Определение деятельности. Структура деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение деятельности. Структура деятельности.



Определение: Деятельность – целенаправленная активность, в ходе которой человек преобразует себя и окружающий его мир

Структура:

1.деятельность направлена на мотив (ради чего)

2.действия – цель (зачем?), всегда осознается.

3.Операция(способствует деятельности) – условия (внешние и внутренние)

4.Живое движение – ресурсное состояние, психотип и т.п.

Характеристики структуры деятельности:

Иерархичность (последовательность звеньев)

Многоуровневость (4)

Возможность перехода с одного уровня на другой

Интериоризация (сворачивание внешней деятельности ипогружение её во внутренний умственный план, сопровождает любой процесс обучения)

Экстериоризация (разворачивание деятельности в о внешний план, возникает при появлении сложностей)

Cтруктура деятельности

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы деятельности, цель, предмет, средства осуществления, результат. Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделение труда порождают своеобразный характер ее мотивации. В силу общественного характера, деятельность из инстинктивной, как у животных, - становится сознательной. Вместе с тем создается возможность, как схождения, так и расхождения между мотивом и целью деятельности.

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью. Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание вещей и инструментов, обслуживающие естественные потребности и т.п. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, умения и навыки, творческий результат.

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами.

Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели. Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата еще какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив – стремление выполнить свои обязанности, а также проявить себя, заслужить общественное внимание.

Единство деятельности конкретно выступает как единство тех целей, на которые она направляется, и мотивом, из которых она исходит. Мотивы и цели деятельности, в отличие от мотивов и целей отдельных действий, носят обобщенный, интегрированный характер, выражая общую направленность личности, которая в ходе деятельности не только проявляется, но и формируется.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей. Они могут состоять из одной или нескольких операций.

Выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение. Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно назвать и операций. Характе операций зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и самого человека, а также значимость его деятельности.

 

19. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Процессы целеобразования и поиска средств решения задач.

Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения).

Задача — отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта

В строгом смысле З. — это формализованная, "вырожденная" проблемная ситуация с полным набором известных данных и известным алгоритмом нахождения искомого

Если хотя бы один элемент проблемной ситуации, преобразуемый в З., или самой З., вызывает трудность у субъекта, она становится для него проблемой. Наличие общей генетической основы проблемы и З. (проблемная ситуация), многозначность самого понятия З., зависимость понимания ситуации как З. или как проблемы от личностного контекста, размывают психологический смысл этих двух понятий, приводят к появлению таких противоречивых терминов, как "проблемная задача", "творческая задача", "эвристическая задача" и др., к трактовке мышления как способности решать З. З. могут возникать в практической деятельности людей или создаваться преднамеренно — учебные, игровые, исследовательские.

Леонтьев акцентировал мысль о специфической особенности человеческой деятельности в том, что она сознательна и целенаправленна. Сознательность цели – важное условие, иначе как её достигнуть. Цель – промежуточный результат деятельности. Окончательный (по Леонтьеву) – мотив.

Деятельность при своем развитии может подвергаться модификацию, действие, автоматизируясь, превращается в операции. Формируются навыки, привычки.

 

Высокое целеполагание означает, что задачи, которые стоят впереди, всегда будут больше, чем те, которые решаются сейчас. Означает, что все переживания современные, которые кажутся крупными сейчас, сознательно или неосознанно сопоставляются с главной, впереди стоящей целью и, таким образом, приобретают надлежащий им в действительности масштаб. Они обретают свое подлинное незначительное место и прекращают разрушать нашу психику, так как, образно говоря, овчинка оказывается овчинкой и небо уже не заслоняет. Высокое целеполагание означает также, что человек прежде всего реализует именно себя, свои возможности и все преобразования окружающей действительности начинает с самого себя.

Для эффективного целеобразования, четко сформулировав цель (что следует сделать, чего достичь), необходимо осознать следующее:

1) значение цели (для чего необходимо достижение этой цели, что это даст);

2) способы достижения цели (как работать, какие методы использовать);

3) этапы достижения цели (промежуточные цели и этапы их достижения);

4) возможные трудности в достижении цели и пути их предотвращения;

5) самоконтроль (формы и методы контроля, насколько вы полнение деятельности отвечает целям, насколько успешно идетпродвижение к цели).

Психологи различают такие виды целей:

- объективная цель (заданная обществом - школой, родителями, окружающими людьми);

- субъективная, или внутренняя, цель (самостоятельно поставленная человеком или принятая извне).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.008 с.)