Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и человека. Органические предпосылки становления и развития индивида. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Видовой биологический опыт и его воспроизведение у животных и человека. Органические предпосылки становления и развития индивида.



У животных, обладающих центральной нервной системой (построенной по типу цепочки нервных ганглиев) можно наблюдать формы поведения, которые вызываются относительно элементарными сигналами. Эти программы наследственно закреплены, что животное, которое их выполняет, не нуждается в специальном обучении, но рождается с относительно готовыми программами поведения, которые представляют значительную сложность. Иногда эти наследственные программы видового поведения являются на столько сложными, что создают впечатление разумных видов приспособления животных к окружающей среде.

Инстинктивное поведение — это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных.

Стадия элементарной сенсорной психики. Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное. Например, как только насекомое попадает в паути­ну, паук бежит к нему и опутывает его своей нитью. Поведение паука обусловлено вибрацией паутины, передающей вибрацию крыльев насекомого.

Известно, что комар, избирает определенный способ откладывания яичек на поверхности воды, являющейся наиболее целесообразным, и делает это без всякого специального научения.

Есть виды ос, которые откладывают свои яички в теле гусеницы. Для того она забирается на гусеницу и жалом укалывает ее в двигательные ганглии.

Во всех этих случаях это поведение одинаково у всех особей данного вида; это поведение оказывается целесообразным, соответствуя тем условиям, среди которых живет данное животное.

Стадия перцептивной психики, на которой основным фактором, формирующим поведение животного, является отражение комплексных сложных форм или предметов, воспринимаемых животным. Инстинкты: маленький только что родившийся щенок ищет сосок матери и как только находит, начинает энергично сосать. То же самое делает и только что родившейся ягненок.

Формирование поведения представляет собой процесс конкретного воплощения в жизни особи опыта вида, накопленного и закреплённого в процессе эволюции. Именно этим определяется переплетение врождённых и индивидуально приобретаемых компонентов поведения. Видовой опыт передаётся из поколения в поколения в генетически фиксированном виде в форме врождённых, инстинктивных компонентов поведения, поэтому «закодированное» таким образом поведение всегда является видотипичным.

Существуют такие формы научения, которые внешне очень напоминают инстинктивное поведение, но тем не менее представляют собой не что иное, как результат накопления индивидуального опыта, правда, в жёстких видотипичных рамках. Это прежде всего формы так называемого облигатного научения, которым, по Г. Темброку, обозначается индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида независимо от частных условий жизни особи.

Реализация видового опыта в индивидуальном поведении в наибольшей степени нуждается в процессах научения на начальных этапах поискового поведения.

Поскольку без включения благоприобретаемых элементов в инстинктивное поведение последнего неосуществимо, само это включение также наследственно закреплено, как и инстинктивные компоненты поведения. Другими словами, диапазон научения также является строго видотипичным. Представитель любого вида не может научиться «чему угодно», а только тому, что способствует продвижению к завершающим фазам видотипичных поведенческих актов. Существуют, следовательно, видотипичные, генетически фиксированные «лимиты» способности к научению.

Инстинкты:

1. Витальные. Неудовлетворение их ведет к гибели, они индивидуальны, не требуют других особей.
1.1 пищевой
1.3 оборонительный (пассивный и активный)
1.4 регулирования сна и бодрствования
2. Саморазвития. Целью является совершенствование психической деятельности.

2.1 исследовательский
2.2 новизны (2.1 и 2.2 иногда объединяют как ориентировочный инс.)
2.3 свободы
2.4 иммитационный
2.5 импринтинг
2.6 игровой
3. Биосоциальные (ролевые). Обеспечивают выживание вида посредством внутригрупповых взаимодействий.
3.1 половой
3.2 родительские (роли отца и матери)
3.3 территориальный
3.4 стадный
3.5 эмоциональные резонанс (сопереживание, эмпатия, альтруизм)
3.6 групповая иерархия.

