Психологические факты и психологическое объяснение. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические факты и психологическое объяснение. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания.



Психологические факты и психологическое объяснение. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания.

Психология — это наука о психике и психических явлениях. Что же является предметом изучения психоло­гии в наше время? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классифика­цию психических явлений. Психические явления делятся на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. В рамках эмоциональных психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс. Волевые психические процессы, ко­торые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. К ним относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание — это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Любая самостоятельная наука имеет только ей при­сущие методы.

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испы­туемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. Самыми первыми методами изучения пси­хологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Например, наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а так­же их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель пси­хологического наблюдения:оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психоло­гическое содержание.

Объективные методы - стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование верифицируемых гипотез.

 

 

Примеры гештальтфеноменов, понятие инсайта.

Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. и продолжившее разработку проблемы целостности. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Главное понятие этой психологии - понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестает существовать.

Сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа сознания выступает гештальт как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

Примеры феноменов:

Иллюзия Вертгеймера-Коффки: Часть кольца на белом фоне кажется более темной. Если же убрать карандаш, то иллюзия исчезает.

Соотношение фигуры и фона. Можно увидеть как вазу, так и два лица

Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

Инсайт — понятие, введенное в гештальтпсихологию в 1925 г. В. Келером. Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

 

Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Проблема выделения критериев психического. Гипотеза о возникновении чувствительности как элементарной формы психического отражения. Основные стадии развития психики и поведения животных.

Обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем, что чувствует дождевой червь или муравей. Единственный путь здесь — найти объективный критерий психики, т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.

В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные воздействия — это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредст­венно в обмене веществ. Звуком не питается ни одно жи­вотное, равно как от звука обычной интенсивности жи­вотные не погибают. Но звуки в природе — важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности.

Отражение биологически нейтральных свойств оказы­вается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ — поведением. Смысл этой активности состоит в том, чтобы обеспечить биоло­гический результат там, где условия не позволяют реа­лизоваться ему непосредственно, сразу.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия раздражимостью и чувствительностью.

Раздражимость — это способность живых организ­мов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питатель­ным веществам: при сопри­косновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность — это способность организмов от­ражать воздействия, биологически нейтральные, но объ­ективно связанные с биотическими свойствами.

Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» — значит реагировать, прежде всего двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выра­жается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.

П сихика обеспечивает более эффектив­ное приспособление к среде. Это означает, что возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось дей­ствию закона эволюции, согласно которому за­креплялось то, что было биологически полезно.

Развивая это представление, Л. Н. Северцое обратил внимание на два способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды путем изменения строения и функционирования органов и путем изменения поведения без изменения организации

Первый способ был общим у растений и животных; второй имел место только у животных, и был связан с развитием психики. Внутри второго (поведенческого, или психического) способа приспособления А. Н. Северцов выделил, в свою очередь, два различных направления.

Одно из них состояло в медленных изменениях на­следуемых форм поведения — инстинктов. Эволюция инстинктов происходила под влиянием медленно проте­кающих изменений внешней среды. Другое направление состояло в развитии способности к индивидуальному научению.

Согласно предположению А. Н. Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомо­генной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов.

Вполне вероятно, что простейшие живые организмы существовали в гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном кон­такте. Для усвоения этих веществ им достаточно было простой раздражимости.

Если биотических свойств, к которым были раздра­жимы организмы, было несколько, то витальная реакция на одно из них могла подготавливать реакцию на другое. Иными словами, уже на стадии раздражимости какие-то свойства могли приобретать дво­якую функцию: непосредственного участия в обмене ве­ществ и сигнализации о другом жизненно важном воз­действии.

Следующий шаг мог состоять в том, что из-за изме­нений среды некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе. Однако организм про­должал на них реагировать как на сигналы биотических воздействий. Это и означало появление чувствительности.

Таким образом, чувствительность, вероятно, появи­лась на базе раздражимости. Вместе с чувствительностью появилась способность организма отражать объ­ективные связи между свойствами среды.

А. Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики, стадию интеллекта.

К. Э. Фабри сохраняет лишь первые две стадии, рас­творяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения «интеллектуальных» и «неинтеллектуальных» форм поведения. Каж­дой стадия делится на два уровня: высший и низший.

