)