Для человека также выделяют ряд «молодых», а потому и слабых инстинктов, сформированных естественным отбором в антропогенезе, например:
- влечение к огню
- влечение к открытой воде, водоемам
- собирательство (коллекционирование)
- страсть к охоте или преследованию убегающей жертвы
- стремление к накоплению, частной собственности
- стремление к земледелию

 

Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Проблема выделения критериев психического. Гипотеза о возникновении чувствительности как элементарной формы психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных.

Обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем, что чувствует дождевой червь или муравей. Единственный путь здесь — найти объективный критерий психики, т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.

В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные воздействия — это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредст­венно в обмене веществ. Звуком не питается ни одно жи­вотное, равно как от звука обычной интенсивности жи­вотные не погибают. Но звуки в природе — важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности.

Отражение биологически нейтральных свойств оказы­вается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ — поведением. Смысл этой активности состоит в том, чтобы обеспечить биоло­гический результат там, где условия не позволяют реа­лизоваться ему непосредственно, сразу.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия раздражимостью и чувствительностью.

Раздражимость — это способность живых организ­мов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питатель­ным веществам: при сопри­косновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность — это способность организмов от­ражать воздействия, биологически нейтральные, но объ­ективно связанные с биотическими свойствами.

Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» — значит реагировать, прежде всего двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выра­жается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.

П сихика обеспечивает более эффектив­ное приспособление к среде. Это означает, что возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось дей­ствию закона эволюции, согласно которому за­креплялось то, что было биологически полезно.

Развивая это представление, Л. Н. Северцое обратил внимание на два способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды путем изменения строения и функционирования органов и путем изменения поведения без изменения организации

Первый способ был общим у растений и животных; второй имел место только у животных, и был связан с развитием психики. Внутри второго (поведенческого, или психического) способа приспособления А. Н. Северцов выделил, в свою очередь, два различных направления.

Одно из них состояло в медленных изменениях на­следуемых форм поведения — инстинктов. Эволюция инстинктов происходила под влиянием медленно проте­кающих изменений внешней среды. Другое направление состояло в развитии способности к индивидуальному научению.

Согласно предположению А. Н. Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомо­генной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов.

Вполне вероятно, что простейшие живые организмы существовали в гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном кон­такте. Для усвоения этих веществ им достаточно было простой раздражимости.

Если биотических свойств, к которым были раздра­жимы организмы, было несколько, то витальная реакция на одно из них могла подготавливать реакцию на другое. Иными словами, уже на стадии раздражимости какие-то свойства могли приобретать дво­якую функцию: непосредственного участия в обмене ве­ществ и сигнализации о другом жизненно важном воз­действии.

Следующий шаг мог состоять в том, что из-за изме­нений среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Однако организм про­должал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности.

Таким образом, чувствительность, вероятно, появи­лась на базе раздражимости. Вместе с чувствительностью появилась способность организма отражать объ­ективные связи между свойствами среды.

А. Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики, стадию интеллекта.

К. Э. Фабри сохраняет лишь первые две стадии, рас­творяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения «интеллектуальных» и «неинтеллектуальных» форм поведения. Каж­дой стадия делится на два уровня: высший и низший.

Животные на стадии элементар­ной сенсорной психики способны отражать лишь отдель­ные свойства внешних воздействий. Движения простейших совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или от неблагоприятных условий (отрицательные).

У тех же простейших обнаружены элементарные фор­мы индивидуального научения. Оно проявляется в ос­новном в эффектах привыкания. Так, парамеции, заклю­ченные в квадратный сосуд и при­выкшие плавать вдоль его стенок, сохраняют некоторое время квадратную траекторию

Высший уровень элементар­ной сенсорной психики. Морские кольчатые черви-полихеты строят домики-трубки из частиц, которые они собирают на дне. Если в такой домик заползает чужак, хозяин вступает с ним в бой. У виноградной улитки наблюдаются «брачные игры»

Представители этой стадии перцептивной психики отражают внешнюю дей­ствительность в форме не отдельных ощущений, а це­лостных образов вещей (начиная с рыб и кончая млекопитающими + практически все членистоногие). Самое общее, что объединяет разнооб­разие проявлений психи­ки, заключается в чрезвычайном разрастании и ус­ложнении «промежуточных» или «предваряющих», форм поведения на пути к конечным биологическим целям.