Животные на стадии элементар­ной сенсорной психики способны отражать лишь отдель­ные свойства внешних воздействий. Движения простейших совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или от неблагоприятных условий (отрицательные).

У тех же простейших обнаружены элементарные фор­мы индивидуального научения. Оно проявляется в ос­новном в эффектах привыкания. Так, парамеции, заклю­ченные в квадратный сосуд и при­выкшие плавать вдоль его стенок, сохраняют некоторое время квадратную траекторию

Высший уровень элементар­ной сенсорной психики. Морские кольчатые черви-полихеты строят домики-трубки из частиц, которые они собирают на дне. Если в такой домик заползает чужак, хозяин вступает с ним в бой. У виноградной улитки наблюдаются «брачные игры»

Представители этой стадии перцептивной психики отражают внешнюю дей­ствительность в форме не отдельных ощущений, а це­лостных образов вещей (начиная с рыб и кончая млекопитающими + практически все членистоногие). Самое общее, что объединяет разнооб­разие проявлений психи­ки, заключается в чрезвычайном разрастании и ус­ложнении «промежуточных» или «предваряющих», форм поведения на пути к конечным биологическим целям.

Более сложное строение деятельности у представите­лей перцептивной психики Леонтьев выражает че­рез идею выделения операций. Операции — это относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету по­требности, а условиям, в которых он находится. Выделение операций возможно только при от­ражении целостных предметов и ситуаций и, в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.

Следуя этой мысли Леонтьева, можно сказать, что для дождевого червя, который освоил в лабиринте путь к пище, образ пищи и путь к ней еще слиты в единый образ — комплекс свойств. В ходе обучения он при­лаживается к траектории пути, но не отражает ее как таковую; при изменении пути он снова должен пройти период обучения. Собака же способна воспринять как независимые предметы пищу и преграду на пути к ней. Если преграда окажется другой, то животное с места изменит способ ее преодоления.

 

 

9. Общая характеристика инстинкта и примеры исследования инстинктивного поведения животных. Облигатное и факультативное научение.

Инстинкт - эволюционно выработанная врожденная приспособительная форма поведения, свойственная данному виду животных, представляющая собой совокупность унаследованных сложных реакций, возникающих в ответ на внешние и внутренние раздражения

Инстинктивное поведение человека и животных имеет ряд характерных особенностей. Перечислим их:

1) Инстинктивное поведение животных или человека высоко адаптивно и не требует предварительного научения. Это создает явные преимущества для животных с коротким сроком жизни и для животных, лишенных родительской заботы, например, насекомых.

2) Инстинктивное поведение видотипично, то есть одинаково для всех животных данного вида при одинаковых внешних и внутренних условиях.

3) Инстинктивные движения запрограммированы в генах и формируются в процессе индивидуального развития независимо от опыта животного.

Важным этапом в исследовании инстинктов явилось учение Дарвина. Главную причину формирования инстинкта Дарвин видел в естественном (или искусственном) отборе наследственной изменчивости врожденных актов поведения.

Закономерности механизмов рефлекторной деятельности в экспериментах И.П. Павлова изучались на собаках, помещенных в специальный станок. Основным функциональным индикатором разыгрывавшихся процессов был слюнный рефлекс.

Наилучшим образом изучены ключевые раздражители, носителями которых являются животные. Эти раздражители представляют особый интерес и потому, что являются первичными, генетически фиксированными элементами общения у животных. Так, в опытах Н. Тинбергена с помощью макетов изучалась пищевая реакция («попрошайничество») птенцов серебристых чаек (клевание клюва родительской особи) и дроздов (вытягивание шеи и раскрытие клюва) при появлении родительской особи.

Интересные опыты проводил еще в середине 30-х годов Г .Л. Скребицкий совместно с Т.И. Бибиковой на подмосковном озере Киёво, изучая отношение чайки к ее яйцам. Яйца перекладывались из гнезда в гнездо, заменялись яйцами других видов, искусственными яйцами, а затем и различными посторонними предметами различной величины, формы и окраски. Оказалось, что чайки садились как на чужие, так и на деревянные, стеклянные, каменные, глиняные яйца различной величины и самой разнообразной окраски и начинали их «высиживать».