Более сложное строение деятельности у представите­лей перцептивной психики Леонтьев выражает че­рез идею выделения операций. Операции — это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету по­требности, а условиям, в которых он находится. Выделение операций возможно только при от­ражении целостных предметов и ситуаций и, в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.

Следуя этой мысли Леонтьева, можно сказать, что для дождевого червя, который освоил в лабиринте путь к пище, образ пищи и путь к ней еще слиты в единый образ — комплекс свойств. В ходе обучения он при­лаживается к траектории пути, но не отражает ее как таковую; при изменении пути он снова должен пройти период обучения. Собака же способна воспринять как независимые предметы пищу и преграду на пути к ней. Если преграда окажется другой, то животное с места изменит способ ее преодоления.

 

 

9. Общая характеристика инстинкта и примеры исследования инстинктивного поведения животных. Облигатное и факультативное научение.

Инстинкт - эволюционно выработанная врожденная приспособительная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой совокупность унаследованных сложных реакций, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения

Инстинктивное поведение человека и животных имеет ряд характерных особенностей. Перечислим их:

1) Инстинктивное поведение животных или человека высоко адаптивно и не требует предварительного научения. Это создает явные преимущества для животных с коротким сроком жизни и для животных, лишенных родительской заботы, например, насекомых.

2) Инстинктивное поведение видотипично, то есть одинаково для всех животных данного вида при одинаковых внешних и внутренних условиях.

3) Инстинктивные движения запрограммированы в генах и формируются в процессе индивидуального развития независимо от опыта животного.

Важным этапом в исследовании инстинктов явилось учение Дарвина. Главную причину формирования инстинкта Дарвин видел в естественном (или искусственном) отборе наследственной изменчивости врожденных актов поведения.

Закономерности механизмов рефлекторной деятельности в экспериментах И.П. Павлова изучались на собаках, помещенных в специальный станок. Основным функциональным индикатором разыгрывавшихся процессов был слюнный рефлекс.

Наилучшим образом изучены ключевые раздражители, носителями которых являются животные. Эти раздражители представляют особый интерес и потому, что являются первичными, генетически фиксированными элементами общения у животных. Так, в опытах Н. Тинбергена с помощью макетов изучалась пищевая реакция («попрошайничество») птенцов серебристых чаек (клевание клюва родительской особи) и дроздов (вытягивание шеи и раскрытие клюва) при появлении родительской особи.

Интересные опыты проводил еще в середине 30-х годов Г .Л. Скребицкий совместно с Т.И. Бибиковой на подмосковном озере Киёво, изучая отношение чайки к ее яйцам. Яйца перекладывались из гнезда в гнездо, заменялись яйцами других видов, искусственными яйцами, а затем и различными посторонними предметами различной величины, формы и окраски. Оказалось, что чайки садились как на чужие, так и на деревянные, стеклянные, каменные, глиняные яйца различной величины и самой разнообразной окраски и начинали их «высиживать».

Существуют такие формы научения, которые внешне очень напоминают инстинктивное поведение, но тем не менее представляют собой не что иное, как результат накопления индивидуального опыта. Это прежде всего формы так называемого облигатного научения, которым, по Г. Темброку, обозначается индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида независимо от частных условий жизни особи. Характерным признаком облигатного научения является также то, что оно может осуществляться только на протяжении определенных, так называемых сенсибильных (или чувствительных), периодов онтогенеза.

В противоположность облигатному факультативное научение включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. Понятно, что эти условия не могут быть одинаковыми для всех представителей данного вида.

 

10. Индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект. НЕНУЖЕН

Существуют такие формы научения, которые внешне очень напоминают инстинктивное поведение, но тем не менее представляют собой не что иное, как результат накопления индивидуального опыта, правда, в жестких видотипичных рамках. Это прежде всего формы так называемого облигатного научения, которым обозначается индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида независимо от частных условий жизни особи.