Существуют такие формы научения, которые внешне очень напоминают инстинктивное поведение, но тем не менее представляют собой не что иное, как результат накопления индивидуального опыта. Это прежде всего формы так называемого облигатного научения, которым, по Г. Темброку, обозначается индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида независимо от частных условий жизни особи. Характерным признаком облигатного научения является также то, что оно может осуществляться только на протяжении определенных, так называемых сенсибильных (или чувствительных), периодов онтогенеза.

В противоположность облигатному факультативное научение включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. Понятно, что эти условия не могут быть одинаковыми для всех представителей данного вида.

 

10. Индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект. НЕНУЖЕН

Существуют такие формы научения, которые внешне очень напоминают инстинктивное поведение, но тем не менее представляют собой не что иное, как результат накопления индивидуального опыта, правда, в жестких видотипичных рамках. Это прежде всего формы так называемого облигатного научения, которым обозначается индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям данного вида независимо от частных условий жизни особи.

В противоположность облигатному факультативное научение включает в себя все формы сугубо индивидуального приспособления к особенностям тех конкретных условий, в которых живет данная особь. В процессе эволюции тип приспособления животных к окружающей среде радикально меняется: врожденные программы поведения, занимающие ведущее место у насекомых и у низших позвоночных, отступают на высших этапах эволюции на второй план.

Индивидуальная изменчивость поведения характерна для всех этапов развития, и, что индивидуальные формы приспособления животных к среде можно наблюдать даже у простейших. Если туфельку поместить в узкую трубочку, она идет в том направлении, в котором ее толкает положительный тропизм. Но если знак меняется, она начинает идти в обратном направлении. Для этого нужно перевернуться в трубочке, на что утрачивается известное время. Если повторить такой опыт много раз, то это одноклеточное начинает переворачиваться во много десятков раз быстрее.

Индивидуально – изменчивые формы поведения есть и у насекомых, и они могут быть обучены и переучены. Известно, например, что когда надо переучить пчелу на новый вид растения, это оказывается возможным. Для этого этот новый вид растений смазывается жидкостью, которая обладает запахом того вида растения, на который у пчелы есть врожденная система реакций.

Стадия перцептивной психики. Чем больше развита кора головного мозга, тем больше животное начинает анализировать внешнюю среду и реагировать соответственно анализу этой среды.

Если перед животным на расстоянии нескольких метров поставить два ящика и в одном из ящиков – на глазах животного положить кусок мяса, закрыть ящик и затем удержать животное 2 – 3 минуты и лишь затем отпустить его, можно наблюдать интересную картину. Если образ предмета сохраняется у животного, то оно обязательно подбежит к тому ящику, куда положена приманка. Если образ предмете не сохраняется, то оно может случайно побежать либо к одному, либо к другому ящику.

Эти опыты показывают, что животное легко меняет свои реакции в зависимости от перемещения подкрепленного места. Более того, оказалось, что животное сохраняет не только сигналы места, но и более четкий образ предмета, который был туда положен.

Действие животного здесь строится на основе отражения сложной предметной действительности и приспособляется к ней.

Возникают новые формы поведения, которые многие исследователи называли навыком или привычкой или наученными формами поведения. Поведение в условиях «стимул – преграда». В этих опытах животному дается известный сигнал, но он дается в сложных условиях – обычно помещается за преграду. Животное должно отразить условия, в которые оно ставится, и приспособить к ним свое поведение. Факты показали, что если поставить такой опыт с животным, который находится на низшей стадии развития, то вид пищи включает у животного прямую наследственную программу поведения, не учитывающую условий, в которых этот стимул предъявляется. А вот собака или обезьяна сначала пытается непосредственно достать приманку, а потом обегает преграду и достает приманку с другого конца. Следовательно, здесь мы имеем индивидуально – изменчивое поведение, причем поведение меняется в зависимости от изменений воспринимаемой внешней ситуации.

Навык – центральная, важнейшая форма факультативного научения. Он формируется в результате упражнения и нуждается для своего дальнейшего сохранения в тренировке.

Навыки интенсивно изучаются у животных с помощью разнообразных специальных методов: «лабиринта», «проблемного ящика» (или клетки), «обходного пути» и др.

Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями.

Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование, причем прежде всего с биологически «нейтральными» объектами. Павлов сослался на наблюдавшееся им у шимпанзе манипулирование предметами, в частности коробкой, в которой нет «никаких апельсинов, ни яблок».

Решение многофазовых инструментальных задач у обезьян изучалось рядом исследователей, в частности Н. Н. Ладыгиной-Котс. Эксперименты показали, что низшая обезьяна (макак-резус) способна научиться отмыкать большие серии запирающих механизмов, хотя лучше справляется с одиночными установками.

Способности высших позвоночных к разнообразному манипулированию, к широкому чувственному (зрительному) обобщению, к решению сложных задач и переносу сложных навыков в новые ситуации, к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта являются важнейшими элементами интеллекта животных.

 

Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Материальная культура. Социализация индивида как присвоение культурного опыта. Развитие общественного и индивидуального сознания в антропогенезе.

совместный труд предполагает разделение труда. разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения. Рассматриваемые сами по себе, такие операции представляются биологически бессмысленными

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица - действие.

В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. "открыть" для себя его смысл. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

Для успешного выполнения действия необходимо развитие "беспристрастного" типа познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов и познание "объективных устойчивых свойств" этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Вот здесь и проявляется роль второго фактора развития сознания - речи и языка.

Уникальная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Важно вникнуть в этимологию слова "сознание". Ведь со-знание - это совместное знание.

. Материальная культура.                                                                            

Культура - преобразованная природа. Признаки культуры: орудия труда, захоронения, наскальные рисунки и т.д. Культура - средство преобразования природы. Культура необходима при совместной деятельности. Культурный опыт может быть только общественным, его передача закреплена генетически, т. е. он - исторический (общественно-исторический опыт). 3 вида человеческого опыта.

1. видовой, врожденный, генетический опыт (общее с животными).

2. индивидуально изменчивый, преобразованный опыт (общее с животными).

3. опыт, полученный совместно и передаваемый особыми средствами из поколения в поколение.

4. Духовная культура.

Трудовая деятельность невозможна без особого вида коммуникаций - знаков, необходимы специальные приспособления для сохранения совместных знаний, необходимы средства совместного управления и коммуникации совместных знаний. Знаки - средства совместной деятельности, обеспечивающие взаимодействие участников труда. Знаки - средства сохранения и воспроизведения сознания. Знак заменяет предмет и действие с ним, позволяет оперировать с объектом мысленно. Знаки позволяют оперировать предметами без материального контакта с ними - помимо реального, объективного мира появляется мир мысленный - возможность мышления, построения знаний о мире. Мир удваивается. Возможность познавательной деятельности – приобретение, передача и сохранение знаний. С появлением знаков появляется возможность познания как самостоятельной деятельности, а с появлением речи появляется мышление.

У животных предпосылки речи – сигнальная, аффективная речь – отражает непосредственное эмоциональное состояние, но нет знака.

 

Потребности

определение:

Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм.

В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма.

Вот эти состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п.

Когда речь заходит о потребностях, с которыми рождается человек (и не только человек, но и высшие животные), то к этому списку элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще две.

Это, во-первых, потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами.

Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательная потребность.

уже в первые часы жизни дети реагируют на зрительные, звуковые, слуховые воздействия и исследуют их. В частности, более оживленные реакции у них появляются на новые раздражители.

  Подходы к классификации потребностей:

 Виды-

1. Явная и латентная(на бессознательном уровне)

2. Опредмеченная, неопредмеченная

3. Материальная и духовная

Свойства потребностей

1. Модальность: вид потребности, отнесение её к тому или иному классу(витальные. Продуктивно-созидательные, общественно-социальные, индивидуально-социальные)

2. Сила потребности: определяется той энергией которая придается деянию. Её можно замерить. От практически равнодушия до фанатизма, маниакальности.

3. Динамика: характеристика потребности как процесса изменяющейся во времени, имеющей начало, продолжение и конец. Динамика связана с силой.