В противоположность облигатному факультативное научение включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. В процессе эволюции тип приспособления животных к окружающей среде радикально меняется: врожденные программы поведения, занимающие ведущее место у насекомых и у низших позвоночных, отступают на высших этапах эволюции на второй план.

Индивидуальная изменчивость поведения характерна для всех этапов развития, и, что индивидуальные формы приспособления животных к среде можно наблюдать даже у простейших. Если туфельку поместить в узкую трубочку, она идет в том направлении, в котором ее толкает положительный тропизм. Но если знак меняется, она начинает идти в обратном направлении. Для этого нужно перевернуться в трубочке, на что утрачивается известное время. Если повторить такой опыт много раз, то это одноклеточное начинает переворачиваться во много десятков раз быстрее.

Индивидуально – изменчивые формы поведения есть и у насекомых, и они могут быть обучены и переучены. Известно, например, что когда надо переучить пчелу на новый вид растения, это оказывается возможным. Для этого этот новый вид растений смазывается жидкостью, которая обладает запахом того вида растения, на который у пчелы есть врожденная система реакций.

Стадия перцептивной психики. Чем больше развита кора головного мозга, тем больше животное начинает анализировать внешнюю среду и реагировать соответственно анализу этой среды.

Если перед животным на расстоянии нескольких метров поставить два ящика и в одном из ящиков – на глазах животного положить кусок мяса, закрыть ящик и затем удержать животное 2 – 3 минуты и лишь затем отпустить его, можно наблюдать интересную картину. Если образ предмета сохраняется у животного, то оно обязательно подбежит к тому ящику, куда положена приманка. Если образ предмете не сохраняется, то оно может случайно побежать либо к одному, либо к другому ящику.

Эти опыты показывают, что животное легко меняет свои реакции в зависимости от перемещения подкрепленного места. Более того, оказалось, что животное сохраняет не только сигналы места, но и более четкий образ предмета, который был туда положен.

Действие животного здесь строится на основе отражения сложной предметной действительности и приспособляется к ней.

Возникают новые формы поведения, которые многие исследователи называли навыком или привычкой или наученными формами поведения. Поведение в условиях «стимул – преграда». В этих опытах животному дается известный сигнал, но он дается в сложных условиях – обычно помещается за преграду. Животное должно отразить условия, в которые оно ставится, и приспособить к ним свое поведение. Факты показали, что если поставить такой опыт с животным, который находится на низшей стадии развития, то вид пищи включает у животного прямую наследственную программу поведения, не учитывающую условий, в которых этот стимул предъявляется. А вот собака или обезьяна сначала пытается непосредственно достать приманку, а потом обегает преграду и достает приманку с другого конца. Следовательно, здесь мы имеем индивидуально – изменчивое поведение, причем поведение меняется в зависимости от изменений воспринимаемой внешней ситуации.

Навык – центральная, важнейшая форма факультативного научения. Он формируется в результате упражнения и нуждается для своего дальнейшего сохранения в тренировке.

Навыки интенсивно изучаются у животных с помощью разнообразных специальных методов: «лабиринта», «проблемного ящика» (или клетки), «обходного пути» и др.

Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями.

Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование, причем прежде всего с биологически «нейтральными» объектами. Павлов сослался на наблюдавшееся им у шимпанзе манипулирование предметами, в частности коробкой, в которой нет «никаких апельсинов, ни яблок».

Решение многофазовых инструментальных задач у обезьян изучалось рядом исследователей, в частности Н. Н. Ладыгиной-Котс. Эксперименты показали, что низшая обезьяна (макак-резус) способна научиться отмыкать большие серии запирающих механизмов, хотя лучше справляется с одиночными установками.

Способности высших позвоночных к разнообразному манипулированию, к широкому чувственному (зрительному) обобщению, к решению сложных задач и переносу сложных навыков в новые ситуации, к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта являются важнейшими элементами интеллекта животных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.045 с.)