4. Развитие: качественные позитивные изменения. Видоизменения потребности могут происходить при запрете на их проявление. Что ведет к их редукции

5. Иерархия: соподчинение потребностей. Виды - константная и ситуативная иерархия.

Процесс "узнавания" потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта - в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете. в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

Мотив. Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью. Мотивы человеческой деятельности могут быть различных типов: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма; материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание вещей и инструментов, обслуживающие естественные потребности и т.п. Тип деятельности обычно определяется  по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами).

 

Строение потребностно-мотивационной сферы

Возникающие в связи с потребностями мотивы вызывают у человека

деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит

удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые

потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и

деятельность иногда порождает потребности

 

17. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры исследований.

МОТИВ 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и

направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью М.удовлетворяются определенные потребности субъекта; 2) психический образ данного предмета.

1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие челове­ка поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни.

2. Неосознаваемые мотивы. По мнению Леонтьева, даже ког­да мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную дея­тельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения.

Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выпол­няют роль побудительных факторов (положительных или отри­цательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, ли­шенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выпол­нять смыслообразующую функцию, а в другой — функцию до­полнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности че­ловека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, по­буждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обес­печивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связа­но с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов.

Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятель­ность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на лич­ностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутвержде­ния. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазви­тия (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Сово­купность всех мотивов к данной деятельности называется моти­вацией деятельности данного индивида.

Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, на­правленной на преобразование предметной ситуации для осуществ­ления определенного предметного отношения личности к окружаю­щей ситуации.

Исследование:

Для изучения мотивировок и мотиваторов используются беседа, анкетирование. Устный или письменный опрос человека о причинах и целях реального поступка или действия является наиболее коротким путем выявления основания его активности: различных мотиваторов, личностных диспозиций, интересов, направленности личности. Связан опрос с аргументированным объяснением человеком причины своего поступка, со словесным обоснованием своего поведения, т. е. с мотивировкой. Однако беда в том, что часто мотивировка и мотив не совпадают или совпадают лишь частично.

Например, при добровольном выборе занятий основным аргументом для большинства людей является то, что выбранное занятие им нравится. Почему именно это занятие?

Во-вторых, побудительная причина может быть преднамеренно искажена человеком, для того чтобы не выглядеть в глазах других или в своих собственных безответственным и т.д.

Метод анкетирования целесообразно сочетать с методом беседы для уточнения структуры мотива. Особенно важно это делать при изучении мотивов у детей. Л П. Кичатинов, например, создавал проблемную ситуацию исключением мотива (мотиватора) или заменой его другим при условии сохранения избранного дела: Ты хочешь гулять с мамой и папой, потому что они покупают тебе мороженое. А если мороженого не будет, ты пойдешь с ними гулять? Пойдешь. Почему?

Этот метод изучения мотивов связан с областью исследований в соц психологии, названной каузальной атрибуцией, что означает интерпретацию субъектом мотивов поведения других людей.

Джоунс и Дэвис в своей модели каузальной атрибуции - модели соответственного вывода <от действий к диспозициям>.

Основное предположение авторов состоит в том, что для атрибуции намерений действие может быть информативно в той степени, в какой оно рассматривается в контексте выбора и отражает выбор одной из многих альтернатив. Если у человека был выбор из нескольких вариантов и он остановился на одном из них, то можно пытаться понять основания выбора, которые и будут причиной поступка. Предположим, что инженер выбирает себе место работы; у него три варианта - заводы А, Б и В. Перечислим возможные причины выбора места работы: 1) большая зарплата; 2) перспективы быстрого роста… Если поступок социально желателен (например, с точки зрения какой-либо группы), то в таком случае его причиной может быть не какая-то особенность личности, а ситуация, внешние обстоятельства (желание соответствовать требованиям группы).

Анализируя модель Джоунса и Дэвиса, можно заметить ее определенную ограниченность. Например, если некто на наших глазах переходит дорогу в неположенном месте, подвергаясь опасности быть сбитым машиной, то, используя модель соответственного вывода, ничего нельзя сказать о конкретном побуждении, ответственном за это поведение. Модель не дает возможности обнаружить пр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.083 с.)